Петриковская роспись на стенах дома


10 фактов о Петриковской росписи

История возникновения петриковской росписи интересная и захватывающая. Традиция украшать жилище и одежду декоративными петриковскими узорами зародилась в Украине задолго до появления христианства. Люди верили, что в красивых орнаментах скрывается магическая сила, которая защищает хозяев от злых сил и несчастья.

Петриковская роспись — один из поводов для гордости украинцев. Эта художественная техника появилась в XIX столетии и до сих пор остается визитной карточкой Украины и Днепропетровской области. Она восхищает причудливыми орнаментами, яркими цветами и плавностью линий, в которые невозможно не влюбиться.

А вот 10 интересных фактов о Петриковской рописи:
1. Своим названием известная украинская роспись обязана поселку Петриковка Днепропетровской области, где она и появилась. пгт Петриковка — административный центр Петриковского района Днепропетровской области. Поселок Петриковка расположен на левом берегу реки Днепр в 64 км от областного центра — города Днепропетровска.

А вот что не характерно для поселка, так это огромное количество (как по мне) выдающихся мастеров своего дела.
Выдающиеся личности пгт Петриковка Днепропетровской области:

  • народный художник Украины, Лауреат национальной премии имени Т. Г. Шевченко — Марфа Ксенофонтовна Тимченко;
  • заслуженные мастера народного творчества Украины:
  • Пата Татьяна Акимовна,
  • Белоконь Надежда Аврамовна,
  • Панко Федор Савич,
  • Шулик Надежда Митрофановна,
  • Соколенко Василий Иванович,
  • Пикуш Андрей Андреевич,
  • Дека Валентина Ильинична,
  • Гарькава Татьяна Анатольевна,
  • Турчин Нина Ивановна
  • Горбуля Людмила Николаевна,
  • Глущенко Владимир Андреевич,
  • Лауреат премии имени Екатерины Белокур — Самарская Анна Николаевна;
  • заслуженный мастер народного творчества Украины, член Союза художников Украины - Рыбак Наталья Михайловна.

Хозяев, чьи дома не были расписаны яркими орнаментами, в деревне не уважали, считая их морально убогими и недостойными даже приветствий односельчан. Может это заставляло каждого рисовать...

В пгт Петриковка Днепропетровской области работают:

  • средняя общеобразовательная школа,
  • неполная средняя общеобразовательная школа,
  • 2 детских учебных заведения,
  • ПТУ-№ 79,
  • Дом детского творчества,
  • районный Дом культуры,
  • Петриковская районная библиотека,
  • Петриковская детская музыкальная школа,

Петриковская детская художественная школа.

Автобусная остановка в центре Петриковки.

2. Издавна петриковской росписью украшали одежду, посуду, музыкальные инструменты и стены дома. Считалось, что она служит оберегом и защитой от сглаза.

В музее Петриковской росписи осталось много предметов старины, расписанных мастерами. И, конечно же, во главе всей этой красоты висит портрет основоположницы Петриковской росписи — Татьяны Паты.

Пенсионеры на обследовании в музее экспериментального центра петриковской росписи. По определённым дням помещение музея предоставляют врачам для приёма.

3. В художественной технике особое место занимает растительный орнамент: астры, розы, васильки, георгины, а также другие цветы, которые мастера придумывают во время работы. Так на стенах, полотнах и посуде образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

Заслуженный мастер народного творчества Василий Соколенко показывает старинную печь, расписанную в традиционном стиле. Искусство петриковской росписи изначально развивалось в виде настенной живописи и уже потом перешло на другие поверхности (бумагу, керамику и дерево).
4. А до чего же интересные принадлежности для росписи! Кисточки народные умельцы изготавливают самостоятельно — из кошачьей шерсти, выстриженной из груди. Благодаря такому инструменту краска ложится ровно, и орнаменты выходят аккуратными и легкими. Нередко рисунок выполняется пальцами.

5. Петриковская роспись стала настолько популярной, что сформировалась в отдельную художественную школу и направление.

6. До 2004 года в Петриковке работала фабрика «Петриковская роспись» с художественной мастерской на 100 рабочих мест. При фабрике был открыт Музей истории декоративной росписи.

7. Сам рисунок может быть выполнен глиной, растительными красителями, масляными и акварельными красками, гуашью, с добавлением молока, спирта, желтка. Рисунок, выполненный натуральными красками держится около ста лет и не выгорает.

Роспись на стене заброшенной фабрики «Дружба», закрывшейся в 2004-м году. В советские времена более полутысячи людей изготавливали сувениры с петриковской росписью на продажу по всему миру.

Фрагмент стены с картинами и плакатами советских времён заслуженного мастера народного творчества Василия Соколенко.

«Бегунок» — простейшая орнаментальная композиция петриковской росписи авторства Василия Соколенко.
8. Самая большая петриковская роспись Украины размером 133,4 метра попала в Книгу рекордов Гиннеса. Она нанесена на внешней стороне ограждения базы спецбатальйона «АЗОВ».

9. Петриковская роспись имеет статус всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

До 2003 года статус всемирного наследия ЮНЕСКО предоставлялся только памятникам и архитектурным сооружениям. Последние девять лет он распространяется и на явления культуры. Главное условие для предоставления этого статуса — чтобы искусство было «живым». То есть таким, которое является неотъемлемой частью национальной культуры и постоянно развивается.

10. Петриковскую роспись можно наносить на разные поверхности: дерево, фарфор, стекло, кожу, ткань.

Разнообразие цветов, листочков, ягод петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Еще бы, ведь в основе ее красочных узоров лежит безграничная любовь к родному краю. Магия петриковской росписи пленила сердца миллионов ценителей прекрасного и на весь мир прославила талантливых народных мастеров.
Надеюсь, что многие вдохновились, творческого подъема вам!

Алла Русакова.

www.livemaster.ru

Материалы для росписи стен (Петриковская роспись)

За последние две недели  несколько человек подробно распрашивали у меня  чем лучше расписывать стены, да и, вообще, как вести ход работы. Радует, что Петриковская роспись отмечена вниманием людей и ей готовы отвести достаточно много места в доме. Чаще всего спрашивают, какие нужны краски для той или иной поверхности стены и какими кистями выполнять роспись.
Расскажу пока о материалах и начну с кистей .
Поскольку элементы на стенах чаще всего  куда масштабнее, чем на сувенирах или даже посуде (но не всегда – это уж как вы задумали), то, разумеется,  большими должны быть и кисти.
Но, это утверждение, скорее всего не коснется  кисти-кошачки. Она была изначально создана исключительно для росписи стен и только ее универсальность позволила ей успешно служить сегодняшней Петриковской «миниатюре».

Пример для сравнения росписи на стене и на маленьких форматах с использованием одной и той же кисти.



Не спорю, что и кошачки тоже могут быть разными, но эта их «разность» чаще выражена в толщине пучка, когда кисти изготавливаются сугубо для тонких линий или для пышных каплеобразных мазков.

Так что просто сильнее делаем нажим и получаем на стене шикарные мазки как раз нужного размера.



А вот большие беличьи или нейлоновые кисти для двухцветных переходных мазков, действительно нужно будет приобрести.  Я сначала купила несколько круглых беличьих кистей  №+- 12  и работала ими, но, должна сказать, что оставляя на стене красивые переходные мазки, кисти эти мне не понравились в работе из-за своей расточительной «неэкономичности».

Получалось так, что вбирали они слишком много краски, большая часть которой, никуда не шла и смывалась в воду при полоскании.
Купив же и испробовав плоскую кисть со специально закругленным пучком, поняла, что это именно то, что нужно. Лучшей кисти для стены я порекомендовать не могу.

Добавлю, что кисточки эти бывают с полукруглым кончиком или даже слегка заостренным -  треугольным (окончания мазков тогда будут остренькими), но,  не берите для Петриковской росписи кистей с прямым или скошенным срезом пучка, ведь нужна кисть, пусть даже плоская, но имитирующая мазок круглой беличьей кисти.

На верхней фотографии зубцы листьев  и лепестки цветов закруглены, так как работа велась "закругленной" кистью, а на нижней - кисть юыла с острым кончиком

Теперь поговорим о стенах.
В былые времена особого выбора не было -  поверхность любой стены была выбелена мелом, и если вам предстоит расписывать именно такую поверхность и если эта стена внутри помещения – можно смело брать обычные гуашевые краски без каких-либо добавок в виде клея, яиц и прочего.

 Ну а если побеленная стена на улице, то расписываем акрилом, который не боится осадков. Акрил прекрасно ложится на мел, точно как и гуашь.


Если же ваша стена более «современного типа» - поштукатурена и окрашена водоэмульсионной краской, то независимо от того на улице она или в помещении, роспись выполняется акриловыми красками.

Еще советую сохранить немного той краски (именно того оттенка), которым красилась стена, т.к. имея ее можно будет, в случае необходимости, что-то исправлять, если вдруг во время росписи возникнет такая необходимость.

iulia-rozhkova.livejournal.com

Петриковская роспись | Журнал Ярмарки Мастеров

Зная этот трюк, ты превратишь любую вещь в шедевр. Петриковская роспись - это что то необыкновенно красивое, теплое, яркое, явно выполненное с душой. Петриковская роспись — это декоративно-орнаментальная живопись, которая сформировалась на рубеже XIX–XX веков на Днепровщине. Название росписи происходит от названия села Петриковка. Это поистине шедевр украинского народного искусства!Праздничное настроение надолго остается в душе после разглядывания произведений мастеров этого вида декоративной росписи, в которой есть всё: и цветы, и калина, и жар-птицы.Но самое главное, все изображения, помимо своих эстетических свойств, несут символичное и обереговое значение. Например, изобразив пару птиц, можно призвать в дом любовь и гармонию, а цветущее дерево будет оберегать от болезней и подарит крепкое здоровье.Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в украшении всевозможных предметов быта и одежды. На сегодняшний день многие известные архитекторы, дизайнеры и декораторы используют петриковскую роспись для создания или реконструкции различных бытовых предметов, зданий и даже техники. Так что, если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи не обойтись. Вдохновляющяя идея петриковской росписи, с которой ты преобразишь даже самую старую, но любимую вещь — от шкатулки до автомобиля и мотоцикла!Расписные разделочные доски с таким изображением привнесут уют и сделают твою кухню стильной.Интересный факт: активное участие в развитии этого вида искусства, кроме петриковских мастеров, приняли и их кошки. Дело в том, что самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти, рисовать можно не хуже, чем профессиональными.Для этого используют шерсть обыкновенной сельской кошки: с животика или бочков у нее срезают пучки шерсти, наматывают на отточенный черенок — и кисточка для сложных узоров готова! Поэтому, если вдруг окажешься в Петриковке, не удивляйся, увидев на улицах стриженую кошку, ведь искусство требует жертв!Петриковский рисунок — это, прежде всего, растительный орнамент. Георгины, астры, розы, васильки цветут на изделиях мастеров. Создаются фантастические формы цветов: «луковица» или «кудряшка».петриковская роспись - удивительное изящество, виртуозность и точность рисунка — это уникальный стиль петриковского художника, такое достигается длительной практикой. Кроме кистей, применяют сухие стебли, щепочки, собственные пальцы (ими удобно изображать ягоды).Особую популярность в петриковской живописи получила подлаковая роспись по дереву. Эта техника применялась в основном для работы со шкатулками и сундуками. Даже самые неприглядные места можно развеселить такой росписью. Я надеюсь, что Вам было интересно узнать об этом направлении, овладев которым можно преобразить и украсить абсолютно любой предмет.Вы даже не представляете, насколько популярна петриковская роспись! Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печках, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.

Рейтинг

   0.0 (0 голосов)

Сообщить модератору

www.livemaster.ru

Методическое пособие "Петриковская роспись"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н.Носцовой»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПЕТРИКОВСКАЯ РОСПИСЬ»

ОДП.02.05 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ

Специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

по виду «Художественная роспись по дереву»

преподаватель ГБПОУ СКИК

А.Г. Смирнова

Сызрань, 2018г.

Петриковская роспись

Еще в середине XVIII века приднепровские места были облюбованны для заселения кошевым атаманом Войска Запорожского Петром Калнышевским, чье имя навеки осталось жить в названии одного из красивейших сел Приднепровья - Петриковка. Земля петриковская взрастила не одно поколение мастеров народного творчества. Издавна славились по всему Приднепровью петриковские ярмарки, на которых особенно ценились изделия местных «рисовальщиц» - мастериц по росписи домов и их внутренней отделки. Быстрые, умелые руки волшебниц творили чудеса, превращая бедную крестьянскую обитель в красивое жилье.

Самых прилежных хозяюшек в Петриковке называли “чепурушками”. Благодаря им навыки росписи передавались из поколения в поколение. Однако настоящих мастериц росписи были единицы: и удовлетворить всех желающих украсить родные стены было невозможно. Вот тогда наиболее сообразительные из них начали рисовать цветочные узоры на бумаге.

Бумажные "малевки", как прозвали их в народе, можно было делать в любое свободное время года и даже в зимнюю непогоду. Со временем эти нехитрые картинки, постепенно вытесняя стенную роспись, становятся любимым украшением в крестьянском быту на Приднепровье. И поныне в некоторых домах Петриковки, Лобойковки, Китайгорода и других ближних сел можно встретить "малевки", размещенные в "красном уголке", на печи, оконных рамах, полочках для посуды.

Чарующую красоту петриковского цветка открыл для современников екатеринославский историк и этнограф Д.И. Яворницкий. Он одним из первых стал серьезным исследователем и увлеченным собирателем произведений петриковских "рисовальщиц".

Классическими элементами петриковской живописи являются окружающие художника растения, изображение которых, к слову, не используется ни в одном из существующих видов росписи. Орнаментные мотивы, где преобладают яркие, насыщенные тона, привлекают внимание не только колоритом, но и удивительной целостностью творческой идеи. А кажущаяся на первый взгляд простота рисунка в действительности скрывает долгую и кропотливую работу художника, филигранно изобразившего мельчайшие детали картины. Очевидно, именно так и должно рождаться чудо, которому суждено восприятие не глазами, а душой и сердцем. Основными мотивами росписи являются полевые цветы, ветки калины, мальвы, пионы, астры.

Если заглянуть в истоки зарождения промысла, можно проследить, как прорастали его корни на благодатной почве искусства Запорожской Сечи, как в основу цветочных композиций закладывались, с одной стороны, традиции орнамента, широко используемые казаками для отделки своего быта и оружия, с другой - крестьянское понимание и переживание красоты окружающего мира.

Несмотря на различные подходы в изображении натуры, мастеров петриковской декоративной росписи объединяла любовь к своему краю. Произведения их - прямой отклик на редкую по богатству и щедростью природы. Она для настоящего творца - всегда источник вдохновения. В народном же искусстве связь художника и родной земли особо глубинный и непосредственный. Поэтому своеобразие природы испокон веков была в народном творчестве источником безграничных вариаций форм и видов деятельности, рисунка орнаментальных узоров, цветовой палитры. Это языческое поклонение перед земным богатством, отмечает искусство петриковцев, побуждает их на создание своеобразной декоративно-художественной летописи флоры и фауны Приднепровья.

Однако петриковский орнамент не является прямым отражением природных мотивов. Созданный в росписях мир - плод творческой фантазии народного художника. Поэтому он так близок сердцу, жизнерадостный и празднично красивый.

Словно по мановению руки мастера-волшебника распускаются на бумаге удивительные "лучики" и "кучерявки", розы и папоротник, слетаются невиданные жар-птицы и горлицы, совы и кукушки, приплывают из сказочного океан-моря золотые рыбки. Диковинными каменьями начинают переливаться и обычные краски.

Свои радужные краски петриковцы добывали из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, вываривая их особым образом. Любимый красный цвет получали из вишневого сока, зеленый - из пырея и листьев паслена, синий - из цветов подснежника. Различные оттенки желтого давали лепестки подсолнечника, шелухи лука и кора яблоневых побегов. Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишневым клеем или свекольным сахаром. Значительно позже появились фабричные красители, и лишь в послевоенное время стали использовать гуашь и акварель. Инструменты для росписи имели также естественное происхождение. Палочки из ростков деревьев, стеблей болотных трав, самодельные кисточки из кошачьей шерсти и пальцы самого мастера - вот небогатый набор художественных орудий, которыми творили народные умельцы большое разнообразие композиций цветочного орнамента, которое удивляет нас и поныне. Петриковская роспись традиционно исполнялась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Разрисовывались не только фасады дома, но зачастую украшались и внутренние стены помещений, печи, камины - все это создавало единый художественный ансамбль.

В начале XIX века полюбившаяся петриковцам роспись распространилась на предметы домашней утвари — мебель, посуду, сундуки, брички. Потребность в подобном декоре побуждала к занятию рисованием целые семьи, предлагавшие свои работы на базаре. А поскольку в то время Петриковка была крупным торговым центром, работы сельских художников снискали популярность и в других регионах Украины.

В конце XIX столетия Петриковка легко освоила масляные краски, которыми местные мастера ранее не пользовались. Искусство росписи развивалось, появлялись новые сочетания цветов, совершенствовалась техника.

Позже, когда в продаже появилась бумага, в Петриковке начали рисовать так называемые "малёвки". Ведущую роль в этом сыграла группа народных мастеров, живших и работавших в Киеве. Под их влиянием формируются основополагающие принципы творчества художников Петриковки. С наступлением Первой мировой, а затем и гражданской войны и особенно коллективизации петриковская роспись пришла в упадок. Возможно, замечательная народная традиция оказалась бы навсегда утерянной, не будь подвижника — местного учителя Александра Стативы. Благодаря его стараниям в 1936 году открылась сельская школа декоративного рисования, преподавателем которой стала последняя петриковская чепурушка Татьяна Пата. Эта уникальная женщина, не умея ни читать, ни писать, обучила тонкостям мастерства целую плеяду художников. После войны один из учеников школы, Федор Панко, создал в селе творческое объединение "Петриковка", а затем — экспериментальный цех подлаковой росписи, обогативший народный художественный промысел новым жанром.

Петриковская роспись действительно является одним из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Культуры древней, которая уходит корнями в глубины истории, создаваемой на протяжении веков трудом и талантом наших предков и современников. Культуры сугубо национальной, не замутненной посторонними примесями и влияниями, воплотившая в себе духовное богатство и творческую щедрость украинского народа.

 Техника выполнения Петриковской росписи

Мастера Петриковской росписи используют разнообразные материалы и приспособления – самодельные кисти, пипетки, соски, ватные палочки, зубочистки, беличьи кисти и просто пальцы мастера.

Для работы нам понадобится: гуашь, клей ПВА, карандаш простой, кисти (лучше использовать кисточку-кошачку, как ее сделать, я расскажу ниже, а тем у кого нет такой возможности, можно использовать обычные беличьи кисти №2, 3, 4), палитра, вода, пипетка, мастихин.

Изготовление кисточки-кошачки

Вы можете сами сделать кисточку-кошачку, т.к. в магазине они не продаются. Именно этой кистью выполняются изысканные ярко-красочные мазки.

Чтобы сделать кисть-кошачку нам нужна кошачья шерсть, отрезанная, очень бережно у котика в области живота, либо на боках или у основании лап. Кот должен быть коротко или среднешерстный. Именно оттуда, потому что только там она нужной нам мягкости и толщины. Так же нужна палочка – корпус кисти. Нить. Клей ПВА.

Когда все «ингредиенты» собраны, начнем делать кисть. Берем палочку, затачиваем, с одной стороны.

Пучком шерсти обворачиваем заостренный конец палочки.

Перематываем нитью, плотно, несколько слоев. Крепко завязываем. После ее аккуратно и очень хорошо пропитываем клеем ПВА.

Следим чтобы клей не попал на шерсть. Даем кисточке высохнуть примерно сутки.

Прежде чем приступить к изучению росписи внимательно рассмотри основные элементы:

С чего начать роспись

Перед началом росписи, надо развести краску. На палитру мастихином выкладываем небольшое количество гуаши, добавляем клей ПВА в пропорциях 2:1, размешиваем всё мастихином и, разбавляя водой, доводим до густоты сметаны.

Для первых тренировочных работ достаточно развести какую-то одну краску. Кисть держится как обыкновенный карандаш, рука при этом должна опираться на стол, чтобы мазки получались ровные и точные. Основу, на которой вы рисуете, можно поворачивать в разные стороны, – так удобнее вести кисточку и выполнять правильные мазки. Использование профессионального подручника во многом облегчит труд художника.

Перед тем, как рисовать цветок, намечаем карандашом его контур (круг) и центр. Потом кистью делаем мазки, не заходя за контур. Ведем мазки от контура к центру. Для листьев тоже намечаем контур и центр, мазки также ведем от контура к центру.

На беличью кисть №3 набираем краску. Начинаем вести мазок с тонкой линии, потом, нажимая на кисть, расширяем мазок и вновь ослабляем нажим, переходя в тонкую линию.

Снова на беличью кисть №3 набираем краску. Ведем мазок сразу с сильного нажима на кисть, а затем, ослабляя давление, плавно сводим мазок к тонкой линии. Из таких мазков получаются лепестки ромашки и листья.

На кисть №3, набираем краску. Начав мазок с тонкой линии, нажимаем на кисть с плавным поворотом и, ослабляя нажим, опять переходим к тонкому кончику. Повторяем мазок, поворачивая кисть в другую сторону.

Вот схемка листика: центры боковых мазков постепенно смещаются вниз вдоль центральной оси.

Такие полукруглые мазки называются “цибульки” (в переводе с украинского – “луковички”), ими можно нарисовать листья и их отдельные элементы.

Работа с пипеткой

Резиновую часть пипетки натягиваем на стеклянный кончик до такого уровня, чтобы она слегка пружинила, но не изгибалась. Макаем резиновую часть пипетки в красную краску и вертикальным движением делаем отпечаток на бумаге. Получается круглая ягодка. Многократным повтором этой операции создаём группу ягодок и таким образом изображаем гроздь калины или рябины.

Макаем пипетку резиновой частью в краску, делаем отпечаток и протягиваем пипетку на себя – получается лепесток цветка.

Карандашом намечаем контур цветка и вышеописанным способом раскрашиваем пипеткой его лепестки.

Переходный мазок выполняется двумя красками.

На палитре разводим две краски – например, красную и желтую (как вариант - зеленую и желтую, рубиновую и желтую). На кисть набираем желтую краску, затем макаем кончик в красный цвет и выполняем мазок. При этом, чем сильнее мы макаем кисточку в красную краску, тем меньше в мазке останется жёлтого цвета, и больше красного.

Меняем на кисточке краску – набираем на кисть сначала зелёную краску, а кончик макаем в желтый цвет. При этом, чем сильнее мы макаем кисть в желтую краску, тем, соответственно, мазок получится светлее (желтее). Таким способом изображаются зелёные листья с жёлтыми кончиками.

Получившиеся цветы и листья оформляются тоненькой кисточкой более темной краской, а маленькие желтые точки, изображающие тычинки, делаются обратной стороной кисточки.

Берём беличью кисть №2 или кисточку из кошачьей шерсти. Набираем краску, сохраняя кончик кисти заострённым. Переходом от тонкой линии к широкой с помощью нажима, получаем мазок в форме капли. Такими мазками обычно создаются цветы и бутоны.

В композициях Петриковской росписи кроме больших, крупных цветов и листьев изображаются также и мелкие элементы – это маленькие цветочки, ромашки, бутончики, ягоды. В основном для мелких элементов используют тонкую кисть №1 или кисть из кошачьей шерсти.

Небольшие композиции в виде открыток, называют “малёвками”. Выполнив все предыдущие упражнения, можно приступить к малёвкам.

Карандашом намечаем контуры и центры цветов и листьев. Чётко прорисовываем стебельки цветов и черешки листьев, а также намечаем, где будут располагаться мелкие элементы.

Цветовое решение Петриковской росписи весьма разнообразно, и поэтому всегда радует глаз. И всё же традиционным цветовым сочетанием является зелень листьев и красные оттенки цветов, а вспомогательные краски – это желтая, бордовая и оранжевая.

Для композиций больших размеров карандашом намечаем общую форму композиции, будь то прямоугольная, квадратная, овальная, круглая или ромбовидная. Здесь, так же, как и в других видах искусства, соблюдаются правила и законы композиции. Все соединения и стебельки в росписи ни в коем случае не следует резко изламывать, линии должны плавно переходить одна в другую.

“Бегунками” - их так же называют “дорожками” или “фризами” - оформляют разные изделия и предметы быта, украшают декоративные панно.

Во всех фризах соблюдается ритм, как в построении композиции, так и в цветовом решении.

 Бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме.

5. Особое внимание уделяем листочкам. Чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета. Можно наносить рисунок.

.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но многие мастера, кроме того, изображают ещё и насекомых (кузнечиков, бабочек), различных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, сов, жар-птиц и т.д.), золотых рыбок и другие композиции.

Современная Петриковская роспись может выполнятся на бумаге, металле, стекле, керамике и дереве.

Роспись на дереве

Деревянную поверхность шлифуют, потом проклеивают (клей ПВА и вода в пропорциях 1:1), дают высохнуть, снова шлифуют и повторяют эту процедуру ещё 2 раза.

На подготовленную таким образом поверхность можно наносить задуманную композицию.

После высыхания краски, готовое деревянное изделие покрывают лаком.

 

Галерея наглядных примеров

infourok.ru

Петриковская роспись: vasily_sergeev — LiveJournal

Мастера не делают предварительного чернового рисунка. Поэтому данное мастерство требует высокой четкости движений.
Петриковская роспись родилась на побеленной стене украинской хаты-мазанки села Петриковка Днепропетровской области. Еще в начале 19 века росписью стали украшать различные предметы быта — посуду, пасхальные яйца, столы, сундуки и многое другое.

Из поколения в поколенье семьи мастеров передавали свои уникальные знания и совершенствовали мастерство росписи.

Кстати, село Петриковка было основано более 230 лет тому Петром Калнышевским. Жительницы села раскрашивали стены своих домов
красивыми цветочными рисунками. Кисти для росписи изготавливали
из кошачьей шерсти, а краски разводили яйцами и молоком.
В селе не осталось ни одного дома без расписных стен. Хозяйки устраивали соревнования между собой. Самых лучших мастериц называли «чепурушками».
Традиции росписи сохранялись и передавались следующим поколениям.

В годы советской власти этот вид искусства был немного забыт. Вихрь исторических событий унес «чепурушек» в далекое прошлое. Трагедии голод и тяготы Второй мировой войны негативно сказались на этом виде искусства, ведь роспись отражает только радостную сторону жизни.
В конце 40-х годов ХХ века страна восстанавливается после долгих лет разрушительной войны, постепенно темные тучи сменяются несмелыми лучиками солнца. Именно в этот момент появляется потребность в возрождении народной росписи. Но мастериц уже не осталось.

В послевоенные годы учитель Александр Статева организовал школу,
а преподавать взял последнюю народную мастерицу Татьяну Пата. Ученик этой школы Федор Панко организовал творческий союз «Петриковка», который способствовал популяризации и развитию этого ремесла
Ученики школы Петриковской росписи работали по всей территории страны. Они рисовали на бортах и стенах внутренних помещений морского транспорта, стенах зданий. Постепенно мастера начинают расписывать сундуки, деревянные предметы быта, сани, деревянные музыкальные инструменты и т.д

В наше время Петриковской росписью украшают самые различные предметы быта – чашки, тарелки, горшочки; предметы интерьера – шкатулки, комодики, зеркала, двери, фото рамки. Мотивы росписи используют в упаковке подарков, создании открыток
Петриковскую роспись хорошо использовать при создании интерьера кухни или столовой в украинском стиле с помощью рисунка на стене или картины.
Вариантов использования этого уникального мастерства огромное множество! Любуйтесь и заряжайтесь энергией красоты

P.S. И не забудьте заглянуть:

Украинский Фаберже

Драгоценная вышивка Васелины

Яркие краски филимоновской свистульки

Русский стиль

Русские ремёсла

Новые посты о декоративно-прикладном и т.д.

vasily-sergeev.livejournal.com

Экскурсия в удивительный край: петриковская роспись

Петриковка — удивительный уголок Украины, где бережно хранят традиции древних народных промыслов. Знаменитая Петриковская роспись давно стала визитной карточкой Украины. В Канаде даже издано пособие по этому виду искусства.

Разнообразие цветов, листочков, ягод, птиц Петриковской росписи захватывает, заставляет рассматривать шедевры народной живописи часами. Неудивительно, что в 2013 году уникальное искусство внесли в "Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО".

Рисуют роспись кистями, сделанными из кошачьей шерсти, спичками, обмотанными мягкой материей, и калину, ягоды рисуют просто пальцами, делая красивый фактурный отпечаток. Цвета обычно выбирают самые яркие, под стать красочной природе. Не бывает в Петриковской росписи цветка одного цвета, основной цвет кисточки всегда опускается в краску другого цвета, что при касании к поверхности создает красивый мазок, с переходом одного цвета в другой.

Так образуется свой, особый мир красоты и вдохновения.

Петриковка — это место где я родилась и провела свое детство. Каждый ребенок в Петриковской школе 2 года учится рисованию в этой технике и получает звание художник-исполнитель, дополнительно я училась в художественной школе где также отдельным предметом было изучение этой технике. Это, конечно, было давно... На профессиональном уровне я не рисовала, а вот ребенка учу, использую свои знания и техники в изготовлении украшений.

Не так давно я ездила на родину, побывала в музеях, встречалась с мастерами, просто гуляла родными местами. Хочу поделиться с вами своей прогулкой…

Первый цех по изготовлению сувенирной продукции с подлаковой росписью появился в 1858 г. И выглядел он вот так:

Первые мастерицы Петриковской росписи:

Роботы мастериц старшего поколения, которые сохранились (1883г):

А это мастера Петриковской росписи, изображенные уже современниками:

Въезжая в пгт Петриковка вас встретит такая стела.

Наше путешествие будет по центру народного творчества, музею этнографии, быта и искусства, административным зданиям и просто по улицам поселка.

Ниже представлены работы учеников детской художественной школы. Взрослые, в большинстве случаев, рисуют более традиционные для Петриковской росписи картины и узоры в красно-оранжевых красках, цветы, птицы. Интересно видение детей — это более разноцветные рисунки и сочетания цветов, больше животных от чего рисунки получаются более «фантазийными».

Дальше детские работы в технике «вытынанка» — Петриковская роспись вырезанная из цветной бумаги и наклеенная на белый лист. Я, кстати, также в детстве посещала такой кружок.

Пасхальные «пысанкы» созданные детками младших классов, а также детками старших групп детского сада, совместно с воспитателями.

Петриковская роспись из пластилина.

Квилинг в данной технике выглядит так.

Куколки-обереги.

Сувениры.

Замок это бар для хранения бокалов и бутылочки шампанского.

Этот мотоцикл не музейный экспонат, а чье-то средство передвижения:

Многие жители так украшают свои ворота.

Хлебный ларек и минимаркет.

Аптека.

Дом детского творчества и обычное «офисное» здание:

Это только малая часть, которая поместилась в публикацию. История Петриковки богата, есть еще много интересных вещей и фактов о которых я вам расскажу в следующих публикациях.

Надеюсь, вам было интересно познакомиться с этим удивительным краем.

Швайковская Оксана (Shvaykovskaya Oksana)

Авторские украшения из бисера

www.livemaster.ru

рисунки и трафареты с видео

В данной статье предоставлены некоторые моменты рисования петриковской росписью для начинающих. Рисунки с данной росписью пользуются популярностью в наше время для украшения интерьера и предметов.

Петриковская роспись получила свое название от места, в котором зародилась — в селе Петриковка, что ныне находится на территории современной Днепропетровщины. Это художественное ремесло берет свое начало в конце 18 века, с росписи белых хат-мазанок тех времен. Первое заселение было образовано в 1772 году полтавским казаком Петром Калнышевским. А традиции расписывать белые стены хат была ежегодной и обязательной. Связано это конечно с тем, что краски изготавливали из растительных красителей в смеси с яичным желтком, что делали рисунки не долговечными.

Петриковская традиция рисования стала наследием украинского творчества и включена в список Юнеско, а в 2019 году была выпущена юбилейная монета номиналом 5 гривен, стилизованную под фрагмент петриковской росписи.

Основы нанесения узора

Петриковская роспись стала национальным достоянием украинцев и включена в программу изучения искусства в художественных школах для детей.

Основными элементами разрисовки изначально являлись растительные фрагменты, изображающие полевые цветы, зерна и колосья, как символы народного украинского хозяйства. Цвета используются самые разнообразные и картинки получаются очень яркими и пестрыми, листья и лепестки цветов могут иметь переход от одного цвета к другому. Так один цветок может сочетать оранжевый, красный, желтый и даже коричневые цвета.

Роспись довольно свободна в добавлениях рисунков, но можно выделить некоторые устоявшиеся шаблоны отдельных деталей. Как рисовать их, представлены примеры на фото ниже:

Каждый мастер рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники, поэтому некоторые работы становятся авторскими, а имена авторов известными. Картины являются примером и достоянием и детально изучаются на уроках.

С чего начать

Проведем небольшой мастер-класс по рисованию элементов петриковской росписи, по трафаретам можно сделать любой узор.

Краски использовать можно гуашевые с добавлением пва, акриловые и другие. Кисти используют из мягкой шерсти, например, самодельные кисти из кошачьей шерсти, как это делали предки.

Первую работу попробуйте на бумаге. Наведите карандашом схематический контур и отметьте в нем центр. Кистью №3 делаем мазки от контура к центру.

Некоторые детали рисуют пальцами или специальными тампонами, например, гроздья винограда, калины, рябины.

Попробуйте прием перехода краски, на кисточку нанести основной цвет и на самый кончик другой цвет, например оранжевый и красный, желтый и зеленый.

Дополните рисунки тонкими линиями и точками желтой краски. Нарисуйте композицию трав и цветов, используя большие и маленькие изображения цветов, травы, колосьев по схемам.

Кроме флоры, в роспись включают красочных птиц, выполненных в той же манере пестрой раскраски. Примечательно, как смело сочетаются между собой многие цвета и оттенки. Не только основные красные, желтые, зеленые, синие, но и полученные путем смешения красок фиолетовые, розовые, оранжевые, коричневые цвета.

Применение творчества

Петриковская роспись — это в первую очередь художественное ремесло, не имеющие четких правил, не ограничено в выборе композиции и расположении рисунка. На данном этапе истории она используется в росписи предметов обихода, посуды и предметов интерьера, для узоров краски подходят любые, также можно играть фоном, так как разрисовка имеет вольный стиль, поэтому наносить узоры можно на разнообразные предметы обихода.

Украинская декоративная роспись характерна своим творческим подходом к работе и отмечает, насколько богато воображение и мастерство художников. Это исходит от обычаев жителей старинных украинских сел по-особенному украшать свою «оселю». Хаты-мазанки приходилось белить ежегодно, так как погодные условия смывали и побелку, и разрисовки.

Видео по теме статьи

dekormyhome.ru

Петриковская роспись. Мастер-класс от Екатерины Никитиной

Для журнала Экодом: Екатерина Никитина, художница, педагог, знаток народных ремёсел

Петриковская роспись

Удивительная традиция расписывать свои дома возникла в украинском селе Петриковка, основанном в 1772 году казачьим атаманом Петром Калнышевским. В те давние времена каждая хозяйка умела украшать свой дом яркой растительной росписью, а порой изображала фигурки людей, птиц. Мастерицы соревновались между собой, кто лучше распишет к Пасхе вновь побелённую хату. Самых умелых мастериц называли чепурушками. Много воды с тех пор утекло, давно петриковские хаты побелели. Лишь изредка можно встретить расписные ворота или травный бегунок под крышей дома. Современные художники всё больше работают по дереву (шкатулки, тарелочки, вазочки, доски и пр.), по бумаге — создают «малевки».

Одушевлённое жилище

А между тем, традиция мудра, и дом украшался неспроста. Ведь и отношение к нему отличалось от современного отношения к жилищу. Мировосприятие взрослого человека было ближе к мировосприятию ребёнка, который не отделяет себя от окружающего. Полное единение с природой, ощущение её как живого существа. Отсюда и появляются боги стихий (Перун-громовержец, Мать Сыра Земля и др.), различные русалки, лешие — образы, помогающие непосредственному общению с разными проявлениями природы.

Одежда такого человека становится неотъемлемой его частью, второй кожей. Ведь, прежде чем покрыть его тело, она выросла из зёрнышка, полежала под солнцем и луной, прошла магическое кручение веретена, заткалась в полотно, украсилась специальными узорами. Одежда помогала общению с Богом. Орнаменты, украшавшие её, словно молитва, наполнены глубоким смыслом, который теперь многие пытаются расшифровать.

Такое же особое отношение у наших предков было к своему дому. Дом был как бы ещё одной обережной оболочкой человека.

У дома, как и у самого человека, есть лицо, чело — отсюда названия «наличники», «причелины». Соответственно, окна — глаза дома. Внутри же его находилась печь, словно горячее сердце. Мне не раз довелось бывать в заброшенных деревнях и видеть, что дом живой, пока печь в нём цела. Как только бережливые жители соседних деревень разбирают печь по кирпичикам, дом превращается в груду дров — умирает, словно сердце остановилось…

Простая балка у потолка имеет очень сильное название — матица, матка. Отношение к ней особое. Важного гостя, невесту, сваху сажали под матицу. К ней же крепили колыбель ребёнка. Уходя
из дома надолго, обязательно прикасались к матице, чтоб путь был счастливым.

Дело мужчины — дом построить. Если дом деревянный — подобрать подходящие деревья и договориться с ними, выбрать подходящее место, возвести стены, крышу, выложить печь.

Дальше хранительницей домашнего очага — сердца дома — становится женщина. Она делает его уютным, чистым, наполняет теплом и ароматом пищи.
В такой дом хочется возвращаться, в нём отдыхаешь, в нём «стены лечат». Наводя порядок в доме, женщина «ладила» пространство — а значит, и всех живущих в нем. Поэтому-то так старательно намывались полы, скреблись стены, лавки, стол.

Дом, как и одежду, украшали узорами. Роспись на доме и внутри его выполняла функцию украшения, оберега, молитвы к Богу. Традиция домовой росписи существовала не только на Украине. В России она бытовала на Урале, Алтае, в Сибири, Вологодской области. Недавно был найден расписанный дом в Саратовской области (в с. Поповка Хвалынского района).

 

Любимые узоры

Самый простой орнамент — бегунок-бесконечник (по-научному — фриз) — несёт в себе обережную функцию. Бегунок — это волнистая цветная полоса, которая располагается по периметру дома под крышей, вокруг окон или по выступам печи. Бегунки могут быть очень простыми (волнистая линия с точками) или представлять собой вьюнок из ритмически повторяющихся листьев и дивных цветов с бутонами. За счёт волны и направленности цветов и листьев в этом орнаменте создаётся движение, отсюда и название — бегунок. Замкнув его вокруг своего дома, мы делаем обережный круг. В этом круге запущено бесконечное движение, ритм, пульсация, сквозь которую сложно прорваться чему бы то ни было нежелательному в дом.

Другой мотив, часто встречающийся в росписях, как украинских, так и русских, — куст с прямым, устремлённым вверх стволом, расходящимися в стороны ветвями, на которых часто сидят две птицы, смотрящие друг на друга. Это Древо жизни1. Часто его помещали в центральной части при росписи печи. В образе Древа жизни заложен глубокий смысл. Это и воплощение жизненных сил, и продолжение рода, и триединство мира, связь земного с божественным. Рисуя такое Древо у себя дома, хозяйка осуществляла молитву к Богу, к Роду.

Мне кажется несправедливым, что такая мудрая традиция ушла из нашей повседневной жизни, став достоянием музеев. Многие люди сейчас потянулись к земле, вспоминают про свои любимые дачи, строят загородные дома, уходят жить в экологические поселения. Они как бы возвращаются в прошлое, уходя из городской жизни, которая для многих стала невыносимой. В среде таких людей традиция может воскреснуть. Красный угол вытеснит телевизор. Женщина вернётся к своей изначальной роли хранительницы домашнего очага, Лады. А домовая роспись станет естественной потребностью души.

Начать менять отношение к своему жилищу можно, и не имея дома, выстроенного своими руками. Живым Домом может стать и простая городская квартира. На Украине, придя в дом к хорошей хозяйке, искусной художнице, говорили: «В ней у хати як у церкви!» Так пускай же и наши жилища превратятся в храмы!

Мастер-класс:

Бегунок-бесконечник

В Петриковской росписи художницы использовали в качестве инструментов самодельные кисти, тряпочки, колосья, камышинки и собственные пальцы.
Для создания обережного бегунка нам необходимо будет освоить две техники рисования — переходной мазок и рисование пальцем.
Тренироваться в рисовании можно на бумаге, используя гуашь. При росписи дома советую взять акриловую водоэмульсионку и добавить в неё пигменты необходимого цвета, которые продаются в хозяйственных магазинах в отделах «Лаки-краски».

Итак, наш бегунок состоит из 5 элементов: волнистая линия, листики, рябина, цветы и ягоды.

Приступим к рисованию первого элемента. Разводим на палитре достаточно жидкую краску и проводим беличьей или колонковой кистью № 2 волнистую линию. Чтобы линия была ровной и изящной, ведём кончиком кисти, не сажая её.

Затем наметим места расположения листиков, рябины, цветочков и ягодок.

Теперь нарисуем рябину. Красная рябина или калина считается символом Украины, поэтому петриковские художники очень часто используют её в своих композициях. Рисуется она пальцем.

Разводим на палитре красную краску. Краска должна быть густая, как сметана. Опускаем подушечку указательного пальца в краску таким образом, чтобы она легла ровной круглой каплей на палец, ноготь при этом должен быть чистым. Теперь делаем отпечаток на бумаге. Должна получиться ровная круглая ягодка со светлым бликом внутри. Из этих ягод складывается гроздь рябины.

Синие ягодки рисуем таким же способом.

Теперь нам необходимо освоить другую технику — переходной мазок.

Для начала нарисуем просто мазок. Разведите на палитре краску до густоты жидкой сметаны. Наберите её на беличью кисть (№ 3) и начинайте рисовать мазок, ведя вначале по бумаге кончиком кисти, потом плавно сажая её и вновь подымая, переходя на кончик.

Мазки должны быть похожи на только что распустившиеся зелёные листики, заострённые с двух концов.

Когда мазки у вас начнут хорошо получаться, разведите жёлтую краску также до густоты сметаны. Набираем на кисть зелёную краску, а затем кончик её макаем в жёлтую — и выполняем мазок. В нашем листике цвет переходит от жёлтого к зелёному — это и есть переходной мазок.


Из таких мазков складываются листики.

Для выполнения цветков мы будем использовать жёлтую и красную краску. Цветочки такой формы в Петриковке называют «цыбульки» (луковички). Действительно, если разрезать луковицу, она будет похожа на этот цветок.

Набираем на кисть жёлтую краску, кончик макаем в красную, выполняем внешние мазки. Постепенно заполняем цветок лепестками, приводя мазки в одну точку.


Немного потренировавшись, можно дорисовать наш бегунок.


Этот мотив можно повторять до бесконечности и опоясать свой дом, окна, двери, применить в росписи мебели.

Целиком статью можно прочесть в 2 номере журнала «Экодом»
1 Подробно об образе древа жизни, его связи с родовыми обрядами и традициями, писалось в 7-м номере журнала «Домашний ребёнок» (прим. ред.)

ecodom.me

Петриковская роспись, уроки. Мастер-класс росписи для начинающих

Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в декоре всевозможных предметов быта и одежды. Так что если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи украинского села Петриковка не обойтись.

41 92 т.

Петриковская роспись в современном дизайне

Ты даже не представляешь, насколько популярной стала петриковская роспись. Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печи, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.

А еще живописными элементами флоры и фауны модно украшать различные предметы, одежду и даже автомобили.

Если Ты внимательно рассмотришь петриковскую роспись, то заметишь, что в ней нет никаких наслоений и переплетов. Ни один цветок или листочек не заслоняет друг друга – они расположены рядом. Красочная петриковская роспись не знает смешивания цветов, и это придает рисункам деликатность и изысканность.

Правила и элементы петриковской росписи

Сегодня я покажу Тебе, как рисовать петриковскую роспись пошагово. Для того, чтобы овладеть техникой «петриковка», нужно знать несколько основных правил.

  • Для выполнения петриковской росписи возьми плотную бумагу или ватман.
  • Если Ты еще не совсем уверенный в себе художник, не выполняй рисунок сразу с помощью краски. Сначала легонько наведи карандашом контуры будущего рисунка.
  • Используй для рисования гуашь, разведенную с клеем ПВА (1 капля ПВА на 10 капель краски).
  • Рисуй пальчиком! Ягодки без отпечатков выглядят ненастоящими. Точечки можно делать и ушными палочками.
  • Держи кисточку под углом примерно 80° к бумаге.
  • Научись аккуратно и четко выполнять основные элементы петриковской росписи.
  • Размещай все элементы петриковской росписи на одинаковом расстоянии.
  • Экспериментируй с цветами!
  • Рисуй ежедневно и совершенствуй свою технику.

Теперь внимательно рассмотри основные элементы петриковской росписи:

Техника рисования бегунка

Одним из элементов петриковской росписи является так же бегунок — цветы, листья и ягоды, поочередно размещенные на сплошной волнистой линии, подобно вьющемуся растению. Бегунком можно оформить любой предмет — от кувшина и до избы. Как убеждают мастера петриковской росписи, это один из главных оберегов, обозначающий непрерывность семейного счастья, бесконечность любви и благополучия в доме.

Начинаем рисовать бегунок.

1. Разведи на палитре зеленую краску до состояния жидкой сметаны. Легким движением руки проведи волнистую линию.

2. Простым карандашом или же сразу зеленой краской обозначь расположение цветков, ягод и листиков на «волне».

3. А сейчас принимайся рисовать ягодки. Разведи красную краску и опусти в нее подушечку указательного пальца. Осторожно прижми палец к бумажному листу. Молодец! Принимайся за другие ягодки. Если все сделаешь правильно, гроздья получатся аккуратными и красивыми.

4. Теперь, применяя ту же методику, кое-где нарисуй синие ягодки.

5. Особое внимание удели листочкам. Разведи зеленую краску и четко прорисуй каждый лист, используя переходные мазки. Что это такое? Объясняю: чтобы листочек имел оттенки оранжевого, желтого и других цветов, сначала хорошенько обмакни кисть в зеленую краску, а потом коснись кончиком кисти краски другого цвета. Можно наносить рисунок.

Все сделал? Отлично! Продолжаем урок петриковской росписи.

6. Пришло время изобразить цветы. Обмакни кисть в желтую краску, а затем слегка — в красную. Нарисуй цветок той формы, которую хочешь видеть на бегунке.

Вот, собственно, и все! Теперь изобразить петриковскую роспись для Тебя не составит особого труда. Осталось лишь найти походящий предмет или стену, чтобы отточить полученные навыки.

Хочешь узнать больше об истории и секретах петриковской росписи?

Читай также:

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

pustunchik.ua

Петриковская Роспись | Журнал Ярмарки Мастеров

Совсем недавно я побывала в командировке и, зайдя пообедать в одно из местных заведений, была поражена. Я увидела нечто необыкновенно красивое, теплое, яркое, явно выполненное с душой. Это оказалась петриковская роспись, которой были украшены как посуда, так и стены кафе.

Петриковская роспись — это декоративно-орнаментальная живопись, которая сформировалась на рубеже XIX–XX веков на Днепровщине. Название росписи происходит от названия села Петриковка. Это поистине шедевр украинского народного искусства!

Праздничное настроение надолго остается в душе после разглядывания произведений мастеров этого вида декоративной росписи, в которой есть всё: и цветы, и калина, и жар-птицы.

Но самое главное, все изображения, помимо своих эстетических свойств, несут символичное и обереговое значение. Например, изобразив пару птиц, можно призвать в дом любовь и гармонию, а цветущее дерево будет оберегать от болезней и подарит крепкое здоровье.

Петриковская роспись

Петриковская роспись — это не только ярко, солнечно и красиво, но еще и очень модно. Этнические мотивы ныне чрезвычайно популярны в украшении всевозможных предметов быта и одежды.

На сегодняшний день многие известные архитекторы, дизайнеры и декораторы используют петриковскую роспись для создания или реконструкции различных бытовых предметов, зданий и даже техники. Так что, если хочешь идти в ногу со временем, без владения техникой уникальной росписи не обойтись.

  1. А как тебе такой дизайн всем известной и любимой поисковой системы?

  2. Расписные разделочные доски с таким изображением привнесут уют и сделают твою кухню стильной.

    Интересный факт: активное участие в развитии этого вида искусства, кроме петриковских мастеров, приняли и их кошки. Дело в том, что самодельными кисточками, сделанными из кошачьей шерсти, рисовать можно не хуже, чем профессиональными.

    Для этого используют шерсть обыкновенной сельской кошки: с животика или бочков у нее срезают пучки шерсти, наматывают на отточенный черенок — и кисточка для сложных узоров готова! Поэтому, если вдруг окажешься в Петриковке, не удивляйся, увидев на улицах стриженую кошку, ведь искусство требует жертв!

  3. Ты только посмотри, как оживила такая картина строгий интерьер в стиле минимализма.

  4. Я просто влюбилась в эту тарелку! Очень хочу себе такую же.

  5. А вот замечательный пример использования росписи в интерьере квартиры.

    На оштукатуренную кирпичную стену нанесли акриловую краску белого цвета. А для выполнения петриковской росписи были приглашены художники. Однако, обладая художественными навыками, можно попробовать сделать шаблоны и воссоздать нечто подобное у себя дома.

  6. Просто великолепно!

  7. А это хороший пример использования петриковского орнамента в ванной комнате. В данном случае была использована авторская плитка с нанесенной на керамику росписью.

  8. В дизайне кухни использовали выигрышное сочетание шпонированного и крашеного МДФ. Столешница и раковина сделаны из искусственного камня. А на фартуке рабочей зоны — крашеное стекло с нанесением петриковской росписи.

  9. Петриковский рисунок — это, прежде всего, растительный орнамент. Георгины, астры, розы, васильки цветут на изделиях мастеров. Создаются фантастические формы цветов: «луковица» или «кудряшка».

    Удивительное изящество, виртуозность и точность рисунка — это уникальный стиль петриковского художника, такое достигается длительной практикой. Кроме кистей, применяют сухие стебли, щепочки, собственные пальцы (ими удобно изображать ягоды).

  10. Ну а здесь петриковская роспись явно вышла за рамки простой росписи стен и посуды. Расписные автомобили — вот яркий тренд нашего времени.

  11. Я в восторге от этих восхитительных тарелок! Изображенные птицы символизируют гармонию, свет и счастье. Цветок — вершина красоты природы, калина — символ вечной девичьей красоты.

  12. Любительницы байков явно оценят этот дизайн!

  13. Прекрасный пример сочетания стиля лофт и этномотивов. В спальне на одной из стен аккуратную кирпичную кладку покрасили водоэмульсионной краской, чтобы нарисовать на ней затем цветочный бутон.

  14. Яркая и радужная роспись может украсить даже самый унылый забор.

  15. Используй петриковскую роспись в качестве акцентов, и твой интерьер заиграет яркими красками.

  16. Еще один прекрасный пример этого чудесного орнамента на корпусе автомобиля.
  17. А это оформление барной стойки в заведении, где я и узнала об этом чудесном направлении в декоре.
  18. Со светодиодной подсветкой этот стильный декор стал еще ярче и интереснее!
  19. Особую популярность в петриковской живописи получила подлаковая роспись по дереву. Эта техника применялась в основном для работы со шкатулками и сундуками. В данном помещении дизайнер предложила использовать такую роспись для декорирования деревянных фасадов мебельной стенки.
  20. Даже самые неприглядные места можно развеселить такой росписью. И ниша для обогревателя будет смотреться уже совсем по-иному!
  21. Какой чудесный колокольчик! Тем, кот хочет овладеть данным художественным направлением, следует начать именно с росписи небольших предметов.

Я надеюсь, что тебе было интересно узнать об этом направлении, овладев которым можно преобразить и украсить абсолютно любой предмет.

Ты даже не представляешь, насколько популярна петриковская роспись! Этот уникальный украинский орнамент активно используют в архитектуре и дизайне. Если когда-то петриковскую роспись можно было увидеть только на стенах сельских домов или на печках, то сегодня она стала необычным украшением в интерьере современных квартир, кафе и ресторанов.

www.livemaster.ru

Петриковская роспись | Блогер TinyM на сайте SPLETNIK.RU 12 июня 2014

Опубликовано пользователем сайта

Круто! TinyM

Я думаю у многих дома раньше была какая-либо утварь расписанная в петриковском стиле. Хочется поделиться этой красивой техникой.

Петриковская роспись зародилась на побеленой стене украинской хаты-мазанки. Технология изготовления краски была проста и в тоже время уникальна - яичный желток размешанный с соком. Естественно, такая краска не долговечна и раз в год или к праздникам приходилось перекрашивать. Но во внегласном соревновании на лучшую роспись своей хаты уже недостаточно было просто перекрасить или нарисовать такой же узор - его обязательно нужно сделать еще более красивым, более эксклюзивным...Так, из любви простого народа к прекрасному, возник этот отдельный по методике исполнения и по истории развития вид изобразительного искусства Петриковская РОСПИСЬ. Прошло немало лет с тех пор, как была раскрашена первая казацкая хата поселения славного казака Петрика, посеяны первые семена нового народного искусства. Считается, что именно от него произошло название - Петриковка, где впоследсвии была зарождена и взрощена знаменитая петриковская роспись.

Мне в детстве посчастливилось побывать в Петриковке (Днепропетровская область, Украина), в центе народного искусства "Петриковка". Раньше там существовал целый завод по производству предметов интерьера, посуды, сувениров, но, увы, государству он был особо не нужен и соответственно закрыт. До сих пор искусство росписи держится за счет художников-энтузиастов из деревни, которые организовали там музей и продают свою продукцию. 

У петриковской росписи очень интересная техника: чтобы получить такой красивый переход кисточка полностью макается в один цвет, а кончик в другой, плавными движениями вырисовываются лепестки цветка. Лично пробовала так рисовать, жалко не нашла фотографию моего рисунка, очень неплохо получилось:)

Я считаю, что петриковская роспись все равно является частью русской культуры, раньше же это была одна страна, одно культурное пространство.

Оставьте свой голос:

www.spletnik.ru


Смотрите также