Кто рисует на стенах граффити


Граффити сленг — Словарь терминов граффитистов

Словарь граффити-терминов

ACAB (A.C.A.B., All Cops Are Bustards, англ. Все копы — ублюдки) популярная надпись на стенах, в основном делающая из-за гонений полицейских и не успешного создания работы, или наносится в качестве протеста на зданиях и автомобилях полицейских.
Акаб, акабы – произносят обозначая полицейских, когда кто-то стоит на шухере и при обнаружении полицейского произносит эту фразу (Акабы идут)

All City King (Король всего города) — Райтер, рисующий по всему городу, получивший за это славу

All City (Ол сити) — Нанес тэги по всему городу,  пометил весь город

Background (Бэкграунд) — Фон — фон, на котором помещается основная часть рисунка

Backjump (Бэкджамп) — Для работы с движущимся объектом за короткий период, нужно заходить в тупик (например, поезд на станции). Рисование с платформы, выступа или в месте где поезд, трамвай может находиться недолго. Либо путем срывания стоп-крана

Bite (Байт) — Байтить, сбайтить — плагиат, украсть рисунок

Biter (Байтер) — Тот, кто имитирует/копирует стили. Они занимают в иерархии низший ранг (Toy)

Bomb/ Bombing — Бомба, бомбинг — нелегальное граффити

Buff (Бафф) — Удаление граффити со стен или поездов. Бафить (To buff) — закрашивать граффити

Can (Кэн) — Аэрозольная краска в баллончиках для граффити

Canvas (Канвас) — Холст — Рисунок на холсте

Cap (Кэп) — Колпачок от аэрозольного баллона

Character (Керек) – Изображение персонажа комикса, мультфильма или любого другого произведения массовой культуры, может быть нарисован совместно со шрифтовой композицией так и отдельно

Crew (Крю, кру. Возможно написание krew, cru, kru — команда уличных художников граффити (аналогичные примеры Squad, Team, Side)

Crossing (Кросен/ кросить) – Уничтожение граффити, зачеркивание рисунков

Diss/dissen (Диссить) — Грубить, оскорблять — Дискриминация в отношении кого-то, что сокращение (часто используется вне сцены)

Dope — обычные хип-хоп эквиваленты словам “cool”, “really nice”

Drip/Drop/Nase (Капать/Стекать/Чутьё) — Подтекающая краска. Является частой ошибкой новичка

End2end (Энд-ту-энд) – Полностью расписанный поезд (от кабины локомотива до конечной кабины локомотива)

Fat (Фэт) — колпачок аэрозольного баллона для широких линий

Fading (увядание, затухание) – плавный переход между двумя цветами в изображении

Fame (Ruhm — известность, слава) высокая репутация и популярность райтеров, цель и мотивация многих художников

Filling (Филин) — Заливка — Закрашивание объема фигуры

Freestyle, freehand (свободный стиль) в создании работ Freestyle райтер работает без скетчей, эскизов и сочетая разные стили

Freight  (fr8)– фрейд – грузовой вагон (делать фрейды)

Flop (Флоп) – Простой одноцветный рисунок без заливки

Flat (Флэт) — Рисование простых тем, обычно в два цвета

FSAL (Фсал) — В русскоязычной граффити-сцене такая надпись около тэга или куска означает, что автор тэга/куска находился в нетрезвом состоянии (от словочетания «пьян в салат» -> «фсалате» -> «FSAL»)

Getting up — Деятельность, подъём

Hall of Fame/Hall (Хоф) – Зал славы – Куски, на которых рисовать законно, и место, где райтер, прежде всего, рисует качественно. Такие места часто бывают скрытыми. Залы славы имеют традицию и служат местом встречи для райтеров. Если такие места известны многим райтерам, то их порой часто посещают райтеры со всего мира. Чтобы рисовать на таких местах нужно одобрения влиятельных людей из этой среды

Highlights (Хайллайт) – Блики на буквах

Ink – Чернила

Inside  – Внутри – Тэг, Бомба или Кусок, нарисованные в замкнутом пространстве, например, внутри поездов

King  – Король – Признание и уважение к выдающемуся райтеру, имеющему большую славу. Есть несколько подкатегорий, такие как “Король линий”, “Король стиля” или “Король Бомбинга” или Король Ярда

Legende – Легенда – Признание на международной сцене, активное участие в проектах и фестивалях других стран

Line (Лайн(ы) — Линия, магистраль — Железная дорога (железнодорожная линия). Как правило рисование вдоль жд путей

Mural (Мьюрал/ мурал) — Высокохудожественный рисунок, выполненный на поверхности большого размера

Masterpiece (Шедевр, мастерство) — Лучшая работа райтера; первоначально наименование для каждого «куска»

New School (Нью скул) — Новая школа — в современном граффити начался примерно в конце 2000-ых. Бурно прогрессирует

Old School (Олд скул) — Старая школа — Cубкультурный термин, означает первоначальную стилистику явления. В граффити, термин пришёл из хип-хоп культуры. Определяет стилистику 80ых- начала 90ых гг.Для граффити олд скула характерна привязка к хип-хоп культуре (нью с кул уже отделен) в виде сюжетов рисунков и шрифтов. Простые формы, простые цвета. определенные маскоты (характерные персонажи).Если ухватить суть — для старой школы шрифтового граффити характерна работа над формой букв, для новой работа с цветами (зачастую при полной примитивности форм)

Ontour/on tour  — Гастроли, в туре, в разъезде — делают надпись рядом с созданной работой находясь в поездках по разным городам и странам

Outline(Аутлайн) — Внешняя линия, контур фигуры

Pieace (Пис, кусок, шедевр) — Уличный рисунок

Poster (Постер) — Плакат

Right (Райт) – Легальное граффити, чаще всего оплачиваемое. Райтинг – Легальное рисование, на которое уделяется много времени и максимум таланта. Спокойное рисование, либо легальное, либе в беспалевном месте, выдрачиваются линии, чёткость, техника тут должны быть на уровне

Roof-top (Руфтоп, руф-топ) — Рисунки и надписи на крыше или карнизах

Sketch (Скетч) — Эскиз. Скетчбук или блэк бук — альбом (книга) с эскизами

Skinny (Скини/ скинявые) — Насадка аэрозольного баллона для тонких линий

Scratch (Скретч) — Выцарапанный на поверхности рисунок, как правило на стеклах

Sticker (Стикер) – Наклейка, на которой есть имя или рисунок человека, который его сделал. По сути это тот же тэг только он нанесён на наклейку

Stencil (Стенсил) — Трафарет для граффити и созданное с его помощью изображение

Style  — Стиль — Ключевое понятие райтинга. Это специальный вид работы, наличие характерной черты в работах райтеров. К этому определению так же принадлежит и наличие индивидуального вида букв, а также применение определённых стилевых элементов. Так и возникает соответствующий райтеру, собственный стиль. Создавать хороший (и возможно, неповторимый) стиль считается желанной и наивысшей целью райтеров. Так же отдельные куски обозначаются как стиль

Skill (Скилл) — Навык, уровень мастерства (прокачать скилы)

Spot  (Спот) – Место, может быть любым местом, где рисуют граффитосы, простые и не сложные работы, там где все  могут друг друга перекрасить без разрешения (если toy то таких полномочий не имеет)

Top-to-bottom (Топ-ту-ботом) — рисунок, нанесенный во всю высоту вагон

Throw-up (Троу ап, троу-ап) — Флоп с заливкой

Traffic (Трафик) — Рисунок на транспорте, который будет ездить по городу или пригороду, который выпустят на маршрут (для городского пассажирского транспорта)

Tag (Тег) – Стилизованный автограф(подпись) художника (тэгнуть)

Taggers (Тэггеры) — Те ,кто занимается только тэганием (нанесением никнеймов)

Toy (Той) – Неопытный художник, новичок, подражатель (чикокер чикарь)

Whole car (Холкар, хол-кар) – Полностью расписанный вагон

Whole train (Холтрейн) – Полностью расписанный состав поезда

Writert (Райтер) – Граффити-художник

Yard, train yard (Ярд) — Депо, отстойник для поездов

 

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

 

Сленг граффити-художников

Чайка –  (контролер, ревизор) который может вас увидить и пожаловать об этом полицейским

Собака – электричка, названа так, потому что электричка подобнее собаке останавливается у каждого столба (на каждой остановке-станции)

Крокодил – это кабина локомотива, названа, из-за того что красятся они в зеленый цвет и имеют устрашающий вид который занимается сцепкой и расцепкой грузовых вагонов и цистерн

Лисы – железнодорожные работники, как правило ходят в оранжевых сигнальных жилетах, и тут есть плюс их можно заметить издалека, из-за цвета и сигнальной полосы привлекающей внимание и отражающая солнечный свет (блеск)

Крополя – остатки краски в баллоне, ведре ( на донышке)

Фотореал  (фотореализм, гиперреализм)– рисунок, выполненный с фотографической точностью, одна из самых сложных дисциплин в граффити

Сквизер – тегер с прямой подачей чернил, что позволяет делать длинные подтеки. Интересный факт – подтеки на куске, свидетельствуют о неопытности райтера и считаются ошибкой, а подтеки в тегинге считаются эстетичными

Бобик – машина полиции

Основа (центровые) – главные представители движения, крупные команды и райтеры, добившиеся уважения

Повесить (влить) – нарисовать рисунок

Панель (железо) – рисунок на нижней части вагона поезда

Хэвен – тег в труднодоступном месте, часто на высоте

Сходка (стрелка) – договор райтеров о встрече для выяснения отношений

Легал – стена, на которой разрешено рисовать

Перо – нож

Банка – баллончик с краской

Биф – вражда между райтерами

Глаз – чернила, которые проявляются спустя несколько часов после нанесения на поверхность

Машка – Машик – Серый – Машинист поезда

Продакшн – совместная работа двух райтеров.

Оформуха – коммерческое оформление помещений,стен и пр.

Анфин (Unfin) – незаконченная работа, как правило когда погнали или спалили

Секонд, секонд аутлайн — второй, как правило внешний контур, выделяющий буквы на фоне.

 

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

crossarea.ru

Искусство на стене. Почему подростки рисуют граффити на домах и остановках

Когда вижу непонятные закорючки на стене подземного перехода или на остановке общественного транспорта, на ум приходят слова из шуточного стихотворения Успенского: «Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене и в трамвае на окне!» Похоже, что оставлять свои теги на всех плоскостях, до которых дотягивается рука, многим так же необходимо, как слушать любимую музыку. Вот только не все задумываются, что наказание за такие художества отнюдь не шуточные. 

Рисунок Анатолия Щеголева

Новостные сводки регулярно пополняются новыми случаями подобных хулиганств: так, в январе 25-летний минчанин осквернил памятник Пушкину, вымазав ладони поэта красной краской. А пару месяцев назад недохудожники из Орши расписали из баллончика вагон пассажирского поезда: наказана была вся компания, а инициатор получил штраф в размере 70 базовых.

Интересно, чем руководствуется молодежь, оставляющая свои автографы на мемориалах, бигбордах, стенах зданий? Педагог-психолог Республиканского центра психологической помощи Илляна Матвиенко видит различные причины: 

– Первая – стремление к эмансипации, мол, посмотрите, я достаточно смелый и крутой, чтобы нарушать закон. Вторая – получение порции адреналина: ребятам кажется, что если они совершат что-то противоправное, это выделит их из толпы и подарит острые ощущения. Также в этом перечне – желание самовыражения, стремление показать свою принадлежность к определенной субкультуре.

Известный художник Евгений Сосюра, чьи муралы попадают в топы лучших в мире, уверен, что увлечение стрит-артом (разумеется, в законном виде) очень полезно:

– Ребята учатся сочетать цвета, работать в различных художественных техниках, «прокачивают» усердие и упорство. Но я говорю именно об искусстве, а не о мазне, оставленной наспех, например, на автобусной остановке. Каждый, кто берет в руки баллончик, должен спросить себя: украсит ли его картина то или иное здание, стену, пространство. Приступать к работе нужно только в том случае, если ответ положительный. 

Евгений уверен, что ни один уважающий себя уличный художник не станет рисовать на зданиях в исторической части города, памятниках, обелисках или остановках общественного транспорта.

За такие, казалось бы, невинные «шалости» грозит вполне серьезное наказание. Согласно Кодексу об административных правонарушениях, ответственность за незаконное нанесение рисунков влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин.

При значительном размере ущерба художники могут понести уголовную ответственность. Статья «Умышленное уничтожение либо повреждение имущества» предусматривает наказание вплоть до ограничения свободы на срок до двух лет. Но чаще всего граффитисты отделываются административными штрафами и возмещением материального ущерба организациям. 

Нередки случаи, когда райтерам вместе с родителями приходится отмывать стены от своих художеств. 

Первый заместитель председателя Белорусского союза архитекторов Михаил Гаухфельд убежден, что городские здания должны украшать профессионалы: 

– Ответственные проекты нужно поручать только людям с опытом и безупречным вкусом, а молодым художникам надо выделять в каждом районе небольшие площадки, где ребята смогут набивать руку. Согласен с тем, что за непрофессиональную роспись, которая портит облик города, необходимо штрафовать.

Стрит-художников нужно воспитывать, уверен проект-менеджер творческого объединения художников Zadelo Дмитрий Веселин

– Я бы не стал называть вандалами всех ребят, которые оставляют граффити на городских зданиях. Зачастую начинающие райтеры просто не знают, где можно рисовать, а где нельзя, не владеют базовыми навыками, поэтому их картины со стороны кажутся несуразной мазней. К сожалению, сегодня в стране нет ни одного объединения по интересам для тех, кто увлекается стрит-артом. 

К слову Дмитрий проводит мастер-классы для воспитанников детских домов. Курс обучения рассчитан на 12 занятий.  Зимой подростки осваивают теорию, а уже с апреля у них начинется практика. Масстер обещает предоставить краски и найти площадку для нанесения рисунков. Дмитрий сетует, что это бывает непросто: 

– Наши города пока не готовы принимать уличных художников. Большинство граффити остаются жить в блокнотах, потому что найти площадку и согласовать эскиз очень сложно: даже у меня, взрослого человека с высшим образованием, на это порой уходит несколько лет. А когда эскиз согласован, часто выясняется, что место не подходит для рисования. Например, это бетонное ограждение площадки, на которой стоят мусорные контейнеры, и прежде чем его расписывать, придется его хорошенько отмыть и продезинфицировать. 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УВЛЕКСЯ ГРАФФИТИ? 

Советует художник Евгений Сосюра

1. Разберитесь в мотивации. Постарайтесь понять, что именно интересует сына или дочь в культуре уличного искусства. Ими могут двигать не только творческие порывы, но и потребность в адреналине или уважении друзей.

2. Поговорите об ответственности. Объясните, что за все действия, которые выходят за рамки закона, придется отвечать. 

3. Заинтересуйте искусством. Если подростком движет художественный интерес, подтолкните к изучению истории искусств: сходите в галерею или музей, купите альбом с работами классиков или современных авторов. 

4. Предложите учиться. Посоветуйте ребенку пойти в художественную школу или пройти курсы компьютерной графики, живописи и скульптуры. 

5. Поддерживайте. Хвалите ребенка и вникайте в его интересы, а самое главное – не пытайтесь «задушить» в нем художника. Просто направьте его стремление в мирное русло. 

[email protected]

www.sb.by

Кто рисует по ночам? Сага об искусстве, баллончиках и краске… | Культура

Со временем среди райтеров, тех, кто рисует граффити, стала возникать конкуренция. Умения работать баллончиком с краской — недостаточно. Появляется необходимость развивать свой собственный уникальный стиль. Меняются размеры и цвет граффити, его форма, движение букв, чёткость контуров. Теперь целью становится не просто разрисовать стену магазина, но и не прославить себя художественным плагиатом. В Россию граффити приходит в середине 90-х годов, вместе с модой на брейк-данс, ещё одной составляющей хип-хопа. Именно райтеры участвовали в разработке декораций первого фестиваля брейк-данса. Одним словом взрыв граффити произошёл стихийно.

Нетрудно заметить граффити в любом городе нашей Родины, начиная от крохотного Кузнецка, заканчивая Новосибирском и Петербургом. В основном рисунки оставляют на гаражах, ларьках или заброшенных зданиях. Но порой граффити встречается и в общественных местах. Это, конечно же, вызывает непонимание со стороны большинства. Но везде найдётся своё объяснение.

Как ни крути, подобное художество является центральным звеном в длинной цепочке всей культуры. Ведь смысл граффити — не просто написать что-то важное или передать информацию, а главное здесь — разрисовать запретные зоны. Там где нельзя — для «райтеров» наилучшее место. От одной такой мысли накатывает волна адреналина. Страх и риск быть замеченным движет умами бесстрашных умельцев. В связи с этим и возникает главная проблема райтеров — свобода творчества.

Не думаю, что стоит запрещать райтерам заниматься их любимым делом. Продолжать делать надписи всё равно будут. Только граффити — не очередная брань на стене слоняющихся без дела хулиганов. Это состояние души, попытка переложить свой внутренний мир на реальность. Отражение бушующего внутри пожара сторонников хип-хопа, ещё одной стремительно развивающейся культуры. В любом случае — это не иллюзорный кайф в подворотнях, который, как считается, ловит молодёжь.

Нет, современное поколение сейчас серьёзно задумывается о будущем и каждый выбирает свой путь. Как и выбирают райтеры. А считать их творчество бесполезным досугом — тоже неразумно. Наоборот, было бы лучшим выделить специальные пространства для рисования. Конечно, возможно, угаснет желание творить, ведь азарт, как-никак исчезает. Но это могло бы позволить им спокойно реализовывать себя не только как уличных художников, но и как настоящих мастеров, истинных ценителей красоты. Добиться признания, о котором так мечтает каждый из райтеров.

И как знать, быть может, через некоторое время работы молодых виртуозов будут известны не только случайным прохожим, но и всей стране, всему миру. Главное — правильно оценить то, что даёт нам время. Когда-то и Ван Гога не принимали… А принять или не принять граффити — личное дело каждого. Важно то, что искусство продолжает жить!

shkolazhizni.ru

«Зачем» — Легендарная граффити-команда из Москвы

Название этой команды родилось спонтанно, а затем утвердилось в камере предварительного заключения одного из московских отделений милиции, куда уличные райтеры попали в силу своего увлечения. Сначала этот вопрос «Зачем?» задавали опера, а потом уже дежурный по отделению, когда увидел, что художники нацарапали это слово на недавно покрашенной стене камеры. Ответа на него не существует. Это тоже самое, что спрашивать о том, что такое абсурд в искусстве. Это лишь результат применения приёмов доведения до абсурда. Сам по себе он не поддаётся трактованию. Точно так же и граффити, во всяком случае в конце 90-ых и нулёвые годы, не имело никакой особой идеологии. Каждый, при возникновении такого желания, может придумать философию сам. Граффити-команда «Зачем» сначала стала заниматься райтингом, а потом уже её члены узнали, что такое же увлечение охватывает сотни людей во всём мире, а вся их деятельность на уличной сцене каким-то чудом вписывается в рамки искусства.

Зарождение

А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.

Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.

Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.

Участники

В отличие от официальных художников, участники «Зачем» о себе стараются ничего не рассказывать. Их граффити до сих пор остаётся действием противозаконным, основанным на адреналине, что выделяет организм по своим биологическим законам, не имеющим ничего общего с социальными нормами и кодексами. Более того — ничего достоверного посторонние не узнают и о численном составе. Кроме уже упомянутых художников, к команде имели и вполне возможно, что имеют отношение и ныне Керл и Шухер. Состав может меняться — кто-то приходит, а кто-то уходит. В самом начале в группу входил достаточно широко известный Кирилл Кто, активно пытался руководить, указывать места для создания надписей и рисунков, но потом вышел из команды, а лучше сказать — открестился. Однако мы не можем исключить и того, что это не он вышел, а его «вышли» другие участники. Такие коллективы никого не исключают из своих рядов. Просто в определённый момент кто-то перестаёт узнавать, где будут орудовать другие райтеры в следующий раз.

Идеология

Понять её полностью так же невозможно, как и идеологию анархо-индивидуализма. У ребят из группы «Зачем», граффити которых появляется по принципу хаотичного захвата городского пространства, как и у последователей философии свободы Макса Штирнера, в приоритете личное, индивидуальное видение сиюминутного действия. В какой-то период они оставляют надписи на стенах, потом переключаются на поезда и вагоны московской подземки, потом переходят к дверям магазинов.

Каждый видит в этом что-то своё, а сам взрослеет, набирается жизненного опыта. Позек откровенно заявляет, что рассматривает ситуацию примерно так. В 20 лет человеку свойственен протест, а сохранять такое же свойство в 40 — не совсем разумно. Отметим, что эту же мысль он выражает более прямолинейно. Ещё он говорит о себе, что учился в художественном ВУЗ-е и может, если надо, поработать в общепринятых стандартах. Однако уличная сцена нужна ему для другого.

Деятельность команды отразил не один фильм. Самой первой была собственная работа «Зачем: рисунки и развлечения на скорую руку». Вторым была культовая лента «Гоп-стоп», которая отразила жизнь уличной тусовки не только столицы, но и множества городов России и ещё Праги. В 2011 вышла экспериментальная документальная картина «Девиантное поведение», которая была посвящена антисоциальному поведению в разрезе уличного искусства. Кроме этого деятельность команды нашла своё отражение в фильме 2006 года «Дети проходных дворов», который рассматривает роль всех уличных активистов в жизни социума, а «Зачем» в нём уделено достаточно много внимания.

«Зачем» — граффити-команда интересная тем, что без неё невозможно составить представления о развитии граффити в России, но сама она не имеет каких-то явных признаков творческого объединения людей искусства. У неё нет чётких границ на уровне концепций и идеологий. Когда-то границы обозначались более географически, когда художникам подворотен и проходных дворов приходилось носить с собой не только краску, но и кастеты. Они приняли участие в уличных битвах, раскрасили сотни стен и десятки вагонов, входили в альянс Go Vegas, наряду с командами ИСК, БТК, СТБ, 731 и некоторыми отдельными творческими личностями. Их девизы менялись, они погнали первую волну трейнрайтинга, работали краской мотип, а потом стояли за возникновением Граффити Маркета.

Уровень значимости «Зачем» в уличном искусстве можно сравнить с ролью первых рок-групп в музыкальной культуре.

crossarea.ru

Граффити (Graffiti) – Что это такое: история, виды, райтеры

Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Классическое представление скрэтчинга в граффити — выцарапавание тегов на стеклах Эволюция “скрэтча” за авторством известного стрит-арт художника Vhils’а

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.

Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.

Знаменитое граффити времен Второй Мировой “Kilroy was Here”, 1940-е (современная интерпретация)

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.

В 1980-х годах в Филадельфии была образована организация, которая занималась борьбой с граффити – “Philadelphia Anti-Graffiti Network (PAGN)”. Власти быстро стали осознавать, что граффити и настенная роспись активно распространяется только в бедных районах городов. В таких случаях граффити является своеобразным отображением уровня жизни людей. Тогда власти США начали бороться с разрухой в городах для того, чтобы исключить вероятность возникновения рисунков на стенах.

Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.

Борьба с уличными художниками происходила и в Европе. Был выпущен закон, запрещающий продажу аэрозольной краски лицам, не достигшим 16 лет. И, несмотря на то, что самая жесткая борьба с граффити наблюдалась в Великобритании, именно здесь появился известнейший художник по прозвищу “Бэнкси”, которого прозвали арт-террористом. Самое интересное, что после долгих лет борьбы, его работы занесли в культурное достояние Великобритании. Художник обрел мировую известь, он выставляется во всех странах, стоимость его работ достигает миллионов долларов. Но, даже несмотря на это – его личность до сих пор не раскрыта.

Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.

Одна из уличных работ Кита Харинга Первую славу Жан-Мишель Баския обрел как граффити-художник под псевдонимом SAMO

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Виды и стили классического граффити

Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.

Tag

Pissing

“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.

Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

crossarea.ru

7. Граффити. — База знаний

Цель сегодняшнего занятия: Изучить историю появления граффити, как менялось направление, основные направления и стили Граффити.

ИСТОРИЯ ГРАФФИТИ.

Трудно поверить, что первые «граффити» — надписи и рисунки (от итал. graffiare — царапать) в первоначальном значении сатирического и карикатурного характера были обнаружены на античных памятниках(!) и древних сосудах. Как проявление «низового» творчества, «граффити» заинтересовало многих художников, стремившихся освободиться от условностей и стереотипов. Работы Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю «картинам» уличного творчества. Пикассо ценил в «граффити» «предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, фигуры человека.» Слово “рок” (в смысле, “судьба”), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. Нечто подобное встречается и в пещерах древних людей, а также в Древних Египте и Греции. Американские индейцы и племена Майя также увлекались росписью плоских поверхностей. Но сегодня граффити ассоциируется в первую очередь с альтернативной формой городской культуры. Термин «граффити» применяется для классификации, как правило, запрещенного законом вида искусств, в рамках которого предпринимаются попытки установить разновидность связанной композиции посредством рисунков и надписей, создаваемых индивидуально либо группами на стенах или других поверхностях, визуально доступных публике.

 

На заре граффити 1966- 1971 года

Изначально граффити использовали политические активисты, которые хотели донести свои мысли и лозунги до общественности, и уличные банды, которые таким образом обозначали свою территорию. Хотя в 1930-х граффити появилось в Лос-Анджелесе, в среде «чолос» (латиноамериканские индейцы или метисы, преимущественно мексиканского происхождения, проживающие на территории США — прим. пер.), а надписи, сделанные на товарных поездах бродягами, можно было увидеть задолго до цветных рисунков на электричках, граффити в его современном виде зародилось в 1960-х годах на Восточном побережье. Оно началось с трейн-райтинга в Филадельфии, и первопроходцами считаются Корнбрэд (Cornbread) и Кул Эрл (Cool Earl), которые покрыли надписями и рисунками весь город, обратив на себя внимание не только местных жителей, но и прессы. Не понятно, случайно или нет, но из Филадельфии граффити попало в Нью-Йорк.

 

Пионеры граффити 1971- 1974

Историю нью-йоркского граффити принято начинать со статьи, опубликованной в 1971-м году в The New York Times: в ней рассказывалось о парне по имени Диметриус, который жил на Манхеттене, на 183-й улице. Он работал курьером и много ездил на метро. Взяв псевдоним Таки 183 (Taki 183), он стал оставлять свою подпись в разных частях города. Люди заинтересовались, что означает эта надпись, и журналисты решили разобраться. Естественно, Taki 183 не был первым райтером или «королем», но он был первым, кого увидели и признали за пределами зарождающейся субкультуры. Среди самых первых пионеров граффити можно назвать Julio 204, Frank 207 и Joe 136.

На улицах Бруклина также происходило движение. Появилось много активных райтеров. Одним из первых, прославившихся райтеров, был Friendly Freddie. Подземка стала своего рода системой связи: с ее помощью райтеры из пяти районов города узнали о существовании друг друга, и тогда же зародилось «соревнование между районами».

Граффити быстро переместилось с улиц под землю и началась погоня за славой. В то время в основном писали теги, и, безусловно, главным было количество. Райтеры ездили на метро и тегали в вагонах. Очень скоро они поняли, что в депо можно расписать куда больше вагонов, а шансы, что тебя поймают — меньше. Так появился метод, которым до сих пор пользуются все трейн-бомберы.

В 1973-м году в New York Magazine вышла статья Ричарда Голдштейна (Richard Goldstein) под названием «Граффити хит-парад», которая способствовала общественному признанию художественного потенциала молодых талантов, «пришедших» из нью-йоркского метро. Где-то в 1974-м году Tracy 168, Cliff 159 и Blade начали добавлять к шрифтам пейзажи, элементы иллюстраций и персонажей, которые окружали буквы. Так появились картины, которые покрывали целые вагоны (англ. whole car — ‘весь вагон’, ‘вагон целиком’). Первые хол-кары делали AJ 161 и Silver Tips.

 

Создание граффити

Создание одного рисунка — весьма трудоёмкий процесс. Сначала необходимо выбрать стену. Этот, казалось бы, несложный этап содержит в себе огромное количество тонкостей. Во-первых, место предполагаемой картины не должно принадлежать организации, рьяно заботящейся о чистоте своих владений. Идеальный вариант — какое-нибудь из зданий промзоны, потому что редкий завод обращает внимание на состояние собственной территории. Так же существуют молниеносные десятиминутные «бомбинги», которые могут проводиться чуть ли не в центре города.

Теперь начинается собственно рисунок. Некоторые покрытия, как фанера, побелка, слой масляной, либо другой краски грунтовать не нужно. Но часто приходиться украшать поверхности не подготовленные для этого. Чтобы избежать нежелательных последствий, следует прибегнуть к помощи так называемого «грунтования». Его суть заключается в разовом покрытии нужной площади краской (масляной или водоэмульсионной), побелкой или грунтовкой замешанной на мелу и клею. Наносимый материал образует «корку», в которую краска не сможет впитаться, или по прошествии времени осыпаться. Не плохим подспорьем для художника являtтся «раствор для смывки старой краски», им можно корректировать ваш рисунок или удалять краску в нужном вам месте.

Затем по заранее нарисованному или откуда-то сведённому скетчу делается набросок (обычно мелом или маркером), и только потом граффити приобретает свой привычный, яркий вид. Большие поверхности заливаются с помощью специальных насадок, широко распыляющих струю из баллончика, и в самом конце ещё раз обводятся ко Принято думать, что граффити появилось на свет в Нью-Йорке конца 60-х годов, когда тинейджер из Вашингтона Хайтс по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену. Вскоре другие тинейджеры заприметили TAKI и стали спрэить собственные имена. Ранние «писатели»  не заботились о том, поймут ли их каракули уличные зеваки. Однако с появлением сотни «голодных» писателей читаемость отдельного наскального «хита» стала приобретать особую важность. А всё с одной единственной целью — ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ПРОХОЖИХ. На этом этапе стиль письма и выбор места также играл заметную роль. Каждому хотелось выделиться из общей массы и получить признание себе подобных.

Упражнение №1.

Разработка тега. TAGGING на формате А5.

Этапы выполнения задания:

  1. Мозговой штурм совместно с преподавателем и просмотр аналогов;
  2. Обсуждение идеи и выбор стиля написания;
  3. Цветовое решение;
  4. Определение цветовой палитры и отрисовка в цвете

 

Виды граффити

 

Writing – это привычные для всех основной вид граффити, который чаще всего встречается, сочетающий в себе все возможные стили. Тех, кто рисует граффити, называют writer’ами, а эскизы работ скетчи. Скетч можно рисовать на простой бумаге.Bombing – экстремальный вид граффити, рисуется на транспорте, преимущественно на поездах. Отличительная черта, это скорость с которой появляется рисунок, при этом зачастую страдает детализация мелких деталей, по причине недостатка времени на рисования граффити.

Tagging – это по-простому подпись граффитиста, его ник. Важно отметить, тэги должны ставиться на своем граффити, когда его рисуют лишь бы где – это вандализм. Существует специальная программа для рисования тэгов Tag It Up.

Scratching, или scrabbing – это царапины которые вы видите в метро или в другом транспорте. Даже среди райтеров считается другим тоном, так как редко из этого может получиться, что-либо стоящее.

Clean advertising (чистая реклама) – это направление появилось относительно недавно, но быстро распространяется на западе благодаря поддержке рекламных агентств, которые заказывают и оплачивают райтерам их работу. Весь смысл заключается в том, что место рисования, здесь смывается грязь в нужных местах благодаря чему, появляется рисунок. Если хотите более подробно узнать об этом, прочитайте статью «Чистая реклама или альтернатива граффити».

 

Стили граффити

Bubble letter — это один из самых первых стилей в граффити, для него характерно написание дутых больших букв и объемность форм, с английского переводится как «пузырь». В основном используются всего пару цветов краски, которые контрастируют друг с другом. Сначала рисуется контур букв, а потом просто закрашивается все остальное. Создание граффити в этом стиле занимает мало время, поэтому чаще всего этот стиль применяют для нелегального и быстрого рисования в оживлённых местах для бомбинга (bombing).

Throw-up — самый простой стиль зародился в Нью-йорке, выполняется в двух цветах. Похож на стиль Bubble letter, главное как можно больший размер надписи и простота линий.

Blockbusters — простой стиль рисуется иногда даже одним цветом, отличающийся большими, широкими, часто трехмерными буквами, с английского переводится как «бомба» или «лидер продаж».Blockbusters, в отличие от Throw up, зародился в Лос-Анджелесе, где его использовали уличные группировки для обозначения своей территории.

Charaсter – в нем используются образы мультипликационных персонажей, часто с какой либо репликой, исполненные в стиле комиксов. Работать в этом стиле могут только профессиональные райтеры с художественными навыками. При рисовании часто используются насадки с иглами, помогающие сделать тонкие линии. Этим стилем владеет не каждый райтер, так как он требует художественных навыков. Чаще в этом стиле работает команда из нескольких человек, нежели райтеры одиночки по причине высоких временных затрат.

Messiah Style — этот стиль был изобретен жителем Нью-Йорка Vulcan, в нем буквы, как будто написанные на разных листах и наложенные друг на друга.

Computer Roc Style — Этот стиль придуман жителем Нью-Йорка под ником Case2, этот стиль еще называют «перелом». Он предполагает разделение букв или изображения на отдельные фрагменты, каждый такой фрагмент наклонен в разные стороны.

Wild Style или «Дикий стиль» — это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных деталей и переплетений, которые сильно затрудняют прочтения текста. Зачастую только сами авторы работ способны прочитать, что они нарисовали. В этом стиле рисуют уже опытные уличные художники, которые продумали всё до мельчайших деталей на скетче, но даже после всех приготовлений рисование граффити в этом стиле занимает довольно много времени. Дикий стиль придумали для привлечения внимания прохожих, главное заставить их обратить внимание на граффити и вызвать у них интерес к расшифровке написанного.

Существует и много подвидов Wild Style. FX или 3D style, «объемный стиль» — отличительные особенности этого стиля понятны по названию, стиль отличается абсолютным объемом создаваемых образов. Большинство таких граффити легальные и рисуются за деньги заказчиков. По этой причине этим занимаются профессионалы с художественными навыками, которые могут гарантировать результат и хорошо понимают предъявляемые к ним требования.

Упражнение №2.

Групповая работа. Создание граффити (название банды с определяющим цветом)

Этапы выполнения задания:

  1. Мозговой штурм внутри банды: определение название, определяющего цвета и символа;
  2. Набросок карандашом;
  3. Обсуждение с преподавателем;
  4. Прорисовка в цвете.

 

learn.unium.ru

три уличных художника из Калининграда рассказали, почему бесполезно бороться с граффити

Действие рождает противодействие

В Калининграде чиновники любят жаловаться на явления, которые обычно легко предсказать и сложно предотвратить. К примеру, на каждом оперативном совещании в мэрии города поднимается тема граффити, и чиновники отчитываются, сколько художеств коммунальщики устранили за последнюю неделю или две. В частности, 19 марта исполняющий обязанности председателя комитета городского хозяйства Александр Купцов заявил, что его подчиненные устали закрашивать граффити на заборах и стенах домов.

- За месяц мы более сотни граффити силами управляющих компаний закрашиваем. Иногда видно, что на фасаде 2-3 раза граффити устраняли, там цвет краски, которой закрашивают, даже разный, а они свежие появляются, - заявил Купцов.

Конечно, проблема эта в Калининграде и в России появилась не вчера, но власти до сих пор не могут придумать, что с ней делать и как бороться. Причем нет универсального рецепта и в Европе, так как новые методы противодействия уличным художникам, как правило, приводят к ответной реакции. Группировки в Германии, Франции или в странах Скандинавии становятся более законспирированными и осторожными, а само явление все больше походит на экстремальный спорт. Не стоит на месте и индустрия. Производители краски для граффити придумывают смеси, которые практически невозможно смыть и оттереть, производят царапающие восковые маркеры, а модные бренды выпускают специальную одежду, ношение которой необходимо подтверждать определенным действием с аэрозольным баллончиком в руках.

Чтобы разобраться в теме, корреспондент «Комсомолки» пообщался с тремя калининградскими уличными художниками, и попытался выяснить, откуда у них необходимость рисовать на стенах, есть ли проблемы с полицией, и что они думают по поводу компромиссов с городскими властями и коммунальными службами.

Этот чудик на улице Кутузова - дело рук Мрука.Фото: Иван МАРКОВ

«Прогнать меня сложно»

Андрей несколько лет назад переехал в Калининград, и сейчас у него здесь небольшая студия текстильной печати. Рисовать он начал в Москве в начале 2009 года. Вовлек его в это дело друг детства, который занимался граффити с начала 2002 года. Как-то летом он просто приехал на дачу и позвал Андрея с собой.

- Он приехал и сказал: «Пойдем рисовать». Я тогда играл в компьютерные игры и сделал свой первый кусок (изображение на стене – Ред.), написав большими буквами «МороZ» - такой ник у меня был в сети. Это как-то так пошло, и ни разу я больше не останавливался.

Сейчас для Андрея граффити – что-то вроде релаксации, во время которой он забывает о повседневных проблемах. Также это привычка, от которой уже невозможно избавиться.

- Если бы я сейчас узнал о граффити, я бы уже не стал этим заниматься – слишком много сил, времени и денег на это уходит. А тогда энергии было много, да и пенсию я получал по потере кормильца, поэтому какие-никакие деньги у меня были. На краску хватало, в общем, - говорит он.

По своей специальности (социальный педагог) Андрей проработал недолго, потому что зарплата в 16 тысяч за пятидневку в Москве, по его словам, что-то вроде медленного самоубийства. Так получилось, что граффити помогло молодому человеку заработать первые деньги, на которые можно было прожить – он начал заниматься художественным оформлением помещений. Правда, его заказчикам часто приходится идти на компромисс, так как любую работу художник всегда старается выполнять с сохранением авторского почерка.

- Я не рисую то, что существует в реальности. Зачем рисовать озеро или дом, если вот они, озеро и дом? По сути, то, что я делаю – это абстракция.

- Где ты чаще всего рисуешь?

- Бывает, что на товарняках (товарных поездах – Ред.). Во-первых, это мало, кого беспокоит. Во-вторых, у тебя больше времени, и вагоны не так часто закрашиваются. Вот если ты нарисуешь на «собаке» (электричка – Ред.), то сразу начнется буча. Накажут охрану, прикажут закрашивать и так далее. А кусок на товарняке может ездить по стране лет пять, и это никого не смущает.

- Но, согласись, если работник РЖД тебя заметит, он же тебя прогонит.

- Слушай, меня сложно прогнать. Когда ты мелкий – это еще реально. А когда ты взрослый человек, ты просто говоришь охраннику, прибежавшему с какой-нибудь дубиной: «Ну-ка убери свою палку», - смеется Андрей.

У обывателя есть устойчивое представление о граффити, как о чем-то незаконном. По мнению обычного гражданина, полиция должна бороться с уличными художниками. Как оказалось, полицейские, которых вызывают бдительные калининградцы, иногда с большим сочувствием относятся к парням, рисующим на стенах.

- С полицией мне часто приходилось встречаться, но у меня всего один оформленный штраф за мелкое хулиганство, - говорит Андрей. – Полицейские - это очень хорошие люди обычно. Плохие пока не попадались. Кроме того, в последнее время я выбираю такие точки, где граффити никому не мешает. Там люди могут шашлыки рядом жарить или спортом заниматься, а я рядом рисую. Как-то был случай, когда приехал полицейский «бобик», и менты просто спросили, какой краской диски на тачке покрасить.

- В Калининградской области такие случаи бывали?

- Конечно. Как-то в Зеленоградске я рисовал на гараже, целых три дня рисовал, и кто-то позвонил в полицию. Ну, приехали они и забрали меня в отдел. Там я им объяснил, что спросил разрешения, и мне дали добро. Написал объяснительную, а потом они отвезли меня обратно, чтобы проверить, нет ли в граффити чего-нибудь антисемитского или чего-то еще незаконного. Я, значит, открываю заднюю дверь их машины, где решетка и все такое, а мне говорят: «Да куда ты? Там мы только преступников возим!»

- О чем говорили?

- Тот, что за рулем был, сказал, что сам рисовал по молодости. Когда доехали, он оценил мою работу и сказал: «Да, ты мощно размахнулся! А сфоткай меня на фоне!» Короче, сфоткал его на свой телефон, а потом мы поехали к тетке, которая полицию вызвала. Ей я сказал, что все делаю по разрешению РЖД (гараж рядом с путями был). Вопросы у тетки сразу отпали, и я через пару дней свой кусок доделал.

- А в чем секрет? Почему одних за граффити постоянно забирают, а тебя нет?

- Прикол в том, что полицейские – тоже люди. Особенно в нашей стране. Если ты будешь сразу лезть в бутылку и орать: «Уважаемый, а вы не представились», то диалога не будет – будет конфликт. Я обычно протягиваю руку, говорю, как меня зовут, и продолжаю общение по-человечески. Взамен получаю то же самое. Вот охранники – намного жестче. У них просто синдром охранника, который не лечится. Как-то из травмата они в меня стреляли и цепью побить пытались. Но и тогда обошлось – правда, телефона кнопочного лишился. В Питере это было.

Основное место работы Андриса - мастерская по художественной печати.Фото: Иван МАРКОВ

Сегодня Андрей рисует с минимальным для себя риском. Он выбирает стены, у которых либо нет собственника, либо в местах, скрытых от глаз прохожих. По поводу использования труда художников для оформления города у него тоже есть четкое мнение. Например, он считает, что первые попытки властей по налаживанию диалога с граффитчиками потерпели фиаско. Что же касается фасадов домов, то, по его мнению, художникам их можно отдавать только на конкурсной основе.

- В Европе и Америке многие художники готовы делать серьезные работы на фасадах бесплатно. У нас, я думаю, тоже, - считает Андрей. – Мне, к примеру, было бы интересно сделать фасад в 2-3 этажа. Сделал бы я это чисто за краску, то есть за оплату материалов. Я бы готов был согласовать с властями эскиз, но мое мнение тоже должно учитываться. Главное в этой теме – куратор с художественным образованием и именем. Ему должен доверять и художник, и люди из администрации, и чиновники от культуры. При этом, власти должны быть готовы, что разрисованный фасад понравится не всем – люди у нас такие, им всегда не нравится, когда происходит что-то непонятное.

По словам Андрея, у российских граффитчиков есть что-то вроде внутреннего кодекса, который хоть и соблюдается не всеми, но большинством. Главный завет – рисовать там, где это уместно. Под неуместные площади подпадают автомобили и другая частная собственность, а также памятники архитектуры.

- На Королевских воротах или на бастионе каком-нибудь мне граффити не очень нравится. А вот на Доме Советов, как мне кажется, рисовать можно и даже нужно. Я не считаю его памятником архитектуры. Что касается поверхностей, то я не поддерживаю граффити на граните. Вот бетон или железо – это идеально. У меня никогда нет мысли сделать хуже, чем было до меня.

- Реально ли Калининграду регулировать появление граффити?

- Ни одна страна мира не может уйти от этого явления. Может, Сингапур только, где тебя могут поймать и палками отфигачить. Кто-то, может, скажет, что так и надо, но я считаю, что мы все-таки в другом обществе живем. Пытаться регулировать граффити можно, но нужный эффект все равно не будет достигнут. Будут те, кто пойдет на контакт, но это далеко не все. Я бы лучше предложил властям задуматься о засилье рекламы. Реклама куда жестче, она использует более узнаваемые образы, она повсюду. Она действительно уродует город.

Кастом в процессе работы в центре Калининграда.Фото: Иван МАРКОВ

Язык, который понятен не всем

Следующий наш собеседник – Кастом. Он калининградец, ему 24 года, и активно рисует на стенах он с 12 лет. Кастом – из тех, кто занимается «бомбингом» (граффити в запрещенных местах – Ред.) и зачастую он делает это с серьезным риском для здоровья и собственной свободы. Свое занятие художник называет привычкой, от которой он время от времени устает, но и жить без нее уже не может. Постоянной работы у Кастома нет, но временные и разнообразные заработки часто приносят ему хорошие деньги. К примеру, не так давно за границей ему удалось неплохо заработать в индустрии моды.

- Для меня граффити - это чисто субкультурная вещь и отличный способ передачи информации, - говорит он. – Раньше процесс написания своего имени был для меня просто демонстрацией своего раздутого эго, но со временем смысл поменялся. Я делаю это чисто для своих парней, для тех, кто находится в этой же субкультуре, это что-то вроде универсального языка, на котором мы общаемся. Конечно, не всем этот язык понятен. Но для тех, кто занимается бомбингом, не очень интересно чужое мнение.

По словам Кастома, стрит-арт отделился от граффити и выделился в самостоятельное направление именно ради компромисса с обществом.

- Это такая самостоятельная веточка, которая более рассчитана на коммерцию, - продолжает бомбер. – Стрит-арт понимает и молодой и старый. Все скажут тебе, что ты молодец и поставят тебе пятерку в дневнике.

- Тебе-то нечасто, я думаю, говорят, что ты молодец…

- Мне больше интересна какая-то конструктивная критика, но чаще я слышу либо лесть, либо бред. Когда делают какие-то замечания, я, чаще всего, игнорирую. Людей много чего бесит. Бывало, что пытались напасть.

- От кого ты в последний раз убегал?

- От контролеров в метро в Швеции.

- Там борьба с граффити эффективнее, чем в Калининграде?

- Да, там есть отдельные структуры, такие как CSG (Commuter Security Group – специальная структура, обеспечивающая безопасность в общественном транспорте Стокгольма). Они почти как военные экипированы, очень хорошо подготовлены и могут оказать давление. Эти ребята врубаются в стиль, знают, кто с кем рисует, кто и где покупает краску. Они внедряются в группировки. Мне повезло, что я с ними не сталкивался – успел убежать.

- А как в России?

- Иногда полицейский у нас даже может сказать: «О, мэн, это очень круто!» Какие-то неприятности у меня с полицией были, только когда я был тинейджером. Тогда мне выписывали штраф или заставляли закрашивать стену.

- С кем у тебя было больше всего проблем?

- Наверное, только с родителями. Они любят раздуть ситуацию. Мои родители, например, приравнивают граффити к такому стилю жизни как торговля наркотиками или что-то вроде того. Для них это что-то абсолютно нелегальное. Они хотят, чтобы я делал что-то более понятное людям.

- Ты не хотел бы зарабатывать с помощью рисования?

- Иногда я так и делаю. Это выручает, когда нет денег или краски. Бывает, что заказ даже интересный, и оплата работы достойная. Это, можно сказать, легкие деньги. Ты за пару дней можешь заработать столько, сколько люди зарабатывают за месяц. К тому же, это не конвейер. Я, к примеру, не чувствую, что способен всю жизнь выполнять монотонную работу, вроде закручивания крышек. Я пять лет в военной системе прожил, и мне это все вот здесь, - Кастом делает характерный знак ребром ладони.

У граффитчиков в России, по мнению Кастома, есть важное преимущество перед европейцами:

- У европейцев все есть, они разбалованные, чаще всего, попадая в тусовку, они распыляются и могут не «выстрелить». Русским же, рожденным там, где ничего нет, приходится делать из ничего что-то. Попадая в мир возможностей, ты их ценишь, используешь новые инструменты иначе, чем европеец.

- А ты понимаешь, что вас, то есть всех, кто занимается граффити, называют просто вандалами?

- Из-за того, что молодежь неправильно понимает смысл этого движения, на нас всех ставят клеймо, всех под одну гребенку причесывают. Я думаю, что это неправильно. Нет ничего плохого в том, чтобы придать цвета этому пасмурному, порой серому городу. Я понимаю, один цвет баффа (однотонная краска, которой коммунальщики закрашивают граффити – Ред.), конечно, интереснее. Вандализм, на мой взгляд, это когда портят памятники архитектуры и другие достопримечательности, и, конечно же, когда перекрывают (закрашивают – Ред.) олдскул (граффити старых мастеров – Ред.), который висит много лет, а тот, кто его перекрывает, еще даже не родился в момент его создания. Нужно просто идти своим путем и быть настоящим.

«Муралы на многоэтажках сделают город лучше»

Мрук – тоже калининградец. Граффити он занимается со школы. С возрастом он пришел к тому, что нужно уважать не только труд и мнение окружающих, но и работы граффитчиков, рисовавших до тебя.

- Граффити – это что-то вроде игры с определенными правилами, которые нужно знать, прежде чем начать что-то делать. По факту любой может хоть своей грязной обувью оставить след на стене, но это уже не будет связано с культурой или субкультурой.

- Но ты же понимаешь, что улица – это не школа, где есть учителя, которые всему научат. Опыт и стиль появляется только после того, как молодой граффитчик испортит десятки, если не сотни стен. Ты же не будешь говорить, что у тебя таких ошибок не было?

- До того, как начать рисовать, я перечитал множество литературы. Я знал, что каждый художник старается найти и выработать свой собственный стиль, и я начал работать над этим. Выбирая стену, я ставил себе задачу пойти на определенный компромисс – после меня эта стена должна была выглядеть оформленной.

- То есть, ты не занимаешься бомбингом?

- Бомбинг – это темная сторона граффити. Для кого-то это, может быть, круто, но мне за это отвечать не хочется. Я больше сторонник сотрудничества с обществом в плане оформления пространств и хочу, чтобы в Калининграде начали появляться муралы (большие рисунки - Ред.) на торцах многоэтажных зданий. Это сделает город лучше. Мне уже не хочется тратить деньги и нервы на то, чтобы где-то оставить маленький след, который кто-то потом закрасит, да еще и будет не доволен при этом.

- Как ты выбираешь стену?

- Во-первых, эта стена не должна быть кому-то нужна. Правда, также желательно, чтобы эту стену с моим изображением можно было увидеть, а у человека, увидевшего это, возникло желание заказать себе что-то подобное. Часто я выбираю дома, которые собираются сносить. На Кутузова, например, есть дом, который сейчас уже отремонтировали. Я пришел туда несколько лет назад, пообщался с владельцами, получил разрешение и сделал свою работу.

- Какие заказы ты откажешься выполнять?

- Которые связаны с политикой, которые смогут кого-то задеть или обидеть.

- Если представить, что ты учитель, а перед тобой граффитчики-неофиты. Какие правила ты им объяснишь?

- Во-первых, обращу их внимание на выбор места. Объясню, что нельзя портить памятники архитектуры, сооружения и скульптуры, скажу, что нужно уважать другие работы и не рисовать поверх них. Также обратил бы внимание на разработку собственного стиля и шрифта, чтобы они не копировали что-то чужое, а делали свое.

К слову, все три художника, с которыми мы пообщались, дали негативную оценку заказанным к ЧМ-2018 рисункам. По их мнению, работа была выполнена некачественно и за большие деньги, а в конкурсе не смогли принять участие действительно профессиональные граффитчики.

www.kaliningrad.kp.ru

«Граффити — это не вандализм, а созидание». Почему подростки так увлечены этой субкультурой

«Бегают со своими баллончиками, рисуют на домах, портят стены» — так многие люди до сих пор представляют себе художников-граффитчиков. Тем временем в октябре 2019 года картина Бэнкси была продана на аукционе Sotheby's за 12 миллионов долларов. О том, что граффити может дать подросткам и почему они гораздо круче взрослых, в эфире программы «Радиошкола» рассказали граффити-художник Андрей Бергер и художник Дмитрий Тарбеев.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Граффити — это бизнес, а не вандализм

Андрей Бергер. Статус граффити с 2000 годов претерпел немало изменений, но люди старшего поколения всё ещё считают художников-граффистов вандалами. Однако те, кто рос под влиянием этой субкультуры, воспринимают её как искусство. Сейчас, конечно, большинство проектов мы реализуем не на улице, а на других площадках. Однако именно улица дала нам старт для творчества.

Сейчас как на Западе, так и в России граффити-райтеры начинают заниматься бизнесом: продают краску, открывают магазины, сотрудничают с брендами, запускают собственные бренды и прочее. Но суть субкультуры осталась — это тиражирование своего псевдонима.

Фото: Unsplash (Timon Studler)

Подросткам нужно место для самовыражения

Андрей Бергер. Дети чаще всего начинают заниматься граффити в переходном возрасте, когда им хочется ощутить себя членами какой-то общности, почувствовать опасность и преодоление. Граффити как раз идеально ложится на этот период взросления, потому что оно может дать подросткам весь спектр эмоций: сотрудничество, соперничество, отрицание общепринятых норм.

Самое главное — это показать хороший пример. Тогда дети поймут, что они могут реализовать себя и чего-то добиться, а не просто воспринимать граффити как подростковое увлечение. Они должны увидеть, что это интересно и завораживающе, направить свой творческий потенциал на созидание, а не разрушение.

Дмитрий Торбеев. Со стороны кажется, что граффити связаны с вандализмом и тотальным уничтожением. Но на самом деле в них гораздо сильнее внутренний соревновательный дух и какие-то созидательные направления. Это большая часть субкультуры граффити, мы существуем именно в этой художественной парадигме. Нашими проектами мы хотим направить детей в эту сторону.

Было бы неплохо со стороны властей организовать легальные площадки для граффистов: я думаю, это привлекло бы больше детей в субкультуру. Так подростки будут заниматься творчеством, а не вандализмом.

Андрей Бергер. В граффити такие площадки называются Hole of fame, или «Зал славы»: туда люди могут прийти, пообщаться, порисовать. В таких местах быстро перекрываются рисунки и за день может появиться сразу несколько слоев новых граффити.

Дмитрий Торбеев. Заброшенные стройки также могут стать хорошей площадкой для саморазвития. Такая как раз была в моем детстве. Я не боялся, что придут милиционеры или хулиганы, которые меня выгонят.

Андрей Бергер. Когда таких мест вообще нет, подросткам некуда деться. Поэтому надо давать им больше площадок, где они смогут выплескивать свою энергию без вреда для городских фасадов и жилых улиц.

Фото: Unsplash (Chris)

С проекта Open Call не ушёл ни один человек

Дмитрий Тарбеев. В 2016-м я читал большой очный курс из 20 лекций про граффити стрит-арта. Туда пришли как школьники и студенты, так и взрослые люди.

Андрей Бергер. Помимо этого, у нас есть образовательный курс, который называется FGA School, там нет ограничений по возрасту. Так что мы постоянно общаемся с молодежью, проводим различные мастер-классы и лекции.

На наш первый мастер-класс Open Call пришло много мотивированных детей, которые знали, куда они идут и что хотят получить. Они были заинтересованы в том, чтобы узнать что-то новое о граффити — о буквах, шрифтах. Кто-то уж имел опыт, кто-то, наоборот, заинтересовался граффити только недавно.

Дмитрий Торбеев. У нас не было детей, которые ушли во время мастер-класса или просто потеряли интерес. Они могли полностью измазаться в маркерах, рисуя с наставниками на стене, с нетерпением ждали окончания перерыва, чтобы снова начать работать. Детей привлекали различные инструменты: баллончики с краской, маркеры. Все хотелось попробовать и подержать в руках. Таким образом, степень вовлеченности была достаточно высокий, и за этим было очень приятно наблюдать.

Андрей Бергер. Мы разделили всех детей на восемь групп, к каждой из которой прикрепили ментора. Ими выступили известные уличные художники, не просто люди с улицы. Им тоже было интересно поработать с детьми, получить от них эмоциональную отдачу. Каждый наставник делал упор на разные темы. Кто-то — на изобразительные приёмы, кто-то — на концептуальную составляющую, кто-то раскрывал тему художественной фантазии.

Интересно, что на последний мастер-класс к нам пришло больше девочек, чем мальчиков. Однако в самой субкультуре девушек значительно меньше. Это, наверное, связано с большой физической активностью, потому что это очень тяжело — рисовать что-то объемное на всю стену.

Дмитрий Тарбеев. Кроме того, тяжёлый рюкзак с краской, баллончиками, который надо с собой все время носить, кажется не очень комфортным для девушек. Таким образом, у них должна быть большая мотивация, чтобы всё время развиваться в этом направлении.

Фото: Unsplash (Vale Martinez)

Через два года новое поколение обгонит и перегонит всех нас

Андрей Бергер. Я потрясен современной молодежью, их эрудированностью, любознательностью и кругозором. Через два года они обгонят и перегонят всех нас. Они умеют работать с контентом, находить информацию, структурированно мыслить. Им нравится экспериментировать в разных направлениях, начиная от графического дизайна и заканчивая режиссерской деятельностью. Поэтому к 20 годам они уже имеют четкое представление о том, чего они хотят.

Дмитрий Тарбеев. В 20 лет у людей очень много энергии, которую можно направить в правильное русло. Я как-то участвовал в дискуссии со своей коллегой. Потом нам задавали вопросы. Тогда меня поразил один парень, который на вид был еще школьником. Он поздоровался, сказал: меня зовут так-то, благодарю вас за лекцию, у меня вопрос такой-то. По сравнению со взрослыми людьми он на меня произвел впечатление своим вежливым представлением, поблагодарил, а не просто с ходу задал вопрос. Я был обрадован, что молодые люди лучше выстраивают коммуникацию.

Фото: Unsplash (Aleyna Rentz)

Граффити на кириллице — это самобытно

Дмитрий Тарбеев: Финальной точкой нашего проекта будет выпуск букваря с кириллическим алфавитом, в котором каждый художник нарисует отдельно буквы и отдельно свой кириллический алфавит. Также мы хотим сделать открытый конкурс для всех желающих, победитель которого станет участником этого букваря.

Андрей Бергер: Было бы интересно посмотреть, как разные художники переосмысляют азбуку. Подобные проекты были на Западе. Смысл был в том, чтобы граффисты написали латинский алфавит разными шрифтами. Нам же интересно переосмыслить всю эту историю с точки зрения русского опыта. Мы решили впоследствии выпустить эту азбуку не только в электронном, но и в печатном виде, чтобы сделать ее доступной для регионов.

В ходе работы у нас, художников-граффистов, возникают вопросы: почему мы пишем именно на английском языке, с чем это связано, как мы сами относимся к этому. Нам очень интересно, как мы можем писать граффити по-русски, что мы можем в этом найти, чтобы транслировать местный контекст и колорит, сделать что-то уникальное.

Дмитрий Тарбеев. Это в первую очередь творческий вызов, всегда интересно попробовать новое. На Западе все пишут латиницей, поэтому, с нашей точки зрения, оригинальнее рисовать граффити кириллицей. Например, я видел граффити, написанное китайскими иероглифами. Это выглядит очень необычно и самобытно.

Полную запись интервью с Андреем Бергером и Дмитрием Тарбеевым слушайте здесь. Разговор прошёл в эфире «Радиошколы» — проекта «Мела» и радиостанции «Говорит Москва» о проблемах образования и воспитания. Гости студии — педагоги, психологи и другие эксперты. Программа выходит по воскресеньям в 16:00 на радио «Говорит Москва».

mel.fm

16 интересных фактов о граффити

Независимо от того, насколько богатым или бедным, малым или крупным является город, в нем обязательно есть граффити. Порой их так много, что наш глаз уже их и не замечает! А что вы, кстати, знаете об истории граффити как искусстве и его разных стилях?

1. Слово «граффити» происходит от греческого и итальянского: греческого слова «graphein», что означает «писать», и итальянского слова «graffito», что означает «царапина».

2. Многие художники граффити предпочитают оставаться анонимными, чтобы избежать юридических последствий своей деятельности.

3. Искусство граффити зародилось в Филадельфии в конце 1960-х годов. Первоначально граффити в основном использовались, чтобы писать политические лозунги и отмечать территорию банды, и особой художественной ценности они не представляли.

4. Большинство художников граффити желают называться «писателями» и оставляют на своих работах уникальную подпись под названием «тег».

5. В наше время наиболее распространенными граффити-материалами являются аэрозольные краски и маркерные ручки.

6. Бэнкси (Banksy) – самый популярный художник граффити, известный своим трафаретным искусством (стэнсил-арт) на политические и антивоенные темы. Его работы можно увидеть во всем мире.

7. Мировой рекорд самого длинного граффити-рисунка составляет 2245 метров. Он был создан в Дубае в 2014 году более чем сотней художников и содержал сцены из истории Объединенных Арабских Эмиратов.

8. Уличное вязание (Yarn Bombing) технически является формой граффити, возникшей в Техасе. Оно заключается в покрытии предметов, сооружений, деревьев трикотажными или вязаными материалами.

9. Первый известный пример граффити «в современном стиле» находится в древнегреческом городе Эфес. Это отпечаток руки, который чем-то напоминает сердце, а также след ноги и цифра.

10. «Небесное пятно» (Heaven spot) – это граффити-рисунки, выполненные в труднодоступной зоне, такой как, например, крыша или мост.

11. У писателей-граффити есть так называемая «черная книга», и это альбом с эскизами будущих работ.

12. Граффити – это также термин, используемый для обозначения надписей и рисунков, найденных на стенах древних руин, таких как Помпеи или Римские катакомбы.

13. Первым известным художником-граффити был Дэррил Маккрей по прозвищу Корнбред (Cornbread). В конце 1960-х годов он и группа его друзей начали оставлять свои имена на стенах Филадельфии, что и послужило началом граффити-движения.

14. Граффити-бомбёжка – термин, означающий быстрое нанесение крупных граффити. Особо популярен «трейнбомбинг», когда группа писателей моментально разрисовывает поезд до прибытия полиции.

15. Существует разница между граффити и стрит-артом. В граффити писатели, как правило, не заинтересованы в понимании обществом своей работы, вместо этого они используют её для общения с другими писателями. Стрит-арт же предназначен для общества.

16. Люди, которые являются новичками в граффити, называются игрушками (toy). Те, у кого больше опыта и уважения среди других писателей, именуются королями или королевами.э

Bonus: Рисование баллончиками. Как рисуют граффити на стенах

Текст: Why.flytothesky.ru

Читайте также:
Самая большая почтовая марка в мире

why.flytothesky.ru

10 работ на улицах Милана

Мимо этих дельфинов невозможно пройти. Особенно если найти идеальный угол обзора. Так контейнер превращается в морской аквариум

Фото © Instagram / cosimocheone

На этом тротуаре нужно быть осторожным: вряд ли кто-нибудь хотел бы наступить на язык ядовитой змеи

Фото © Instagram / cosimocheone

Сонный парень каждое утро встречает всех, кто идёт на работу, и собирает взгляды зависти желающих вернуться в тёплую кровать

Фото © Instagram / cosimocheone

Может показаться, что это здание — пустое внутри. Кончено, это всё — лишь иллюзия

Фото © Instagram / cosimocheone

Под "кистью" художника асфальт становится похож на жёваную бумагу. Главное — случайно не попробовать откусить самому

Фото © Instagram / cosimocheone

Особого мастерства требуют шедевры, дополняющие городскую среду

Фото © Instagram / cosimocheone

Так, пешеходный переход — будто бы результат работы гиганта с валиком

Фото © Instagram / cosimocheone

Герой этой работы портит пешеходный переход. Для некоторых сами граффити — то ещё хулиганство. Вандализм в квадрате?

Фото © Instagram / cosimocheone

Остаётся только понадеяться, что такие крыски останутся лишь в граффити

Фото © Instagram/cosimocheone

Если вы задумались, что из этого реально — огромная девушка или лужа, спешим удивить: всё это лишь рисунки

3D-рисунки, герои которых вот-вот сойдут с бумаги: 10 работ художника из России

Трофимов Сергей

life.ru


Смотрите также