Роспись стен в храмах


Роспись стен храма и церкви

Внутреннее убранство храма не должно выглядеть «как Библия для неграмотных» по выражению Григория Богослова.

Каждый храм должен иметь свое лицо, при этом соблюдая законы канонической росписи.

Каждый отдельный элемент росписи храма - есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Чтобы создать роспись стен в храме, художник должен сочетаться с богословом. Например, иеромонах и живописец Дионисий в своем трактате «Ерминия или Наставление в живописном искусстве», дает первый совет для художника-иконописца:

«Желающий научиться живописи пусть полагает первое начало и несколько времени упражняется в черчении и рисовании без всяких размеров, пока навыкнет. Потом пусть совершится моление о нем Господу Иисусу Христу пред иконою Одигитрии.»

Далее приводится текст молитвы, которую надо прочитать новичку, дерзнувшему вступить на путь художника по росписи стен храма.

Сотворив молитву, можно приступать к делу

  1. Роспись храма начинается от купола и барабана храма сверху вниз, спускаясь к основному объему церковного четверика.
  2. Затем начинается роспись алтаря храма, на хорах и под хорами.
  3. Расписывается притвор храма, вход, и нижние многофигурные композиции в четверике.
  4. Наконец, пишутся орнаменты в самом низу храма.

Начиная работу с купола храма, художник словно показывает своей работой, что есть главное в Божием храме, постепенно спускаясь в процессе работы до нижнего, наземного уровня высотой в человеческий рост.

Для ответственной работы в намоленном месте нужна бригада хорошо сработавшихся художников.

Материалы для художественных работ могут сочетать несколько типов краски, в зависимости от композиции. Например, для фигурных композиций можно применять одни краски, для орнаментов другие.

Подойдут силикатные, масляные краски, художественный акрил.

Вновь обратимся к труду иеромонаха Дионисия:

«Какие краски употребляются для стенной живописи и какие не употребляются

Иконные белила, ярь от меди, голубая краска (лахури), лак и арсеник не употребляются для стенной живописи, а прочие краски все употребляются. Однако о киновари надобно знать тебе, что если расписываешь наружную часть храма на таком месте, где дует ветер, то не клади ее, потому что она чернеет, а замени светло-коричневою краскою. Если же расписываешь внутренность храма, то прибавь к киновари немного стенных белил и константинопольской охры, и она не почернеет.»

Основные этапы в работе по росписи стен храма:

Разметка под роспись храма

  • Оштукатуривание, грунтовка и покраска стен;
  • расчерчивание стены, калькирование;
  • выполнение линейных рисунков на стене;

Изображение основных архитектурных элементов

  • Прорисовка филенок, фонов;
  • изготовление бумажных трафаретов для рисования орнаментов;
  • выполнение росписи кистью, доработка.

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов

  • Прорисовка фонов под орнаментами и изображениями;
  • фигурные композиции святых в декоративном оформлении;
  • применение золотой краски (например, матовой краски Keim Soldalit).

Роспись под площадкой хоров

Архитектурные элементы, орнаменты наносятся с помощью кальки и трафаретов. Применяются трафареты для шрифтов на старославянском языке.

Роспись алтаря

Строго по канону расписываются восточные стены алтаря, апсиды. В центральной части образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего двенадцать апостолов.

В большом храме может быть несколько алтарей и престолов. Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками, для достижения естественных цветов и оттенков.

Примеры росписи стен в православных храмах

Благовещенский собор (Московский Кремль)

Благовещенский собор Московского Кремля невелик по размерам, ведь он предназначался лишь для Великокняжеской семьи.

Собор был сооружен в 1489 году мастерами из Пскова.

Икона Богородицы из Деисусного чина, при входе в собор со стороны западной галереи, словно приглашает войти в церковь.

Уникальные сохранившиеся росписи, сделанные сыном Дионисием, художником Феодосием, с братиею. Средневековая артель, безымянная братия, сотворила для нас уникальную роспись, на которой лики выглядят словно живые.

Художники тех давних лет были обязаны сами изготавливать краску для росписи.

Вернемся к монументальной, настенной росписи Благовещенского собора. Трижды он украшался фресками в процессе переустройства.

Роспись собора называют многословной, состоящей из циклов. Каждый цикл состоит из подробных сюжетов, которые усложняются добавлением эпизодов и персонажей. Роспись стен Благовещенского собора Кремля сохранилась со времен Иоанна Грозного. Есть уникальные персонажи, которые не принято изображать в православных храмах:

  • Греческие мудрецы Аристотель (со свитком, на котором написано «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»), Гомер, Плутарх, Менандр, Птолемей, Анаксагор. Эллинские мудрецы словно провозвещают рождение Христа.
  • Древнеримские пророчицы Сивиллы.

Собор Святой Софии (Софийский собор), Киев

Сердцевина Софийского заповедника, православный храм XI века в стиле украинского барокко. Храм построен князем Ярославом Мудрым и сохранил уникальные фрагменты стенописи XVII-XVIII вв., больше 3000 м2.

В древности все боковые стены Софийского собора были украшены росписью водяными красками по сырой штукатурке. В XVII веке галереи, башни и хоры были обновлены клеевой краской. Поврежденные фрески были оштукатурены и забелены.

Новые требования эпохи привели к тому, что в XVIII веке были нанесены новые масляные изображения поверх фресок. Спустя век новую масляную живопись расчистили. Сюжеты древних фресок были повторены.

В соборе, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, были проведены реставрационные работы в наши дни. Восстановлены древние фрески, и там, где они были утеряны, оставлена живопись позднего периода.

В Соборе Святой Софии поражает синяя, глубокая лазурь на стенах храма. Как этого добивались художники по росписям храма в древности? Вот что пишет иеромонах Дионисий в труде «Ерминия, или наставление в живописном искусстве»:

«Как лазурью освещать стены.

Положи лазурь на плиту, подбавь к ней немного синели (), называемой хинти (индиго), чтобы лазурь не плесневела на стене, и сколько положил синели, столько же примешивай и стенных белил, сотри все это хорошенько и собери в чашку. Потом сперва прогрунтуй стену белилами, сваренными с льняным маслом, затем покрой черною краскою, и наконец освети лазурью. Отсвет ее делается и на черной умре и на темно-коричневой краске.»

В храме, созданном при Ярославе Мудром, имеется уникальная фреска «Групповой портрет семьи Ярослава Мудрого». На фреске Ярослав держит макет Софийского собора, рядом с князем жена Ярослава и княгиня Ирина. За Ярославом и Ириной в торжественной процессии шли сыновья и дочери. От этой большой композиции сохранились четыре фигуры на южной стене центрального нефа и две на северной.

По легенде, у фигуры Христа, к которому идет княжеская семья, стояли также князь Владимир и княгиня Ольга.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

На берегу реки Костромы, недалеко от ее впадения в Волгу в XV-м веке основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь с каменным Троицким собором с двумя приделами.

Фресковый цикл Троицкого собора покрывают стены, словно ковром. Они расположены в пять ярусов и весь цикл состоит из восьмидесяти одной композиции. Артель иконописцев во главе со знаменитым Гурием Никитиным и Силой Савиным расписала собор за три месяца 1685 года. Эту грандиозную работу сумели сделать 18 человек! В воображении невольно возникают картины необыкновенно самоотверженного труда артели. Написание фресок в Троицком соборе был завершающим аккордом великого мастера.

Гурий Никитин прожил свою жизнь бобылем, был аскетом и подвижником. В писцовой книге XVII века назван и двор иконника бобыля Гурия Никитина, о котором только одна фраза: «Пожитком добре худ», – то есть он был очень бедным человеком.

«Наименьший из живописцев», как в то время скромно себя величали мастера-монументалисты, расписывал стены храмов во многих городах, в том числе и в Московском Кремле: Успенский и Архангельский соборы. В кремле Ростова Великого – Успенскую и Воскресенскую церковь.

Одна из самых известных фресок Ипатьевского монастыря - «Страшный суд» на западной стене Троицкого собора. Когда входишь в храм, застываешь от удивительного зрелища этой монументального произведения. Это одна из самых древних фресок собора и датирована 1654 годом.

Пример иконописца Гурия Никитина ярко показывает какие требования предъявлялись к живописцам, создающим фрески на стенах церквей. Во всякое время художники, работающие в храмах, должны ценить свое призвание.

В наше время, когда появляется все больше храмов, на подобные работы много заказов. Цены зависят от объема работы, сложности образов. Конечно, подвижника и аскета наподобие Гурия Никитина сегодня не сыскать, но добротного художника встретить вполне возможно.

На момент написания статьи такие расценки:

- от 4000 руб м2, с учетом эскизов и проектов, но без подготовки стен и лесов и до 7 000 руб м2

стоимость материалов; (~150 т руб на 1000 м2 росписи)

Надпись на стене Благовещенского Собора в Кремле послужит вдохновением для всех художников, чье призвание – монументальная роспись в храмах: «Первие Бог, потом слово и дух, и с ним едино»

Всем творческих удач!

Автор: Екатерина Сорокина

wearts.ru

Роспись в церкви - роспись стен храмов и церквей

Художественная роспись стен в церквях давно стала особым сакральным видом искусства. Оно отличается от других степенью ответственности, которую требует от мастеров. Множество людей ежедневно посещают церкви еще и для того, чтобы полюбоваться красотой, открывающейся взгляду именно в этом месте.

Требования к живописцам храмов

Мастера художественной росписи данного вида специально обучаются этому делу в учебных заведениях. Бывают и самородки, чьи работы можно часто увидеть в церквях провинции. Но при этом требуется точность, потому что сюжеты, описанные на церковных стенах, должны соответствовать православным канонам и правилам. Реалистичность живописных эффектов здесь приветствуется.

В идеале необходимо добиться того, чтобы святые на рисунках воспринимались людьми, как живые. А каждый прихожанин словно бы на время своего присутствия в церкви становился очевидцем библейских событий. Поэтому художникам необходимо тщательно изучить священное писание, и только потом браться за работу.

История церковной росписи

В древности старорусские художники брали за основу своей работы византийскую технику исполнения фресок. На стену наносилась штукатурка, которая позволяла рисовать по сырому в течение определенного количества дней. Раствором покрывали всю стену, а потом уже расписывали ее.

В XVI столетии живописец Нектарий, приглашенный из Греции, писал, что не нужно оставлять грунт даже на время обеденного перерыва. Его следовало промывать водой для того, чтобы избежать разрушительного влияния гидрата окиси кальция. Связующим элементом был желток яйца или клей из растений.

В древние времена храмы расписывали весной и летом, начиная с мая, заканчивая сентябрем. По грунту мастера делали разметки горизонтально и вертикально, чтобы уточнить месторасположение намеченного рисунка. Брали в работу площадь от 6 до 9 кв. м., так как именно она была максимально удобной для разрисовывания.

Современная роспись в церквях

Сегодня достаточно трудно найти краску для художественной росписи стен в церквях, которая была бы создана по старинным технологиям. Поэтому некоторые мастера делают ее самостоятельно. Технология ее воссоздания при этом следующая: к чистому пигменту примешивается известковая вода. На ее основе ранее делали левкас.

Старорусские художники в качестве пигментов использовали полудрагоценные камни, такие, как зеленый малахит и синий лазурит. Их специально доставляли геологи. Вначале камни растирали машинным путем, затем доводили пигмент до совершенства вручную. Современные мастера пользуются химическим красным кадмием для достижения рубинового оттенка. Может применяться красная земля, а также пигмент растений под названием мумия. В отдельных случаях берут желтую краску из Индии, которая добывается из слоновьей мочи.

Психологический аспект

Задача церковной росписи в том, чтобы создать у прихожан ощущение умиротворенности и покоя. Поэтому настроение художников во время работы также влияет на то, каким в итоге получится результат. Люди, любящие свою работу, всегда смогут донести до почитателей живописи уникальный посыл. Получить благословение на художественную роспись стен в церквях может не каждый, но это огромная ответственность. И художник должен непременно осознать ее, прежде чем начинать трудиться.

Каждый проект представляет собой уникальную работу с авторской трактовкой. Учитываются архитектура храма, как внешняя, так и внутренняя, традиционные приемы росписи и индивидуальные решения для каждой церкви.

Художественной росписью храмовых стен можно любоваться бесконечно. Она помогает узнать для себя новые и лучше изучить знакомые библейские сюжеты. Поэтому следует ознакомиться с данным поистине уникальным видом живописи. И конечно, же обратившись а нашу компанию за помощью, вы можете быть уверены, что наши специалисты сотворят чудо и сделают художественную роспись на стенах в любой церкви. Эти необычайные работы способны будут покорить каждого.

rospis-sten.pro

Роспись православных храмов и церквей (икон, стен, купола) в византийском стиле.

Роспись православного храма и храмовых икон – дело кропотливое, требует определенных знаний и досконального изучения традиций христианской живописи. Художники артели церковной живописи более 10 лет занимаются изучением русской и византийской традиции фресковой живописи, росписи иконостасов и написания икон.

Мастеров, способных профессионально выполнить роспись храма в византийском стиле, вы найдете в артели церковной живописи «Византия». Фресковая роспись в Византии была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура стала родоначальницей древнерусской живописи. Накопленные знания и многолетний опыт позволяют быстро и качественно выполнять роспись храмов, часовен, ризниц в соответствии с православными канонами и традициями русского монументального искусства. Наши художники владеют всеми техниками православной росписи, что позволяет придать церкви яркие уникальные черты. Настенная роспись храмов от артели «Византия» – это уникальное по красоте явление, выполненное в канонических традициях художественной росписи.

Церковная роспись храма и икон предусматривает использование водорастворимых акриловых и силикатных красок. Впоследствии росписи покрывают лаком, который выполняет защитную функцию.

Всем церквям и храмам периодически требуется роспись храма или иконостаса, так как со временем происходит отслоение краски, нарушается целостность изображения . Такую работу должны выполнять профессионалы, так как в росписи церквей есть много нюансов, которые необходимо обязательно принимать во внимание.

Особенности росписи храмов

При внутренней росписи храма мы учитываем архитектуру церкви и ожидания прихожан. Но при этом мы не отходим от многовековых традиций христианской живописи:

  • Роспись купола храма изображает Бога или Христа;
  • В сводах представлены двунадесятные праздники;
  • В парусах изображаются евангелисты;
  • В барабане между окнами размещают изображения пророков и апостолов;
  • Роспись стен в храмах изображает евангельские и библейские сюжеты.

Резьба иконостаса

Иконостас – это символ небесных врат. Он отделяет алтарную часть храма, с которой ведется служба, от наоса – основной части, где находится приход. На иконах иконостаса представлен лик Христа и Богородицы, которые поддерживают прихожан в их молитве. Резьба иконостаса никогда не выполняется по шаблонам. При составлении предварительного проекта мы учитываем высоту потолков, размер алтаря, ожидания прихода и настоятелей.

artvizantiya.ru

Живописное убранство православного храма | Русиздат

"Дом, который следует выстроить для Господа,

должен быть весьма величественен,

на славу и украшение пред всеми землями" (1 Пар. 22,5)

Традиции храмовой росписи

Традиция благолепного убранства храма идёт ещё от ветхозаветных скинии и Иерусалимского храма Соломона, которые по указанию Самого Бога были богато украшены, в том числе изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов.

Первые христианские изображения появляются около 200 года. Так, например, в доме в Дура-Европос (Месопотамия), реконструированном христианской общиной для своих целей, крещальню украшали фрески. В катакомбы верующие принесли символы и знаки: виноградную лозу — символ жертвенной крови Христа и причащения, крест, якорь — символ надежды и др. Изображение является уже не украшением помещения, а прежде всего носителем смысла. Искусство христианских катакомб ставит перед собой задачу выбора из огромного круга сюжетов Ветхого и Нового завета наиболее показательных и подходящих. В помещениях раннехристианских катакомб можно видеть и начало формирования иконографических программ. Так, во входной зоне присутствуют изображения, ассоциативно связанные с темой Крещения, в зоне ниши — с евхаристической тематикой, а в верхнем регистре помещений — с райскими аллегориями.

После победы христианства и иконопочитания в византийский период развитием иконографии руководили несколько. Во-первых, образ должен был являть тождественность с прообразом, узнаваемость. Иконы стали не просто создавать в соответствии с установленными правилами, но и снабжать соответствующими надписями. Теперь молящийся мог входить в контакт с образом, который должен был располагаться к нему лицом, чтобы между ними происходила подлинная встреча. Во–вторых, каждый образ должен был занимать приличествующее ему место в соответствии с иерархией: сначала — Христос, затем — Богоматерь, потом ангелы и святые в надлежащем порядке старшинства. Вобравшую эти принципы систему церковного убранства стали применять в храмах, начиная с IX в. — чаще всего, спланированных в виде вписанного в квадрат креста с куполом посередине. Этот совершенный тип византийского крестово–купольного храма, предоставлявший наилучшие возможности для иерархического расположения образов, и был перенесён на Русь.

История Древней Руси, изобиловавшая вражескими набегами и пожарами, оставила нам лишь малую часть богатейшего наследия живописного убранства храмов. Укажем лишь несколько из уцелевших. В Киевской Кирилловской церкви до наших дней сохранилась фресковая живопись XII века. В центральной   аспиде размещены изображения Евхаристии и святительского чина, на предалтарных столбах — Благовещения и Сретения, на южной и северной стенах — Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы. Всё пространство притвора занимает изображение Страшного Суда — одно из наиболее ранних в росписи русских храмов.

Реконструкция стенописи храма Спаса на Нередице

Церковь в честь Преображения Спаса на Нередице (1198 г.) в Великом Новгороде приобрела мировую известность благодаря своим фресковым росписям, покрывавшим все внутренние поверхности стен и сводов. Фрески не только обладали самостоятельной ценностью, но и прекрасно согласовывались со структурой храма, образуя синтез архитектуры и живописи. Интерьер собора в честь Преображения Господня Псковского Мирожского монастыря (1140 г.) также полностью расписан фресками, сохранившимися до наших дней.

Во Владимирском Успенском соборе сохранились фрагменты росписей 1408 года, выполненных выдающимися русскими иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным.

В 1505 году под руководством Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия была выполнена роспись Успенского собора Московского Кремля. По общему характеру композиции она близка к фрескам Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1480 г.), которые были написаны Дионисием с сыновьями Феодосием и Владимиром в 1502 году. Характер расположения фресок достаточно традиционен: в центральном куполе находится изображение Спаса Вседержителя, ниже, на сводах — образы Архангелов, Праотцев и Пророков. Западную стену занимает фреска Страшного Суда. На нижней и северной стенах размещены множество сюжетов из Апокалипсиса. Большое место в росписях собора занимают изображения русских князей и византийских императоров, отображающие духовную преемственность Русской Православной Церкви от древней Византийской. В основание программы монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля — главного храма Русской земли, по мнению исследователей, была положена концепция «Москва — осуществлённый Иерусалим», которая определила вселенский характер сюжета росписи, в которой особое место отведено образу Иерусалима.

Из монументальных росписей, выполненных в конце XIX века, можно назвать Владимирский собор в Киеве (1896 г.), расписанный В.М. Васнецовым и М.В. Нестеровым с участием М.А. Врубеля и других выдающихся художников.

Основные принципы росписи православного храма

Система росписи храма сложилась в Византии в VIII веке при патриархе Фотии одновременно со сложением чина Литургии. В своем начальном состоянии программы размещения росписей складывались уже в раннехристианский период, приобрели более весомый характер в ранневизантийское время, но наиболее ярко раскрылись после завершения эпохи иконоборчества. В средневизантийский период сформировались такие принципы построения программ, как:

— иерархический, со смысловым центром в куполе;

— евхаристический, с центром в алтарной апсиде;

— литургический, отражающий в последовательности сюжетов богослужебную и календарную логику;

— исторический, с последовательным расположением ветхо-и новозаветных сюжетов.

В целом иконографические сюжеты должны распределяться в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Что же касается системы росписей каждого конкретного храма, то она всегда индивидуальна, ибо при наличии общей схемы обычно возникают творческие решения, не нарушающие единого строя композиции интерьера.

В средней части храма система росписи образует три зоны: первая — зона куполов и сводов верхнего уровня, в том числе конха апсиды; вторая — зона парусов и верхних частей стен;  третья — зона нижних частей стен.

В верхней зоне находятся изображения наиболее важных в Православии лиц (Иисуса Христа, Богоматери, ангелов) и тех сцен, в которых небо было либо местом действия, либо источником или целью изображаемого события.

В числе изображений на куполе можно назвать образ Христа Пантократора, Святого Духа в виде голубя, а также Крест, монограмму Христа, Агнца. Позднейшая традиция связана с образами Троицы Новозаветной, Отечества, Господа Саваофа. Периферийная часть купола, представляющая собой либо нецентральные зоны широкой скуфьи, либо барабан, включает обычно изображения апостолов, пророков, праотцев, а также в некоторых случаях Небесных Сил, Богородицы и Иоанна Предтечи.

Центральный медальон с Христом Пантократором в куполе размещается таким образом, что его можно различить при взгляде с запада на восток. Под образом Вседержителя по нижнему краю сферы купола изображаются серафимы (силы Божии). В барабане купола — восемь архангелов, небесных чинов. В барабане купола изображаются и апостолы, там же ниже — пророки. Порядок расположения пророков может быть обусловлен порядком расположения праздников на стенах и сводах храма. В частности, надписи в свитках пророков могут соответствовать праздникам, находящимся рядом. Апостольский чин барабана строится, исходя из иерархического первенства первоверховных апостолов Петра и Павла, а также первозванных апостолов (Андрея, Петра, Иакова и Иоанна). Надписи скуфьи купола могут представлять собой краткие тексты аллилуариев, прокимнов и запричастных стихов великих праздников.

Стенопись собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтово кисти Дионисия

Средняя зона храма посвящается жизни Иисуса Христа. Классический цикл состоит из сцен двунадесятых праздников: Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Воскресения (Сошествия во ад), Вознесения, Сошествия Святого Духа и Успения Богородицы, а также Распятия. К этому ряду зачастую прибавляются несколько изображений, которые демонстрируют историю страстей Христовых, — Тайная Вечеря, Омовение ног, Поцелуй Иуды, Снятие с Креста и Уверение Фомы, а также историю рождения Христа, — Поклонение волхвов, Бегство в Египет и историю Его проповеднической деятельности — цикл чудес и притч. Согласно сложившейся традиции, с северной стороны храма располагаются сюжеты Страстного цикла, отражающие события Великого Пятка и субботы, — Распятие, Оплакивание, Сошествие во ад. Предшествующие и последующие события чаще располагаются с востока или запада.

К XIV веку в убранстве храмов появляются иконографические мотивы, которые не были напрямую связаны с жизнью Иисуса Христа. Располаются они в боковых нефах, приделах, притворах или нартексе и часто изображают эпизоды из жизни Богородицы.

Состав сцен зависит от богословской программы храма. Так, скажем, в церкви, посвящённой Богородице, будут преобладать сцены из жизни Девы Марии, тема Акафиста. Никольский храм будет содержать сцены из жития Свт. Николая, Сергиевский — Прп. Сергия и т.д.

В средней части храма, на столпах, если они есть, помещаются образы святителей, мучеников, святых, наиболее чтимых в данном приходе. В «парусах», изображают четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иоанна.

По северной и южной стенам сверху вниз рядами следуют изображения апостолов от семидесяти и святителей, преподобных и мучеников. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур — это либо святые отцы, либо святые князья, иноки, столпники, воины. Эти фигуры распределяются с учётом их ранга и функций, размещаясь в соответствии с порядком дней их памяти в литургическом календаре.

Над уровнем пола, в зоне, где стоят молящиеся, на стенах располагаются изображения чередующихся свисающих полотнищ — «полотенец», которые как бы несут священные изображения, расположенные выше.

Так как в алтаре совершается Таинство Евхаристии, его росписи посвящаются связанным с этим Таинством сюжетам. Первый ряд росписи, начиная снизу, представляет отцов литургистов: святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Великого и с ними других святителей, а также святых диаконов, как участников богослужения. Выше — сама Евхаристия: причащение апостолов под двумя видами — хлебом и вином. Ещё выше, над Евхаристией в конхе апсиды помещается фигура Богоматери, стоящей или сидящей (тип Оранты или Одигитрии). Постольку алтарь является местом приношения Бескровной Жертвы, установленной Самим Спасителем, то вверху, над изображением Божией Матери, часто помещают изображение Христа. В боковых апсидах пишут образы родителей Богоматери — Иоакима и Анны, или Предтечи Спасова Иоанна.

На стенах, отделяющих алтарь от нефа, могут быть представлены ветхозаветные прообразы Евхаристии: жертвоприношение Авеля; Мелхиседек, приносящий хлеб и вино; Авраам, приносящий в жертву Исаака; гостеприимство Авраама.

На западной стене храма располагаются сцены Страшного суда, видение пророка Иезекииля. Значение изображения Страшного Суда в том, что человек, уходя из храма, должен помнить о смертном часе и о своей ответственности перед Богом.  Над ним, если позволяет пространство, располагается образ шестидневного творения мира. В таком случае образы западной стены представляют начало и конец земной истории человечества.

Живопись притвора состоит из настенных росписей на темы райской жизни первозданных людей и изгнания их из рая, а также ветхозаветных событий из периода естественного закона.

Пространства между отдельными живописными композициями заполняются орнаментом, где в основном используются сюжеты растительного мира или образы, соответствующие содержанию псалма 103, где рисуется картина земного бытия, перечисляющая различные Божии создания. В орнаменте могут использоваться и такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звёзды.

Современная практика живописного убранства храма

Современная практика росписи, как правило, следует традиционным принципам размещения сюжетов и отдельных фигур святых на стенах и сводах храмов, в зависимости от их размеров и объёмно-планировочной структуры.

В качестве примера приведём роспись Космодамиановского храма в г. Жуковский, построенного в 2006 году по проекту архитектора М. Кеслера, художниками творческой мастерской под руководством К. Охотина и Д. Лазарева.

Храм представляет собой основной объём 12х12 метров кубической формы, пе-реходящий через паруса в восьмерик, перекрытый сферическим куполом со световым барабаном. К центральному приделу храма, посвященного Покрову Пресвятой Богородицы, с юга примыкает Космодамиановский придел, перекрытый крещатым сводом, с востока — полукруглая апсида, а с запада — притвор с тамбуром, над которыми располагаются хоры. В наружном убранстве использованы специальные ниши для размещения наружной росписи храма.

Первое, куда попадает входящий, это небольшое узкое помещение наружного притвора. Его роспись посвящена истории сотворения мира — Шестодневу. Стены и потолок покрыты орнаментом на темном фоне, напоминающим об изначальной тьме, из которой выступают шесть круглых белофонных медальонов с изображениями дней творения.

Роспись внутреннего притвора посвящена жизни в раю первых людей: Адама и Евы. Стены покрыты растительным орнаментом на белом фоне, напоминающим о райском саде. На потолке в круглых медальонах изображены сюжеты из Книги Бытия: грехопадение Адама и изгнание из рая. Два медальона с Архангелами фланкируют стены притвора. В южной его части, где располагается свечной ящик, продолжается цикл ветхозаветной истории: земные труды Адама и его детей, жертвоприношение Авеля и Каина, убийство Каином Авеля, история Ноя. Завершает ветхозаветный цикл образ Божией Матери «Неопалимая купина», расположенный на потолке притвора и раскрывающий ветхозаветные пророчества о Богоматери.

Если два притвора переносят нас во времена Ветхого Завета от сотворения мира до пророчеств о Богородице, то основной объем храма с куполом — это сцены жития Богородицы и Нового Завета, завершающиеся Страшным Судом и видением небесного града Иерусалима Иоанном Богословом.

В центре всех этих сюжетов нас встречает большой образ Богоматери в конхе апсиды алтаря и парящая над храмом, занимающая весь купол плошадью около 250  кв.м композиция Покрова Богородицы.

Купол поделен на два регистра, изображающих Земную и Небесную Церковь. В скуфье купола и в барабане расположены: оплечный образ Христа Пантократора, херувимы и архангелы в медальонах, составляющие с композицией Покрова единое целое и как бы венчающие её.

В восточной части свода в верхнем регистре располагается фигура Богоматери и предстоящие Ей небесные силы и святые. Напротив них, в западной части свода в верхнем регистре помещено изображение собора Архангела Михаила. В нижнем регистре расположены исторические персонажи, относящиеся к празднику Покрова: прп. Роман Сладкопевец пред Царскими вратами и присутствовавшие во Влахернском храме во время явления Божией Матери святители, император Лев и царица Феофания, а также князья, бояре и монахи с иконой Пречистой. На западном своде изображен Андрей Христа ради юродивый, указывающий своему ученику Епифанию на явление Богоматери. В северной части свода помещен сюжет из шестого кондака акафиста Покрову — видение Богородицы Романом Сладкопевцем во сне.

В «парусах» изображены четыре Евангелиста — Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Стены четверика поделены на четыре регистра. В верхнем помещены двунадесятые Господские праздники и ветхозаветные пророки со свитками. Во втором регистре сверху расположены сюжеты притч и чудес Христовых. В третьем — житие Богородицы. В нижнем регистре располагаются полуфигуры избранных святых, как древних, так и новопрославленных.

На западной стене все 4 регистра занимает Страшный Суд. Вверху, над хорами — Христос на престоле во славе с предстояшими Богородицей и Иоанном Предтечей. Справа и слева от хоров — 12 апостолов, сидящие на престолах. За ними — стоящие Ангелы. В центре композиции — Итимасия. Справа от Итимасии — народы, ожидающие Суда. Ниже — трубящие ангелы призывают на Суд. Слева от Итимасии изображены лики святых — святители и праведные жены, под ними — апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. В центре под Итимасией слева направо извивается тело змия, влекущего в ад.

Непосредственным продолжением темы Страшного Суда и завершением новозаветного цикла является видение Небесного Иерусалима Иоанну Богослову. Оно открывается сквозь арку хоров на западной стене. В подпружной арке хоров расположены полуфигуры ветхозаветных праведников в круглых медальонах. Авеля Ноя, Авраама, Исаака, Иакова и др. что композиционно соединяет Ветхий и Новый Завет, начало росписи и её окончание.

Так как южный придел посвящен свв. Бессребреникам и целителям Косме и Дамиану, тематика его росписи связана с чудесами исцеления и воскрешения.

В конхе алтаря придела располагается образ Ветхозаветной Троицы. Ниже, на стенах апсиды — орнаментальный фриз с херувимами в медальонах. Под ними расположены ростовые фигуры литургистов: святители Григорий Двоеслов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

В центре придела в крестовом своде находится изображение Креста в медальоне. Вокруг него — 4 медальона с поясными изображениями архангелов.

В нижнем регистре изображены фигуры свв. целителей и мучеников, стоящие фронтально в полный рост. Завершает роспись придела композиция Сошествия Святого Духа на апостолов, расположенная на западной стене придела во всю ее высоту.

Цокольная часть стен во всем храме украшена белыми «полотенцами» с орнаментом.

Архитектор Михаил Юрьевич Кеслер

rusiz.ru

Роспись храма процесс

Здесь представлены некоторые этапы росписи православного храма , выполненной в 2015г. под Санкт-Петербургом. Силикатные краски, золотистые фоны, золочение.


Роспись храма была начата с разметки стен и выполнялась сверху вниз, от купола и барабана храма, затем роспись основного объема четверика храма, примерно в это же время начата роспись алтаря храма и роспись на хорах храма и под хорами. Последней была сделана роспись притвора храма, вход в храм, а также в четверике нижние многофигурные композиции Страстей Господних в арках  и орнаменты в самом низу храма. Для выполнения росписи с тщательной отработкой орнаментов и деталей изображений в срок работает несколько человек хорошо сработавшихся художников.

Разметка под роспись храма.

Нанесение контуров основных частей росписи на оштукатуренные , загрунтованные и предварительно окрашенные стены храма:

Выполнение линейных  рисунков на стене под дальнейшую роспись: расчерчивание стены, кальки:

Изображение основных архитектурных элементов, филёнок, фонов:

Для выполнения отдельных частей орнаментов тщательно вырезались бумажные трафареты, все основное выполнение и доработки — кистью:

Роспись купола храма, орнаменты и изображения архангелов:

Роспись под площадкой хоров у входа в четверик храма; нанесение «архитектурных» элементов, орнаменты, калька,  роспись :

Фоны под орнаментами и изображениями, а также декоративные обрамления изображений святых и фигурных композиций выполнены с применением  золотой краски Кайм с шелковисто-матовой поверхностью.

Последовательность росписи алтаря храма:

Шрифты для изображений:

В процессе снятия лесов в четверике храма:

Роспись храма может выполняться силикатными красками, масляными красками, интерьерным и художественным акрилом. Это позволяет выбрать необходимый ценовой диапазон росписи. Допустимо сочетание материалов, например: фигурные композиции — масляные краски, орнаменты — акриловые краски.

По всем вопросам росписи храмов Вы можете обращаться по телефону:

+79119686814

Или написать на почту  [email protected]

Вы можете посмотреть также следующие материалы:

Общие виды росписи храма Александра Невского.

Отдельные части росписи храма Александра Невского (четверик).

 

www.rospissten.pro

Какими красками расписывают храмы в настоящее время.

В Древней Руси традиционно роспись храма производилась водными красками по сырой штукатурке и дополнялась темперно - клеевой (фон, верхние прописки) техникой с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи). На смену темперной живописи пришла роспись акриловыми и силикатными красками. Эти краски позволяют полноцветно воплощать на стенах храмов любые православные сюжеты.

Акриловые краски разводятся водой, очень быстро высыхают, что дает им большое преимущество. Наносить краску можно как в очень жидком, так и в пастообразном состоянии, при этом акрил не образует трещин, в отличии от масляных красок. Акрил создает пленку, немного блестит, после высыхания становится стойким к воздействию воды. Чтобы поверхность стен храма не давала ненужного блеска, и хорошо смотрелась с большого расстояния живопись покрывают специальным матовым лаком, после чего росписи становятся матовыми и шелковистыми. Лаковое покрытие дает дополнительную защиту для живописи и возможность протирать стены влажной тряпкой или губкой.

Многие храмы были расписаны акрилом. Уже не один десяток лет изображения остаются неизменно яркими, живыми и одухотворяющими.

Силикатные краски, главным составляющим которых является жидкое калиевое стекло, также применяются для получения долговечных росписей в храмах. Эти краски являются водорастворимыми, нетоксичными, позволяют получать паропроницаемые и относительно стойкие к воздействию воды и перепадов температуры покрытия. Силикатные краски применяют не только для росписей внутри помещения, но и для росписей фасадов. Силикат хорошо проникает в штукатурный состав стен и потолка, создавая впечатление древности и естественности изображения. Такую роспись повредить очень сложно. При этом цвета наиболее приближены к традиционной темперной живописи и остаются насыщенными в течение долгого периода времени. Живопись выполненную силикатными красками также можно покрывать матовой глазурью(лаком) для дополнительной защиты.

Художники нашей артели выполняют роспись храмов как акриловыми, так и силикатными красками в различных техниках по желанию заказчика. Краски не токсичны и быстро высыхают, что значительно сокращает время, затрачиваемое на роспись храма. Росписями акриловыми и силикатными красками можно любоваться многие и многие годы.

artvizantiya.ru

Значение фрески в интерьере храма

Искусством создания фресок сегодня владеют сравнительно немногие художники, это мастерство было более популярно в эпоху раннего Возрождения. А сама техника росписи по сырой штукатурке появилась несколько тысячелетий назад.

Храмовые росписи с давних времен обеспечивали гармоничность мировосприятия, причем лики и фигуры на фресках, как правило, были неразрывно связаны с исторической и бытовой средой своего времени. Храмы того периода расписывали великие художники – Микеланджело, Джотто ди Бондоне, Рафаэль, Сандро Боттичелли и многие другие.

Фреска и икона – в чем разница?

Для неподготовленного человека разница между фреской и иконой несущественна, но на самом деле между этими двумя элементами убранства имеются значительные отличия. Икона – это сравнительно автономный образ, с которым молящиеся вступают в непосредственное общение. Она не привязана к тому или иному храму, ее могут перевозить с места на место.

И, конечно, икон в храме может быть лишь какое-то конечное количество. А фрески покрывают полностью все храмовые стены, так что куда бы ни падал взор, мы обязательно увидим лик кого-либо из святых угодников.

Фреска, в отличие от иконы, неразрывно связана с конкретным храмом. Византийские и славянские фрески композиционно и тематически строго согласованы с архитектурным обликом храма, ведь каждое из зданий имеет в определенной степени уникальную форму. Для каждого святилища священнослужители выбирают особое место, которое соответствует определенным канонам и правилам. Кроме того, здание должно наилучшим образом гармонировать с окружающим ландшафтом, поэтому архитектурный облик каждого храма поистине уникален.

Внутреннее храмовое пространство неразрывно связано с его внешними формами. К примеру, если здание имеет полукруглые стены, фрески будут размещаться по иному принципу, нежели в храме с прямоугольными внутренними помещениями. Да и тематика изображений в этих двух случаях может быть совершенно разной.

Фрески не нацелены на прямой контакт с людьми, которые пришли в храм. Их главная задача состоит в создании эффекта присутствия изображенных лиц. В храме, расписанном фресками или украшенном мозаикой, вы как будто попадаете прямо в небесное пространство. Собственно, весь храм являет собой целостный образ Небесного царства.

Вверху находится лик Иисуса Христа, а ниже обычно помещают святых апостолов и угодников Божиих, получивших особую благодать от Господа. На уровне человеческого роста расположены изображения местночтимых святых, канонизированных для почитания в данной конкретной епархии. Их лики напоминают прихожанам, что царство Божие достижимо для каждого из верующих. Важным элементом храмовой росписи является оформление сводов, здесь обычно изображаются херувимы и серафимы, а также медальоны с ангелами.

Конечно, молиться мы привыкли именно перед иконами. Довольно сложно представить себе вознесение молитвы у фрески. Однако храмовые росписи и не предназначены для этого: они выполняют функцию формирования мистического пространства храма, которое глубоко воздействует как на духовное, так и физическое состояние каждого человека, вошедшего в храм. Фрески как бы разговаривают с каждым из прихожан от имени святилища, вот почему византийская храмовая архитектура изначально подразумевает наличие храмовых росписей.

Фрески в православной культуре

Многие искусствоведы пытаются классифицировать цветовое решение фресок в соответствии с общепринятыми стандартами. К примеру, принято считать, что красные оттенки символизируют кровь, а зеленые – возрождение. С этим сложно спорить, но все же цветовые метафоры более применимы к сравнительно простым изображениям, а попытка применить их к фрескам, как правило, наталкивается на высокую сложность стеновых росписей.

Тенденция к всеобщей классификации во многом обедняет истинное значение храмовых росписей, поэтому следует пытаться понять общий смысл изображения и цветового решения, а не пытаться расшифровать зрительные образы «дословно». Ведь отдельные фрагменты, вырванные из общего окружения, в значительной степени теряют свой смысл и силу воздействия.

Фрески каждого храма подчинены строгому ритму и представляют собой целостный ансамбль, привязанный к реальной архитектурно-пространственной среде. Они поражают своей цельностью, при этом колористическое решение подчеркивает нематериальность изображения. Роспись купола ни в коем случае не должна давить на человека, она делается легкой и воздушной. Поэтому ключевым фоновым цветом обычно является лазурно-голубой – этот оттенок синонимичен Небесному свету.

Общее цветовое решение фресок создает в храме особый мир – нарядный, радостный и торжественный. Храмовые росписи мгновенно ослепляют и покоряют каждого вошедшего, подготавливая к общению с Господом. Композиции на стенах всегда четко уравновешены, характеризуются четкой завершенностью и покоряют плавностью линий. В богатой колористической гамме росписи православных храмов переплетаются самые разные оттенки – зеленые, золотисто-желтые, белые, серебристо-серые, розоватые, коричневые и, конечно же, небесно-голубые.

Огромная роль в восприятии фресок принадлежит освещению. В утренние часы солнечные лучи заставляю «гореть» желтые, пурпурные и розовые оттенки. А в пасмурную погоду на первый план в восприятии росписей выходят спокойные синие и белые цвета.

Фресковое искусство сегодня

В средние века русские стенописцы были настоящими профессиональными художниками, которые широко использовали в своем творчестве разнообразные технические приемы и средства живописи. Достаточно вспомнить храмовые росписи Дионисия или фрески Рублева. Лики и фигуры святых кажутся сотканными из воздуха, подчеркивая идею бесплотности угодников Божиих.

А вот в наши дни искусство храмовых росписей во многом утрачено. Это связано в основном с тем, что создание фресок требует от мастера тщательной и разноплановой подготовки, а профессионалов в этом искусстве сегодня немного. Техника фрески очень трудна для начинающих, поскольку при росписи по сырой штукатурке нельзя вносить изменения, а также сложно судить о колористических оттенках. Ведь после высыхания цвет красок изменяется. Понимание подобных нюансов приходит только с опытом.

Но радует то, что строительство храмов ширится, и все чаще их стены стремятся украсить росписями. И это дает надежду, что утраченное искусство непременно возродится.

artvizantiya.ru

Роспись православного храма - Роспись стен

Роспись храма св. Александра Невского

В 2015-2016 году мы осуществили роспись храма посвященного святому благоверному князю Александру Невскому  ( Ленинградская обл.)  Роспись храма выполнена в светлых и чистых красках , в реалистической манере. В интерьере храма все служит ощущению чистоты и торжественности, собственно роспись стен храма сочетается с бело-золотым алтарем, светлым полом, светлыми мраморными колоннами и золочением. Фоны практически всех орнаментов и росписей храма выполнены с применением золотой матовой краски Кайм , которая обладает шелковистой поверхностью с мягким свечением и добавляет торжественности интерьеру  храма. Наряду с этим, при росписи храма применено традиционное золочение сусальным золотом (листовым) . Золочение использовалось в нимбах всех святых, фоне для изображения Христа в куполе, капителях колонн и прочем. Золочение в собственно росписи храма перекликается с золочением большого иконостаса.

Отдельные композиции и фрагменты росписи этого храма Вы можете посмотреть здесь.

Изображения в интерьере православного храма представляют единый архитектурно -живописный ансамбль от купола храма, до нижних многофигурных композиций на тему Страстей Христовых в арках.

Роспись купола храма, архангелы вокруг Христа Вседержителя (Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил)

Роспись стен храма у алтарной части четверика, фрагмент. Ростовые и поясные фигуры святых  и пророков в орнаментальном обрамлении.

Роспись конхи в алтаре храма.

Троица и евхаристия.

Роспись храма на хорах и золочение.

Все росписи храма выполнены красками Keim Design Lasur производства Германия (Бавария).

Также существует также много марок акриловых, силикатных и масляных красок разной стоимости, которые позволяют нам осуществлять качественную роспись храма. Также возможно сочетание различных материалов  для достижения наилучшего результата.

Роспись храма на хорах и золочение.

Первое богослужение в четверике почти расписанного храма:

  По всем вопросам росписи храмов Вы можете обращаться по телефону: +79119686814 Или написать на почту  [email protected]

Можно посмотреть также:

Роспись входа с притвором  храма Александра Невского.

Процесс росписи православного храма.

www.rospissten.pro

Система росписи храма

Внутреннее убранство православных храмов, сложившееся в искусстве Византийской империи, получило свою стройную систему, поэтому роспись православных храмов осуществляется в соответствии с христианским каноном. Тем не менее каждый храм может быть расписан уникально, исходя из его архитектурных частей. Каждая часть дома Господня имеет свое символическое значение, которое и определяет тему изображаемого библейского сюжета. Для одного и того же места предполагается несколько священных сцен.

Роспись купола храма

В самой высокой точке храма – куполе, изображается Христос, как Глава Церкви и связующее звено между земной и Небесной Церковью. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием, с благословляющей десницей. Ближайшие последователи Иисуса, пророки и апостолы, пишутся в барабане наравне с восьмью Ангельскими чинами, стоящими на страже земли и людей. Паруса храма предназначены для евангелистов, распространивших учение Христа. Они движутся из пристани-Храма во все концы вселенной.

Роспись алтаря

Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери «Знамение» или «Нерушимая стена». В данном сюжете она выступает в роли заступницей за род человеческий.

Ниже этой композиции в алтаре изображается сюжет «Евхаристии», в котором Иисус передает Хлеб и Чашу апостолам для Причащения. Еще ниже в полный рост пишутся святители и учителя Церкви – преемники апостолов, на основании учения которых произошло утверждение Церкви.

Лики святителей символизируют преемственность святительского служения, а сцена «Евхаристии» связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в церкви литургию.

Роспись жертвенника и диаконника не имеет устойчивых канонов и воплощает назначение конкретного храма. Самые частые сюжеты на жертвеннике – изображение Богородицы, связанные с Рождеством Христовым. В диаконнике пишут образа святых архидиаконов или композиции из жития Святого Иоанна Предтечи.

Роспись основой части храма

В средней части храма находятся столпы или стены как символ опоры небесной церкви на дела людей. Поэтому на них всегда изображаются мученики в качестве образца святости христианского подвига.

Каноничность росписи центральной части предполагает создание сюжетов из Священной Истории Ветхого и Нового Завета: «Праздников», изображения жития Богоматери, святых и иные картины.

Восточная и западная часть храма противопоставляются друг другу. Если на западной стене изображен сюжет «Страшного суда», тогда восточная стена расписана изображением Горнего мира.

На восточной стене располагается иконостас, состоящий из нескольких рядов, упорядоченно размещенных храмовых икон, отделяющий алтарную часть православного храма от остального помещения.

Стенные фрески не достигают пола. От него их отделяют панели без изображения святых или христианских сюжетов. На этих панелях пишется убрус (полотенце), символизирующий чистоту и незыблемость и вечность. Он имитирует узорную ткань, над которой как величайшая ценность подносятся молящимся сцены христианского учения.

На входных воротах в храм зачастую изображают образ Богоматери. На откосах порталов присутствуют Ангелы, охраняющий Дом Господень.

Таким образом, в разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжеты росписей и канон остались неизменными и по сей день.

artvizantiya.ru

РОСПИСЬ

Каждый верующий человек знает, как хорошо молиться в храме с выполненной на соответствующем художественном уровне настенной росписью. Ритм и цвет каноничной фрески поднимают молитвенный настрой, помогают восстановить столь необходимое современному человеку, стоящему в храме, душевное равновесие, так легко теряющееся в треволнениях нашей жизни, обращая его мысли к вечному, к размышлениям о человеческой истории, грехопадении и о смысле евангельских событий. Видео работ "Мастерская Соборъ".

  • Роспись храма в честь Всех Святых в Покровском монастыре в городе Толочине 2019г. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной)

    Участники: Творческая мастерская Соборъ

  • Роспись в храме Новомучеников в г. Норильск 2018-2019. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной)

    Участники: Творческая мастерская Соборъ

  • Роспись храма во имя Казанской иконы Божией Матери в пос. Мещерский 2018. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной)

    Видео. Творческий коллектив. Роспись храма в Мещерском". Участники: Светлана Ржаницына, Александр Голышев, Ирина Колбнева, Нателла Азарова, Константин Золотарев, Даниил Марченко,Ольга Спиридонова, Владимир Любарский, Роман Алексеенко, Мария Васкинова, Анастасия Махоткина, Татьяна Буфеева, Анна Паничева, Ярослава Алексеева, Евгения Давыденко-Домбровская, Мария Трунина-Донская, Екатерина Кабыкина, Филипп Чельцов. Видео. Творческий коллектив. Роспись храма в Мещерском".

  • Роспись крестильни храма во имя Казанской иконы Божией Матери в пос. Мещерский 2018. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной )

    Участники: Светлана Ржаницына, Александр Голышев, Ирина Колбнева, Даниил Марченко, Ольга Спиридонова, Роман Алексеенко, Анна Паничева, Екатерина Кабыкина.

  • Роспись Кафедрального Собора Рождества Христова в г. Южно-Сахалинске 2016. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной)

    Участники: Творческая мастерская Соборъ

  • Роспись Кафедрального Преображенского Собора в Сургуте 2013г. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С.Ржаницыной)

    Основные участники: Алексей Кошевой, Екатерина Луканина, Татьяна Захарова, Константин Золотарев, Андрей Бородин, Дарья Козлова и др.

  • Роспись храма в честь иконы Божией Матери Скоропослушница 2000г. (проект А.Соколова, исполнение под руководством А.Соколова)

    Один из первых важных опытов иконописцев творческой мастерской в работе над cтенописью было участие в проекте А. Соколова, в росписи храма в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница".

    Самый главный урок, тогда усвоенный, было осознание того, что, создавая как фреску, так и проект к ней, нельзя обойтись простым копированием пусть хоть и самых великолепных древних образцов. Копирование необходимо только на этапе ученичества для наработки художественных приемов. Для достижения же наибольшей выразительности фрески особенно в сложных ее композициях нужно пропустить сюжет через себя, увидеть его самому, а не чужими глазами древнего мастера.

  • Роспись нижнего придела в честь великомученика Пантелеймона в Преображенском храме в Усть-Курдюме 2012г. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной)

    Участники: Татьяна Захарова, Мария Васкинова, Анастасия Махоткина, Виталий Гуназа.

  • Роспись храма прп. Серафима Саровского 2007 г. (проект С.Ржаницыной, исполнение под руководством С. Ржаницыной)

    Участники: В. Симаков, И. Колбнева, К. Золотарев, Н. Володина, Д. Паршин, И. Жукова, М.Новикова.

  • С тех пор стенопись стала одной из важнейших направлений деятельности мастерской. Художники творческого коллектива работают как и в сложной древней технологии фрески по сырой штукатурке, так и расписывают храмы в технике силикатной живописи, выполняют как внутренние, так и наружные храмовые росписи.

  • Роспись храма св. Троицы 2006 г.(проект А.Соколова, исполнение под руководством С.Ржаницыной)

    Участники: И.Колбнева, Д.Паршин.

  • Помимо самостоятельных работ иконописцы мастерской продолжают принимать участие в проектах А. Соколова, А. Лавданского. В бригаде А. Соколова, работавшей над таким крупнейшим объектом, как храм Рождества Христова в Мытищах, количественный и качественный состав художников "Собора" был не маленьким.

  • Роспись храма Рождества Христова 2008г.(проект А.Соколова, исполнение под руководством А.Соколова)

  • Творческое объединение "Собор" активно занимается составлением проектов и программы росписей храмов. Несмотря на принципы соборности церковного искусства, здесь также невозможно повторение программы какой-либо древней храмовой росписи. Каждый храм индивидуален. И если даже по архитектуре он приближен к какому-нибудь известному памятнику, то, помимо различных архитектурных нюансов, имеет другое посвящение, не говоря уж о том,что при составлении программы учитываются и местные культурные особенности, и характер прихода.То есть проект и программа росписей - это весьма ответственное и творческое дело, и художники мастерской с удовольствием справляются с его выполнением.

  • Мозаики

    Другой вид монументального искусства - мозаики, также не мог остаться вне сферы деятельности творческого коллектива. Укладка мозаики - достаточно трудоемкий процесс, но выразительные возможности этого вида искусства безграничны.

  • cr-sobor.ru

    Подготовка стен — Елецкая епархия

    Ошибки человеческие в ремесле Божием

    В древние времена фреска писалась по сырому известковому левкасу. Краска проникала в слой штукатурки, которая, в свою очередь, закреплялась на стене глубокой корневой системой молекулярного кальция. Так получалось единое целое: стена – штукатурка – живопись.

    К подготовке стены под роспись подходили ответственно, даже трепетно – как к началу создания святых образов. Сегодня такой подход встретишь не часто. Размышлениями на эту тему, основанными на опыте, с нами поделился Борис Алексеевич Алексеев – руководитель стенописной артели «Радость».

    Насколько важно, чтобы стена была подготовлена к росписи должным образом?

    – Хорошо, когда это делает сама стенописная артель. Часто бывает, что шпатлевку, штукатурку стен доверяют обычным строителям, которые ремонтировали до этого только светские здания. Но если ремонт в квартире мы делаем каждые 5–10 лет, то в храме – иные временные расчеты. Благоукрашение должно твориться на века. Бывает так: ремонт выполнен, стены искрятся к празднику белизной, но это не завершение работы, а начало череды тяжких испытаний, которые предстоит претерпеть в недалеком будущем, исправляя допущенные технологические ошибки. Причем исправление обычно обходится дороже, чем первоначальный качественный ремонт. А ведь был совершен молебен на начало росписи, в умах художников уже созрел некий замысел, прихожане порадовались, что скоро стены их храма украсит роспись, – и вдруг оказывается, что выполненная подготовка стен не выдерживает никакой критики и вновь предстоит длительная стройка. Так бывает, если ремонт храма выполняют строители, не имеющие храмового опыта. В таких случаях необходим технологический контроль со стороны представителей прихода с привлечением специалистов. Расходы на профессиональную консультативную помощь – на порядки меньше будущих затрат на исправление ошибок.

    Часто приходится переделывать работу по подготовке стен?

    – Недавно у нас произошло именно так – причем сразу в двух крупных храмах Подмосковья. Один из них построен около десяти лет назад, там уже совершались богослужения. Настало время расписывать стены. Мы приступили к работе – и оказалось, что штукатурка находится в недопустимом состоянии. Храм отлит из бетона, а арматурная сетка под штукатурку, которая крепится на бетон, сделана из неоцинкованного черного металла. Изза капиллярного тока влаги на поверхности штукатурки стали появляться следы ржавчины. Если писать по такой стене, то очень скоро вся роспись покрылась бы ржавыми пятнами. Пришлось переделывать все до основания, вырывать сетку из бетона и менять на новую – оцинкованную. Это задержало начало росписи на целый год, и, поскольку храм вновь вошел в ремонтное состояние, службу перенесли в нижний крестильный придел, и прихожане с сентября, уже четвертый месяц, встречают праздники в тесном подклетном пространстве. Пользуясь случаем, хочу выразить слова восхищения долготерпению и мужеству руководства храма и прихода, которые во имя будущего благолепия храма приняли на себя столь долгое испытание.

    Еще один храм построен недавно. Когда мы пришли туда, в здании заканчивались штукатурные работы. Оказалось, что часть этих работ велась в зимнее время, и бетонные подпружные своды оштукатуривались… прямо по наледи на поверхности бетона. Исполнитель торопился (его ждали новые храмы!), поэтому не мог стерпеть технологической паузы между штукатурными слоями, шпаклевал по непросохшей штукатурке. А когда вполне естественным образом на поверхности законченной работы образовался кракелюр, исполнитель озвучил следующее: «Кракелюр неизбежен!» Вот так. Новый храм, новая штукатурка вся в трещинах и бодрый голос строителя: «Неизбежен!» Роспись в этом храме также пришлось надолго отложить, перештукатуривая бетонное основание за веселыми строителями. Сейчас этот этап завершен и артель наконец приступила к росписи.

    Что же делать настоятелям, чтобы избежать подобных ситуаций?

    – Надо смотреть на возрождение храма стратегически – заботиться не только о том, как выполнить текущую работу поскорее и с наименьшими тратами, но прежде всего о том, к каким последствиям это приведет. Перед началом работ по реставрации или устройству новодела следует вызвать хороших технологов, имеющих опыт работы в храмах, и составить с их помощью разумную последовательность работ. Нельзя, к примеру, сначала расписывать стены, а потом чинить крышу. Как правило, существует ряд проблем, не видимых взглядом, на которые профессионал обратит внимание и учтет в нумерации работ.

    Вы консультируетесь с технологами?

    – Для нашей технологической группы уже много лет составляет карту производства работ наш давний друг и советник, технолог фирмы «Кайман» Николай Алексеевич Котов. При благоукрашении храма необходимы три участника: художник, технолог и прораб. Художник исполняет живопись, технолог отслеживает правильность проведения подготовительных к живописи работ, прораб – их честное выполнение.

    Непродуманный подход к реставрации храмов – примета нашего времени?

    – Отнюдь нет. К сожалению, такое случалось и прежде. Можно вспомнить, как в XVIII столетии поновляли знаменитый собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Храм сей в 1498 году, как говаривали раньше, «был подписан» великим русским изографом Дионисием со чадами. А в XVIII веке фрески Дионисия сочли устаревшими и решили записать. Попытались «модернизировать» и архитектуру самого здания. Растесали все окна, прорубили новое окно – как раз в центре фрески Страшного суда, уничтожив образ Спасителя в мандорле, нисходящего на Престол Уготованный. Образ Спаса попросту вырубили. После этого западная стена от такого святотатства треснула вниз до самого основания. А вот свежий пример. Года два назад мне позвонил протоиерей Александр Туриков, настоятель старинного русского храма Спаса Преображения на Песках (Москва, ул. Старый Арбат, роспись храма наша артель завершила за несколько лет до этого случая), и плача в трубку, сказал: «Борис! Тридцатые годы вернулись – рушат храм!» Оказалось, что организация, которая выиграла тендер на пристройку к притвору храма некоего служебного помещения, должна была вкапывать фундаментные сваи. Но это оказалось слишком трудоемким. Тогда горестроители вызвали машину и стали эти сваи вбивать, причем в метре от стены храма! В итоге у церкви XVII века треснул притвор, стал проваливаться пол, начал оседать югозападный угол трапезной… Вбивание свай, конечно, прекратили – но разрушения памятнику архитектуры уже были причинены. Прихожане рассказывают, что дело дошло до чудес: строителям явился некий старичок и сказал: «Прекратите! Прекратите сие немедленно!» Говорят, старичокто был не простой, вроде как на святого Николая похожий, которому посвящен придел храма…

    Как вы полагаете, сможет ли нынешнее поколение научиться ответственному подходу к возрождению и обустройству дома Божия?

    – Двадцать лет назад, когда возрождение храмов только начиналось, всеми нами владела некая эйфория: казалось, вот мы сейчас сделаем хоть чтото – и все будет хорошо. Ан нет. Оказалось, что думалито хорошо – да многое вышло плохо. Полбеды, если храм новый. У такого храма есть некий запас прочности материала, но к старинным стенам необходимо подходить особенно внимательно, как к старому человеку: неправильно подобранное лекарство может оказаться смертельным. Совсем недавно, 24 ноября, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение храма Сошествия Святого Духа в селе Первомайское, находящегося ныне на новых московских территориях. Роспись в этом храме выполнила артель «Радость». В своем слове к прихожанам Святейший Патриарх сказал о том, что личная выгода, которую человек когдалибо пытался получить за счет храма, никогда не шла ему во благо. Глубокие и проникновенные слова! Ведь порой случается и такое: ктитор, жертвуя на храм, настаивает, чтобы его деньги были потрачены по его усмотрению. Что это, гордыня или расчет? Такая жертва, как правило, не становится благом. Хочется верить, что пройдет некоторое время, и мы, будущие современники, научимся утишать наше беспокойное сердце и расчетливый разум на пороге храма, готовые творить и жертвовать собой для Бога.

    Беседовала Алина Сергейчук.

    Издательство «ORTOX Русиздат» Журнал «Благоукраситель» № 41, 2013 г.

    el-eparhy.ru


    Смотрите также