Холодный шов при бетонировании выполняют довольно часто при наличии определенных условий и необходимости. Так, в ходе реализации монолитных работ с использованием бетонного раствора заливку производят горизонтально слоями одинаковой толщины. Обычно укладку бетона осуществляют непрерывно, перекрывая слои до схватывания.
Когда же объемы работ слишком большие и бетонируют с перерывами, перекрытие уложенного раньше слоя следующим делают лишь после набора монолитом нужной прочности. В таком случае актуально выполнение холодных швов в зонах соприкосновения уложенных в разное время слоев. Этот шов еще называют рабочим и при условии соблюдения технологии его создания, а также при наличии прямой необходимости такой вариант позволяет сохранить прочность бетона и основные характеристики конструкции.
Рабочий шов бетонирования чаще всего делают там, где сложно или невозможно осуществлять заливку непрерывно: обычно это большие площади, требующие временных и трудозатрат на монтаж опалубки и арматурного каркаса. Продолжительность укладки бетона всегда ограничивается временем начала схватывания смеси в уложенном ранее слое.
Оптимальное время перекрытия слоев определяют в условиях строительной лаборатории, точный показатель зависит от погодных условий, специфики цемента, температуры и влажности окружающей среды. Если строительная смесь укладывается с перерывами, возобновлять работы можно лишь при наборе слоем прочности более 1.5 МПа с выполнением рабочих швов при бетонировании. Данная технология актуальна как в частном, так и в промышленном строительстве.
По своей сути рабочий шов – это всегда ослабленное место, но если сделать все правильно и в соответствии с требованиями СНиП, то такое решение поможет избежать проблем с нарушением целостности конструкции и понижением прочности из-за неодновременной заливки.
Благодаря устройству рабочего шва удается добиться максимальных характеристик бетона, снизить деформационные нагрузки, правильно уменьшить площади заливаемых участков. Технология заливки бетона не предполагает возможности заливки смеси слоями без проведения дополнительных мероприятий для обеспечения прочности и надежности.
Технология заливки монолита предполагает использование двух методов – непрерывной заливки раствора и укладки картами в виде отдельных блоков. Предпочтительный вариант – использование первого способа, обеспечивающего лучшие условия схватывания и твердения бетона.
Такая укладка предполагает пластичность нижнего слоя в момент заливки верхнего, что гарантирует хорошую адгезию, равномерный набор прочности и монолитность. Но реализовать метод удается далеко не всегда.
Основные причины заливки бетона с выполнением холодных швов:В случаях, когда избежать этого невозможно, швы бетонирования и места их расположения продумывают заранее. Желательно избегать возможности появления спонтанных швов, а заранее согласовывать их с проектировщиком, делать в соответствии с технологическими перерывами, соблюдать технологию. Запрещено выполнение таких стыков в конструкциях, где есть растягивающие усилия.
В чертежах холодный шов бетонирования обозначается выноской с его названием и указанием точных размеров от осей конструкции, здания. Кроме технологических, часто в конструкции делают деформационные швы, основная задача которых – компенсировать усадочные и температурные перемещения монолита бетона.
В получившийся зазор монтируют изоляционные полосы, специальные рейки либо шнуры. Эти стыки также обязательно выносятся на проектный чертеж с обозначением.
Избежать основных минусов обустройства холодных швов можно в случае учета их в проекте и правильного выполнения. Когда же устройство швов не предполагалось, но они получились спонтанно, могут появляться существенные проблемы.
Основные минусы холодных швов:В зоне стыка на поверхности бетона появляется точка внутренних напряжений с преобладанием растягивающих усилий. Бетон прекрасно работает на сжатие, а вот другие виды нагрузок выдерживает не так легко. Область шва деформируется постепенно, повышая риски разрушения всего здания или конструкции.
Ситуация становится еще более серьезной, если в холодные швы попадает вода. Она вымывает компоненты камня, ускоряет разрушение материала. Особенно это опасно в случаях, когда фундаментный монолит заглублен в почву, также есть риски для резервуаров, гидротехнических сооружений. Агрессивные вещества из грунта провоцируют химическую коррозию бетона.
Если холодные швы не предусмотреть в проекте или сделать не по технологии, попавшая вовнутрь вода также будет способствовать механическому повреждению монолита зимой за счет попеременных замораживания и оттаивания.
Нормы и правила выполнения холодных швов бетонирования прописываются в соответствующих документах. Основное требование такое: независимо от условий, шов не должен стать зоной концентрации напряжения. Расположение стыка должно быть выполнено перпендикулярно оси колонн, балок, любой плиты, других бетонируемых элементов/конструкций.
Когда и где можно делать холодные швы:Идеальный вариант – это когда холодный шов совпадает с положением минимальной (нулевой) поперечной силы в конструкции монолита. Такое место находят при выполнении специальных расчетов (в эпюре сил поперечного типа).
При проведении расчетов вручную находят место пересечения эпюрой горизонтали (именно тут поперечная сила обычно стремится к нулю). При проведении расчетов с применением программ анализируют эпюры поперечных сил либо их цветных схем (так более наглядно).
На всех схемах и чертежах стык слоев бетона обозначают пунктиром. Чтобы более четко определить, делают выноску с названием «рабочий шов бетонирования». Схемы, указанные в чертежах, должны быть четко выполнены, изменять положение стыков запрещено. Все рекомендации и нормы указаны в СНиП 3.03.01-87.
Холодный шов должен быть выполнен так, чтобы обеспечивать максимально плотное прилегание и качественное сцепление слоев бетона. В качестве препятствия могут выступать разные загрязнения, вода, которые обязательно удаляются. Но в данном случае недостаточно просто очистить поверхность – цементную пленку, которая ухудшает адгезию между слоями, разрушают.
Методы разрушения цементной пленки между старым и новым слоями:Дополнительно на поверхности шва могут наносить насечки, покрывать клеевыми, битумными, полимерными мастиками, повышающими сцепление между уже схватившимся и последующим слоями в разы. На зону соединения укладывается арматурная упрочняющая сетка с мелкими ячейками, хорошо показало себя применение оцинкованных шпонок с 2 рабочими поверхностями.
Этапы выполнения холодного шва:В случае обустройства изоляционных, температурных, конструкционных, усадочных швов герметизации стыков уделяют особое внимание. Для этого применяют гернитовые, бентонитовые шнуры, набухающие профили, способные компенсировать подвижки бетонных монолитов и исключить возможность попадания влаги.
Надежность и целостность конструкции в процессе бетонирования с выполнением швов напрямую зависит от правильности выбора места расположения стыков, качества адгезии слоев. Часто для повышения сцепления предыдущий слой делают неровным, обрабатывают определенным образом затвердевший монолит.
Обязательно очищают арматуру. Растворы, залитые в разных слоях, должны демонстрировать идентичные показатели и характеристики, основными из которых являются прочность и несущая способность.
Холодный шов обустраивается с обязательными мероприятиями по гидроизоляции. Правильно выполненная защита позволит исключить возможность попадания в шов воды, улучшит свойства монолита. Для качественной гидроизоляции применяют инъектирование, специальные смеси, набухающие шнуры и гидрошпонки.
Сначала твердый бетонный монолит шлифуют алмазными дисками, качественно очищают, потом закладывают вовнутрь шнур или заполняют мастикой. Основная задача в таком случае – качественная защита краев от попадания влаги.
Хорошо себя показали гигроскопичные материалы – неопрен, каучук, пористая резина и любые вещества, способные тянуться. Современный рынок предлагает большой выбор герметиков, подходящих для реализации задачи.
Методы выполнения гидроизоляции холодных швов:Чтобы обеспечить прочность и долговечность конструкции или здания, необходимо соблюдать технологию заливки. И при больших объемах, наличии перерывов в работе обустройство холодных швов нужно внести в проект и выполнить правильно, что обеспечит наилучшие технические характеристики готового монолита.
1beton.info
При создании бетонных элементов оптимальной является укладка смеси на полный объём установленной опалубки. Однако существует технология, которая позволяет производить укладку бетонной смеси послойно. При этом наполнение опалубочного ограждения наполняют следующим слоем до схватывания предыдущего. При таком рабочем режиме прочность бетонного монолита не снижается.
Внимание! Если бетонирование в объёме одной опалубочной формы ведётся с длительными перерывами, которые приводят к застыванию предыдущего слоя, то закладка следующего должна же вестись с соблюдением ряда особых технологических требований. Их цель – снизить отрицательное влияние рабочего шва, находящегося между старым твёрдым и новым жидким бетоном, на прочность бетонного элемента.
Рабочие швы иначе называются холодными, строительными или швами бетонирования. Получение качественных рабочих швов требует знания тонкостей технологии бетонирования и жёсткого её выполнения.
Существует несколько причин образования швов бетонирования – организационного, конструктивного и технологического характера. Способы их преодоления:
Однако полностью избежать образования холодных швов очень сложно, особенно при строительстве конструктивно сложных сооружений, которые создаются по технологии отдельных связываемых блоков.
Швы бетонирования представляют собой ослабленное место в бетонной конструкции, поэтому их можно устраивать только на тех участках, где границы старого и нового бетона не оказывают отрицательного влияния на общую прочность конструкции.
Холодные швы можно устраивать при бетонировании:
Внимание! Рабочие швы бетонирования должны располагаться горизонтально, при этом выбор места их устройства должен производиться с учётом внешнего облика здания. Точное определение мест швов осуществляется с использованием проектной документации и СНиП.
Помимо регламентации мест расположения холодных швов существует ещё несколько правил, выполнение которых даёт возможность сохранить достаточную прочность конструкции со швами:
Внимание! Данная мера предосторожности позволит сохранить структуру старого слоя.
Совет! Применять в качестве замедлителя сульфитно-дрожжевую бражку допускается только в летний период года и не рекомендуется к использованию в остальные сезоны.
Существуют также иные типы швов, предусматриваемые проектной документацией и предназначенные для предотвращения критических напряжений в бетонных элементах. Такие швы называются температурными или деформационными – расширения, сжатия, коробления. Температурные швы нарезают алмазным диском по затвердевшему бетону. После предварительной подготовки швы заполняют эластичными компенсационными составами на различных основах. Роль компенсаторов могут выполнять резиновые шнуры, полимеры, мастики. Основное качество всех этих материалов – способность к лёгкому деформированию.
www.navigator-beton.ru
Во время объемного строительства, когда работы длятся несколько дней, возникают рабочие швы бетонирования. В этом понятии заключаются технологические особенности работы с бетоном. Швы в бетонных полах, в балках и стенах негативно сказываются на долговечности здания или конструкции, становятся причиной нарушения герметичности. Во избежание разрушения готового объекта важно правильное выполнение стыков.
В строительстве стен и колонн допускается формирование только горизонтальных швов в бетоне
При возведении крупных объектов, конструкций, габаритных перекрытий, заливку бетона невозможно провести за один раз. Работа растягивается на несколько дней либо в течение рабочего дня делаются перерывы. Если заливка опалубка проводится в несколько приемов, смесь застывает по мере ее добавления и между слоями раствора появляются границы — холодные швы.
Стыки в бетоне считаются слабым местом возводимого объекта. Чтобы предупредить дальнейшее разрушение, эти границы подвергают специальной обработке. При заливке раствора нужно брать во внимание архитектурную специфику здания. Выделяют следующие виды стыков:
Формирование такого стыка поможет смеси высохнуть более равномерно.Формирование бетонных стыков происходит под воздействием следующих факторов:
Стык может сформироваться, если смесь не была залита в опалубку за один прием.Опалубку можно заполнить раствором постепенно. Новый слой наносят на уже затвердевший бетон, что снижает сцепление разных уровней. Такая конструкция отличается меньшей прочностью, чем монолиты без швов. Снижается устойчивость к влаге и морозу, ухудшается внешний вид сооружения. Это объясняется тем, что между границей и уровнями раствора преобразуется усадочное сжимающее напряжение. Во время засыхания смесь сжимается. В это время бетон подвержен негативному воздействию со стороны на растяжение и изгиб. Резкое ослабление сил растяжения провоцирует образование мелких трещин. Так шов становится менее прочным, чем остальная часть ЖБК.
В определенном месте колонны такой структурный элемент может быть.При появлении холодных стыков следует расшить соединения между слоями бетона по всей площади конструкции. Для заделки сформированных каналов используют гидроизоляцию и заливку герметиком.
Швы во время бетонирования допускаются после точного расчета. Важно учесть безопасность возводимого объекта. Рабочие стыки можно делать в тех местах, от которых не зависит прочность конструкции. К таким элементам относят:
Оптимальное устройство шва требует, чтобы его размещение совпало с расположением наименьшей поперечной силы в объекте. Эту область нельзя определить приблизительно. Ее вычисляют, определяется эпюра поперечных сил. При ручном расчете находится место, в котором эпюра пересекает горизонтальную плоскость. Это лучшее место для швов, так как здесь поперечные силы близки к нулю. Программные расчеты подразумевают использование наглядных схем для анализа.
С помощью пунктира такие элементы конструкции обозначаются на ее чертеже.На чертежах строящихся объектов заранее вычисленные холодные швы указываются пунктирными линиями. Для пояснения используют сноску «рабочий шов бетонирования». Изменять место стыков, пренебрегая чертежами и просчитанными схемами, запрещено. Соблюдение требований, прописанных в СНиПе 3.03.01—87, гарантирует получение крепкого и долговечного объекта.
Посмотреть «СНиП 3.03.01-87» или cкачать в PDF (775.5 KB)
К негативным сторонам холодных стыков бетонного раствора относят:
При наличии такого стыка в конструкции фундамента потолок подвала может начать мокнуть.При отсутствии необходимости оформлять рабочие швы нужно их избегать. Монолиты без стыков, плиты, стены, фундамент выдерживают большие нагрузки при усадке и в течение всего периода эксплуатации. Если проводится масштабная работа, прибегают к ступенчатой технике заливки бетона. Особенность в наложении нового слоя до того, как успеет схватиться предыдущий.
znaybeton.ru
При укладке бетона необходимо по возможности избегать образования рабочих швов. Однако сооружения из бетона и железобетона не могут быть созданы за один цикл работы. Поэтому изначально создаются отдельные секции бетонирования. При приостановлении процесса бетонирования на несколько часов в уложенную бетонную смесь можно добавлять замедлители схватывания. Если невозможно провести непрерывную укладку свежей бетонной смеси на еще не схватившийся и не затвердевший бетон, то между секциями бетонирования образуются рабочие швы. Для уменьшения отрицательного влияния рабочих швов на конструкцию необходимо соблюдать следующие требования.
Перед началом процесса бетонирования необходимо определить отдельные секции. Рабочие швы должны быть выполнены таким образом, чтобы воспринимать все возникающие в этом месте нагрузки и обеспечивать надежное сцепление старого и нового бетона.
Для отдельных часто используемых областей применения это означает следующее:
- рабочие швы должны располагаться перпендикулярно плоскости строительного элемента,
- рабочие швы должны быть выполнены таким образом, чтобы воспринимать возникающие нагрузки, например, от шероховатых и нескользких контактных поверхностей, при необходимости при профилировании или излучении,
- рабочие швы на поверхности декоративного бетона должны быть прямыми и иметь безупречный внешний вид,
- при бетонировании поверхность старого бетона должна быть матово-влажной,
- при необходимости удалить остатки воды струей чистого сжатого воздуха,
- использование вяжущего шлама (цементный клей или пластмасса) необходимо только в исключительных случаях. При этом необходимо учитывать, что бетонирование производится в свежий вяжущий шлам,
- строительные элементы, опалубка и арматура не должны быть загрязнены, например, частичками затвердевшего бетона,
- вдоль рабочих швов бетон должен быть тщательно уложен и уплотнен,
- бетон для заполнения горизонтальных швов не должен содержать крупных зерен (только 0/8 мм) и быть туго уплотнен, при необходимости добавить замедлитель или разжижитель,
- при создании горизонтальных швов в высоких строительных элементах (стены, стойки) бетон необходимо подавать по спускной трубе.
- сдерживать перепад температур между старым и новым слоем бетона путем сохранения тепла или охлаждения нового бетона.
При создании рабочих швов необходимо
выполнить следующие действия:
- для создания рабочих швов выполнить опалубку из досок, проволочной сетки или просечно-вытяжного листа,
- разграничить рабочие швы с помощью трапециевидной или трехгранной рейки,
- сделать поверхность бетона в зоне рабочего шва шероховатой,
- герметизировать рабочие швы в водонепроницаемых строительных элементах (например, с помощью ленты или металлической полосы для уплотнения швов, см. рис. 2),
- перед дальнейшим бетонированием удалить все загрязнения,
- опалубку из просечно-вытяжного листа не удалять, а забетонировать,
- свежий бетон промыть напорной струей воды,
- сделать поверхность затвердевшего бетона шероховатой (с помощью проволочной щетки, электромолотка, струйной обработки),
- перед бетонированием в течение нескольких дней увлажнять старый и сухой бетон,
- избегать образования рабочих швов в зонах, подверженных повышенной нагрузке (например, тесно прилегающая арматура, высокие механически нагрузки, сильное химическое воздействие).
Решающим при определении вида рабочих швов в строительном элементе или между строительными элементами является область применения бетона (сооружения из декоративного бетона, водонепроницаемые сооружения и другие строительные элементы, подвергаемые особой нагрузке).
При укладке бетона нельзя избежать образования рабочих швов между фундаментом и колоннами (рис. 1). Необходимо снять точные размеры выступающей из фундамента части соединительной арматуры (если это необходимо) и зафиксировать ее от смещения во время бетонирования (например, с помощью досок). Соединительная арматура должна располагаться рядом с продольной арматурой колонны, а не перед ней и не позади ее.
Рис. 1: Рабочие швы между фундаментом и колонной |
a) окантовка в наружной стене с просечно-вытяжным листом > 10 см глубиной, только при ограниченном переде давления hp/dB
b) сквозные рабочие швы с лентой для уплотнения с наружной стороны
c) рабочий шов без цоколя с лентой для уплотнения с наружной стороны в толстых выступающих фундаментных плитах
d) цоколь стены с наружной опалубкой и просечно-вытяжным листом на внутренней арматуре с лентой для уплотнения с наружной стороны
e) рабочий шов без цоколя и без верхней сквозной арматуры с лентой или металлической полосой для уплотнения в середине стены
f) цоколь стены с металлической полосой или лентой для уплотнения в середине цоколя ho ho: наивысший уровень воды поверх рабочего шва de: толщина строительного элемента в зоне рабочего шва
Рис. 2: Рабочие швы между фундаментной плитой и стеной при способе гидроизоляции «белая ванна». На рисунке представлены уплотнения швов с помощью ленты или металлической полосы для выдерживания нагрузки грунтовой или скапливающейся просачивающейся воды.
Из-за забетонированных отходов лесоматериалов, листвы или других предметов, а также из-за расслаивающегося бетона в цоколе колонны легко могут образовываться пустоты. В таком случае они сильно отражаются на несущей способности и водонепроницаемости конструкции.
Перед началом бетонирования опалубка должна быть очищена от загрязнений. При более длительном перерыве в бетонировании на цоколе колонн и стен необходимо предусмотреть отверстия для чистки.
При укладке в опалубку для бетонирования колонн или стен бетон не
должен расслаиваться. Расслоения бетона можно избежать, например, используя спускные трубы, заканчивающиеся непосредственно над местом укладки.
Рабочие швы между фундаментом и стеной (рис. 2) в водонепроницаемых сооружениях должны быть выполнены особенно тщательным образом. Типовая конструкция должна представлять собой дополнительное фиксирование для рабочих швов. Это может осуществляться, например, путем удлинения водного пути в рабочем шве.
В рабочем шве между фундаментной плитой и стеной отсутствуют какие-либо движения. В случае, когда новый бетон плотно соединяется со старым бетоном, путем прижимного усилия создается герметичный шов. Однако сделать такой шов достаточно сложно. На это есть несколько причин:
- Поверхность бетона основания между соединительной арматурой стен часто содержит большое количество цементного шлама, так как в этой зоне не возможно произвести затирку.
- При укладке бетона в стенную опалубку можно загрязнить поверхность соединительного бетона.
- При бетонировании зона соединения не просматривается; бетонирование
осуществляется в темноте на глубине нескольких метров между элементами опалубки.
- При падении бетона в стенную опалубку он легко расслаивается. В основании стены часто образуются пустоты.
Предварительная обработка старого бетона перед продолжением бетонирования в соответствии с DIN 1045, является достаточной только при высоком прижимном усилии вследствие дополнительной нагрузки, действующей перпендикулярно по отношению к рабочему шву, и при незначительном давлении воды. При этом максимальный уровень воды над рабочим швом не должен превышать расстояния, равного 2,5-кратной толщине стены (перепад давления hD/dB < 2,5).
При таком типе конструкции после подготовки старого бетона необходимо проводить укладку и основательное уплотнение специальной соединительной смеси из мягкого, прочного бетона (например, бетон с разжижителем класса консистенции > F4 и максимальным размером зерен 8 мм).
При использовании герметизирующего шлама, который наносится на рабочие швы между фундаментной плитой и стеной, необходимо обратить внимание на то, чтобы он накладывался на свежий бетон. Армирование и установление опалубки для бетонирования стен не должны занимать много времени, чтобы при этом не произошло
высыхание или даже затвердевание герметизирующего шлама. Если это произойдет, то рабочий шов станет разделительным слоем, что будет значительно хуже, чем увлажнение старого бетона.
При давлении воды рабочий шов между фундаментной плитой и стенами необходимо дополнительно защитить посредством гидроизоляции. Это может быть выполнено различными способами (рис. 2). На поперечных разрезах 2a) и f) представлены соответствующие конструкции с окантовкой или цоколем, выполнение которых должно осуществляться одновременно с основанием. На поперечных разрезах 2b), с) и е) представлены решения, при которых рабочие швы проходят на высоте верхнего края основания. В зависимости от областей применения в осуществлении представленных решений могут возникнуть различного рода сложности, использование ограничено толщиной стены и действующим перепадом давления согласно.
Окантовка с наружной части стены под верхним краем основания производится с помощью перпендикулярно установленного в середине стены просечно-вытяжного листа высотой 10 см (рис. 2а). Перед процессом бетонирования наружную зону необходимо прочистить, так как в этом месте могут скапливаться различные загрязнения. Такие конструкции используются при незначительном давлении воды. Но и в этом случае после очистки и смачивания старого бетона наносится и основательно уплотняется соединительная смесь из мягкого, прочного бетона.
Ленты или металлические полосы для уплотнения, расположенные по середине, имеющие высоту > 250 мм и выполненные из обычной стали (черная жесть), наполовину бетонируются в цоколь стены (рис. 2f). Металлические полосы или ленты для уплотнения должны быть установлены перед процессом бетонирования и защищены от опрокидывания. Дополнительное вдавливание в свежий бетон не требуется.
Стыки ленты из термопластичного пластика соединяются друг с другом с помощью сварки, а стыки эластомерной ленты - с помощью вулканизации. Стыки металлических полос для уплотнения, как правило, свариваются (толщина листа 1,5 мм).
Для встраивания металлической полосы или ленты для уплотнения бетонирование цоколя над опорной плитой может потребоваться в том случае, если верхняя часть арматуры основания проходит к наружному краю стены. Необходимо проверить, закончится ли арматура основания в средней части стены, по возможности с угольником. При этом металлический лист для уплотнения закрепляется точечной сваркой (рис. 2e).
Выступающая наружу часть ленты для уплотнения предоставляет дополнительную возможность защиты шва от воздействия воды. Условием для этого является то, что передняя сторона основания не выступает наружу, то есть расположена заподлицо с наружной стороной стены (рис. 2b), что производится бетонирование цоколя (рис. 2d). Лента для уплотнения швов прикрепляется к опалубке с помощью гвоздей с двойной шляпкой или другим подходящим способом.
Рис. 3: Бетонирование фундаментной плиты и стены за одну рабочую операцию a) крепление внутренней стенной опалубки b) фундаментная плита со стеной без рабочего шва |
Закрепление в крепежной полосе за пределами натяжного замка должно производится таким образом, чтобы при снятии опалубки лента для уплотнения не вырывалась из бетона. Гвозди с двойной шляпкой или забитые частично гвозди с круглой шляпкой хорошо крепятся в бетоне и предотвращают вырывание уплотняющей ленты при снятии опалубки. Перед заполнением рабочего пространства ленты для уплотнения швов необходимо проверить и защитить от повреждений. Защиту можно обеспечить с помощью твердых древесноволокнистых плит или аналогичных плит, удерживаемых выступающими кончиками гвоздей.
При бетонировании необходимо обратить внимание на то, чтобы на натяжном замке не было грязи, под ним не образовывались воздушные пустоты, а расстояние между ним и арматурой было не менее 2 см.
В толстых опорных плитах возможен выступ нижней части основания. Тем самым возможно закрепление уплотняющей ленты над выступом заподлицо с наружной стороной стены (рис. 2c).
Отказ от создания рабочих швов между фундаментной плитой и стеной (рис. 3) снижает риск образования трещин. Твердение опорной плиты (основания) и стен происходит одновременно, не возникает температурных напряжений из-за различного тепловыделения (теплота гидратации) в процессе затвердевания. Однако и затраты на опалубку выше и производство строительных работ становится при этом более трудоемким.
Рисунок 3а: Перед бетонированием необходимо установить внутреннюю стенную опалубку. Она может располагаться на верхней арматуре. Защитная опалубка предотвращает просачивание бетона основания при бетонировании стены.
При необходимости поверхность бетона под защитной опалубкой должна подвергнуться чистовой отделке.
Рисунок 3b: Равномерная защита бетона основания и стены от охлаждения и высыхания предотвращает образование температурного и усадочного напряжения. Таким образом можно производить сооружения с большим расстоянием между рабочими швами.
Рис. 4: Рабочие швы в фундаментной плите водонепроницаемого сооружения |
Рабочие швы в опорных плитах или основаниях (рис. 4) могут одновременно выполняться как температурные швы. Изоляция осуществляется, например, v- образно с помощью просечно-вытяжного листа. Верхняя и нижняя арматура проходит сквозь шов. В водонепроницаемых сооружениях расположенную снаружи ленту для уплотнения можно расположить на нижней стороне основания.
После бетонирования второй секции можно провести бетонирование клиновидной выемки, если после выравнивания температуры снижается имеющееся напряжение (например, через 7 дней). Закрывание производится рано утром. Бетон из-за ночной прохлады сжимается, и клиновидный шов открывается максимально широко. Бетонирование обеспечивает динамически связанное соединение.
В стенах вследствие ее закрепления в фундаменте могут легко образовываться трещины. Большинство трещин объясняется давлением, образуемым в результате разности температур.
Швы в стенах позволяют уменьшить опасность образования трещин. Создание швов требуется также по причине использования определенного вида опалубки или из-за работы через небольшие интервалы. Снятие опалубки рекомендуется проводить под прямым углом по отношению к оси стены с гофрированным просечно-вытяжным листом или с деревянной опалубкой и профилированными рейками. Если необходимо защитить швы, то вид защиты выбирается в зависимости от вида защиты шва между основанием и стеной. Обе защиты швов должны соединяться друг с другом и поэтому должны проходить на одном уровне. На рис. 5 показан перпендикулярный рабочий шов в стене, который может быть выполнен путем опалубливания с помощью гофрированного просечно-вытяжного листа, а также с помощью уплотнительной ленты, расположенной снаружи. Ленты для уплотнения швов, расположенные в середине, служат для защиты швов от давления воды снаружи или внутри. При опалубливании участка стены уплотнительные ленты закрепляются в середине с обеих сторон от поперечной опалубки и тем самым удерживаются в своем положении (рис. 6). Затраты за опалубку и армирование значительны. Из-за ленты для уплотнения швов в бетонных стенах образуются концентрация напряжения в разрезе. В таком случае бетон должен быть защищен с помощью дополнительных скоб и арматуры. При этом скобы должны окружать уплотнительные ленты таким образом, чтобы удерживать их (рис. 6a).
Температурные швы в стенах могут создаваться так же как обязательные швы (примеры смотри на рис. 7). Обязательные швы требуют достаточного ослабления поперечного сечения бетона и нарушения арматуры, расположенной перпендикулярно шву, если это не требуется конструктивными особенностями.
Рис. 5 Перпендикулярные рабочие швы в стене, разделенные перфорированным просечно-вытяжным листом, защищенные с помощью уплотнительной ленты, расположенной снаружи (горизонтальный разрез) | |
Рис. 6: Перпендикулярные рабочие швы в стене, разделенные дощатой опалубкой, защищенные с помощью мягкой уплотнительной ленты из ПВХ, расположенной в середине или с помощью эластомерной ленты a) Горизонтальный разрез через опалубку и арматуру |
Рисунок 7a: Изолирование осуществляется с помощью короба из перфорированного просечно-вытяжного листа, установленного в стене.
В водонепроницаемых сооружениях уплотнительная лента закрепляется на опалубке со стороны, подвергаемой воздействию воды, и бетонируется.
Для промывания короба из просечновытяжного листа внизу устанавливается дренажная труба (промывная труба).
Рисунок 7b: С монтированием уплотнительной трубы из ПВХ возможно другое выполнение швов. Труба имеет много планок и выступов, распределенных по всей трубе и оказывающих влияние на уплотнение от давления воды. При установке уплотнительной трубы между нижней частью трубы и горизонтальным рабочим швом (например, рис. 2a) должен быть зазор 5 см, для того чтобы конец трубы снизу был плотно забетонирован.
Рис. 7: Обязательные швы в стенах для снижения напряжения
a) Короб из перфорированного просечно-вытяжного листа для последующего замоноличивания b) Уплотнительная труба из ПВХ с уплотнительными перегородками и планками. |
Внутренняя часть трубы остается свободной. Путем ослабления поперечного сечения производится направленное расположение трещины. В последствие уплотнительная труба может быть вынута из бетона.
Выполнение рабочих швов в стенах из декоративного бетона (рис. 8) представляет собой сложную задачу. Они могут быть скрыты в пазу или для последующего участка устанавливают опалубку из полос из пеноматериала. Он предотвращает просачивание цементного клея. Необходима постоянная прямая изоляция забетонированного участка с помощью установления на опалубку рейки. Для горизонтальных рабочих швов ее ширина должна позволять усадку бетона при дополнительном уплотнении на высоту рейки.
Если такие рабочие швы подчеркиваются пазом с помощью установки трехгранной рейки, то в этой зоне должно быть достаточное количество бетонного покрытия.
Иногда требуется создание рабочих швов в сквозных перекрытиях и балках (рис. 9). Они располагаются в тех местах наименьших поперечных усилий.
Перекрытие выполняется, например, с помощью просечно-вытяжного листа. Простого скашивания не достаточно.
Рабочие швы между колонной и прогоном (рис. 10) необходимы в том случае, когда колонна бетонируется перед арматурой прогона. Это облегчает укладку бетонной смеси в опалубку для бетонирования прогона. Кроме этого возможно последующее выравнивание свежих забетонированных колонн с помощью полос и натяжных цепей.
Арматура колонны протягивается в прогон как угловая арматура только с помощью продольных нахлестов.
Чистое выполнение рабочих швов между стеной и перекрытием на поверхностях из декоративного бетона требует дополнительных затрат. Шов с наружной стороны маскируется с помощью паза. В зоне шва следует уделить особое внимание достаточно большому бетонному покрытию. Внутренняя часть опалубки должна быть достаточно высокой для оседания бетона для стены при его уплотнении. Бетон для стены должен достигать перекрытия и не должен заканчиваться под перекрытием. Внутренняя часть опалубки удаляется перед опалубливанием перекрытия.
Рисунок 11а: В обычных толстых перекрытиях наружная опалубка стены должна быть установлена таким образом, чтобы она оставалась до бетонирования передней стороны перекрытия.
Рисунок 11b: В высоких перекрытиях с аттикой необходимо опалубку для строительных элементов над рабочим швами устанавливать по-новому, а именно из полос из пеноматериала непосредственно под пазом. Тем самым можно предотвратить просачивание цементного клея.
Рисунок 11c: Bild 11c: На наружных поверхностях стен рабочие швы не должны быть видны. Для этого в середине стены необходимо создать вертикальное отгораживание из перфорированного просечно-вытяжного листа или похожего материала.
При строительстве железобетонных лестниц с площадками (рис. 12) обязательно образуются рабочие швы. Они располагаются в точке изгиба между площадкой и лестничным маршем.
- Отгораживание с помощью перфорированного просечно-вытяжного листа и планки для четкого разграничения снизу
- Арматура площадки представляет собой соединительную арматуру для лестничного марша с необходимым нахлестом
- Арматура вставляется с помощью перфорированного просечно-вытяжного листа
- Рабочие швы в стенах на лестницах должны располагаться на высоте площадки.
brusshatka.ru
При проведении монолитных работ в подготовленную опалубку заливают бетон. Объемы могут быть настолько большими, что смесь укладывают круглосуточно. Но даже при оптимальном графике строительства возникает необходимость устройства холодного шва при бетонировании. Это обусловлено технологическими, организационными и конструктивными требованиями.
Чтобы предотвратить появление усадочных и температурных деформаций, разбить объем работ на удобные участки, стыки организовывают в проектных местах и правильно их формируют.
Технология изготовления монолита предполагает две схемы:
Оптимально производить работы первым способом, при котором достигаются лучшие условия твердения бетона. При такой укладке нижний слой должен оставаться пластичным, чтобы обеспечить наибольшее сцепление с верхним пластом. Тогда схватывание и набор прочности происходят равномерно.
Часто изготовить монолит непрерывным способом невозможно из-за организационных, конструктивных и технологических причин:
Спонтанные холодные швы при бетонировании возникают в результате неправильно организованных работ:
Поскольку избежать рабочих швов при бетонировании невозможно, места расположения организуют заранее. Они соответствуют технологическим перерывам и согласовываются с проектировщиком.
Внимание! В сечениях конструкций, где действуют растягивающие усилия, стыки делать запрещено.
В чертежах эту линию обозначают выноской «Рабочий шов бетонирования» с указанием точных размеров от осей здания.
Помимо технологических в конструкциях предусматривают деформационные швы. Их функция — компенсация температурных и усадочных перемещений массива бетона. В зазор укладывают эластичные изоляционные полосы, шнуры или специальные рейки. Стыки также выносят на проектный чертеж и обозначают.
Если холодный шов образовался в результате человеческой халатности и непредусмотрительности, это приведет к ухудшению качества монолита:
На месте стыка в бетонной конструкции образуется зона внутренних напряжений, среди которых преобладают растягивающие усилия. Бетон хорошо работает на сжатие, но неустойчив к другим видам нагрузок. Область шва постепенно разрушается, что представляет угрозу для всего здания.
Ситуация усугубляется, если в месте холодного стыка присутствует вода. Вымывая компоненты связующего, она ускоряет деструкцию материала. Особенно опасно это для заглубленных фундаментов, гидротехнических сооружений, резервуаров. Наличие агрессивных веществ в почвенной влаге вызывает химическую коррозию бетона.
Если не выполнить правильно швы бетонирования, попеременное замораживание и оттаивание попавшей в стык воды приведет к механическому повреждению материала. Это станет причиной технической непригодности конструкции или всего сооружения.
Холодный шов должен обеспечить плотное прилегание и сцепление слоев бетона. Препятствовать этому могут поверхностные загрязнения — мусор, снег или лед. Поэтому их удаляют.
Легкой поверхностной чистки недостаточно. Нужно разрушить цементную пленку, ухудшающую адгезию застывшего материала со свежим.
Для этого используют различные способы удаления поверхностного слоя на рабочих швах бетонирования:
Механическую обработку для обеспечения большего сцепления слоев проводят металлическими щетками с проволочной щетиной, фрезеровальной установкой, пескоструйным пистолетом, воздушным компрессором или струей воды.
При травлении кислотой действующим веществом выступают соляная, уксусная или ортофосфорная кислота. Они растворяют цементную пленку, открывают поры бетона. После обработки участок промывают водой.
Дополнительно по поверхности стыка наносят насечки или покрывают битумными, клеевыми или полимерными мастиками. Они повышают адгезию между схватившимся и следующим новым слоем бетона в несколько раз.
На место соединения укладывают усиливающую сетку из арматуры с мелкими ячейками. Эффективно применение оцинкованных шпонок с двумя рабочими сторонами.
Устройство холодного шва проводят по схеме:
Если место шва заранее не было подготовлено, прорезают бетон вдоль стыка с помощью специальной машины с алмазным диском.
При устройстве температурных, изоляционных, усадочных и конструкционных швов особое внимание уделяют герметизации стыков. Применяют гидрошпонки, бентонитовые и гернитовые шнуры, набухающие профили. Они компенсируют подвижки бетонных массивов и одновременно препятствуют проникновению влаги.
Эффективную гидроизоляцию холодных швов выполняют:
Инъектированием цементно-песчаными растворами и смесями на основе силоксанов или силикатов. Рабочий шов заполняют смесью под давлением через специальные пакеры. Компоненты проникают в поры бетона, создают водонепроницаемую мембрану. Способ применяют на влажных поверхностях. Гидрофобизирующие добавки предотвращают всасывание влаги капиллярами.
Пенетрирующими смесями проникающего действия. Шов бетонирования заполняют гидропробкой, сверху затирают пастообразным гидроизолирующим материалом. Такой способ эффективен для ремонта трещин на фундаментах, в стенах подвалов. Не рекомендуется использовать в деформационных швах конструкций, подвергающихся динамическим нагрузкам.
Организованный в правильном месте и грамотно забетонированный шов не снижает технические характеристики бетона, не образует мостиков холода, не служит причиной протечек.
betonpro100.ru
Для обеспечения монолитности бетонировать конструкцию желательно непрерывно. Но это возможно лишь при незначительных объемах работ и в сравнительно простых конструкциях. Во всех остальных случаях перерывы в бетонировании неизбежны. При необходимости устраивать перерывы в бетонировании конструкций прибегают к так называемым рабочим швам.
Рабочим швом называют плоскость стыка между затвердевшим и новым (свежеуложенным) бетоном, образованную из-за перерыва в бетонировании. Рабочий шов образуется в том случае, когда последующие слои бетонной смеси укладывают на полностью затвердевшие предыдущие. Обычно происходит это при перерывах в бетонировании от 7 ч. Рабочие швы являются ослабленным местом, поэтому они должны устраиваться в сечениях, где стыки старого и нового бетона не могут отрицательно влиять на прочность конструкции. В колоннах рабочие швы допускаются на уровне верха фундамента, у низа прогонов, балок или подкрановых консолей, у низа капителей колонн безбалочных перекрытий; в рамных конструкциях - у верха вута между стойками и ригелями рам. В балках рабочие швы допускаются в пределах средней части пролета. При бетонировании ребристых перекрытий надо руководствоваться следующим: если бетонирование идет в направлении, параллельном второстепенным балкам, рабочий шов допускается в пределах средней трети пролета балок; при бетонировании в направлении, параллельном главным балкам (прогонам) - в пределах двух средних четвертей пролета балок и плит. В безбалочных перекрытиях рабочие швы делают в середине пролета плиты. Рабочие швы в балках и плитах образуют в виде вертикального среза.
Возобновлять прерванное бетонирование можно после того, как в ранее уложенной бетонной смеси закончится процесс схватывания и бетон приобретет прочность не менее 1,5 МПа (способен воспринимать незначительное динамическое воздействие без разрушения).
Поверхность рабочего шва должна быть перпендикулярна оси элемента, а в стенах и плитах - их поверхности. Для этого устанавливают щитки - ограничители с прорезями для арматурных стержней, прикрепляя их к щитам опалубки. Для надежного сцепления бетона в рабочем шве поверхность ранее уложенного бетона тщательно обрабатывают: кромку схватившегося бетона очищают от цементной пленки и обнажают крупный заполнитель, протирая проволочными щетками; продувают сжатым воздухом и промывают струей воды. Особенно тщательно обрабатывают поверхность бетона вокруг выпусков арматуры; арматурные стержни очищают от раствора. Очищенную поверхность стыка перед началом бетонирования покрывают цементным раствором, имеющим такой же состав, как укладываемая бетонная смесь.
Торкретирование бетона.
Производится в процессе набрызгивания под давлением сжатого воздуха на поверхность или в опалубку растворной смеси. Осуществляется это через специальное сопло. Смесь и воду к нему подводят по шлангам, причем делать это необходимо раздельно. Затворение ингредиентов происходит непосредственно в установке, из которой раствор выталкивается сжатым воздухом со скоростью (120-170 м/сек), благодаря этому обеспечивается плотная укладка на поверхность.
Для торкретирования бетона применяют специальное оборудование - цемент-пушку, а для нанесения материала - бетоношприц машины. В принципе, эти аппараты сконструированы по одному принципу действия, отличаются они только размерами, мощностью компрессора и габаритами узлов. По производительности они бывают 0,5; 1,5 и 4 м3/ч.
Принцип действия установок для торкретирования бетона
Сухая бетонная или растворная смесь через загрузочную воронку загружается в шлюзовую камеру, откуда перепускается в рабочую камеру. Колоколообразный клапан закрывают и в рабочую камеру пускают сжатый воздух. В нижней части цемент-пушки располагается пневматический двигатель, от которого при помощи червячного колеса приводится во вращение тарельчатый питатель, имеющий ряд радиально расположенных карманов. Когда они становятся против выходного конуса, струя сжатого воздуха, подведенного по шлангу к воздушному патрубку, сдувает порцию смеси в материальный шланг, по которому она во взвешенном состоянии с большой скоростью движется к форсунке.
В процессе работы шлюзовая камера загружается новой порцией сухой смеси. При торкретирования бетона ее опорожнении закрывают верхний колоколообразный клапан, сравнивают давление в шлюзовой и рабочей камерах и открывают нижний колоколообразный клапан, в результате чего сухая смесь поступает в камеру. Рабочее давление воздуха в цемент-пушках для торкретирования бетона 3-4 ати. Сжатый воздух получают от компрессора. Воду к форсунке подводят от водопроводной сети с давлением 4 ати. При ее отсутствии используют водяной бак, давление в котором создают сжатым воздухом от компрессора. Дальность подачи сухой смеси цемент-пушкой 70 м по горизонтали или 30 м по вертикали. Данные установки могут быть использованы и как пескоструйные аппараты. Они имеют очень широкое применение, так как отличаются многофункциональностью.
Торкретирование бетона применяется при возведении тонкостенных железобетонных конструкций (оболочек, резервуаров, перегородок), ремонте или усилении бетонных и железобетонных конструкций, заделке стыков сборных элементов и др. Этот процесс широко используется как защитный слой в виде штукатурок. Благодаря большой плотности полученный материал используют для гидроизоляционных штукатурок и для устройства огнезащитных слоев при производстве обмуровочных работ. Наносят его слоями толщиной не более 25 мм, при этом рабочий держит сопло на расстоянии около 1 м от поверхности, перемещая сопло круговыми движениями для получения слоя одинаковой толщины.
sevparitet.ru
Кладка бетона, по возможности, должна производиться без образования холодных швов. Но бетонные и железобетонные изделия не могут создаваться в один цикл, поэтому зачастую сооружаются отдельные карты или секции бетонирования. Для получения монолита используют замедлители твердения, которые приостанавливают процесс схватывания смеси. В противном случае на стыке твердеющего и свежего бетона образуются холодные рабочие швы.
Холодный шов бетонирования представляет собой стыковочную границу между заливаемым послойно раствором бетона. В таких случаях одна поверхность успевает схватиться, а вторая уже начинает твердеть. Образуются стыки по разным причинам, чаще из-за перерывов при заливке раствора.
Рабочие границы слоев являются самым слабым местом бетонного сооружения. Чтобы они не стали причиной разрушения изделия, важно провести их тщательную обработку. При заливке карт бетона важно учитывать конструкционные и архитектурные особенности сооружения. Это позволит избежать растрескивания и потерю монолитности цементной поверхности. Различают усадочные и компенсационные холодные стыки:
Образование рабочих границ происходит по ряду причин:
Бетон укладывается слоями. Свежий жидкий слой цемента заливается на уже затвердевший. В результате сцепление между пластами уменьшается. Прочность материала становится меньше, чему у монолитного блока без рабочего стыка. По этой причине снижается морозостойкость, влагонепроницаемость и ухудшается внешний вид балки, плиты или монолитной стены.
Ухудшение эксплуатационных характеристик связано с тем, что между рабочим стыком и слоями бетона происходит преобразование усадочных сжимающих усилий в нагрузку растягивания. Следовательно, образуется избыточное напряжение в зоне шва. При затвердении бетон сжимается. В этот период он наименее стоек к действиям усилия на изгиб и растягивание. При резком ослаблении сил растяжения образуются микротрещины, из-за чего на стыке бетон проявляет меньшие прочностные характеристики из-за малой плотности.
Вернуться к оглавлениюСледовательно, даже при одинаковых напряжениях на растяжение в рабочем шве будут образовываться трещины. Этого не бывает в монолитном изделии.
Рабочему стыку свойственны недостатки:
Предотвратить возникновение вышеперечисленных отрицательных явлений можно, если принять меры по обустройству рабочих стыков.
Вернуться к оглавлениюРабочую холодную стыковку делают в бетоне с учетом технических условий, производственных процессов, специфики эксплуатации, конструктивных характеристик изделия. Существует три схемы размещения стыковки цементных слоев.
Горизонтальными рабочими стыками железобетонное изделие разбивается по периметру на отдельные секции. При этом важно осуществлять непрерывную заливку каждого блока. Такое размещение соединительных частей позволяет повысить влагонепроницаемость конструкции. Это достигается за счет применения особой структуры стыковки, которая преграждает путь воде. Каждый последующий слой блоков, за счет своего веса, создает более плотную конструкцию. У горизонтального размещения рабочих стыков есть преимущества:
Вертикальное размещение стыковки предполагает разделение сооружения на отдельные секции, перпендикулярные основе. Заливка бетоном осуществляется непрерывно. Максимальная влагонепроницаемость обеспечивается структурой стыков. Комбинирование первых двух способов. Рабочие границы размещаются и горизонтально, и вертикально. Схема используется в массивных сооружениях больших размеров.
Вернуться к оглавлениюГлавным условием устройства холодных стыковочных границ при бетонировании является обеспечение максимальной адгезии слоев или блоков бетона на соединительной границе. Для этого с поверхности застывшего камня тщательно удаляются грязь, пыль, снег, вода, обледенение.
Рабочая поверхность должна быть очищена от цементного молочка, созданного растворимыми и нерастворимыми высолами в виде сульфатов, карбонатов, хлоридов, нитратов. Эти вещества образует пленку с непрочной и рыхлой структурой, которая ухудшает адгезию слоев при раздельном бетонировании. Для чистки поверхности холодных швов от продуктов распада компонентов цемента предлагается четыре метода:
Наряду с улучшением адгезионных свойств бетона, рабочие соединительные границы должны подвергаться гидроизоляционной обработке и герметичному уплотнению. Такие профилактические меры в комплексе предотвратят проникновение воды. От этого риск разрушение железобетона при его увлажнении станет минимальным. Также будут увеличены изоляционные параметры конструкций.
Для осуществления эффективной обработки холодных швов гидроизоляцией и герметиком предлагается большой выбор различных технологий и широкий ассортимент материалов. Часто применяются специальные цементные составы, инъекционная изоляция и т. п. Среди гидроизоляционных материалов особенно популярны и эффективны гидрошпонки и набухающие шнуры из бентонитового вещества. Реже применяются гернитовые шнуры и прочие модернизированные материалы.
Качественное устройство гидроизоляции и герметизация холодных стыков позволяет обеспечить должную надежность, прочность и увеличить срок службы железобетонных и бетонных сооружений. Существует два метода выполнения основных видов рабочих швов:
Следовательно, для получения максимального эффекта в обеспечении высоких эксплуатационных характеристик бетонного камня с рабочими швами, нужно придерживаться правил:
kladembeton.ru
Стены и перегородки в разборно-переставной опалубке бетонируют без перерыва участками высотой не более 3 м.
При подаче бетонной смеси с высоты более 2 м применяют звеньевые хоботы. Тонкие стены и перегородки толщиной менее 15 см, где применять хоботы невозможно, бетонируют ярусами высотой до 2 м, при этом с одной стороны опалубку возводят сразу на всю высоту. К этой опалубке крепят арматуру. Вторую сторону опалубки возводят на высоту одного яруса по окончании бетонирования предыдущего яруса. Уплотняют бетонную смесь внутренними или наружными вибраторами. Возобновляют бетонирование на следующем по высоте участке стены или перегородки лишь после устройства рабочего шва.
При необходимости бетонирования без рабочих швов участков стен и перегородок высотой более 3 м требуется устраивать перерывы в работе для осадки бетонной смеси. Продолжительность перерывов должна быть не менее 40 мин и не более 2 ч.
При бетонировании стен сверху нижнюю часть опалубки вначале заполняют на высоту 10—20 см цементным раствором состава 1:2 — 1:3 во избежание образования в этой части стены пористого бетона со скоплением крупного заполнителя.
При бетонировании стен резервуаров для хранения жидкостей необходимо непрерывно укладывать бетонную смесь на всю высоту слоями высотой не более 0,8 длины рабочей части вибратора. В исключительных (аварийных) случаях разрешается устраивать рабочий шов с последующей тщательной обработкой его поверхности. Стыки стен и днища резервуаров выполняют в местах, предусмотренных проектом.
В больших резервуарах окружность делят на секции вертикальными швами и бетонируют секционно, но лучше, если и такие резервуары бетонировать по всей окружности непрерывно.
Для придания поверхностям днищ и стен резервуаров большей водонепроницаемости применяют железнение.
Стены в скользящей (подвижной) опалубке начинают бетонировать, наполняя форму бетонной смесью на половину ее высоты в два или три слоя с уплотнением вибраторами На укладку двух (трех) слоев бетонной смеси по всему периметру следует затрачивать не более 3,5 ч. Затем опалубку отрывают и поднимают (непрерывно) со скоростью 30—60 см/ч до момента заполнения опалубки бетонной смесью на всю высоту.
В дальнейшем бетонную смесь укладывают в форму непрерывно слоями по 20—25 см, не доходя до ее верха на 5 см. Обычно слои укладываемой бетонной смеси принимают по высоте равными расстоянию между горизонтальными рядами арматуры, но не более 25 см. Следующий по высоте слой начинают укладывать только после окончания укладки предыдущего на заданную высоту по всему периметру опалубки.
Для приготовления бетонной смеси применяют цемент с началом схватывания не ранее 3 ч и концом схватывания не позднее 6 ч. Водоцементное отношение должно быть не более 0,5 для районов с суровым климатом и 0,55 — для остальных районов.
Размер зерен крупного заполнителя должен быть не более 1/6 наименьшего размера поперечного сечения бетонируемой конструкции, а для густоармированных конструкций — не более 20 мм.
Бетонную смесь в подвижные формы подают бадьями или вибропитателями. При заполнении углов форм применяют лопаты и ковши.
Бетонную смесь уплотняют вибратором с гибким валом или штыкуют вручную шуровками (металлическими стержнями). Во избежание повреждения нижележащих слоев бетона нельзя упирать вибронаконечник в опалубку или арматуру.
Темп укладки бетонной смеси определяется наиболее выгодной рабочей скоростью подъема форм, исключающей возможность сцепления уложенного бетона с опалубкой и повреждения бетона по выходе из форм. При такой скорости бетон, освобождающийся от опалубки, на ощупь твердый, но следы от щитов опалубки на нем легко заглаживаются. Прочность его на сжатие равна примерно 8—10 кг/см2. Интервалы между подъемами опалубки не должны превышать 8 мин при уплотнении вибраторами и 10 мин при ручном уплотнении.
При скользящей опалубке не следует допускать перерывов в бетонировании продолжительностью более 2—3 ч. При более длительных перерывах необходимо продолжать медленный подъем форм до момента появления между бетоном и стенками опалубки различимого на глаз зазора. Перед возобновлением бетонирования поверхность затвердевшего бетона в шве должна быть обработана по правилам, изложенным в разделе Подготовительные работы.
Поверхность стен, бетонируемых в скользящей опалубке, затирают сразу по выходе бетона из форм, используя специальные подмости, подвешенные к формам. Бетон затирают стальными терками без добавления раствора, лишь слегка смачивая его водой при помощи кисти. Одновременно заделывают раковины и исправляют дефекты бетонирования. При ветреной погоде и высокой температуре воздуха (30°С и выше) щиты опалубки окрашивают в белый цвет, а бетон ниже щитков закрывают фартуками, которые непрерывно увлажняют.
technology-jbi.ru
Внимание! Предложения по снабжению отправлять на [email protected] | Рабочим швом называется поверхность бетона, которая вследствие перерыва в бетонировании конструкции или по другим причинам настолько затвердела, что уже не может хорошо соединиться с укладываемым сверху свежим бетоном. Рабочие швы обычно бывают самым слабым местом конструкции, поэтому необходимо уделять особое внимание хорошей обработке этих швов. Многие бетонные здания обезображены вследствие небрежной подготовки рабочих швов для последующей укладки бетона, особенно если швы располагаются без учета архитектурных и других факторов. Перед укладкой нового слоя бетона следует очистить поверхность уложенного ранее слоя от посторонних материалов, например цементного молока, грязи, масла, щепок и стружек, накопившихся вовремя устройства опалубки и при установке арматуры. Эту операцию лучше всего производить при помощи пескоструйного аппарата с мокрым песком, с последующей обработкой сжатым воздухом или струей воды под давлением. Если бетон был уложен один или два дня назад, то придать его поверхности шероховатость можно при помощи проволочных щеток. На старом полностью затвердевшем бетоне приходится делать насечку зубилами. Во всех случаях с поверхности следует удалить не связанные с ней частицы, лучше всего водой, если только это не повредит или не помешает другим работам, проводимым ниже или же сжатым воздухом. Наплывы цементного раствора также необходимо удалить, так как в противном случае они спустя некоторое время могут отслоиться от бетона. Перед самой укладкой свежего бетона поверхность старого бетона покрывается слоем цементного раствора толщиной около 1 см, по своему составу аналогичного раствору в применяемом бетоне. Раствор аккуратно распределяется по поверхности. Первый слой свежего бетона должен быть тщательно проработан, чтобы получить хорошее сцепление его со старым бетоном и не допустить вытекания цементного молока, В противном случае между старым и новым бетоном получится ясно выраженная граница. Влажные и плохо подобранные по гранулометрическому составу смеси склонны к расслоению с выделением цементного молока. Расположение рабочих швовВ наружных стенах и колоннах рабочие швы должны быть горизонтальными и располагаться таким образом, чтобы не нарушался архитектурный облик сооружения. Вертикальные швы должны устраиваться при помощи ограничительных досок или сеток, устанавливаемых по возможности там, где длина шва будет наименьшей, или же из условия получения симметричной разрезки. Нельзя допускать, чтобы укладываемая бетонная смесь располагалась под углом естественного откоса. Невозможно дать общие правила расположения рабочих швов для всех видов железобетонных конструкций. Однако при сооружении колонн, балок или плит необходимо соблюдать следующие правила: 1. Опалубка колонны должна быть заполнена предпочтительно до уровня на несколько сантиметров ниже соединения с поперечной балкой. Размещено: 25.03.2010 |
www.skshans.ru
Рабочие швы отдельных частей бетонных конструкций относятся к важным составляющим элементам гидроизоляции объектов. Эти участки наиболее уязвимы для проникновения влаги. Несоблюдение технологии холодного шва и нежелание затрачивать время на герметизацию неизбежно приводят в дальнейшем к появлению протечек и снижению прочности монолитных сооружений. Чтобы избежать дополнительных затрат на ремонт и устранение негативных явлений, специалисты советуют уделять повышенное внимание технике бетонирования и формированию строительных стыков.
Оглавление:
Почему швы называются холодными?
Идеальный способ непрерывного бетонирования – единоразовая укладка раствора на полный объем опалубки. Такой вариант является оптимальным при изготовлении небольших объектов и малых архитектурных форм. В строительной практике чаще всего заливку фундамента, пола, стены или перекрытия приходится производить послойно. Чтобы создавать прочные и долговечные конструкции из бетона, важно соблюдать определенный рабочий ритм. Он заключается в последовательном укладывании каждого следующего пласта до момента схватывания предыдущего.
Если бетонирование в одной опалубке проводится с отклонением от графика, длительными перерывами, то между застывшей поверхностью и новым наслоением образуется рабочий или холодный шов. Обычно это случается при паузе от 5-7 часов. Негерметичная граница между старым и новым раствором отрицательно влияет на технические характеристики бетона: прочность, морозостойкость, влагонепроницаемость.
Как преодолеть причины появления рабочих стыков?
Предпосылки для негативных образований могут носить финансовый, технический или организационный характер. Чтобы уменьшить количество бетонных стыков, рекомендуется обратить внимание на решение таких вопросов:
При постройке сложных масштабных объектов и сооружений, состоящих из отдельных блоков, редко удается избежать отклонений в порядке рабочих действий и появления холодных швов. Поэтому важным считается их планирование и технически выверенное расположение.
Где возможно бетонирование с соединительным швом?
Допуск холодных стыков должен основываться на правильном расчете с учетом безопасности будущего объекта. Рабочий шов располагают в местах, сечение которых не имеет критических значений для прочности монолитной конструкции.
1. Колонны – забетонированный шов планируют ниже соединения с поперечной балкой на 20-30 мм.
2. Ребристые перекрытия – холодный бетонный стык размещают в средней трети балок.
3. Плоские плиты перекрытия и фундамент – линия соединения старого и нового бетона должна проходить по центральной части заливки параллельно меньшему сечению монолита.
4. Балки – лучшее место находится в центре пролета или в средней трети, поскольку здесь располагаются точки с наименьшей разрывной динамикой.
Важно! На стенах и колоннах нормативами установлен допуск только на горизонтальное расположение рабочего шва.
При сооружении сводов, арочных проемов, мостов, бункеров и других конструктивно сложных объектов забетонированные швы устраивают только в зонах, предусмотренных проектной документацией.
Чтобы обеспечить образование герметичных стыков при возведении стены, фундамента или плиты, необходимо проводить бетонирование с учетом технологических особенностей цементного раствора.
1. Прежде всего определяется место соединения в соответствии с рекомендациями СНиП.
2. Установленную опалубку заполняют жидким цементным раствором. Бетонирование проводится до тех пор, пока не будет достигнут уровень заливки, необходимый для правильного соединения слоев.
3. Монолит оставляют для схватывания на 1-3 дня. Допуск к дальнейшей обработке плоскости возможен только по достижении прочности бетона в 150 кг/см2 (или 1,5 мПа). В этом случае структура материала сохраняется без изменений.
4. Очищение затвердевшей поверхности плиты от цементной пленки необходимо для открытия бетонных пор и образования надежного сцепления с новыми пластами.
Обработку производят наиболее подходящим механическим способом.
5. Остатки мусора, песка, цементной пыли удаляют струей воды и воздуха под большим давлением.
6. Усиление адгезии забетонированной стены и пола достигается путем применения одного или нескольких способов.
7. Заливка свежего раствора толщиной в 2-3 см с последующим перерывом на 1,5-2 часа. Тонкое покрытие быстрее вступает в контакт с застывшей поверхностью.
8. Финальное бетонирование опалубки.
Рекомендации практикующих специалистов
Чтобы в летний период увеличить интервал между укладкой растворной массы и очисткой рабочего шва? используют присадки пластификаторы, замедляющие твердение. Это также способствует снижению общего количества стыков.
Кроме улучшения адгезионных качеств бетона профессионалы советуют обратить внимание на гидроизоляцию, уплотнение и герметизацию холодного шва бетонирования. Дополнительные меры исключают проникновение влаги и дальнейшее разрушение стены и пола.
Высокий эффект наблюдается при использовании таких строительных материалов:
Если при бетонировании было допущено появление холодных стыков, рекомендуется расшивать соединения между старым и новым слоями по всему периметру. Образовавшиеся каналы заполняют гидроизоляцией и заливают герметиком.
stroitel-list.ru
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 14Следующая ⇒ Для обеспечения монолитности бетонировать конструкцию желательно непрерывно. Но это возможно лишь при незначительных объемах работ и в сравнительно простых конструкциях. Во всех остальных случаях перерывы в бетонировании неизбежны. При необходимости устраивать перерывы в бетонировании конструкций прибегают к так называемым рабочим швам. Рабочим швом называют плоскость стыка между затвердевшим и новым (свежеуложенным) бетоном, образованную из-за перерыва в бетонировании. Рабочий шов образуется в том случае, когда последующие слои бетонной смеси укладывают на полностью затвердевшие предыдущие. Обычно происходит это при перерывах в бетонировании от 7 ч. Рабочие швы являются ослабленным местом, поэтому они должны устраиваться в сечениях, где стыки старого и нового бетона не могут отрицательно влиять на прочность конструкции. В колоннах рабочие швы допускаются на уровне верха фундамента, у низа прогонов, балок или подкрановых консолей, у низа капителей колонн безбалочных перекрытий; в рамных конструкциях - у верха вута между стойками и ригелями рам. В балках рабочие швы допускаются в пределах средней части пролета. При бетонировании ребристых перекрытий надо руководствоваться следующим: если бетонирование идет в направлении, параллельном второстепенным балкам, рабочий шов допускается в пределах средней трети пролета балок; при бетонировании в направлении, параллельном главным балкам (прогонам) - в пределах двух средних четвертей пролета балок и плит. В безбалочных перекрытиях рабочие швы делают в середине пролета плиты. Рабочие швы в балках и плитах образуют в виде вертикального среза. Возобновлять прерванное бетонирование можно после того, как в ранее уложенной бетонной смеси закончится процесс схватывания и бетон приобретет прочность не менее 1,5 МПа (способен воспринимать незначительное динамическое воздействие без разрушения). Поверхность рабочего шва должна быть перпендикулярна оси элемента, а в стенах и плитах - их поверхности. Для этого устанавливают щитки - ограничители с прорезями для арматурных стержней, прикрепляя их к щитам опалубки. Для надежного сцепления бетона в рабочем шве поверхность ранее уложенного бетона тщательно обрабатывают: кромку схватившегося бетона очищают от цементной пленки и обнажают крупный заполнитель, протирая проволочными щетками; продувают сжатым воздухом и промывают струей воды. Особенно тщательно обрабатывают поверхность бетона вокруг выпусков арматуры; арматурные стержни очищают от раствора. Очищенную поверхность стыка перед началом бетонирования покрывают цементным раствором, имеющим такой же состав, как укладываемая бетонная смесь. Торкретирование бетона. Производится в процессе набрызгивания под давлением сжатого воздуха на поверхность или в опалубку растворной смеси. Осуществляется это через специальное сопло. Смесь и воду к нему подводят по шлангам, причем делать это необходимо раздельно. Затворение ингредиентов происходит непосредственно в установке, из которой раствор выталкивается сжатым воздухом со скоростью (120-170 м/сек), благодаря этому обеспечивается плотная укладка на поверхность. Для торкретирования бетона применяют специальное оборудование - цемент-пушку, а для нанесения материала - бетоношприц машины. В принципе, эти аппараты сконструированы по одному принципу действия, отличаются они только размерами, мощностью компрессора и габаритами узлов. По производительности они бывают 0,5; 1,5 и 4 м3/ч. Принцип действия установок для торкретирования бетона Сухая бетонная или растворная смесь через загрузочную воронку загружается в шлюзовую камеру, откуда перепускается в рабочую камеру. Колоколообразный клапан закрывают и в рабочую камеру пускают сжатый воздух. В нижней части цемент-пушки располагается пневматический двигатель, от которого при помощи червячного колеса приводится во вращение тарельчатый питатель, имеющий ряд радиально расположенных карманов. Когда они становятся против выходного конуса, струя сжатого воздуха, подведенного по шлангу к воздушному патрубку, сдувает порцию смеси в материальный шланг, по которому она во взвешенном состоянии с большой скоростью движется к форсунке. В процессе работы шлюзовая камера загружается новой порцией сухой смеси. При торкретирования бетона ее опорожнении закрывают верхний колоколообразный клапан, сравнивают давление в шлюзовой и рабочей камерах и открывают нижний колоколообразный клапан, в результате чего сухая смесь поступает в камеру. Рабочее давление воздуха в цемент-пушках для торкретирования бетона 3-4 ати. Сжатый воздух получают от компрессора. Воду к форсунке подводят от водопроводной сети с давлением 4 ати. При ее отсутствии используют водяной бак, давление в котором создают сжатым воздухом от компрессора. Дальность подачи сухой смеси цемент-пушкой 70 м по горизонтали или 30 м по вертикали. Данные установки могут быть использованы и как пескоструйные аппараты. Они имеют очень широкое применение, так как отличаются многофункциональностью. Торкретирование бетона применяется при возведении тонкостенных железобетонных конструкций (оболочек, резервуаров, перегородок), ремонте или усилении бетонных и железобетонных конструкций, заделке стыков сборных элементов и др. Этот процесс широко используется как защитный слой в виде штукатурок. Благодаря большой плотности полученный материал используют для гидроизоляционных штукатурок и для устройства огнезащитных слоев при производстве обмуровочных работ. Наносят его слоями толщиной не более 25 мм, при этом рабочий держит сопло на расстоянии около 1 м от поверхности, перемещая сопло круговыми движениями для получения слоя одинаковой толщины.
95) Подводное бетонирование методом вертикально перемещаемой трубы Способ вертикального перемещения трубы заключается в том, что бетонную смесь подают в опущенные до основания будущего сооружения трубы (рис.). Бетонную смесь подают по стальным бесшовным трубам диаметром до 200 мм, собираемым из звеньев длиной 0,5... 1 м с помощью быстроразъемных водонепроницаемых соединений. У верхнего звена трубы устраивают воронку или бункер для загрузки бетонной смеси. По мере повышения уровня бетонирования трубу с помощью полиспаста и лебедки поднимают и лишние звенья удаляют. Радиус действия трубы не должен превышать 6 м, при этом нижний конец трубы должен быть постоянно заглублен в бетонную смесь не менее чем на 0,7, 1,2 и 1,6 м при глубине бетонирования соответственно до 10, 20 и более 20 м. Для предотвращения вымывания укладываемой бетонной смеси, цемента и частиц песка участок бетонирования защищают от притока воды шпунтовыми ограждениями или специально изготовленной опалубкой. При подводном бетонировании заданные свойства укладываемой бетонной смеси не ухудшаются, так как она поступает под слоем ранее уложенной смеси. Этот верхний слой после окончания бетонирования удаляют. К бетонной смеси, укладываемой методом ВПТ, предъявляют следующие требования: осадка конуса должна быть 14...16 см при укладке с вибрацией и 16...20 см при укладке без вибраций. В смеси необходимо вводить пластифицирующие добавки. Метод ВПТ экономически целесообразно применять при предельной глубине 50 м. Рис. 1. Схема подводного бетонирования методом верти-кально перемещающейся трубы (а) и восходящего раствора (б): 1 — вертикально перемещающаяся труба, 2 — опалубка, 3 — уложенная бетонная смесь, 4 — труба, подающая раствор, 5—каменная наброска, 6 — предохранительная шахта, 7 — наброска, заполненная раствором |
infopedia.su