Древние надписи на стенах пещер


Пещерная живопись — Википедия

Современная реконструкция творческого процесса доисторических живописцев

Пещерная живопись (часто называют наскальной живописью) — изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита, один из видов первобытного искусства. Большинство подобных объектов найдено в Европе, так как именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз на острове Калимантан в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи. Лишь в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино-Санс де Саутуола, вместе со своей девятилетней дочкой, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей. Не имевшая аналогов находка потрясла исследователя и сподвигла его на пристальное её изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Пещерная живопись являлась объектом большого интереса со стороны ученых мира с момента её открытия в XIX веке. Первые находки были сделаны в Испании, однако впоследствии наскальные рисунки были открыты в разных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии, а также в Северной и Южной Америке. Наскальные рисунки являются источником ценной информации для множества научных дисциплин, связанных с изучением древности — от антропологии до зоологии. Присутствие наскальных рисунков является не просто признаком стоянки первобытных людей, но и существования у данного первобытного сообщества культуры, а возраст рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита её экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой. Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Фауна и первобытные люди Северной Африки времён неолита. Пещера Зверей, Египет

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают представление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Датировка

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты[1]. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки[2]. Также возраст рисунков возможно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н. э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной[3].

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы.

Пещерная живопись эпохи палеолита состояла из линий и посвящалась в основном животным. Со временем пещерная живопись эволюционировала по мере развития первобытных общин; в живописи эпох мезолита и неолита встречаются как животные, так и отпечатки рук и изображения людей, их взаимодействия с животными и друг с другом, а также божествами первобытных культов, их обряды. Заметную долю рисунков времён неолита составляют изображения копытных, таких как бизоны, олени, лоси и лошади, а также мамонтов; большую долю также составляют отпечатки рук. Животные нередко изображались ранеными, с торчащими из них стрелами. Более поздние наскальные рисунки изображают также одомашненных животных и другие современные авторам сюжеты. Известны изображения кораблей мореплавателей древней Финикии, замеченные более примитивными общинами Иберийского полуострова.

Финикийский корабль в пещере Лаха Альта, Кадис, Испания

Пещерная живопись широко практиковалась первобытными обществами, промышлявшими охотой и собирательством и находивших укрытие в пещерах или живших рядом с ними. Образ жизни первобытных людей мало менялся на протяжении тысячелетий, в связи с чем как красители, так и сюжеты наскальных рисунков практически не изменялись и были общими для популяций людей, живших в тысячах километров друг от друга. Тем не менее, различия между пещерной живописью различных временных периодов и регионов существуют. Так, в пещерах Европы в основном изображены животные, в то время как африканские наскальные рисунки уделяют равное внимание как человеку, так и фауне. Техника создания рисунков также претерпевала определённые изменения; более поздняя живопись нередко является менее грубой и демонстрирует более высокий уровень развития культуры.

Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Южноафриканский исследователь Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс, опираясь на примеры племён, по сей день живущих охотой и собирательством, считает, что пещерная живопись — часть шаманских верований первобытных людей, и что рисунки создавались шаманами племён, входившими в состояние транса и запечатлевавшими свои видения, возможно, пытаясь таким образом заполучить некие особые силы.[4] Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков,[5] однако археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что по крайней мере часть из них сделана руками женщин.[6]

Канадский палеоантрополог Женевьева фон Петцингер из Университета Виктории с коллегами представили в книге «The First Signs» гипотезу о том, что геометрические узоры в пещерах представляли собой элементы единой коммуникационной системы, которую Homo sapiens для хранения и передачи информации: в примитивных картах или как памятки для запоминания важных мифов или обрядов[7].

Британские учёные из университетов Эдинбурга и Кента полагают, что изображения, которые обычно считают сценами охоты, на самом деле представляют из себя схемы расположения ярких созвездий во время важных событий, а древние люди уже в каменном веке знали о предварении равноденствий. Изображения из пещеры Ласко отражают факт падения на Землю крупного метеорита около 17 тыс. лет назад[8][9][10].

  1. Welsh, Liz; Welsh, Peter. Rock-art of the Southwest: a Visitor's Companion (англ.). — 1st. — Berkeley, Calif.: Wilderness Press (англ.)русск., 2000. — P. 62. — ISBN 0899972586.
  2. Valladas, Helene. Direct radiocarbon dating of prehistoric cave paintings by accelerator mass spectrometry (англ.) // Measurement Science and Technology (англ.)русск. : journal. — 2003. — 1 September (vol. 14, no. 9). — P. 1487—1492. — doi:10.1088/0957-0233/14/9/301.
  3. ↑ Первобытное искусство (неопр.). Архивировано 28 января 2010 года.
  4. Whitley, David S. Cave Paintings and the Human Spirit: The Origin of Creativity and Belief (англ.). — Prometheus, 2009. — P. 35. — ISBN 978-1-59102-636-5.
  5. Guthrie, R. Dale. Preface: Reassembling the Bones // The Nature of Paleolithic Art (неопр.). — Chicago [u.a.]: Univ. of Chicago Press (англ.)русск., 2005. — ISBN 978-0-226-31126-5.
  6. Hammond, Norman. [http://www.thetimes.co.uk/tto/life /courtsocial/article1818692.ece Cave painters' giveaway handprints at Pech-Merle] (11 сентября 2009). Дата обращения 31 декабря 2012.
  7. ↑ У пещерных европейцев нашли первую письменность, 2016
  8. Martin B. Sweatman, Alistair Coombs. Decoding European Palaeolithic Art: Extremely Ancient knowledge of Precession of the Equinoxes Архивная копия от 1 декабря 2018 на Wayback Machine // Athens Journal of History
  9. ↑ Prehistoric cave art reveals ancient use of complex astronomy, November 27, 2018
  10. ↑ В пещерной живописи нашли астрономический код, 28 ноября 2018

ru.wikipedia.org

9 древних пещер с наскальными рисунками

Есть что-то магически-притягательное и одновременно грустное в петроглифах. Имена талантливых художников древности и их истории мы никогда не узнаем. Все, что нам осталось, – наскальные рисунки, по которым можно попробовать представить жизнь наших далеких предков. Давайте заглянем в 9 знаменитых пещер с наскальными рисунками.

Пещера Альтамира

Открытую в 1879 году Марселино де Саутола пещеру Альтамира в Испании неспроста называют Сикстинской капеллой первобытного искусства. Приемы, которые были на вооружении у древних художников, импрессионисты начали использовать в своем творчестве только в 19 веке.

Живопись, обнаруженная дочерью археолога-любителя, наделала немало шума в ученом сообществе. Исследователя даже обвинили в фальсификации – никто не мог поверить, что такие талантливые рисунки создавались тысячелетия назад.

Картины выполнены реалистично, некоторые из них объемные – особого эффекта удалось достичь, используя естественный рельеф стен.

После открытия в пещере могли побывать все желающие. Из-за постоянных визитов туристов внутри изменилась температура, на рисунках появилась плесень. Сегодня пещера закрыта для посетителей, однако недалеко от нее находится Музей древней истории и археологии. Всего в 30 км от пещеры Альтамира можно познакомиться с копиями наскальных рисунков и любопытными находками археологов.

Пещера Ласко

В 1940 году группа подростков случайно обнаружила рядом с Монтильяком во Франции пещеру, вход в которую открыло упавшее во время грозы дерево. Она небольшая, но под сводами находятся тысячи рисунков. Некоторые из них древние художники начали наносить на стены еще в 18 веке до нашей эры.

Тут изображены люди, символы и животные в движении. Исследователи разделили пещеру на тематические зоны для удобства. Далеко за пределами Франции известны рисунки Зала быков, другое его название – Ротонда. Тут находится самый крупный наскальный рисунок, из всех обнаруженных – 5-метровый бык.

Как и Альтамира, Ласко закрыта для входа. Туристы могут заглянуть в ее копию, расположенную всего в 200 метрах от удивительного места. Внутри необычного музея в натуральную величину воссоздана часть пещеры – тут можно побывать в Зале Быков и Осевом проходе.

Пещера Шове

Еще одно место во Франции, где была обнаружена древняя живопись, – пещера Шове на юге страны. Если Ласко известна в первую очередь рисунками внушительных размеров, то Шове – самыми древними изображениями, когда-либо найденными людьми.

Под сводами находится более 300 рисунков, в том числе тут можно увидеть животных ледникового периода. Предполагают, что возраст некоторых картин – около 30 тысяч лет.

Пещера Нио

На юго-востоке Франции находится пещера Нио, о живописи внутри которой местные жители знали еще в 17 веке. Однако должного значения рисункам они не придавали, оставляя рядом многочисленные надписи.

В 1906 году капитан Моляр обнаружил внутри зал с изображениями животных, который позже получил название Черного салона.

Внутри можно увидеть бизонов, оленей и козлов. Ученые считают, что в древности тут проводили ритуалы для привлечения удачи на охоте. Для туристов рядом с Нио открыт Пиренейский парк доисторического искусства, где можно больше узнать об археологии.

Пещера Коске

Недалеко от Марселя расположена пещера Коске, попасть в которую могут только те, кто умеет хорошо плавать. Чтобы увидеть древние изображения, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, расположенному глубоко под водой. Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения зверей и птиц, обнаруженные внутри, были сделаны 29 тысяч лет назад.

Капова пещера (Шульган-Таш)

Шульган-Таш открыта зоологом Александром Рюминым в 1959 году. Он изучал летучих мышей и неожиданно обнаружил внутри наскальную живопись. Под сводами можно увидеть изображения лошадей, носорогов и даже мамонта с мамонтенком, которые были нарисованы 14 тысяч лет назад. Большинство изображений нанесено красной охрой. До этого открытия ученые считали, что наскальная живопись каменного века есть только в Западной Европе.

Пещера Куэва-де-лас-Манос

На юге Аргентины в 1941 году тоже обнаружили древнюю живопись. Тут находится не одна пещера, а целая серия, общая протяженность которых 160 км. Самая известная из них – Куэва-де-лас-Манос. Ее название переводится на русский как «пещера рук».

Внутри много изображений человеческих ладоней – наши предки делали на стенах отпечатки левыми руками. Кроме того, тут можно увидеть сцены охоты и древние надписи. Изображения сделаны от 9 до 13 тысяч лет назад.

Пещеры Нерха

Пещеры Нерха находятся в 5 км от одноименного города в Испании. Наскальные рисунки были открыты случайно подростками, как это ранее случилось и в пещере Ласко. Пятеро ребят отправились ловить летучих мышей, но случайно увидели отверстие в скале, заглянули внутрь и обнаружили коридор со сталагмитами и сталактитами. Находка заинтересовала ученых.

Пещера оказалась внушительных размеров – 35 484 квадратных метра, что равнозначно пяти футбольным полям. О том, что в ней обитали люди, свидетельствует множество находок: орудия, следы очага, керамика. Внизу расположены три зала. Зал привидений пугает гостей необычными звуками и странными очертаниями. Зал водопадов оборудовали под концертный зал, в нем могут одновременно расположиться 100 зрителей.

Тут выступали Монсеррат Кабалье, Майя Плисецкая и другие известные артисты. Вифлеемский зал поражает причудливыми колоннами со сталактитами и сталагмитами. Наскальные рисунки можно увидеть в Зале копий и Зале гор.

До открытия этой пещеры ученые предполагали, что самые древние рисунки находятся в пещере Шове. По последним исследованиям, наши далекие предки начали заниматься творчеством еще раньше, чем считала современная наука. Результаты радиоуглеродного анализа показали, что шесть изображений тюленей и морских котиков были сделаны предположительно 43 тысячи лет назад – соответственно, они еще старше наскальной живописи, обнаруженной в Шове. Однако выводы пока делать рано.

Пещера Магура

Магура — одна из самых знаменитых пещер в северо-западной части Болгарии, куда приезжают туристы, чтобы познакомиться с наскальной живописью.

Протяженность галерей составляет 3 км. Внутри нее, как и в пещерах Нерха, можно полюбоваться на сталактиты и сталагмиты.

В пещере обнаружено 700 рисунков вырезанных и написанных на ее стенах. Тут изображены танцующие женщины, мужчины во время охоты, животные, звезды, инструменты и растения. Одна из самых удивительных находок исследователей – солнечный календарь с точными данными на 366 дней.

Изображения во всех этих пещерах и способы нанесения рисунков совершенно разные. Тем не менее, есть и общие черты. Художники древности передавали с помощью творчества свое восприятие мира и делились взглядом на жизнь, только делали это не словами, а рисунками.

worldrockart.ru

Древние наскальные рисунки.

По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение существованию древнейших людей. Наскальные росписи превосходно сохраняются в течение многих тысячелетий. Есть несколько видов шедевров – пиктограммы, петроглифы, геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр Всемирного наследия.

Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, сражение, изображения солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем.

Наносились изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества использовалась кровь животных, охра, мел и даже гуано летучих мышей. Особый вид росписей – тесаные росписи, их выбивали в камне с помощью специального резца.

Многие пещеры недостаточно изучены и ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не нашедшая своих исследователей.

Ниже представлен небольшой экскурс в мир самых интереснейших пещер с доисторическими наскальными росписями.

Древние наскальные рисунки.

Пещера Магура (Magura Cave), Болгария

Болгария славится не только радушием жителей и непередаваемым колоритом курортов, но и пещерами. Одна из них, со звучным названием Магура, расположена к северу от Софии, недалеко от городка Белоградчик. Общая протяженность пещерных галерей более двух километров. Залы пещеры имеют колоссальные размеры, каждый из них — около 50 метров в ширину и 20 в высоту. Жемчужина пещеры – наскальная роспись, выполненная прямо на поверхности, покрытой гуано летучих мышей. Росписи многослойные, здесь представлен ряд картин времен палеолита, неолита, энеолита и бронзового века. На рисунках древних гомо сапиенс изображены фигурки танцующих поселянок, охотников, множество диковинных животных, созвездий. Так же представлено солнце, растения, орудия труда. Здесь начинается повествование о празднествах древней эпохи и о солнечном календаре, заверяют ученые.

Пещера Куэва-де-лас-Манос (Cueva de las Manos), Аргентина

Пещера с поэтичным названием Куэва-де-лас-Манос (с испанского – «Пещера множества рук») расположена в провинции Санта-Крус, ровно в ста милях от ближайшего населенного пункта – города Перито-Морено. Искусство наскальной росписи в зале 24 метра в длину и 10 метров в высоту датируется 13-9 тысячелетиями до нашей эры. Удивительная картина на известняке представляет собой объемное полотно, изукрашенное следами рук. Ученые выстроили теорию о том, как получились на диво четкие и ясные отпечатки ладоней. Доисторические люди брали специальный состав, затем набирали его в рот, и сквозь трубку с силой выдували на руку, приложенную к стене. Помимо этого, имеются стилизованные изображения человека, нанду, гуанако, кошек, геометрических фигур с орнаментами, процесса охоты и наблюдений за солнцем.

Скальные жилища Бхимбетка (Bhimbetka), Индия

Чарующая Индия предлагает туристам не только прелести восточных дворцов и обворожительных танцев. На севере центральной Индии есть огромные горные образования из обветрившегося песчаника со множеством пещер. В естественных укрытиях жили некогда древние люди. Около 500 жилищ со следами обитания человека сохранились в штате Мадхья-Прадеш. Индийцы нарекли скальные жилища именем Бхимбетка (от имени героя эпоса «Махабхараты»). Художества древних датированы здесь эпохой мезолита. Некоторые картины незначительны, а некоторые из сотен изображений очень типичные и яркие. 15 наскальных шедевров доступны для созерцания желающих. Главным образом, здесь изображены узорные орнаменты и сцены битв.

Национальный парк Серра-да-Капивара (Serra da Capivara), Бразилия

В национальном парке Серра-да-Капивара находят приют и редкие животные, и маститые ученые. А 50 тысяч лет назад здесь, в пещерах, нашли кров наши далекие предки. Предположительно, это древнейшая общность гоминидов в Южной Америке. Парк расположен поблизости от города Сан Раймондо Нонато, в центральной части штата Пиауи. Эксперты насчитали здесь более 300 археологических памятников. Основные сохранившиеся изображения датируются 25-22 тысячелетием до рождества Христова. Самое удивительное то, что на скалах нарисованы вымершие медведи и прочая палеофауна.

Пещерный комплекс Лаас-Гааль (Laas Gaal), Сомалиленд

От Сомали в Африке недавно отделилась республика Сомалиленд. Археологов в данной местности интересует пещерный комплекс Лаас-Гааль. Здесь представлены наскальные росписи времен 8-9 и 3 тысячелетия до нашей эры. На гранитных стенах величественных природных укрытий изображены сцены жизни и быта кочевого народа Африки: процесс выпаса скота, церемонии, игры с собаками. Местное население значения рисункам предков не придает, а пещеры использует, как и встарь, для убежища во время дождя. Многие из этюдов не изучены должным образом. В частности, возникают проблемы с хронологической привязкой шедевров арабско-эфиопской древней наскальной росписи.

Наскальные изображения Тадрарт-Акакус (Tadrart Acacus), Ливия

Недалеко от Сомали, в Ливии, также имеются наскальные росписи. Они гораздо более ранние, и датируются, чуть ли не 12-м тысячелетием до нашей эры. Последние из них нанесены уже после рождества Христова, в первом веке. Занимательно наблюдать, следуя за рисунками, как в этой области Сахары менялась фауна и флора. Сначала мы видим слонов, носорогов и фауну, характерную для довольно влажного климата. Также интересна четко прослеживаемая смена стилей жизни населения – от охоты до оседлого скотоводства, затем до кочевничества. Чтобы добраться до Тадрарт-Акакус, нужно пересечь пустыню к востоку от города Гат.

Пещера Шове (Chauvet Cave), Франция

В 1994 году на прогулке, случайно, Жан-Мари Шове открыл ставшую позже знаменитой пещеру. Ее назвали в честь спелеолога. В пещере Шове, кроме следов жизнедеятельности древних людей, были обнаружены сотни замечательных фресок. Самые удивительные и красивые из них изображают мамонтов. В 1995 году пещера стала государственным памятником, а в 1997 году здесь было введено 24-часовое наблюдение во избежание порчи великолепного наследия. Сегодня, чтобы бросить взгляд на бесподобное наскальное творчество кроманьонцев, нужно получать специальный допуск. Кроме мамонтов, полюбоваться есть на что, здесь на стенах есть и отпечатки рук, и пальцев представителей Ориньякской культуры (34-32 тыс. лет до н.э.)

Национальный парк Какаду, Австралия

На самом деле, к знаменитым попугаям Какаду название австралийского национального парка не имеет отношения. Просто европейцы неправильно произносили название племени Gaagudju. Эта народность сейчас вымерла, и некому поправить несведущих. В парке проживают аборигены, не менявшие уклад жизни со времен каменного века. В течение тысяч лет коренные австралийцы занимались наскальными росписями. Картины здесь рисовали уже 40 тысяч лет назад. Помимо религиозных сцен и охоты, здесь набросаны стилизованные рассказы в рисунках о полезных навыках (обучающие) и о волшебстве (развлекательные). Из животных изображены вымершие сумчатые тигры, сомы, баррамунди. Все чудеса плато Арнем-Ленд, Колпиньяк и южных холмов локализуются в 171 км от города Дарвин.

Пещера Альтамира (Altamira Cave), Испания

Оказывается, первые гомо сапиенсы добрались до Испании в 35 тысячелетии до Рождества Христова, это был ранний палеолит. Они и оставили диковинные наскальные росписи в пещере Альтамира. Художественные артефакты на стенах огромной пещеры датируются и 18-м и 13-м тысячелетием. В последний период интересны полихромные фигуры, своеобразное сочетание гравюры и живописи, приобретение реалистичных деталей. Знаменитые бизоны, олени и лошади, а точнее, их прекрасные изображения на стенах Альтамира частенько попадают в учебники для учащихся средних классов. Пещера Альтамира находится в регионе Кантабрии.

Пещера Ласко (Lascaux), Франция

Ласко – не просто пещера, а целый комплекс маленьких и больших пещерных залов, расположенных на юге Франции. Недалеко от пещер стоит легендарная деревенька Монтиньяк. Картины на стенах пещеры нарисованы 17 тысяч лет назад. И до сих пор они поражают удивительными формами, сродни современному искусству граффити. Ученые особенно ценят зал Быков и дворцовый зал Кошек. Что там оставили доисторические творцы, несложно догадаться. В 1998 году наскальные шедевры чуть было не уничтожила плесень, возникшая из-за неправильно смонтированной системы кондиционирования. И в 2008 году Ласко закрыли, чтобы сохранить более 2000 уникальных рисунков.

phototravelguide.ru

Наскальные рисунки древних людей - Мир наскальной живописи

Задолго до изобретения письменности люди начали искать способы передачи своего видения мира. Рассказывать о переживаниях, привлекать удачу в охоте, делиться сценами из жизни они стали с помощью петроглифов. Так называют наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: πέτρος — камень и γλυφή — резьба.

Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы). Исследования продолжаются и в наши дни, а уже обнаруженные петроглифы до сих пор хранят немало тайн.

Первые наскальные рисунки

Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.

Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.

О чем говорят наскальные рисунки

Изучение петроглифов помогает больше узнать о мире прошлого. Петроглифы – это древние наскальные изображения, уникальные источники информации для научных дисциплин от антропологии до зоологии. Наскальные рисунки первобытных людей говорят о тяге человека к творчеству. С их помощью ученые больше узнают о культуре и быте наших предков, а иногда даже знакомятся с историей местности, где были нанесены рисунки.

Одна из главных археологических достопримечательностей Северной Африки находится в Сахаре. В 1933 году на скалах и в пещерах в Тассилин-Аджере и Акакусе обнаружены петроглифы, которые помогли лучше узнать о прошлом пустыни. Как выяснилось, в эпоху неолита тут был совершенно другой климат и богатая экосистема. Наскальные изображения помогли установить примерные сроки появления новых видов животных – например, верблюдов.

Ученые сравнивают петроглифы с рассказами, с помощью которых древние художники передавали свое видение мира, делились новостями. Важно понимать, что это не рисунки с натуры, а сцены из жизни, переработанные сознанием человека, что они неразрывно связаны с верованиями и обрядами. Исследователи предполагают, что таким искусством наши предки пытались привлечь удачу перед охотой или рыбалкой, задобрить духов, предупредить соплеменников об опасности.

Чаще всего изображали животных: оленей, лошадей, кабанов, лисиц. С помощью наскальных рисунков можно познакомиться с видами, которые в наши дни уже не существуют, например, мамонтами и саблезубыми тиграми. Художники эпохи неолита делились сценами из повседневной жизни. Их мысли занимала охота, сражения и обряды. Примечательно, что чем древнее рисунки, тем тщательнее они выполнены. Поздние петроглифы аккуратностью исполнения не отличаются, нередко они даже не завершены. После изобретения бумаги необходимость высекать изображения отпала.

Техника выполнения и материалы

Каждый древнейший памятник живописи особенный. Способы нанесения рисунков, инструменты и краски, выбранные для творчества объекты – все это серьезно различается.

Художники древности использовали для выдалбливания изображений твердые и острые предметы. Во время раскопок археологи находят разные инструменты. Например, на стоянке древних людей Ле Рок де Сер обнаружен каменный резец. Им делали прорези, в которые потом наносили специальную краску.

Древний человек постепенно оттачивал мастерство, пробуя все новые способы и техники. В эпоху палеолита начали использовать штриховку и комбинированную роспись.

Краска древнего человека – охра разных оттенков, марганцевая руда и древесный уголь. Древние художники также использовали мел. Самый, пожалуй, необычный компонент по современным меркам – гуано летучих мышей. Все ингредиенты тщательно растирали камнями, а затем к полученному порошку добавляли животный жир и тщательно перемешивали. Для хранения использовали полые части костей.

После того, как краску заливали внутрь, необычный тюбик «закрывали» – кости с двух сторон запечатывали с помощью затвердевшего жира. Наносили изображения острыми палочками с расщепленными концами. Прообраз современной кисти – кость, к которой прикреплен маленький кусочек шерсти. Обычно сначала выводили контур, а потом закрашивали изображение. Древние художники не останавливались на достигнутом, постоянно экспериментировали и изобретали все новые способы. Например, разбрызгивали краску через тростинку.

Художники древности не уделяли должного внимания композиции и пропорциям тела. Некоторые животные непропорционально большие по сравнению с другими, некоторые – напротив крошечные. Однако все это скорее особенность, чем недостаток. Наши предки нередко создавали детальные и мастерски выполненные объемные изображения, используя рельеф скал для большей выразительности. Воображению, таланту и изобретательности древнего человека можно только позавидовать.

Знаменитые наскальные рисунки

Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.

Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.

Быки пещеры Альтамира

В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.

Капова пещера

С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.

   
   

Петроглифы — писаницы или наскальные изображения

worldrockart.ru

Пещера Шове - забытые сны человечества

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов) развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства Абрамова З. А.: "Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода"
Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживащих доверия ссылок).

Надо ещё сказать, что в начале нынешнего года в системе пещер Нерха на юге Испании были найдены 6 загадочных рисунков, предположительно изображающих тюленей и (тоже предположительно) оставленных неандертальцами (!). Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Правда, пока официального научного подтверждения датировке рисунков из Нерхи нет.

fishki.net

Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция)

12 сентября 1940 года четверо французских подростков случайно наткнулись на узкое отверствие, образовавшееся после падения сосны, в которую попала молния. Они решили, что это выход из подземного хода, ведущего к находящимся неподалеку руинам замка, и надеялись отыскать там клад. Но когда они попали внутрь и увидели огромные рисунки на стенах, они поняли, что это не просто подземный ход, и сообщили о своей находке учителю. Так была открыта пещера Ласко.

Все стены пещеры были сплошь покрыты удивительными рисунками животных – быков, зубров, носорогов, лошадей, оленей, даже единорога, нарисованными охрой, сажей и мергелем (горная порода, вроде глины) и обведенными темными контурами. Часть рисунков были в натуральную величину!
Ученый А.Брейль провел в этой пещере несколько месяцев, делая всевозможные измерения и изучая первобытную живопись. Поначалу искусствоведы сомневались в подлинности рисунков, но тщательная экспертиза отвергла всяческие подозрения в подделке, и возраст изображений был оценен в 15 тысяч лет.

Очень скоро в пещеру Ласко стало приезжать множество туристов и вскоре ученые заметили, что рисунки начинают медленно разрушаться. Это происходило из-за избытка угликислого газа, который выдыхали люди, посещавшие пещеры. Вскоре в пещеру Ласко перестали пускать туристов и законсервировали ее, а рядом с ней была создана ее копия – Ласко II. Она представляет собой бетонное сооружение, внутри которого точно воспроизвели наскальные изображения выбранных частей Ласко.

Нам с Осей очень понравилось, что на официальном сайте можно совершить виртуальное путешествие по пещере. В некоторых местах можно остановиться, приблизить рисунок, рассмотреть его и прочитать о нем небольшой текст (русского языка на сайте нет, зато есть английский). Вот сайт: http://www.lascaux.culture.fr/#/en/02_00.xml

Фигуры зверей нарисованы преимущественно в профиль, в движении. Интересно, что когда в одной сцене скапливается сразу несколько животных, разного размера и разных цветов, и при этом нарисованны так, чтобы одна фигура накладывалась на другую, то создается ощущение мультфильма, если двигать окошко на сайте. Наверное, так же эффект будет, если двигаться рядом с этими рисунками с фонарем в руках, жалко, что мы не можем проверить :)

На стенах пещеры встречается одно единственное изображение человека: тут можно увидеть четыре фигуры, объединенные в одно композиционное пространство - пронзенный копьем бизон, лежащий человек, маленькая птичка и нечеткий силуэт удаляющегося носорога. Бизон стоит в профиль, но голова его повернута к зрителю. Человек изображен схематично, как на детских рисунках. Все нарисовано жирной черной линией и не заполнено цветом. Ученые до сих пор спорят, что именно изображено на этом рисунке: бизон убил человека, а насорог нанес смертельную рану бизону? Или все наоборот?

Я показала Осе вот такую картинку и рассказала о том, что краски тогда были минеральные. Основу черной краски составлял марганец, а красной — окись железа. Кусочки минералов растирали в порошок на каменных плитах, либо на костях животных, например — на лопатке зубра. Этот цветной порошок хранили в выдолбленных костях или кожаных мешочках, которые носили на поясе.

На этой картинке видно изображение огромного быка. Фигура правого быка - самый большой наскальный рисунок в мире, его длина 5.2 метра.
Чтобы было понятнее, что такое пять метров, мы отмерили это расстояние в квартире и прикинули, насколько огромный был бык.

Интересно, что в пещере Ласко находится изображение мифического животного - единорога:

А вот этот большой черный бык, длиной 3,71 метра, интересен тем, что его раскасили краской, распыленной через специальную трубочку:


Чем можно заняться, если ребенка заинтересовали эти рисунки:


- можно взять крафтовую бумагу, помять ее как следует (мы не сразу до этого догадались, но когда нам попался мятый кусок оберточной бумаги, Ося сам заметил, что получается фактурнее и поверхность напоминает поверхность камня) и повесить на стену, чтобы рисовать на ней запомнившиеся фигуры углем, сангиной или разноцветной пастелью. А можно красками, если ребенок не хочет пачкать руки. Главное, не забудьте застелить пол вокруг.

- А можно сделать натуральные краски - из глины и ягод, и раскрашивать ими животных. А потом отдельно углем сделать контур.

- А еще можно попробовать рисовать самодельными кистями. Предложите ребенку небольшую палочку, немного травы/стеблей цветов и нитку. Догадается ли он, что можно с ними сделать? А если от губки для мытья посуды отрезать верхний слой, то можно играть, что это шкура животного, которую древние люди использовали, чтобы закрасить большую площадь рисунка. Попробуем?

- Чтобы рисовать рисунки, можно расположиться просто на столе или на полу, а можно представить, что мы находимся в пещере и рисуем на ее стенах и сводах. Однажды, когда мы играли в первобытных людей, мы обклеили место под столом бумагой, и Ося оставлял наскальные изображения, лежа на спине.

- В этот раз мы развесили рисунки под письменным столом, потом Ося завалил вход в "пещеру" подушками от дивана, и мы играли, как будто это мы сами гуляем и неожиданно находим такое сокровище - пещеру с наскальными древними рисунками. Вечером, когда уже стемнело, мы погасили свет и залезали в пещеру с фонариками и свечками и рассматривали изображения на стенах.

А это голова гигантского быка. Ося нарисовал его целиком на длинном листе бумаги и мы повесили его на потолок, чтобы можно было лежа на полу в пещере, смотреть на самый большой в мире наскальный рисунок.

povod-poigrat.livejournal.com

Древние рисунки на стенах пещер: какую историю они рассказывают

Интересные и живописные послания из прошлого — рисунки на стенах пещер, возраст которых составляет до 40 тысяч лет — очаровывают современных людей своей лаконичностью.

Чем они были для людей древности? Если они служили только для украшения стен, тогда почему их выполняли в отдалённых уголках пещер, в тех местах, в которых, скорее всего, не жили?

Самые древние из найденных рисунков были выполнены около 40 тысяч лет назад, другие — младше на несколько десятков тысяч лет. Интересно то, что в разных уголках мира изображения на стенах пещер очень похожи — в те времена люди изображали в основном копытных и других животных, которые были распространены в их местности.

Популярным было также изображение рук: члены общины прикладывали ладони к стене и обрисовывали их. Такие картины действительно вдохновляют: прижав ладонь к такому изображению, человек может почувствовать, будто образовал мостик между современной цивилизацией и древностью!

Ниже предлагаем вашему вниманию интересные изображения, выполненные древними людьми из разных уголков света на стенах пещер.

Известковая пещера Петтакере, Индонезия

Пещера Петтакере в 12 километрах от города Марош. На входе в пещеру на потолке есть белые и красные контуры рук — всего 26 изображений. Возраст рисунков — около 35 тысяч лет. Фото: Cahyo Ramadhani/wikipedia.org

Пещера Шове, юг Франции

 

Изображения, возраст которых составляет около 32—34 тысяч лет, размещены на стенах известковой пещеры близ города Валон-пон-д'Арк. Всего в пещере, которая была открыта только в 1994 году, насчитывается 300 рисунков, которые поражают своей живописностью. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Одно из самых известных изображений из пещеры Шове. Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Фото: JEFF PACHOUD/AFP/Getty Images

Пещера Эль-Кастильо, Испания

Эль-Кастильо содержит одни из древнейших образцов пещерной живописи в мире. Возраст изображений — не менее 40 800 лет.
 

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Пещера Коваланас, Испания

Уникальную пещеру Коваланас населяли люди менее 45 тысяч лет назад!
 

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Фото: cuevas.culturadecantabria.com

Стены пещер, расположенных возле Коваланас и Эль-Кастильо, также украшены многочисленными рисунками, выполненными людьми тысячи лет назад. Однако эти пещеры не так известны. Среди них — Лас Монедас, Эль Пэндо, Чуфин, Орнос де ла Пена, Кулальвера.
 

 

Пещера Ласко, Франция

Комплекс пещер Ласко на юго-западе Франции случайно открыл в 1940 году местный житель, 18-летний парень по имени Марсель Равид. Огромное количество рисунков на стенах, которые сохранились на удивление хорошо, дают этому комплексу пещер право претендовать на звание одной из самых больших галерей древнего мира. Возраст изображений — около 17,3 тысяч лет.
 

Фото: PIERRE ANDRIEU/AFP/Getty Images

Фото: DeAgostini/Getty Images

Фото: PIERRE ANDRIEU/AFP/Getty Images

Фото: Alinari/Alinari Archives, Florence/Alinari via Getty Images

Фото: Sissie Brimberg/National Geographic/Getty Images

Пещера Альтамира, Испания

 

Фото: LIFE Picture Collection/Getty Images

Изображение бизона. Рисунки в пещере Альтамира относятся к периоду 35—11 тысяч лет до нашей эры. Фото: Universal History Archive/UIG via Getty images

www.epochtimes.com.ua

Загадочные наскальные рисунки | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 13 октября 2014

Наскальные изображения  каньона Лошадиная Подкова, штат Юта, США.

Подобные древнейшие исторические памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а  разбросаны по всей планете. Петроглифы были найдены не одновременно, иногда открытия различных рисунков разделяют значи­тельные промежутки времени.

Временами на одних и тех же скалах ученые находят рисунки из разных тысячелетий. Прослеживаются черты сходства самых разных наскальных рисунков, так что создается впечатление, будто в древности существовала единая пракультура и связанные с ней универсальные знания. Так, многие фигуры на рисунках имеют  одинаковые черты, хотя их авторы ничего не знали друг о друге - их разделяло громадное расстояние и время. Однако  сходство  в изображениях носит систематический характер: в частности, головы богов всегда излучают свет. Несмотря на то, что наскальные рисунки изучаются уже около 200 лет, они до сих пор остаются загадкой.

Есть мнение, что первыми изображениями загадочных существ были наскальные рисунки на горе Хунань, Китай (рисунок выше).  Им около 47 000 лет. Эти рисунки предположительно изображают ранние контакты с неизвестными существами, возможно, гостями из внеземных цивилизаций.

Эти рисунки были найдены на территории Национального парка под названием Сера-Да-Капивара в Бразилии. Эксперты утверждают, что картины были созданы около двадцати девяти тысяч лет назад:

Интересные наскальные рисунки возрастом более 10000 лет, были недавно обнаружены в штате Чхаттисгарх, Индия:

Это наскальное изображение  датируется приблизительно 10 000 годом до нашей эры, и находится в долине Валь-Камоника, Италия. Нарисованные фигуры похожи на два существа, на которых надеты защитные костюмы, а их головы излучают свет. В руках они держат странные приспособления:

В качестве следующего примера можно привести наскальное изображение светящегося человека, которое находится в 18 км к западу от города Навои (Узбекистан). При этом сияющая фигура  восседает на троне, а у стоящих вблизи нее фигур на лицах надето нечто похожее на защитные маски. У стоящего на коленях человека в нижней части рисунка подобного приспособления нет — он находится на значительном расстоянии от све­тящейся фигуры и, видимо, не нуждается в подобной защите.

Тассилин-Адджер (Плато рек) – крупнейший памятник наскального искусства Сахары. Плато расположено в юго-восточной части Алжира. Самые древние петроглифы Тассилин-Адджер датируются 7 тысячелетием до нашей эры. А самые поздние – VII веком нашей эры. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 г:

Изображение, относящееся приблизительно к 600 г. до нашей эры, из Тассилин-Адджер. На рисунке существо с разными глазами, странной прической «из лепестков» и бесформенной фигурой. Похожих «богов» в пещерах было найдено более сотни:

Эти фрески, найденные в пустыне Сахара, – изображают человекоподобное существо в скафандре. Фрескам – 5 тысяч лет:

Австралия изолирована от остальных континентов. Однако на плато Кимберли (северо-запад Австралии) расположены целые галереи петроглифов. И здесь присутствуют все те же мотивы: боги со схожими лицами и с ореолом лучей вокруг головы. Рисунки были впервые обнаружены в 1891 году:

Это изображения Вандины, богини неба, в ореоле сияющих лучей.

Наскальное изображение в Пуэрта-дель-Каньон, Аргентина:

Каньон Сего, штат Юта, США. Самые древние петроглифы появились здесь более чем 8 000 лет назад:

"Скала-газета" там же, в Юте:

"Пришелец", Аризона, США:

Калифорния, США:

Изображение "пришельца". Калбак-Таш, Алтай, Россия:

"Человек-солнце" из Каракольской долины, Алтай:

Ещё один из множества петроглифов  итальянской долины Валь-Камоника в Южных Альпах:

Наскальные рисунки Гобустана, Азербайджан. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад:

Древние наскальные рисунки в Нигере:

Онежские петроглифы на мысе Бесов Нос, Россия. Самый известный из онежских петроглифов — Бес, его длина два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу:

Петроглифы Тамгалы, Казахстан. Наскальные рисунки изобилуют самыми разными сюжетами и самые распространённые из них изображают божественных солнцеголовых существ:

Скала Белого Шамана в Нижнем Каньоне, Техас. Возраст этого семиметрового изображения по мнению экспертов составляет более четырех тысяч лет. Считается, что Белый Шаман скрывает тайны древнего исчезнувшего культа:

Наскальные изображения гигантских людей из Южной Африки:

Мексика. Веракрус, Лас-Пальмас: наскальные рисунки с изображением существ в скафандрах:

Наскальные рисунки в долине реки Пегтымель, Чукотка, Россия:

Боги-близнецы сражаются на боевых топорах. Один из петроглифов, найденных в Танумсхеде, западная Швеция (рисунки окрашены в красный цвет уже в современный период):

Среди петроглифов на скальном массиве Литслебю доминирует гигантское (рост 2,3 м) изображение бога с копьем (возможно, Один): 

Ущелье Сармыш-сай, Узбекистан. В ущелье были найдены многочисленные древние наскальные изображения людей в странных одеждах, часть из которых можно трактовать как изображения "древних астронавтов":

Наскальные рисунки индейцев хопи в штате Аризона, США, изображающие некие существа — качина. Хопи считали этих загадочных качина своими небесными учителями:

Кроме того, существует множество древних наскальных изображений то ли солярных символов, то ли каких-то предметов, напоминающих летательные аппараты. 

Наскальные рисунки пещеры  Сан-Антонио, Техас, США.

Этот древний наскальный рисунок, обнаруженный в Австралии, изображают нечто очень похожее на корабль космических пришельцев. В то же время, изображение вполне может означать нечто вполне объяснимое.

Что-то, напоминающее взлетающую ракету. Калбыш Таш, Алтай.

Петроглиф с изображением НЛО. Боливия.

НЛО из пещеры в Чхаттисгарх, Индия

Петроглифы Онежского озера изображают  космические, солярные и лунные знаки: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами, в которых современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того — телевизор.

Наскальный рисунок, Аризона, США

Петроглифы Панамы

Калифорния, США

Наскальные рисунки гуанчей, Канарские острова

Древние изображения  мистического символа спирали встречаются повсюду в мире. Эти наскальные рисунки когда-то были созданы индейцами в каньоне Чако, штат Нью-Мексико, США.

Наскальный рисунок, Штат Невада, США

Один из рисунков, обнаруженных в пещере острова Юности, у берегов Кубы. В нём можно обнаружить большое  сходство со строением Солнечной системы, где имеется изображение восьми планет с их наиболее крупными спутниками.

Эти петроглифы находятся в Пакистане, в долине реки Инд:

Некогда в этих местах существовала высокоразвитая индская цивилизация. Именно от нее остались эти древние изображения, высеченные на камнях. Присмотритесь — не кажется ли вам, что это загадочные виманы — летающие колесницы из древнеиндийских мифов? 

www.spletnik.ru

Пещеры Франции с наскальной живописью

Франция может похвастаться богатыми традициями в истории и культуре с древнейших времен. На территории этой страны сделаны археологические открытия, перевернувшие представления научного мира о жизни человека в каменный век. Один из главных источников информации для ученых – наскальная живопись, обнаруженная в разных уголках этого государства.

Пещера Ласко

Великое археологическое открытие произошло случайно в 1940 году в пещере недалеко от Монтиньяка, расположенной в юго-западной части Франции. Во время грозы упало дерево, которое приоткрыло вход в пещеру группе любопытных подростков. Юноши обнаружили внутри наскальные рисунки, многие из которых сохранились идеально.

Пещера Ласко небольшая – длина проходов составляет всего 250 метров. Однако тут расположены тысячи изображений, выполненных минеральными красками черного, желтого и красного цветов. Под сводами пещеры можно увидеть людей, символы и животных – их тут больше всего. Лошади, олени, бизоны, носороги изображены в движении. Ученые разделили пещеру на тематические залы.

Широкую известность получил Зал быков. Другое его название – Ротонда. Размер одного из четырех изображенных в этом зале быков – более пяти метров. На сегодняшний день это крупнейший из когда-либо обнаруженных наскальных рисунков.

Предполагают, что древняя живопись, найденная в пещере Ласко, была сделана в 18-15 веках до нашей эры. Во время раскопок тут также обнаружены похожие на украшения предметы и костяные орудия.

С 1979 года Ласко внесена в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО. Вход для туристов закрыт уже более двадцати лет. Однако все желающие могут побывать в ее копии и познакомиться с живописью легендарного Зала Быков и Осевого прохода – часть пещеры воссоздана в натуральную величину в 200 метрах от оригинала.

Пещера Коске

На побережье Средиземного моря недалеко от Марселя находится еще одно место, где можно увидеть рисунки, выполненные художниками древности. Необычную пещеру в 1985 году обнаружил дайвер Анри Коске, в честь которого и было названо это уникальное место.

В наши дни побывать внутри пещеры Коске под силу не каждому – вход располагается глубоко под водой. Каждому, кто хочет увидеть рисунки, придется преодолеть 137-метровый тоннель. Сам Анри Коске смог добраться до наскальной живописи только спустя шесть лет после открытия пещеры. В 1992 году тут погибли дайверы-любители, после чего вход ограничили. Погружаться в Коске рекомендуют только с опытным инструктором.

Большая часть рисунков, созданных примерно 29 тысяч лет назад, уничтожена морской водой. Самые древние – простые очертания, отпечатки ступней и ладоней. Позже были выполнены изображения животных и птиц. Примечательно, что тут можно увидеть тюленей, пингвинов и медуз.

Пещера Шове

Самые древние наскальные рисунки в мире обнаружены в пещере на юге Франции в 1994 году – их возраст около тридцати тысяч лет. Эта находка стала сенсацией в научном мире. Раньше ученые полагали, что искусство развивалось от примитивных форм к сложным. Однако более 300 изображений, найденных в пещере Шове, опровергли эту теорию.

По мнению исследователей, древний человек, который жил в тот период, был способен нарисовать простейшие вещи – например, линии или точки. Однако вопреки этому древние художники талантливо рисовали животных ледникового периода. Найденную тут живопись по праву считают одной из самых совершенных в эпоху палеолита.

Как и многие другие пещеры, Шове сегодня закрыта для посещения туристами. Однако побывать внутри можно, посмотрев фильм «Пещера забытых снов».

Пещера Нио

Еще одно скопление древних рисунков находится на юго-востоке Франции. Уже с семнадцатого века пещера Нио известна любопытным путешественникам и местным жителям. Им даже не приходило в голову, что изображения на стенах – уникальный образцы наскальной живописи, поэтому тут можно увидеть рядом с рисунками надписи.

Все изменилось в 1906 году, когда капитан Моляр решил составить подробный план этого места и открыл зал, который позже назвали Черным салоном. Этот зал – самый большой в пещере. Изображения животных расположены не беспорядочно, они сформированы в отдельные композиции. Древний художник необычным образом использовал естественное углубление пещеры. По форме оно напоминает голову оленя. Сверху дорисованы рога – получилось необычное объемное изображение.

Археологи продолжили изучение пещеры. В 1970 году обнаружен еще один зал – Ресо-Кластр. Внутри него можно увидеть наскальную живопись и отпечатки ног наших далеких предков. Предполагают, что они принадлежали детям не старше двенадцати лет.

Рисунки в Нио были нанесены в период 11500-10500 до нашей эры. Больше всего здесь изображений животных: козлов, оленей, бизонов. Вероятно, тут проводили обряды для привлечения удачи на охоте, так как на стенах много рисунков зверей, пронзенных стрелами.

Первые образцы древней живописи можно увидеть уже в 500 метрах от входа. Большая часть наскальных изображений находится в главном туннеле, протяженность которого 2 километра.

Для туристов рядом создан Пиренейский парк доисторического искусства, в котором можно познакомиться с образом жизни древнего человека и лучше понять выполненные им наскальные рисунки.

Исследование работ древних художников продолжается и в наши дни, многие из них так и не разгаданы. Губительное воздействие на древнюю живопись оказывает изменение температуры и влажности, поэтому вход во многие пещеры закрыт или ограничен, а рядом с ними открыты музеи для туристов.

worldrockart.ru

Где находили наскальные рисунки

Удивительно, что мы спустя много тысяч лет можем узнавать каким видели мир наши далекие предки через наскальные рисунки, которые находят в разных уголках планеты. Например, во Франции и Испании уже обнаружено около 340 пещер с наскальной живописью. Поскольку раньше не было точных методов определения возраста таких картин, ученые не верили предположительным очень большим возрастам находок. В настоящее время современные методы исследования позволяют утверждать, что нам известно произведение руки неандертальца, датируемое не менее 52000 г. до н.э. - красновато-оранжевое изображение быка в пещере Lubang Jeriji Saléh, расположеной в индонезийском Борнео! Ниже мы приводим список наиболее известных пещер и и скал, где находили наскальные рисунки в порядке увеличения их вораста.

1. Наскальная живопись в пещере Магура

  • Возраст рисунков: 6300 г. до н.э. - 3000 г. до н.э.
  • Расположение: Болгария
  • Что изображено: Силуэты животных, женщин, мужчин, охотящихся и танцующих, растения, солнце и звёзды
  • Открыт: Советом министров Болгарии

Пещера Магура в Болгарии является одной из крупнейших пещер в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, которые датируются примерно 8000-4000 лет назад. На стенах пещеры было обнаружено более 700 рисунков. Они расписаны экскрементами летучих мышей и изображают танцующих и охотящихся людей и различных животных.

Болгарские исследователи считают, что на стенах пещеры Магура  изображён солнечный календарь, состоящий из 366 дней.

2. Рисунки в пещерном комплексе Лаас Гааль

  • Возраст рисунков: 9000 г. до н.э. - 3000 г. до н.э.
  • Расположение: Сомали
  • Что изображено: Коровы в церимониальной одежде, жирафы, одомашненные собаки и люди
  • Открыт: французская археологическая команда

Laas Gaal - это комплекс скальных укрытий и пещер на северо-западе Сомали, в котором хранятся некоторые из самых ранних известных наскальных рисунков на африканском континенте. Они изображают коров в церимониальных одеждах с интересными лирообразными рогами, жирафов, одомашненных собак людей. Рисунки хорошо сохранили свои яркие цвета и четкие очертания, благодаря покрыты гранитными выступами.

3. Отпечатки рук в пещере Куэва де лас Манос

  • Возраст рисунков: 9500 г. до н.э. - 13000 г. до н.э.
  • Расположение: Аргентина
  • Что изображено: отпечатки человеческих рук
  • Обнаружено: европейскими поселенцами

В пещере Куэва-де-лас-Манос на юге Аргентины в провинции Санта-Крус найдены очень древние отпечатки человеческих рук, причем решили, что это левые руки мальчиков-подростков. Левые руки говорит о том, что художники держали инструменты для распыления правой рукой. 

Есть также в пещере сцены охоты на гуанако, страусов-нанду, кошачьих и других животных. 

4. Рисунки с скальных укрытиях Бхимбетка

  • Возраст рисунков: с 13 000 до н.э до 12 700 до н.э
  • Расположение: Индия
  • Что изображено: Животные, такие как тигр, бизон, кабан, носорог, обезьяны, слоны, ящерицы, антилопы, павлины
  • Открыт: археолог Вишну Ваканкар

Бхимбетка, расположенная в центральной Индии, содержит более 600 скальных укрытий, украшенных доисторическими наскальными рисунками. Картины, выполненные в белом и красном цветах, изредка с использованием желтого и зеленого цветов, в основном изображают сцены из жизни людей. В некоторых пещерах также встречаются такие животные, как тигры, бизоны, крокодилы и львы. Считается, что старейшим рисукам здесь около 12 000 лет. Наскальные рисунки имеют несколько слоев, которые принадлежат к различным временным эпохам от мезолита, верхнего палеолита до раннего исторического, праисторического и средневекового периодов. Считается, что самые древние сцены здесь относятся к эпохе мезолита. Захватывающие картины можно увидеть даже на потолке скальных укрытий на огромных высотах.

Растительный покров и густой лес защищали наскальную живопись от порчи природными капризами.

5. Наскальная живопись в Каповой пещере

  • Возраст рисунков: 14 000 г. до н.э. -  16 000 г. до н.э.
  • Расположение: Башкирия, Россия
  • Что изображено: мамонты, носороги
  • Открыт: зоолог Александр Рюмин

Капова пещера - одна из 3-х пещер в России, где обнаружены очень древние наскальные рисунки.  В это пещере около 200 избражений, выполнены они в основном красным цветом. Рисунки располагаются невысоко над землей, они крупные – от 50 сантиметров и больш, изображены на них по большей части животные - мамонты, носороги, бизоны. Также тут есть и изображения хижин, треугольников и лестницы.

6. Наскальные рисунки в пещере Ласко

  • Возраст рисунков: 17 000 лет
  • Расположение: Франция
  • Что изображено: олени, лошади и быки
  • Открыт: Марсель Равидат

Пещеры Ласко, получившие прозвище «доисторическая Сикстинская капелла», представляют собой пещерный комплекс на юго-западе Франции, украшенный самыми известными и впечатляющими наскальными рисунками во всем мире. Этим наскальным рисункам приблизительно 17 000 лет.

Многие из картин расположены далеко от входа и должны были быть сделаны с помощью свечей. Самая известная картина - Большой Зал Быков, в котором представлены олени, лошади и быки. Один из быков имеет длину 5 метров!

7. Рисунки в скальных укрытиях Серра-да-Капивара

  • Возраст рисунков: 23000 г. до н.э.
  • Расположение: Бразилия
  • Что изображено: Сцены охоты и ритуалов, животных и деревьев.
  • Открыт: археолог Ньеде Гидон

На северо-востоке Бразилии в национальном парке Серра-да-Капивара находится множество скальных укрытий, украшенных наскальными рисунками. Эти картины включают в себя пейзажи охоты и ритуалов, животных и деревья. Некоторые исследователи считают, что самые старые наскальные рисунки внутри парка были созданы 25 000 лет назад. Тем не менее, это оспаривается многими генетиками, поскольку противоречит принятой в настоящее время дате заселения людей в Северной и Южной Америке.

Человеческие фигуры и дикие животные доминируют в этом наскальном искусстве и интегрированы в сложные пейзажи, в которых участвуют сверхъестественные существа, охота, танцы, стычки и сексуальные действия. Художники изобразили животных, которые бродили по древним хвойным лесам: броненосец, благородный олень, ягуар, капивара, тапир, ящерица и, среди прочего, гигантская рея. Из них наиболее распространенным является красный олень. Иногда животное просто нарисовано в общих чертах, а иногда оно полностью заполнено или украшено внутри рядами точек или геометрических узоров. 

8. Наскальная живопись в пещере Альтамира

  • Возраст рисунков: 35 600 лет назад
  • Расположение: Испания
  • Что изображено: ладошки, бизоны и лошади
  • Открыт: Марселино Санс де Саутуола

На севере Испании в пещера Альтамира были найдены доисторические картины еще в 19 веке. Они были настолько высокого качества, что научное общество сомневалось в их подлинности и обвиняло своего первооткрывателя в фальсификации. Большинство людей не могли поверить, что первобытные  люди могли так хорошо рисовать. Только в 1902 году картины были признаны подлинными.  Охристые и угольные изображения отпечатков ладоней, бизонов и лошадей в пещере Альтамира являются одними из наиболее хорошо сохранившихся первобытных картин в мире.

www.arworld.ru

Петроглифы в России

С глубокой древности и по сегодняшний день прослеживается прочная связь искусства и человека. Подтверждением тому служат многочисленные наскальные рисунки, которые есть по всему свету. Даже в ту далекую эпоху, человек требовал моральной и духовной пищи, помимо физической. Стремление к прекрасному выливалось в самой причудливой наскальной живописи, которую по сей день находят ученые.

Древние люди хотели поделиться своей мудростью, поэтому выбрали наиболее понятную форму – рисунок. Сквозь тысячелетия петроглифы дошли к нам и поведали нам о том, как жили наши предки в те суровые времена.

Русские писаницы

Петроглифы в России часто называют писаницы, то есть расписанные камни, валуны и стены пещер. В отличие от европейских петроглифов, которые находят чаще всего в пещерах, писаницы в основном находят на открытой местности.

Огромное количество наскальных изображений расположены по всей России: Алтай, Урал, Якутия, Забайкалье, Карелия. Впервые писаницы обнаружили в начале XIX века, когда ученые минерологи проводили разведку полезных ископаемых.

По сегодняшний день открывают новые шедевры древних художников по всей территории РФ. Чаще всего их находят на берегу водоемов: озера Байкал, Онежское, река Выг, Белое море. Для нанесения наскальных рисунков выбирали укромные места (гроты, небольшие пещеры), которые были защищены от попадания атмосферных осадков. Такие места в древности часто имели сакральное значения, поэтому к рисункам постоянно приходили люди. Они проводили разные ритуальные обряды согласно своим первобытным верованиям.

Древние художники

Первобытные художники в качестве краски использовали оксиды железа или охру. В охру добавляли продукты животного происхождения – жир и кровь, что делало рисунки более долговечными и красочными. Оксиды железа использовали по причине доступности. Палитра цветов разнообразна, но наиболее популярным был красный.

Состав некоторых цветов до сих пор не раскрыт, поэтому остается лишь догадываться об ингредиентах.

Охра имеет хорошее свойство – хорошо впитываться в скальную породу. Именно поэтому до наших дней сохранилось так много петроглифов. Сцены быта, охоты, разные ритуальные действия – все это можно встретить на петроглифах России. Главными героями изображений выступали звери, рыбы, звезды, разные знаки, символы, птицы и люди.

Тематика рисунков очень разнообразна, некоторые даже изображают схематически звезды нашей солнечной системы. Возникает много вопросов, ведь высеченные небесные тела были обнаружены совсем недавно с помощью современной техники.

Список самых интересных мест с петроглифами в России

Утраченное мастерство

На некоторых наскальных рисунках можно четко увидеть, что в их создании использовался разный инструмент. Сколы, царапины, высеченные формы говорят о мастерстве первобытных людей, несмотря на столь почтенный возраст некоторых петроглифов. Техника рисования также вызывает уважение, ведь пропорции животных хорошо соблюдены, сохраняется реалистичность и прослеживается схожая стилистическая манера.

Изображения наносились на стены, как на уровне человеческого роста, так и под потолком. Это говорит о том, что древние люди пользовались примитивными лестницами-лесами.

Русские петроглифы могут много рассказать о жизни и культуре наших предков, главное услышать и понять древнее послание.

Фотографии

Щеглец — гранитный валун, один из самых известных камней Новгородской области. Солярные знаки прорисованы для наглядности белой гуашью:

Томская писаница, фрагмент наскального рисунка на берегу реки Томь:

Художественное творчество тагарской археологической культуры в Боярской писанице:

«Адам и Ева» — наскальные изображения, мыс Пери Нос:

Наскальные рисунки первобытного человека в Каповой пещере на территории национального заповедника «Шульган-Таш»:

Базальтовый валун с петроглифом недалеко от нанайского села Сикачи-Алян:

Фрагмент с антропоморфными и зооморфными изображениями на одном из камней в урочище Калбак-Таш:

Знаменитый петроглиф под названием «Бес». Находится на берегу Онежского озера, на мысе Бесов Нос. Христианский крест выбит местными монахами гораздо позже, дабы обезвредить «беса»:

Воин, стреляющий из лука, один из тысячи рисунков Сулекской писаницы:

Археологический памятник Шишкинские писаницы:

worldrockart.ru


Смотрите также