Города надписи на стенах


Надписи на стенах, которые стреляют прямо в сердце

Недавно у нас был пост про шедевральные объявления из наших подъездов, а сегодня хотим продемонстрировать 35 ярких примеров, когда стены общаются с вами. Внимательно осмотритесь по сторонам, когда будете выходить из дома, возможно, такая нелепая шалость какого-то горе-художника позволит вам сделать самый важный выбор в жизни.

Не взрослейте, это ловушка!

Правильно, Юль надо любить!

Любовь - всему голова!

Запомни простую истину!

В Минске на каменной горке, во дворе дома номер 14 по улице Лобанка

Космос, ты просто Космос!

Скучным быть - нормально

Гори, что бы светить

Вейдер фигни не скажет!

И даже не сомневайся, плита дело говорит!

Быть котом!

Суровая воронежская любовь

Лю

ribalych.ru

Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ленинград после снятия блокады. 1944 год

Гра́ждане! При артобстре́ле э́та сторона́ у́лицы наибо́лее опа́сна — надпись, наносившаяся в период блокады Ленинграда на стены многих зданий города с помощью трафарета.

Надписи «граждане! ПРИ АРТОБСТРЕЛЕ эта сторона улицы наиболее ОПАСНА» наносились в Ленинграде на северных и северо-восточных сторонах улиц, так как обстрел города вёлся с южного (Пулковские высоты) и юго-западного (Стрельна) направлений. Это связано с тем, что обстрел велся лишь с территорий, оккупированных немцами, тогда как территории к северу от Ленинграда были заняты финскими войсками, не ведшими обстрелов Ленинграда. В Кронштадте же надписи наносились на юго-западных сторонах, поскольку обстрел угрожал со стороны оккупированного Петергофа. Такого рода опасность связана с наличием препятствий (высотных зданий), особенностью баллистической траектории полёта снаряда и воздействием поражающих факторов взрыва (осколки, ударная волна).

Надписи на чётной «солнечной» — наиболее опасной — стороне Невского проспекта были сделаны летом 1943 года бойцами Местной противовоздушной обороны (МПВО) Татьяной Котовой, Анастасией Пашкиной и Любовью Герасимовой, получившими во время очередного дежурства это задание, кисть, трафарет и ведро краски[1].

На Невском надписи пестрели,
Кричала каждая стена,
«Внимание! При артобстреле
Опасна эта сторона!»

Из письма КГИОП
По имеющимся в КГИОП сведениям в Санкт-Петербурге не сохранились подлинные предупреждающие надписи военного времени. Существующие мемориальные надписи воссозданы в 1960—1970-е годы как дань памяти героизму ленинградцев.

письмо КГИОП от 6 марта 2012 года № 17-6-1

  • Невский проспект, дом 14

  • Лесной проспект, дом 61

  • 22-я линия В. О., дом 7

  • улица Аммермана, дом 25

В настоящее время надписи нанесены на стенах:

Современные надписи выполнены белой краской по синей (голубой) заливке, нанесённой на штукатурку. Текст надписей в Кронштадте отличается от петербургских: «Граждане! Во время артобстрела эта сторона улицы наиболее опасна!».

Все надписи в Санкт-Петербурге сопровождаются мраморными памятными досками с текстом «В память о героизме и мужестве ленинградцев в дни 900-дневной блокады города сохранена эта надпись». Текст на памятных досках в Кронштадте отличается: «В память о героизме и мужестве кронштадтцев в дни 900-дневной блокады сохранена эта надпись».

Первая из этих надписей возобновлена на здании школы № 210 на Невском проспекте в 1962 году[2] по инициативе поэта М. А. Дудина[3]. Изначальная надпись была красно-коричневой. Автором памятной доски (размер 19×69 см) стал архитектор В. Д. Попов[4].

Затем надписи были возобновлены в 1968 году на Лесном проспекте[5] и в 1969 году на Васильевском острове[6]. Памятные доски, выполненные мастерами А. И. Ивановым и Р. И. Геллерштейном[7] повторяли доску на Невском проспекте.

Надписи в Кронштадте возобновлены в 1973 году с установкой аналогичных мраморных памятных досок[8][9].

Кроме этого существуют такие надписи, выполненные чёрной краской, на доме № 36 по Пионерской улице и на доме № 6 корпус 2 по улице Калинина. Они не являются историческими и были сделаны для съёмок фильма о блокаде в 2000-х годах.

  • Нанесению надписи в годы войны посвящён короткометражный фильм «Особое задание» из телеальманаха «9 мая. Личное отношение» (2008).
  • В песне Александра Розенбаума «Прогулка по Невскому» есть слова: «Так давайте ж пройдём в этот вечер прекрасный старым Невским моим, да по той стороне, что в обстреле была так темна и опасна».
  • В песне группы "Zero people" "Ремесло" есть такие слова: "И вот эта сторона опаснее, чем та, если ты под обстрелом".

Известна одна из современных трактовок этой фразы защитниками городской архитектуры в качестве символа угрозы, который представляют собой действия властей и застройщиков. Так, на пикете с акцией «Небесная линия» 14 ноября 2009 года использовался плакат с текстом «Граждане! При обрушении Охта-центра эта сторона улицы наиболее опасна»[10][неавторитетный источник?], а активисты ДСПА ранним утром 23 февраля 2010 года вывесили на доме Рогова на Загородном проспекте, 3/17 баннер с текстом «Граждане! При Матвиенко эта сторона улицы наиболее опасна»[11][неавторитетный источник?]. В декабре 2010 года, на улицах города появилась новая версия плаката, намекавшая на неубранные от сосулек и льда улицы: «Граждане! При В. И. Матвиенко любая сторона улицы опасна для жизни!»[12].

ru.wikipedia.org

О чем рассказали избирательные лозунги в Помпеях

В Помпеях продолжаются активные археологические раскопки, которые в этом году уже принесли много интересного. Некоторые открытия почти совсем незаметны — к их числу относятся три надписи на стенах домов, открытые совсем недавно. Однако за этими надписями — как сказали бы мы сегодня, избирательными лозунгами — стоит давняя традиция и интересная история. О них рассказывает Юлли Улетова, автор сайта Помпеи: шаг за шагом.

Надписи, недавно открытые в Помпеях

Parco Archeologico di Pompei


Что писали помпейцы на стенах города

Каждая найденная в мире латинская надпись учитывается в специальном «Своде латинских надписей» — Corpus Inscriptionum Latinarum. Семнадцать томов Свода содержат в себе более 180 тысяч надписей на латинском языке с территории всей Римской империи.

CIL IV — четвертый том — состоит из надписей, найденных в Помпеях, Геркулануме и Стабиях. Собственно, помпейские граффити, вероятно, самые известные в широких кругах латинские надписи в мире.

Самые красивые из них — это избирательные призывы. Писали их специально обученные люди, чаще бригадой из двух-трех человек (один штукатурил, второй рисовал). Имя кандидата выписывалось крупными буквами, остальной текст был мельче. В Помпеях найдено более чем 2600 граффити, содержащих в той или иной форме призыв голосовать за конкретного человека, а вот на стенах Геркуланума таких объявлений нет.

Хотя в широком смысле все древние надписи на стенах можно называть граффити, избирательные надписи ими не являются. Потому что для специалистов граффити — это лишь процарапанные надписи или рисунки, а если для создания картинки или текста использовалась краска, как в данном случае, то такие эпиграфические приветы из прошлого называются дипинти.

Самые интересные — бытовые граффити. В них жители Помпей поливают знакомых ругательствами, сообщают, где найти хорошую проститутку, когда будут гладиаторские игры и кем их сердце растревожено. Кстати, женщины тоже пишут, но мужских автографов несравненно больше. Помимо собственно надписей, стены полны нацарапанных рисунков разной степени живописности и приличия.

Избирательные надписи, открытые в Помпеях ранее (XIX-XX вв.)


Как рисовали избирательные объявления

Три новых надписи относятся к избирательным. Рассмотрим подробнее, как проводились избирательные кампании и сама процедура выборов.

Поскольку выборы в местные советы в провинции проходили в марте, то именно в этом месяце — в течение избирательной кампании — стены домов в Помпеях покрывались именами баллотирующихся на должности городских магистратов. Таковых было четверо — два дуумвира, осуществлявших общий контроль над городскими делами, и два эдила, ведавших текущими проблемами города. Дуумвиры и эдилы избирались на должность сроком на год. После выборов надписи специально не уничтожались и оставались на стенах города до следующего марта.

Объявления создавали специально обученные люди, часто бригадами — штукатур и писец-каллиграф (а бывало и более трех человек). Штукатур закрашивал надписи предыдущих выборов и готовил новый ровный слой окрашенной штукатурки на стене дома. В Помпеях найдена фреска с изображением штукатура на работе, а в новых раскопках в 5-м районе открыт уже подготовленный и оформленный под избирательную надпись фрагмент стены в виде таблички с «ручками» по краям в виде ласточкиного хвоста, так называемая tabula (или tabella) ansata.

Писец же не просто рисовал новое объявление, нет: он аккуратно и в соответствии с модой выводил буквы — их графика менялась с эпохами. Он компоновал содержание призыва так, чтобы имя кандидата бросалось в глаза и запоминалось. Если договоренность с заказчиком содержала другие сведения, то в надписи могла указываться должность, на которую претендовал кандидат; формулы, которые описывали соответствие кандидата должности; иногда упоминались инициаторы, поддерживающие выдвиженца, по чьему заказу и была сделана надпись. Некоторые надписи несут в себе имена изготовителей объявления: штукатура и писца. Есть повторяющиеся, и это значит, что определенные мастера были популярны среди заказчиков.

Считается, что из 2600 найденных в Помпеях избирательных надписей более полутора тысяч относились к последним перед извержением Везувия в 79 году выборам. И из этого количества около половины содержало имена лишь десятка кандидатов.

Избирательные надписи, открытые в Помпеях ранее (XIX-XX вв.)


Кто мог выдвигаться в магистраты

Право голосовать имел любой гражданин мужского пола Римской империи с 25 лет, а вот избираться — не каждый. Кандидат должен был быть свободнорожденным и соответствовать определенным критериям по трем категориям: возраст, имущественный ценз и общественное положение.

С возрастом понятно. Начать свой путь — cursus honorum — по административной лестнице римлянин мог с должности квестора лет в 27-28, не ранее.

С общественным положением тоже — для того, чтобы горожане голосовали за земляка, он должен был заранее, как сказали бы сейчас, работать над своим имиджем. Например, устраивать за свой счет гладиаторские игры в амфитеатре, выделять личные средства на ремонт или строительство городских зданий или заниматься благотворительностью для менее обеспеченных слоев населения. Однако существовал закон, который запрещал кандидату в течение года перед выдвижением на выборы устраивать обеды для горожан, раздавать от своего имени подарки и официально приглашать в свой дом более девяти человек. Конечно, опытным политикам опыт и возможности позволяли обходить такие ограничения, и этот закон, скорее, свидетельствует о том, что к выдвижению приходилось подходить заранее, минимум за год.

Кроме этого, кандидат должен был быть свободнорожденным, что накладывало определенные ограничения на богатых вольноотпущенников, желавших управлять городом. Только их дети могли претендовать на городские магистратуры.

Самым серьезным для желающих стать городским магистратом был имущественный порог. Работа в городской администрации не оплачивалась. Более того, при вступлении в должность в любом римском городе вновь избранный магистрат вносил в городскую казну от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч сестерциев. А во время отправления своих обязанностей счастливец продолжал тратиться на благо родного города, как делал это и до избрания.

Но не следует думать, что городская магистратура — это исключительно обдираловка местного олигархата в пользу, как говорится, бедных. Конечно, административные должности даже в небольшом городке — это власть, уважение, влияние. А для особо честолюбивых — также ступень к карьере чиновника в Риме.

Надпись черным призывает голосовать за Гельвия Сабина, надпись красным — за Луция Альбуция

Parco Archeologico di Pompei


Как проходили выборы в Помпеях

Перед выборами на форуме обычно размещали табличку с именами кандидатов и указанием должности, на которую они претендовали. Все эти имена помпейцам были уже известны, кандидаты обсуждались горожанами в течение всей избирательной кампании, и на форум все приходили только проголосовать.

Выборы в Помпеях (и в любом другом городе, включая Рим) начинались с ауспиций (гаданий) и происходили методом ambulatio — проще говоря, «путем хождения». Для этого мероприятия площадь Гражданского форума Помпей канатами делили на пять коридоров (по числу избирательных единиц — триб). Урны для голосования размещались на трибуне храма Юпитера. Сложим примерно три тысячи выборщиков из числа коренных помпейцев и примерно пять тысяч — из числа колонистов, полученное число (примерно 8000) поделим на пять триб. Получается, что в одном коридоре на голосование проходили больше полутора тысяч человек. Каждый гражданин опускал в урну вощеную дощечку с нацарапанным именем того кандидата, за которого он голосовал. Большинство табличек за одного кандидата в одной трибе и делало его победителем в ней. Избирался тот, за кого проголосовало большинство триб.

Напомню, что Помпеи — изначально не римский город. До Союзнической войны (91–88 годы до нашей эры) он принадлежал местным италикам — оско-самнитам. После победы Рима в войне в Помпеях были расселены ветераны легионов Луция Корнелия Суллы. Вряд ли это вселение пришлых в тихий приморский городок происходило при радостных криках побежденных, несмотря на то, что выведение колонии в Помпеи дало ее населению вожделенное римское гражданство. По крайней мере, предполагается (учитывая косвенные данные в одной из речей Цицерона), что для уменьшения влияния прежних жителей на дела в городе количество их голосов искусственно ограничили, включив их в одну или две трибы из пяти. Соответственно, коренные жители Помпей еще до голосования составляли меньшинство голосов.

То, что выборы были всеобщими (среди свободных граждан), объявления на стенах надо было читать, а на табличке надо было писать имя, указывает на довольно широкий охват населения грамотностью.


Что же мы видим на вновь открытых надписях

1. Одинокая красная надпись: LALBUCIUM AED
Расшифровка: L.Albucium aed(ilem)
Перевод: Луция Альбуция — в эдилы.

2. Черная верхняя надпись: HELVIUM SABINUM AEDILEM D.R.PUB V.B.O.V.F.
Расшифровка: Helvium Sabinum aedilem d(ignum) r(ei) p(ublicae) v(irum) b(onum) o(ro) v(os) f(aciatis)
Перевод: Гельвия Сабина — в эдилы, хорошего человека, достойного общественной деятельности, прошу вас, выберите.

3. Нижняя красная надпись повторяет текст первой.

Замечу также, что надписи сделаны на внешнем углу дома, на перекрестке. Несмотря на то, что сторонники Гельвия Сабина заказали длинную надпись, объявления с именем Луция Альбуция с точки зрения психологии и рекламы выглядят более эффективными: их две на разных сторонах угла, они красные и выполнены одной строкой.

Имя Луция Альбуция украшает собой угол дома и заметно со всех стороны

Parco Archeologico di Pompei


Что значат эти аббревиатуры

Имена кандидатов обычно писали в винительном падеже, часто сокращая до одной буквы преномен (личное имя) или не используя его вовсе. Это указывает на узнаваемость среди избирателей персонажей предвыборной гонки.

Не будем удивляться и обилию аббревиатур в текстах надписей — они сильно экономили занимаемое объявлениями место. Но стоит вновь обратить внимание на распространение этих формул: оно говорит нам, что содержание сокращений было известно любому избирателю.

Самая распространенная из избирательных формул, это, конечно, обращение o.v.f.oro vos, faciatis («прошу вас, выберите»). Затем обычно следовали характеристики кандидата: d.r.p.dinum rei publicae («достойный общественной деятельности»), v.b.virum bonum («хороший человек») или v.p.virum probum («честный человек»). По частоте их использования можно думать, что моральный статус кандидата для горожанина был важнее его обещаний и будущих дел. Наоборот, программы выдвиженца мы не встретим ни в одной надписи, зато часто его хвалят за профессиональные умения (никак не касающиеся обязанностей городского чиновника). Например, panem bonum fert («он дает вкусный хлеб»). Впрочем, иногда характеристики прямо указывают на идеальное соответствие кандидата должности: hic aerarium conservabit («этот казну сбережет») или viis aedibus sacris publicis procurandis («для надзора и заботы за дорогами, священными и общественными зданиями»).

Даже названия должностей, на которые претендовал кандидат, и те сокращались: [выберите] aedaedilem («эдилом») или IIvirduovirum («дуумвиром»).

«Луция Альбуция — в эдилы»

Parco Archeologico di Pompei


Чем известны Луций Альбуций и Гельвий Сабин

Вернемся к именам, упомянутым в новых надписях из Помпей. Это тоже весьма интересное открытие. Оба помпейца часто упоминаются в призывах 79 года нашей эры, то есть в последней избирательной кампании. Оба претендовали на должность эдила.

Номен (родовое имя) Альбуций встречается в открытых уже надписях более полусотни раз. Один раз рядом с ним стоит преномен (личное имя) Марк, один раз! Поэтому не будем учитывать эту надпись в нашем «расследовании». В половине из остальных надписей Альбуций фигурирует без преномена вообще, а в другой половине — с преноменом Луций, что совпадает с именем в новых надписях. Более того, из трех надписей мы можем узнать и когномен (личное прозвище) нашего Альбуция — Цельс.

Однако эдилов в городе должно быть два, поэтому некоторые призывы предлагают сразу полный комплект, рекомендуя на эти должности вместе с Альбуцием Марцелла (четыре упоминания) или Марка Казеллия (14 упоминаний). Возникший вопрос, почему на две должности баллотировались вместе три кандидата, снимают несколько (из 70 с лишним) надписей с указанием полного имени Казеллия — Марк Казеллий Марцелл. Это, вероятно, значит, что несмотря на отсутствие партий, как на современных выборах, кандидаты на городские должности могли объединяться для достижения результата и сторонники одного включали в свои «афиши» имя дружественного кандидата.

В объявлениях, посвященных Альбуцию, используются только две-три самые распространенные формулы-аббревиатуры рекомендаций и характеристик и всего несколько имен его сторонников: Тит Гениалис, Прим, Парис и неназвавшиеся vicini («соседи»). Одна из надписей оплачена, судя по именам, женщинами, скорее всего, вольноотпущенницами — Стацией и Петронией. Можно пофантазировать и с некоторой долей вероятности предположить, что такие имена им дал их бывший хозяин, поклонник творчества двух римских авторов I века нашей эры — Петрония Арбитра и Публия Папиния Стация. Последний сам был неаполитанцем, а Петроний буквально за лет 13 до извержения Везувия по приказу императора Нерона умертвил себя в Кумах, в 50 километрах от Помпей.

Другое дело — Гельвий Сабин! Надписей, посвященных ему, открыто почти полторы сотни. Из них мы узнаём его преномен — Гней, а в одной надписи упоминается даже агномен (второе после когномена прозвище), к сожалению, фрагментированный из-за обрушения штукатурки — Ariph… («Ариф…»).

Часть надписей кратка — «Гельвия Сабина», и все. В более чем сотне надписей указана должность, на которую выдвигают Сабина его сторонники — эдил, а в одной — дуумвир. Большинство объявлений содержит стандартные формулы — от d.r.p. до v.p. Но все же надписи в честь Сабина даже с аббревиатурами гораздо длиннее посвященных Альбуцию.

Как и Альбуция, Сабина в нескольких дипинти предлагают в эдилы вместе с единомышленниками. В одном случае это некий Руф, в других — Марк Самеллий Модест. Есть надписи, где к эдилу Гельвию Сабину выдвигают в дуумвиры Кальвенция или Луция Цейя Секунда. Это снова намекает нам на социальные связи среди чиновников, только уже вертикальные: в городской иерархии дуумвир стоял выше эдила, но, несомненно, «свой» эдил нужен был любому дуумвиру.

Четверть призывов имеет подписантов: это и безымянные соседи, и мужчины (Бальб, Попидий, Кресценс, Везоний Прим и другие), и женщины (Юния, Мария, Капрасия и так далее), и даже целые семьи. Последние обозначались главой семьи по имени с добавлением уточнения cum suis: Прим с семьей, Инфантион с семьей, Эпидий с семьей. Помимо соседей, за Гельвия Сабина выступали также и группы горожан: «урбуланцы» (объединение по району проживания), «последователи Исиды» (объединение по религиозному принципу) и «пекари с соседями» (cum vicinis). Можно предположить, что Сабин и сам был приверженцем культа Исиды в Помпеях, работал с мукой или готовыми хлебными изделиями, а также жил, скорее всего, в Урбуланском округе (около Ноланских ворот Помпей).

Помимо прочего, такая избирательная активность говорит о том, что Гельвий Сабин был в Помпеях довольно известным человеком, уважаемым как в быту, так и в профессии и удобным магистратом для разных групп населения.

Таким образом, всего три новых надписи могут рассказать довольно много о традициях выборов и особенно о социальных связях в городе.

nplus1.ru

Надписи на стенах обреченного города. 100 великих курьезов истории

Надписи на стенах обреченного города

Как известно, римский город Помпеи был уничтожен извержением Везувия в 79 году. Вернее, был уничтожен не город, а его обитатели. Многие городские постройки, напротив, в результате извержения оказались засыпаны пеплом и до сих пор радуют археологов и других любителей старины своим видом. Сохранились частные дома, виллы, общественные здания и многое другое.

 Жители Помпей оставили на стенах своего города многочисленные надписи

На стенах Помпей сохранились также надписи, сделанные местными жителями, желающими выразить свои мысли и эмоции. Когда историк видит на древнем здании надпись, сделанную рукой современного «вандала», он огорчается – ведь испорчен исторический памятник. Совсем другое дело, если обнаружены древние настенные надписи, они бесценные свидетели прошлого. Благодаря им мы можем представить повседневную жизнь помпейцев в мельчайших деталях, узнать, чему они радовались и огорчались, что их смешило или раздражало. А в Помпеях таких надписей – тысячи!

Надписи встречаются внутри домов, на стенах комнат или на полу, выложенные мозаикой. Богатый пекарь написал на своей пекарне: «Здесь живет счастье». Торговец признался всем, что для него «прибыль – это радость». На пороге одного из домов можно прочитать: «Мои двери заперты для воров, но открыты настежь для честных людей». Один из найденных в результате раскопок домов даже получил название «Дом моралиста», так как его украшали следующие призывы: «Держать в чистоте ноги и не пачкать белье и постели, уважать женщин и избегать непристойных речей, воздерживаться от гнева и от драк». В конце заключение: «В противном случае возвращайтесь к себе домой».

Множество надписей помещалось на внешних стенах домов. Вот один из жителей в хорошем настроении вспомнил друга и написал: «Приветствую тебя, Эмилий Фортунатас». Вот другой, разгневанно пишет: «Сумий желает Корнелию, чтобы он повесился». Кто-то, вынужденный замазывать подобные высказывания, не удержался, чтобы не позлорадствовать: «Сосий расписался, Онесий закрасил его белой штукатуркой». Как и во все времена на стенах встречаются и детские рисунки и надписи. Мы видим и карикатуру на учителя, с лысой головой, лавровым венком набекрень и носом горького пьяницы, и отдельные буквы, которым, возможно, этот же учитель научил малолетнего хулигана. А вот детский рисунок гладиаторского боя.

На одном из угловых домов была обнаружена целая афиша: «Двадцать пар гладиаторов, которых Лукреций Сатрий Валенс, жрец Нерона, записал в завещании, а также десять пар, оставленных его сыном, будут сражаться друг с другом в Помпеях 4 апреля. Кроме того, состоятся бои охотников с дикими зверями. Сверху натянут полотняный тент, чтобы зрители не испеклись на солнце». Надо сказать, что некоторые гладиаторы были кумирами многочисленных поклонниц. Имеется надпись, гласящая, что некий гладиатор Трак Келад является «предметом тоски, властелином и исцелителем женских сердец». Однако были и противники подобных развлечений. Одна из надписей сообщает нам: «Философ Аней Сенека – единственный среди римлян писатель, который осудил кровавые игры».

Поскольку газеты в то время отсутствовали, такая интересная часть жизни, как выборы, тоже отражена в настенных надписях. Мы можем читать агитационные призывы целых цехов: цирюльников, виноградарей, кочегаров общественных бань, погонщиков мулов, ювелиров, игроков в мяч и многих других. Отдельные жители также обращались к согражданам. Например: «Паквий просит избрать эдилом Люция Помпея» или (причем эта надпись сделана большими красными буквами): «О, Требий, поднатужься и сделай эдилом молодого, честного человека – Лоллия Фуска». А еще: «Того, кто не отдаст своего голоса за Квинкта, пусть проведут через весь город на осле, как шута». Под восхваляющими кандидатов лозунгами часто можно видеть приписки: «все ленивцы», «горькие пьяницы».

Надписи самого различного содержания встречаются даже на стенах гробниц. Здесь мы видим и предвыборные «плакаты», и сообщения о гладиаторских играх, и мелкие объявления.

Еще одна сторона жизни, о которой помпейцы желали поведать миру, – это любовные переживания. Весь спектр их: радость, робость, печаль, страдания – все на стенах Помпей. Один влюбленный пишет о своей подруге: «Кто не видел Венеры, нарисованной Апеллом, пусть взглянет на мою любимую – она столь же прекрасна, как эта богиня». Другой, менее счастливый поклонник восклицает: «Прощай, моя Савва, вспоминай меня хоть иногда. Ах, когда ты узнаешь, что такое любовь, и в тебе пробудятся чувства, сжалься тогда надо мной, о цветок богини Венеры». Еще один влюбленный, обращаясь к вознице, написал на колодце, где поили ослов и мулов: «Ах, если бы ты когда-нибудь чувствовал, как пылает огонь любви, ты привез бы меня быстрее к моей девушке. Поспешай в Помпеи – там живет моя любимая!»

Один ревнивец предупреждал соперников: «Если кто вздумает соблазнить мою девушку, то пусть его сожрут в пустынных горах страшные медведи». Некоторые даже угрожали самой богине любви: «Венера! Я переломаю тебе все ребра и отстегаю так, что ты охромеешь. Если ты могла пробить стрелой мое нежное сердце, то почему же я не могу размозжить твой череп?» Встречаются и философские надписи: «Одни любят, другие любимы, а мне на это наплевать». На что некий прозорливый прохожий написал в ответ: «Кто на это плюет, тот влюблен». Писали на стенах и женщины. Одна из них, обращаясь к некоему Александру, заявляет: «Твоя судьба меня нисколько не волнует, если ты исчезнешь – тем лучше для меня».

Некоторые надписи посвящены вину. Один житель на стене базилики написал: «Суавий вздыхает о полных чашах вина, его мучит страшная жажда». На стенах таверны читаем: «Сердечный привет! Мы наполнены, как бурдюки!», а рядом – обращение к хозяину от менее довольного клиента: «Чтобы ты сам оказался жертвой своей хитрости: нам продаешь воду, а сам лакаешь чистое вино».

А вот надпись, сделанная человеком, которого раздражали надписи, но об этом непременно надо было поведать миру: «О стена, я удивляюсь, как ты до сих пор не развалилась. Ты обречена на то, чтобы сносить столько глупой болтовни!»

Кто знает, если бы жители Помпей знали об ужасной участи, ожидающей их, может быть, мы читали бы совсем другие надписи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

глубокомысленные (и не за 27.12.2017 на Fishki.net

Искромётный юмор и похмельная философия подворотни, дворовые признания в любви и импровизированные чемпионаты микрорайона по остроумию — словом, когда в детстве взрослые говорили нам: «на заборе тоже много чего пишут», они ни капли не врали.

1.

Источник:

2.

Источник:

Нижневартовск

3.

Источник:

4.

Источник:

Нижний Новгород

5.

Источник:

Чайковский, Пермский край.

6.

Источник:

7.

Источник:

8.

Источник:

Чайковский, Пермский край.

9.

10.

Источник:

11.

Источник:

12.

Источник:

13.

fishki.net

Надписи на стенах и заборах культурной столицы

Автор:
25 марта 2015 08:38

Оправдывая звание культурной столицы России, жители Санкт-Петербурга оставляют на заборах и стенах городских зданий соответствующие надписи. Одни цитируют классиков, другие излагают вежливые просьбы не гадить во дворах, а третьи и вовсе размышляют на философские темы.

fishki.net

Философские надписи на стенах, которым место в учебниках

Автор:
24 сентября 2015 14:53

Мысли на заборах, которым бы могли позавидовать Сократ и Аристотель.
На Фишках летом уже был пост 35 правдивых надписей на стенах, которые стреляют прямо в сердце. Продолжаем заниматься уличным собирательством...

Источник:

Даже добавить нечего...

Источник:

Я и сейчас думаю, что думаю

Источник:

Источник:

Совсем запутать хотят...

Источник:

Зато честно

Источник:

От души, братюня...

Источник:

Немного "столовой" романтики...

Источник:

Хоть не все из нас пирожки...

Источник:

Ну хоть кто-то меня не бросит...

Источник:

И правильные лозунги!

fishki.net

Оригинальные надписи на стенах (26 фото)

Креативные надписи на стенах домов в российских городах, несущие различную смысловую нагрузку. Кто-то сочтет это банальным вандализмом, а некоторые остановятся и даже призадумаются о смысле бытия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

zagony.ru

Предсмертные надписи на стенах гестаповских тюрем | Блогер Stavrida на сайте SPLETNIK.RU 7 ноября 2010

Недавно, среди обширной библиотеки на даче, случайно нашла книгу "Говорят забытые герои". Хотела её пропустить, но начала читать, да так и не могла остановиться. Всегда гордилась тем, что почти не плачу, а тут прорыдала почти весь вечер. Книга состоит из предсмертных писем, записок и надписей на стенах тюрем советских солдат во время Второй мировой войны. Вашему вниманию я представляю только надписи на стенах и небольшие истроии про людей, которые это написали. Надпись А. Белякова на стене камеры. Я вынесу все нечеловеческие пытки. Клянусь вам своим комсомольским словом, мои дорогие товарищи. Буду молчать до конца. Молчите и вы. Начатое нами большое дело закончат наши товарищи. После мучительных пыток и истязаний 28 марта 1942 года А. Телешова, В. Новоженова и А. Белякова гитлеровцы публично повесили в городе Ржеве, а остальных подпольщиков расстреляли. Надписи на стенах в Аджимушкайских каменоломнях Смерть, но не плен! Да здравствует Красная Армия! Выстоим, товарищи! Лучше смерть, чем плен. 22—VI—42. Ровно 1 год войны... Немецкие фашисты напали на нашу Родину. Проклятье фашистам! Прощайте! Над каменоломнями день и ночь гремели выстрелы, разрывы гранат и мин, затем заухали мощные разрывы авиабомб, которыми гитлеровцы хотели вскрыть центральные подземные траншеи. Засыпав камнями и землей от взрывов все выходы из каменоломен, гитлеровцы подвели к щелям трубы от баллонов со сжатым газом. Через пробуренные отверстия вниз бросали гранаты. А тех, кто пытался выбраться наверх, разили из пулеметов и автоматов. Первая газовая атака была проведена в ночь на 25 мая. За ней последовали другие — в течение нескольких дней с интервалами 3—5 часов. От газов и обвалов погибло не менее 10 тысяч человек. Часть людей в бессознательном состоянии попала в руки гитлеровцев. Надпись подпольшика В. Г. Кривопустенко в гестаповской тюрьме г. Новочеркасска На этой койке спал с 24/IX—42 г. 26/IX был на допросе. Решение не объявили, но в подтверждение обвинений сделали очную ставку мне неизвестного человека Юоханова Алексея. Он дал ложные показания и вдобавок бросился избивать, хотя совершенно точно он меня не знает. В общем — подлец, провокатор. Судя по отношению на допросе и пристрастию, я буду расстрелян. Прощайте. Умру честно. Никому я зла не сделал. 26/IX. В. Кривопустенко. Надписи военнопленных моряков- черноморцев на стенах тюремного барака в городе Чистяково, Донецкой области. Братишки! Черноморцы дорогие! Не думайте, что я попал в плен здоровым. Я был тяжело ранен, но подлечили, сволочи, чтобы использовать как рабочего. Не иду. Сегодня били, отбили все до селезенки, прощайте. Ваш, Михаил Л. Сегодня меня не будет, но останетесь вы, моряки-черноморцы. За меня, братишки, пошлите несколько пуль — пусть помнят, что мы не сдаемся, что меня нет, но есть вы. Ваш Николай Г. Прощайте все, кто был дорог мне, а море, Черное море, тебя хотя бы посмотреть один раз. П. Т. Черноморец умрет, но с песней. Юрий. Братишка Колька, балтиец дорогой! Помни меня, береги мать. Твой брат Олег. Группа моряков-черноморцев, взятых гитлеровцами в плен после падения Одессы и Севастополя, была заключена в один из бараков лагеря военнопленных в городе Чистяково, Донецкой области. По свидетельству очевидцев, особенно жестоко гитлеровцы пытали моряков. Военнопленный танкист в записке, спрятанной в печи одного из бараков, писал: «... их пытали, терзали, прокалывали раскаленным железом, вывертывали руки, а они пели песни да нам говорили: смотрите, друзья, если кому удастся вырваться отсюда, не забудьте рассказать там, на воле, что моряк — это сталь и нас не согнет никакая сила. За Родину! За родную Украину! Эти слова моряки произносили во время пыток. А пытали их на глазах у всех военнопленных, чтобы другие не думали противиться. Потом мы узнали, что моряки задушили двух немецких часовых, но убежать им не пришлось». Надпси на стенах тюремных камер членов Краснодонской подпольной организации "Молодая гвардия". Взят Туков В. С. 2943. 6. 1. Бондарева, Минаева, Громова, Самошина. Погибшие от рук фашистов 15/1 43 г. в 9 часов ночи. Смерть немецким оккупантам! Прощайте, папа, Прощайте, мама, Прощайте, вся моя родня. Прощай, мой брат любимый Еля, Больше не увидишь ты меня. Твои моторы во сне мне снятся, Твой стан в глазах всегда стоит. Мой брат любимый, я погибаю, Крепче стой за Родину свою. До свидания. С приветом, Громова Уля. 15 января 1943 г 7 февраля 1943 г. Мама, я тебя сейчас вспомнила. Твоя Любаша. Прошу простить меня. Взяли навеки. Шевцова. Не позднее 9 февраля 1943 г. Прощай, мама, твоя дочь Любка уходит в сырую землю. Настенная надпись А. И. Нестеренко в Павлограде, Днепропетровская область 13 февраля 1943 г. Нас было 21. Стояли насмерть. Погибаем, но не сдаемся! Эта короткая надпись была сделана на стене одного из корпусов кожевенного завода в Павлограде — в городе на Днепропетровщине. Ее вывел кровью смертельно раненный капитан А. И. Нестеренко. Надпись М. Грызун на стене тюремной камеры Меня, комсомолку Марину Грызун, немцы убили 28 июля 1943 года. Друзья и товарищи, отомстите за меня, за всех, погибших от рук немцев! Марина Грызун проживала в селе Михайловка, Богуславского района, Киевской области, в колхозе имени Ленина. В период фашистской оккупации укрывала трех оставшихся в тылу врага красноармейцев и лечила их. В июле 1943 года Марина была арестована и заключена в камеру гестапо в Богуславе. Ее жестоко пытали. Расправа над ней была совершена 28 июля 1943 года. Выше приведены слова, написанные кровью на стене тюремной камеры. Надпись разведчицы З. Г. Кругловой Я раньше любила волю, свободу, простор, поэтому мне очень трудно привыкнуть к неволе. А имя Зоя в переводе с греческого языка и есть жизнь. Ах, как хочется жить, жить... Зоя Байгер (Круглова). Надпись подпольщицы П. Савельевой на стене тюремной камеры в г. Луцке Приближается черная, страшная минута! Все тело изувечено — ни рук, ни ног... Но умираю молча. Страшно умирать в 22 года. Как хотелось жить! Во имя жизни будущих после нас людей, во имя тебя, Родина, уходим мы... Расцветай, будь прекрасна, родимая, и прощай. Твоя Паша. 22 декабря 1943 года поздним вечером гестаповцы арестовали Пашу Савельеву. После ужасных пыток и мучений в январе 1944 года фашисты сожгли патриотку во дворе средневекового католического монастыря, превращенного гитлеровцами в кровавый застенок. За час до казни, надеясь на побег, она сумела передать в соседнюю камеру записку: «Если будут выводить вместе, надо попробовать бежать. Мужайтесь!» Но бежать не удалось. Приведенная выше надпись в камере № 14 была нацарапана гвоздем в последние минуты перед казнью. Настенные надписи в камерах гестаповских тюрем города Тирасполя 1943—7. VIII. Были расстреляны, кто зайдет сюда — передайте, что нас 6 человек расстреляли. 1. Жених Мошев. 2. Гончин К. 3. ЕфремовВ. 4. Андреев В. 5. Гончин Варвара. 6. Юрко. 14 октября 1943 г. в 9 час. вечера из камеры № 46 вывели на расстрел партизана Попик Демьяна. 2. XII. 43 г. расстреляно пулеметом 18 жмеринских партизан из 38 камеры. Козлов Александр Иванович — советский парашютист, спустился в районе Браилова, арестован 20X11. 43 г. Свердловская область, Карпинского р-на, Петропавловский горный поселок. Козлов Александр пал смертью храбрых 7.11.44 г. Слава ему, вечная слава! В сердцах патриотов и честных людей Он не умрет, а будет вечно жить. Родина таких не забудет. 7.11.44 г. при набеге героически погибли Козлов и Ткачун. Братья, отомстите за нашу кровь, за кровь парашютиста Козлова Александра. Отомстите фашистам. Бейте беспощадно. Мы знаем, что придут наши. Прочитают, что здесь написано. Считать погибшим Буженко Васю, Одесская обл., г. Ананьев, Пролетарская, 10. Прощайте, мама, папа и братик Колечка. Ваш сын Вася Буженко. Целую всех. 3 апр. 44 г. Здесь погибло в камере 117 человек. Нас сейчас в одной камере около 200 человек. Все к расстрелу. 3.IV.44 г. Фашистскими варварами расстреляно в Тирасполе 1000 человек. Не отчаивайтесь, победа будет на нашей стороне, потому что мы более стойки. Надежда на победу пусть будет вам путеводной звездой в черные минуты. Не теряйте надежды. За справедливость, за нашу жизнь борется целый мир. Мы победим потому, что нами руководит ВКП(б). И даже в этом смраде не падайте духом. Победа с нами. 29.111.1944 г. Настенные надписи в гестаповских тюрьмах города Таллина В КАМЕРЕ № 5 Прощайте, все товарищи. Больше не увидимся. Корнев Петр. В КАМЕРЕ № 7 Да здравствует ЭССР. Смерть за смерть. Бойченко Е. 2/5—42 г. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами! В КАМЕРЕ № 11 Брегвадзе Василия Григорьевича, грузина, приговорили к расстрелу 27.VII—43. В КАМЕРЕ № 17 Прощай, друзья. Климов Афанасий Никифорович, 1915 г., приговоренный к расстрелу 10.XII—43 г., пленный. Стих: Багреет небо голубое Там, с восточной стороны, Где русский люд, сражаясь с врагом... Сколько подвигов и геройства Совершает он в бою, Сколько воинов отважных С орденами на груди... В КАМЕРЕ № 19 Здесь сидел Лосицкий Владимир Никитич, 1910 г., Орловской области, Стародубского р-на, Яцковичского с/с, дер. Голибисов. Осужден к расстрелу в 1943 г. X. 27. Прошу сообщить родным моим по указанному адресу Лосицкому Александру Никитичу. Прощайте, дорогие друзья и Родина. Прощайте, детки мои, меня ведут на расстрел. До свидания навсегда К Прощай друзья! Уроженец — Орловская обл., Климовский р-н, село Лакомая Буда. Тютюник Афанасий Никифорович, 25.Х. 1915 г. В РККА с 1938 г. Обвинен немцами за разрушение их вооруженных сил. Со мной расстреливаются пленные: Васевский, Овчинников. Сообщите гор. Псков, Кресть 87. Смирновой Екатерине. Сообщите моим родным. 14.XII 43 г. Эта книга есть в электронной библиотеке. В тексте анонса были использованы строки стихотворения Юлии Друниной. В посте использованы фотографии Дмитрия Бальтерманца.

www.spletnik.ru

Когда надписи на стенах смотрят прямо в душу / Всё самое лучшее из интернета

Надписи на стенах и заборах – неотъемлемая часть городской культуры. Увидеть на них можно что угодно. А бывает, возникает ощущение, будто эта надпись появилась здесь именно для тебя – настолько она перекликается с твоим состоянием или четко отвечает на мучивший душу вопрос. Завтра её могут заклеить, закрасить, снести вместе с забором, а сегодня – она только для тебя. Ведь стены не только слушают, но и говорят. Прислушайтесь:























klikabol.com

Надписи на стенах обреченного города

Как известно, римский город Помпеи был уничтожен извержением Везувия в 79 году. Вернее, был уничтожен не город, а его обитатели. Многие городские постройки, напротив, в результате извержения оказались засыпаны пеплом и до сих пор радуют археологов и других любителей старины своим видом. Сохранились частные дома, виллы, общественные здания и многое другое.

На стенах Помпей сохранились также надписи, сделанные местными жителями, желающими выразить свои мысли и эмоции.

Надписи встречаются внутри домов, на стенах комнат или на полу, выложенные мозаикой. Богатый пекарь написал на своей пекарне: «Здесь живет счастье». Торговец признался всем, что для него «прибыль – это радость». Вот один из жителей в хорошем настроении вспомнил друга и написал: «Приветствую тебя, Эмилий Фортунатас». Вот другой, разгневанно пишет: «Сумий желает Корнелию, чтобы он повесился». Кто-то, вынужденный замазывать подобные высказывания, не удержался, чтобы не позлорадствовать: «Сосий расписался, Онесий закрасил его белой штукатуркой». А вот детский рисунок гладиаторского боя.

Одна из надписей сообщает нам: «Философ Аней Сенека – единственный среди римлян писатель, который осудил кровавые игры».

Здесь мы видим и предвыборные «плакаты», и сообщения о гладиаторских играх, и мелкие объявления.

Еще одна сторона жизни, о которой помпейцы желали поведать миру, – это любовные переживания. Один влюбленный пишет о своей подруге: «Кто не видел Венеры, нарисованной Апеллом, пусть взглянет на мою любимую – она столь же прекрасна, как эта богиня». Другой, менее счастливый поклонник восклицает: «Прощай, моя Савва, вспоминай меня хоть иногда. Ах, когда ты узнаешь, что такое любовь, и в тебе пробудятся чувства, сжалься тогда надо мной, о цветок богини Венеры…»

Некоторые даже угрожали самой богине любви: «Венера! Я переломаю тебе все ребра и отстегаю так, что ты охромеешь. Если ты могла пробить стрелой мое нежное сердце, то почему же я не могу размозжить твой череп?» Встречаются и философские надписи: «Одни любят, другие любимы, а мне на это наплевать». Писали на стенах и женщины. Одна из них, обращаясь к некоему Александру, заявляет: «Твоя судьба меня нисколько не волнует, если ты исчезнешь – тем лучше для меня».

Некоторые надписи посвящены вину. Один житель на стене базилики написал: «Суавий вздыхает о полных чашах вина, его мучит страшная жажда».

А вот надпись, сделанная человеком, которого раздражали надписи, но об этом непременно надо было поведать миру: «О стена, я удивляюсь, как ты до сих пор не развалилась. Ты обречена на то, чтобы сносить столько глупой болтовни!»

Кто знает, если бы жители Помпей знали об ужасной участи, ожидающей их, может быть, мы читали бы совсем другие надписи.

agesmystery.ru


Смотрите также