Полукруглый выступ в стене христианских церковных зданий


Апсида — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, ἁψῖδος — свод), абси́да (лат. absis) — примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания, полукруглый, гранёный, прямоугольный или усложнённый в плане, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре. Небольшой пониженный выступ гранёной или полукруглой формы, примыкающий к основному объёму здания и не имеющий внутри себя алтаря, называется апсидиола[1]. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах.

В христианских храмах апсида, как правило, представляет собой алтарный выступ, ориентированный на восток. Вместе с тем назначение апсид может быть и иным, утилитарным или декоративным. Так, собор Петра Митрополита Высоко-Петровского монастыря окружен апсидами со всех сторон. В католических храмах в апсидах могли размещаться капеллы.

Православный храм имеет обычно нечётное число апсид — три или одну. Константинопольские храмы IX—XI веков часто имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в трёхапсидных храмах превращаются из трёх алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис (русский «жертвеник») в северной апсиде и диаконник (или ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.

В западноевропейской архитектуре апсидой может называться аналогичная по форме часть внутреннего помещения храма, содержащая алтарную часть, хотя и не являющаяся внешним выступом.

  • Алтарная апсида в западноевропейском храме

  • Тройная апсида базилики святой Иулии в Бонате-Сотто

  1. Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия: Архитектурный словарь. — Искусство—XXI век, 2011. — С. 22. — 424 с. — ISBN 978-5-98051-087-9.

ru.wikipedia.org

полукруглый выступ 6 букв

АбсидаПолукруглый выступ здания 6 букв
АпсидаПолукруглый выступ здания 6 букв
АпсидаПолукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре) 6 букв
Абсида(апсида) (греческое hapsis, hapsidos — свод), выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом (алтарный выступ) 6 букв
АпсидаВыступ здания 6 букв
АбсидаВыступ здания 6 букв
АпофизВыступ кости 6 букв
АпофизВыступ на кости 6 букв
БровкиВыступ над окном 6 букв
КарнизВыступ над окном 6 букв

wordparts.ru

Устройство храма, его принадлежности и богослужебная утварь

Православный храм делится на три части: притвор, собственно храм (средняя часть) и алтарь.

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от Причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных.

Сам храм предназначался непосредственно для молитвы верных, то есть крещенных и не находящихся под епитимьей христиан.

Алтарь – место священнодействий, важнейшим из которых является Таинство Евхаристии.

Схема алтаря

Алта́рь

Слово алтарь, которым обозначается важнейшее, недоступное мирянам место храма, имеет давнюю историю. Уже в Древней Греции в местах общественных собраний существовало особое возвышение, предназначенное для выступлений ораторов, философов, вынесения приговоров судьями, оглашения царских указов. Называлось оно «би́ма», и означало это слово то же, что и латинское alta ara – возвышенное место, возвышение. Присвоенное важнейшей части храма название показывает, что с самых первых веков христианства алтарь сооружался на возвышенной по отношению к другим частям храма площадке. А символически это означает, что место, обозначаемое словом «алтарь» имеет чрезвычайно высокое духовное значение. В христианском храме – это место сугубого пребывания Царя Славы, Господа Иисуса Христа. Алтари в православных храмах по древней традиции устраиваются с восточной стороны. Алтарное помещение представляет собой абсиду, как бы пристроенную к восточной стене храма. Иногда бывает, что алтарь в храме находится не с восточной стороны, связано это с различными причинами, большей частью историческими.

Хотя православные храмы строятся алтарем на восток, в ту сторону, где восходит солнце – поклонение оказывается не тварному астрономическому началу, а Самому Христу, Которому в церковных молитвах усваиваются такие имена, как «Солнце Правды», «Восток свыше», «Восток имя Ему». Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами. Существуют и двухэтажные храмы, на каждом этаже которых может быть по несколько приделов.

В алтаре находятся Престо́л, на котором совершается Таинство Евхаристии и же́ртвенник, на котором происходит приготовление хлеба и вина для этого Таинства (проскоми́дия). За Престолом расположено Го́рнее место. Кроме того, принадлежностью алтаря является сосудохрани́лище и ри́зница, где до и после Литургии находятся священные сосуды, используемые для совершения Таинства и богослужебные облачения священнослужителей. Названия Престол и жертвенник достаточно поздние, поэтому в богослужебных книгах в соответствии с древней традицией жертвенник называется предложением, а Престол носит также название Трапезы, так как на нем находятся и с него преподаются духовенству и верующим Тело и Кровь Христовы.

Престол

Престол представляет собой деревянный (иногда мраморный или металлический) стол, утвержденный на четырех «столпах» (т. е. ножках, высота которых – 98 сантиметров, а со столешницей – 1 метр). Он расположен напротив Царских врат (ворот, расположенных в центре иконостаса) и является самым святым местом храма, местом где Христос действительно особым образом присутствует в Святых Дарах.

Престол

Неотъемлемыми принадлежностями Престола являются следующие священные предметы:

Катаса́рка (греч. припло́тие) – особо освященная белая нижняя одежда, это слово в переводе на славянский означает срачи́ца (нижняя рубашка). Ей покрывается весь Престол до основания, что символизирует Плащаницу, в которую было обернуто тело Христа при положении Его во Гроб.

Ве́рвие – веревка длиной около 40 метров, которой во время освящения храма опоясывается Престол. В зависимости от того, кто освящает храм, форма опоясывания Престола разная: если епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; если же храм освящается по благословению епископа священником – вервие образует как бы пояс в верхней части Престола. Символизирует вервие путы, которыми был связан Спаситель, и Божественную силу, которая держит собой всю вселенную.

Инди́тия (букв, перевод с греч. верхняя, нарядная одежда) – символизирует собой одеяние царственной Славы Христа Спасителя как Сына Божия, которая была присуща ему еще до Творения мира. Эта Небесная Слава не была очевидна окружающим Воплотившегося Бога людям. Лишь Преображение Христа на горе Фавор приоткрывает ближайшим Его ученикам суть этой царственной Славы.

Первоначально Престол покрывается и срачицей, и индитией во время освящения храма. Причем архиерей, освящающий храм, до покрытия престола индитией облачен в белую одежду (срачицу), символизирующую погребальную Плащаницу, в которую было обернуто тело Спасителя при Его захоронении. Когда же Престол покрывают индитией, тогда с архиерея снимается погребальная одежда, и он предстает в блеске архиерейских облачений, изображающих одежды Небесного Царя.

При освящении Престола в алтаре имеют право присутствовать одни священнослужители. Тогда же из алтаря удаляются и все предметы, которые могут переноситься с места на место: иконы, сосуды, кадила, стулья. Факт удаления того, что подвержено движению и изменению подчеркивает, что неподвижно утверждаемый Престол есть знамение Нерушимого Бога, от Которого всё получает свое бытие. Поэтому после того, как освящен неподвижный Престол, все удаленные священные предметы и вещи вновь вносятся в алтарь.

Если храм освящается архиереем, то под Престол на специальный столбе́ц укрепляется ящичек с мощами святых мучеников, которые переносятся из другого храма с особой торжественностью. Этот перенос совершается в знак преемственной передачи благодати Божией от существовавшего прежде ко вновь открываемому храму. Престол перед покрытием его срачицей и индитией в местах соединения столпо́в (ножек) с верхней доской, называемой трапезой, заливается воскомасти́хом – расплавленной смесью воска, мастики, толченого порошка мрамора, смирны, алоэ и ладана.

Деревянные Престолы иногда имеют боковые стенки, украшенные окладами с изображением священных событий и надписями. В таком случае сами оклады как бы заменяют собой срачицу и индитию. Но при всех видах устройства Престол сохраняет четырехугольную форму и свои символические значения.

Святость Престола такова, что прикасаться к нему и к предметам, на нем находящимся, разрешается только епископам, священникам и диаконам. Пространство от Царских врат алтаря до Престола священнослужителям позволено пересекать лишь по мере богослужебной необходимости. В те моменты богослужения, когда такой необходимости нет, Престол обходят с восточной стороны, мимо Горнего места. Престол для храма – то же, что Церковь для мира. Он символизирует собой в разные моменты службы и Христа Спасителя, и Гроб Господень, и Престол Святой Троицы. Такая многозначность священных предметов в алтаре определяется множественностью событий Библейской истории, в которой проявление Божия вездесущия естественно и постоянно.

На святом Престоле кроме срачицы, невидимой под верхней индитией, находится несколько священных предметов: антими́нс, Ева́нгелие, один или несколько напресто́льных крестов, дарохрани́тельннца и пелена́, покрывающая все предметы на Престоле, когда богослужения не совершаются.

Антими́нс (греч. анти» – вместо и "миссион« – стол, то есть вместопрестолье) представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во Гроб Господа Иисуса Христа. Кроме этого на антиминсе изображены орудия казни Христа, а по углам четыре евангелиста с их символами – тельцом, львом, человеком и орлом. На плате епископом, его освятившим, в обязательном порядке ставится надпись, сообщающая где, для какой церкви и кем он освящен. Ниже ставится подпись епископа.

Антиминс

В антиминс завернута губка для собирания мелких частиц Святых Даров и вынутых из просфор частиц. После причащения мирян антиминсной губкой счищают с дискоса в Чашу все те частицы из просфор, которые находились на нем с начала Литургии. Эта губка постоянно находится в антиминсе.

Используется она также для отирания рук и губ священнослужителей после Причастия. Она является образом напоенной уксусом губки, которую римские воины подносили на копье к устам Распятого на Кресте Спасителя. В середину антиминса, ближе к его верхнему краю, полагаются залитые воскомастихом мощи в мешочке. Антиминсы помазуются Святым Миром и являются обязательной и неотъемлемой частью Престола, без которого нельзя служить Литургию и совершать Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Если во время Божественной литургии начнется пожар или иное стихийное бедствие не позволит закончить службу в храме, священник согласно Уставу должен вынести Святые Дары вместе с антиминсом, развернуть его в удобном месте и обязательно докончить на нем священнодействие. Это указание Устава, а также освящение антиминса одновременно с Престолом уравнивает их значение.

Необходимость дублирования Престола антиминсом возникла в годы жестоких гонений, когда священники, переходившие с места на место, тайно совершали Евхаристию в домах, служивших первым христианам храмами. Когда христианство в Римской империи стало государственной религией, Церковь не стала отказываться от сложившейся практики. Еще одной причиной для этого дублирования стало наличие в епархиях отдаленных храмов, которые епископ по тем или иным причинам не мог освятить лично. А поскольку по канонам сделать это мог только он, то выходили из ситуации следующим образом: епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в храм, а освящение здания производилось местным священником малым чином. Кроме того, византийские императоры и военачальники имели при себе священников, которые в военных походах совершали для них Таинство Евхаристии на антиминсе.

Антиминс по ходу Литургии разворачивается только в строго определенные моменты, в остальное же время находится в свернутом состоянии в особом плате, который называется илито́ном.

Илито́н (греч. обертка, повязка) – шелковый или льняной плат без изображений и надписей, в который завернут антиминс во все время, кроме Литургии верных, когда он открывается для совершения Таинства претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Илитон является образом той головной погребальной повязки (сударя́), которую увидели апостолы Петр и Иоанн в Гробе Христа после Его Воскресения (см.: Ин. 20; 7).

Напресто́льное Ева́нгелие символизирует собой Господа Иисуса Христа, поскольку в евангельских словах Он Сам таинственно присутствует Своею благодатью. Евангелие кладут поверх антиминса на середине Престола. Это показывает всем верующим постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напрестольное Евангелие с древних времен украшалось золотыми или серебряными с позолотой накладками или такими же окла́дами. На накладках и окладах с лицевой стороны по углам изображались четыре евангелиста, а в середине изображалось или Распятие Христово с предстоящими (т. е. со стоящими у Креста), или образ Христа Вседержителя на троне. В XVIII-XIX веках на окладах напрестольных Евангелий стали изображать образ Воскресения Христова. На обратной стороне Евангелий изображаются или Распятие, или Крест, или Пресвятая Троица, или Божия Матерь.

Напрестольное Евангелие

Напресто́льный Крест вместе с антиминсом и Евангелием является третьей обязательной принадлежностью святого Престола и имеет также богослужебное употребление: им при отпусте Литургии осеняется верующий народ; им освящается вода на Богоявление и во время водосвятных молебнов; после отпуста к нему прикладываются верующие. По вере Церкви в образе таинственно присутствует то самое, что он изображает. Образ Креста так глубок, что все, содержащееся в словах Евангелия, особенным образом присутствует и в нем. При совершении всех Таинств церковных и многих обрядов рядом на аналое или столе обязательно должны быть Евангелие и Крест с Распятием.

Напрестольный крест

На Престоле обычно кладется несколько Евангелией и Крестов. Кроме тех, что используются по ходу богослужения, на Престоле как на особо святом месте находятся малые, или требные Евангелия и Кресты. Их употребляют при совершении Таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, то есть по мере необходимости, они уносятся с Престола и вновь кладутся на него.

Дарохранительница

Помимо антиминса, Евангелия и Креста, составляющих неотъемлемую принадлежность Престола, на нем находится дарохрани́тельница, предназначенная для хранения Святых Даров.

Дарохрани́тельница – особый сосуд, изготовленный обычно из не окисляющегося, вызолоченного металла, имеющий вид храма или часовни, с небольшой гробницей. Внутри дарохранительницы в особом ящичке кладутся приготовленные для длительного хранения частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Эти частицы употребляются для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает собой Гроб Христов, в котором покоилось Его Тело, или Церковь, как постоянно питающую православных Телом и Кровью Господней.

Дароно́сица – небольшой ковчежец, устраиваемый чаще всего в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху. Внутри дароносицы находятся:

1Ящичек для положения частиц Тела, пропитанного Кровью Христовой.

2Ковшик (маленькая чаша).

3.  Лжи́ца (серебряная ложка, используемая для Причащения).

4. Иногда в дароносице есть сосуд для вина.

Дароносица

Дароно́сицы служат для перенесения Святых Даров и причащения больных и умирающих людей. Тот факт, что внутри дароносицы находятся частицы Тела и Крови Христовой определил способ ношения этих сосудов священниками. Они носятся исключительно на груди в особых мешочках с лентой, надеваемой на шею. Сами дароносицы делаются обычно с ушками по бокам для тесемки или шнура.

Сосуд со Святым Миром (благовонный состав из множества веществ: елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.) также часто находится на главном Престоле. Только в том случае, если в храме несколько приделов, дароносицы и сосуды с Миром полагаются обычно на одном из боковых Престолов. По традиции Святое Миро приготовляется и освящается Патриархом раз в несколько лет и используется для совершения Таинства Миропомазания, а также для освящения антиминсов и Престолов храмов. В древности в Византии и России Святым Миром также помазывали на царство православных государей.

Сосуд для Святого Мира

Кроме того, на Престоле под Крестом должен обязательно находиться плат для отирания губ священника и края Потира после Причастия. В некоторых больших храмах сохранилась так называемая сень, или киво́рий. Символически она означает небо, раскинувшееся над землей, на которой совершился Искупительный Подвиг Христа Спасителя. Престол представляет собой земную область бытия, а киво́рий – область бытия небесного. Внутри сени из ее центра к Престолу как бы опускается фигурка голубя, являющаяся символом Святого Духа. В древности иногда в эту фигурку клались для хранения запасные (то есть специально заготавливаемые для причащения больных и для других случаев) Дары. Сень обычно укреплялась на четырех столпах реже – подвешивалась к потолку алтаря. Поскольку в кивориям устраивались завесы, закрывающие Престол со всех сторон, то функционально они были близки к современной пелене – покрову, которым накрываются все священные предметы на Престоле по окончании богослужений. В древности в тех храмах, в которых не было сени, эта пелена ее как бы заменяла. Покров знаменует собою покрывало тайны, которая большую часть времени скрывает от глаз непосвященных действия и тайны Божьей Премудрости.

Сень (киворий) над Престолом

Иногда Престол окружен со всех сторон ступенями (от одной до трех), символизирующих его духовную высоту.

Же́ртвенник

В северо-восточной части алтаря, слева от Престола (если смотреть из храма), у стены находится жертвенник. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен Престолу (это не касается священных предметов, на нем помещаемым). В первую очередь это относится к размерам жертвенника, которые бывают или одинаковы с размерами Престола или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте Престола. Все те одежды, которые присутствуют на Престоле есть и на жертвеннике: срачица, индития, покрывало. Название жертвенник это место алтаря получило оттого, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для совершения Таинства Бескровной Жертвы.

Жертвенник

В приходских храмах, где нет сосудохранилища, на жертвеннике постоянно находятся богослужебные священные сосуды, покрываемые пеленами. На жертвеннике обязательно ставится лампада и Крест с Распятием, иногда они совмещаются в одном предмете. В храмах, где существуют несколько приделов (т. е. храмов, пристроенных к главному храму и составляющих с ним единое целое) есть соответственно их количеству несколько Престолов и жертвенников.

Жертвенник имеет меньшее, чем Престол значение, поэтому во время освящения храма, он в отличии от Престола, только окропляется святой водой. Однако поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник является священным местом, к которому не позволено прикасаться никому, кроме священнослужителей. Очередность каждения в алтаре следующая: сначала Престолу, затем Горнему месту и только после этого жертвеннику. Но когда на жертвеннике стоят приготовленные на проскомидии для последующего священнодействия хлеб и вино, то после каждения Престола кадится жертвенник, а затем Горнее место. Возле жертвенника обычно ставится стол для просфор, поданных верующими, и записок для поминания о здравии и о упокоении.

Жертвеннику усваиваются множество символических значений, причем каждое из последующих «сменяет» предыдущее в определенный момент службы. Так на проскомидии жертвенник символизирует пещеру и те ясли, где находился новорожденный Христос. Но поскольку уже в Своем Рождестве Господь приготовлялся к крестным страданиям, то жертвенник знаменует собой и Голгофу, место крестного подвига Спасителя. А когда в конце Литургии Святые Дары переносятся с Престола на жертвенник, то он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Господь Иисус Христос после Своего Воскресения. Многозначность в символике – одно из интересных явлений совокупности духовных значений одного и того же священного предмета.

Го́рнее место

Го́рнее ( слав, возвышенное) место – это место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против Престола, где на некотором возвышении сооружается кресло (трон) для архиерея, символизирующее Небесный Престол, на котором незримо присутствует Господь, а по его сторонам, но ниже устраиваются скамьи или сидения для священников. В древности оно имело название «сопрестолие ".

Горнее место

Когда во время архиерейских богослужений епископ сидит на троне, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам (это бывает, в частности, при чтении Апостола за Литургией), то в этих случаях епископ изображает собой Христа Вседержителя, а духовенство – апостолов. Горнее место во всякое время является обозначением таинственного присутствия Небесного Царя Славы.

Архиерейский трон

В большинстве приходских храмов Горнее место не оформлено возвышением и седалище для епископа отсутствует. В таких случаях там обычно ставится лишь высокий подсвечник с лампадой, который епископ при освящении храма должен возжечь своей рукой и водрузить на Горнем месте. Во время богослужений на этом подсвечнике должна гореть лампада и (или) свеча. Кроме архиереев и священников, никто, даже диаконы, не имеет права сидеть на скамьях Горнего места. Священнослужители, совершающие во время богослужения каждение, обязательно кадят Горнее место, все присутствующие в алтаре, проходя через него, обязательно кланяются, осеняя себя крестным знамением.

Семисвечник

Вплотную к Престолу, с его восточной (дальней, если смотреть из храма, стороны) обычно помещается семисвечник, представляющий собой разделенный на семь ответвлений светильник, на котором находятся семь лампад, зажигаемых при богослужении. Символизируют эти лампады семь Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семь Таинств Православной Церкви.

Выносная (запрестольная) икона Божьей Матери

Справа от Престола располагается сосудохрани́лище, где хранятся в небогослужебное время священные сосуды (т. е. Потир, дискос, звездица и др.) и ри́зница (или по-другому – диа́конник), в которой находятся облачения духовенства. Справа от Престола для удобства священнослужителей имеется стол, на который полагаются ризы, приготовленные для богослужения. Вообще, в ризнице кроме богослужебных одежд хранятся богослужебные книги, ладан, свечи, вино и просфоры для ближайшей службы и другие предметы, необходимые для богослужений и различных треб. По причине большого разнообразия и различия вещей, хранящихся в ризнице, она редко бывает сосредоточена в одном определенном месте. Священные ризы обычно хранятся в особых шкафах, книги – на полках, другие предметы – в ящиках столов и тумбочек.

Выносной (запрестольный) Крест

С северной и южной сторон Престола у семисвечника, принято ставить выносную икону Божией Матери (с северной стороны) и Крест с образом Распятия Христова (так называемый запресто́льный – с южной) на

azbyka.ru

Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре), 6 букв, сканворд

Слово из 6 букв, первая буква - «А», вторая буква - «П», третья буква - «С», четвертая буква - «И», пятая буква - «Д», шестая буква - «А», слово на букву «А», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Держится подружка За моё за ушко, Стежкою одною Век бежит за мною. Показать ответ>>

Держусь я только на ходу, А если стану — упаду. Показать ответ>>

Десять братьев весь груз несут. Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • (абсида) выступ здания, перекрытый полукуполом или сводом
  • (абсида) Полукруглая выступающая часть здания
  • (абсида) примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы
  • Абсида
  • Алтарный выступ в храме
  • астроном. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей
  • Выступ здания
  • Выступ здания (обычно храма), перекрытый полукуполом или сводом
  • Выступ здания, перекрытый сомкнутым полусводом
  • Полукругл.(многоугольн)часть здания с собств. перекрытием
  • Полукруглая (многоугольная) часть здания с собственным перекрытием
  • полукруглая выступающая часть здания
  • Полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, имеющая собственное перекрытие
  • Полукруглая, многоугольная выступающая часть здания
  • Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре)

Случайная загадка:

Его дом под землёй — Потолки низки, И висит над головой Репа и редиска. Кто без света живёт? Догадались? Это — ...

Показать ответ>>

Случайный анекдот:

Утро, 8-30, звонок в Белом Доме.
Путин:
- Господин Буш, примите мои искренние соболезнования в связи со случившейся трагедией национального масштаба и огромными жертвами...
Буш:
- Простите, Владимир Владимировим, Вы о чем?
....пауза....
Путин:
- А-а-а, черт, опять часы спешат...

Ещё анекдоты>>

Знаете ли Вы?

За свою жизнь человек съедает примерно 40 тонн различного продовольствия.

Ещё факты>>

scanword.org

Апсида — Большая советская энциклопедия

Апси́да

Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. апсида — -ы, ж. архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий. [От греч. ’αψίς, ’αψι̃δος — дуга, свод] Малый академический словарь
  2. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. Художественная энциклопедия
  3. АПСИДА — АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ. Большой энциклопедический словарь
  4. апсида — орф. апсида, -ы Орфографический словарь Лопатина
  5. Апсида — Выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Словарь по культурологии
  6. апсида — Апси́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  7. апсида — [лат. absida < гр. свод, арка] – 1) архит. полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, обычно перекрытая полукуполом; 2) астр. Большой словарь иностранных слов
  8. апсида — Апсида, апсиды, апсиды, апсид, апсиде, апсидам, апсиду, апсиды, апсидой, апсидою, апсидами, апсиде, апсидах Грамматический словарь Зализняка
  9. апсида — АПСИДА астроном. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля
  10. апсида — АПСИДА -ы; ж. [от греч. hapsis (hapsidos) — дуга, свод]. Архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий (обычно в алтарной части храма). Толковый словарь Кузнецова
  11. Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. Архитектурный словарь
  12. апсида — апсида I ж. Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре). II ж. Наиболее близкая или наиболее отдаленная точка орбиты одного светила относительно другого. Толковый словарь Ефремовой
  13. Апсида — (Apsis, absis) — так называлась в церковной архитектуре ранней эпохи Средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатая ниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельную архитектурную часть под особой крышей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. апсида — сущ., кол-во синонимов: 3 абсида 1 выступ 61 точка 100 Словарь синонимов русского языка

gufo.me

Апсида — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

(Apsis, absis) — так называлась в церковной архитектуре ранней эпохи Средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатая ниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельную архитектурную часть под особой крышей. Соответственно этой главной апсиде в немецко-романских церквах почти всегда находятся малые боковые А. на восточной стороне креста. В создании А. христианское искусство придерживалось образцов античной языческой базилики, в которой точно так же ниша трибунала с ее полусферическим куполом составляла окончание корабля (см. Базилика). В средневековой латыни слово apsis заменялось иногда словом конха (concha) — раковина, потому что свод напоминал собою раковину.

Источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Большая советская энциклопедия
  2. апсида — -ы, ж. архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий. [От греч. ’αψίς, ’αψι̃δος — дуга, свод] Малый академический словарь
  3. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. Художественная энциклопедия
  4. АПСИДА — АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ. Большой энциклопедический словарь
  5. апсида — орф. апсида, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. Апсида — Выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Словарь по культурологии
  7. апсида — Апси́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. апсида — [лат. absida < гр. свод, арка] – 1) архит. полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, обычно перекрытая полукуполом; 2) астр. Большой словарь иностранных слов
  9. апсида — Апсида, апсиды, апсиды, апсид, апсиде, апсидам, апсиду, апсиды, апсидой, апсидою, апсидами, апсиде, апсидах Грамматический словарь Зализняка
  10. апсида — АПСИДА астроном. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля
  11. апсида — АПСИДА -ы; ж. [от греч. hapsis (hapsidos) — дуга, свод]. Архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий (обычно в алтарной части храма). Толковый словарь Кузнецова
  12. Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод) выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. Архитектурный словарь
  13. апсида — апсида I ж. Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре). II ж. Наиболее близкая или наиболее отдаленная точка орбиты одного светила относительно другого. Толковый словарь Ефремовой
  14. апсида — сущ., кол-во синонимов: 3 абсида 1 выступ 61 точка 100 Словарь синонимов русского языка

gufo.me

выступ здания - это... Что такое выступ здания?


выступ здания

çıkma, bindirme, cumba, bakıncak, şahniş penceresi

Турецко-русский словарь и русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре. В.И. Макаров. 2005.

  • выступ
  • выступ крыши

Смотреть что такое "выступ здания" в других словарях:

  • ВЫСТУП — ВЫСТУП, выступа, муж. Выдающаяся вперед, выступающая часть чего нибудь (здания, горы, берега). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • История здания Государственного академического Большого театра России — Датой основания Большого театра принято считать 28 марта (17 марта по ст. ст.) 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение содержать ...театральные всякого рода представления . Урусовым… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Апсида — абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод)    выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах… …   Архитектурный словарь

  • апсида — ы; ж. [от греч. hapsis (hapsidos) дуга, свод]. Архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий (обычно в алтарной части храма). * * * апсида абсида (от греч. hapsís, род. п. hapsídos  свод), выступ здания,… …   Энциклопедический словарь

  • Апсида —         абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. В… …   Художественная энциклопедия

  • АПСИДА — (от греч. hapsis свод) полукруглый, прямоугольный или граненый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом, символизирующими небесный свод. Купола в буддизме, исламе и христианских храмах означают купол неба, который над… …   Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

  • Аничковский дворец — (Аничковский собственный Его Императорского Величества дворец) в С. Петербурге. Сооружен императрицею Елисаветою Петровною на месте бывшего полкового двора Преображенского полка. Вступив на престол, императрица Елисавета Петровна на месте… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии — Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии самый большой католический храм России. Один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского (кроме двух храмов в Москве существует также католическая… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • АПСИДА — (абсида) (от греческого hapsis, родительный падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Появилось в христианских базиликах; в христианских храмах алтарный… …   Современная энциклопедия

  • АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида алтарный… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Апсида —         абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А.… …   Большая советская энциклопедия

building_ru_tr.academic.ru

Апсида — Архитектурный словарь

абсида

(от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод)

выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток.

* * *

Примыкающий к основному объему здания пониженный выступ полукруглой, граненой либо сложной формы в плане; этим термином почти всегда обозначаются лишь алтарные объемы.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

* * *

выступ здания, как правило, полукруглый в плане, перекрытый полукуполом или полусводом. В христианском зодчестве — алтарный выступ, ориентированный на восток.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

* * *

объемный элемент здания — полукруглый в плане выступ, перекрытый КОНХОЙ или сомкнутым полусводом. Абсида обычно устраивалась на восточной стороне для размещения алтаря. Трехнефный храм имел и три абсиды. ГОТИКА претворила абсиду в полигональный выступ. Изнутри здания абсиде соответствует аналогичная по форме часть внутреннего пространства, носящая то же наименование. Абсиды появились в архитектуре Древнего Рима, но особое распространение они получили в церковных зданиях, став специфической формой культовых сооружений.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Источник: Архитектурный словарь на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Впервые А. появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах А. — алтарный выступ, ориентированный обычно на восток. Большая советская энциклопедия
  2. апсида — -ы, ж. архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий. [От греч. ’αψίς, ’αψι̃δος — дуга, свод] Малый академический словарь
  3. Апсида — Абсида (от греч. hapsis, род. падеж hapsidos — свод), выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апcиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах. Художественная энциклопедия
  4. АПСИДА — АПСИДА — абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos — свод) — выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида — алтарный выступ. Большой энциклопедический словарь
  5. апсида — орф. апсида, -ы Орфографический словарь Лопатина
  6. Апсида — Выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. В христианских храмах – алтарный выступ. Словарь по культурологии
  7. апсида — Апси́д/а. Морфемно-орфографический словарь
  8. апсида — [лат. absida < гр. свод, арка] – 1) архит. полукруглая, иногда многоугольная, выступающая часть здания, обычно перекрытая полукуполом; 2) астр. Большой словарь иностранных слов
  9. апсида — Апсида, апсиды, апсиды, апсид, апсиде, апсидам, апсиду, апсиды, апсидой, апсидою, апсидами, апсиде, апсидах Грамматический словарь Зализняка
  10. апсида — АПСИДА астроном. две конечные точки орбиты, большой оси пути планеты: точки ближайшего и дальнейшего расстояния ее от солнца; первая перигелий, вторая афелий, а в лунном пути перигей и апогей. Толковый словарь Даля
  11. апсида — АПСИДА -ы; ж. [от греч. hapsis (hapsidos) — дуга, свод]. Архит. Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий (обычно в алтарной части храма). Толковый словарь Кузнецова
  12. апсида — апсида I ж. Полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания (обычно алтарной части храма), имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода (в архитектуре). II ж. Наиболее близкая или наиболее отдаленная точка орбиты одного светила относительно другого. Толковый словарь Ефремовой
  13. Апсида — (Apsis, absis) — так называлась в церковной архитектуре ранней эпохи Средних веков полукруглая, иногда многоугольная и всегда сводчатая ниша алтаря, составляющая в алтарях церквей романского стиля отдельную архитектурную часть под особой крышей. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  14. апсида — сущ., кол-во синонимов: 3 абсида 1 выступ 61 точка 100 Словарь синонимов русского языка

gufo.me

Что есть что в церкви? Архитектурно-историческая шпаргалка, страница-6

  1. Как выглядели первые храмы?
  2. Как появились церкви на Руси?
  3. Храм или собор? Часовня или церковь?
  4. Как устроен храм?
  5. Из чего будем строить?
  6. Что есть что на здании церкви?
  7. Купол в пол неба!
  8. По ком звонит колокол?
  9. Как читать символы на фасаде храма?
  10. Храм внутри
  11. Как читать росписи храма?
  12. Как читать иконостас?
  13. Что такое алтарь?
  14. В честь кого освящен храм?

Что есть что на здании церкви?

Портал, гульбище, луковицы, закомары… Все это архитектурные элементы, имеющие в культовых зданиях определенное значение. Давайте разбираться.

Апсида (от греческого «свод», «арка») — выступ, в котором размещается алтарь, будто пристроенный к храму. Чаще всего апсиды имеют полукруглую форму, но встречается и многоугольные выступы. Например, апсида на одной из церквей Донского монастыря имеет форму шестиугольника.

Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек. Символизирует победоносное восшествие Христа на Небеса. Часто аркатурный пояс сопровождает ширинка — декоративная прямоугольная впадина в стене.

Барабан — округлая или многогранная верхняя часть храма, покрытая куполом. Барабан завершается крестом и может быть как прорезан оконными проемами (световой барабан), так и не содержать окон (глухой барабан). Весь купол с барабаном и крестом называют главой. В большинстве случаев главы церковных зданий имеют форму луковицы с яблоком. Нередко главы покрывают лемехом — деревянной черепицей.

Закомара — полукруглое или килевидное завершение части наружной стены, повторяющее очертания расположенного за ней свода.

Куб — основной объем храма. По Библии, куб символизирует новую землю, а купол — Небеса, поэтому сочетание кубического объема храмового здания и полукруглого купола в христианской архитектуре обозначает единство неба и земли. При этом внутренний объем может быть разделен на несколько нефов (от латинского «navis» — «корабль») — вытянутых частей, ограниченных с продольной стороны рядом колонн или столбов.

Наличники — накладные фигурные или резные планки, украшающие оконный или дверной проем.

Паперть — крыльцо перед входом в храм, поднятое по отношению к уровню земли. Таким образом ступени паперти символизируют духовное возвышение. Обычно паперть ведет к портику — галерее на колоннах или столбах перед входом в здание. Также иногда церкви окружают галереи-«гульбища» — арочные террасы вдоль стен храма.

Пилястра — конструктивный или декоративный вертикальный выступ на поверхности стены, условно изображающий колонну. Верхнюю часть пилястры обычно называют капителью.

Подклет — нижний, как правило нежилой, этаж здания. Подклет служил для разных целей. Например, в подклете Благовещенского собора Московского Кремля хранилась государственная казна. Кроме того, когда под полом находится воздушное пространство, верхнее помещение становится теплее.

Поребрик — полоса в форме пилы из кирпичей, поставленных под углом к поверхности фасада. В отличие от пояска (горизонтальной полосы, защищающей стены от воды), поребрик имеет только декоративное значение.

Портал — архитектурно оформленный вход в здание. Геометрические, растительные и животные узоры портала символизируют Райский сад. Нередко в верхней части арки входа делают горизонтальную перемычку с тимпаном (от латинского «барабан») над ней. Так как это место привлекает к себе особенное внимание, его украшают скульптурой или фресковой живописью.

Трапезная — невысокая пристройка с западной стороны церкви для проповедей, общественных собраний и приема пищи.

Фронтон — завершение фасада здания, портика, колоннады, огражденное скатами крыши и карнизом у основания. А многоярусные храмовые здания обычно венчает шатер — высокое пирамидальное покрытие. Также можно услышать, что храм построен «восьмерик на четверике». Это значит, что четырехугольный куб храма венчает восьмигранный ярус.

Московские монастыри и церкви Страница 6 из 14«‹2345678910›»

liveinmsk.ru

Предложения со словосочетанием АЛТАРНАЯ АПСИДА

Существовали две исходные, восходящие к позднеантичной архитектуре, формы алтарных апсид: полукруглая, выступающая наружу, и полукруглая изнутри, не выступающая наружу. Интерьер часовни украшал иконостас, алтарная апсида была ориентирована на север. Фасады завершались закомарами, с востока он имел семь алтарных апсид, так что казалось, что храм семинефный, что не соответствовало внутреннему пространству. Нефы на востоке заканчивались тремя алтарными апсидами полуциркульной формы с двумя узкими окнами в центральной апсиде и с одним окном в боковых. Алтарная апсида имеет обход, что позволило разместить иконостас полукругом вдоль её стенки.

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: приговорить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Положительное

Отрицательное

От подкупольного пространства в центре храма на четыре стороны раскрываются ветви пространственного креста (одна из них завершается алтарной апсидой), их полуцилиндрические своды обычно выше угловых частей здания, но, естественно, ниже купола, теперь обязательно приподнятого на цилиндрическом барабане. Между алтарной апсидой и куполом может быть, хотя и не обязательно, дополнительное членение — удлинённая вима. Живопись верхнего регистра (от конхи алтарной апсиды и выше) более крупномасштабна, в отличие от росписей сводов рукавов креста, а также стен и столпов (то есть среднего и нижнего регистров). Если три алтарные апсиды и прямоугольные алтарные помещения перед ними прибавлены к основной части и представляют собой только дополнительные элементы, то это — сложная крестовокупольная церковь. Впрочем, есть ещё одна главка внизу — она продолжает восточную грань шатра вниз и стоит над алтарной апсидой, приставленной к восточному прирубу (илл. Традиционные алтарные апсиды отсутствуют, вместо них плоский восточный фасад завершается треугольным фронтоном, подобным тем, что установлены над коринфскими портиками северного и южного фасадов. Из кирпича выложены своды, барабаны, восточная стена над алтарными апсидами, скрытые алтарной преградой восточные квадратные столпы. Его отличает и особая монолитность: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Пятинефный готический собор построен в форме базилики с полукруглой алтарной апсидой и тремя необычными завершениями крыши в виде шестигранных конусов с вогнутыми сторонами. Алтарная апсида освещена высокими стрельчатыми окнами с витражами. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. За алтарной апсидой крутой обрыв склона, поросший прошлогодней травой, деревья поднялись к моим ногам густыми корешками крон, соседний дом равняется с моими ботинками чёрной крышей с крестами антенн.

kartaslov.ru


Смотрите также