Стена игаэля фото


фото, история, как писать записки

Стена Плача – величайшая достопримечательность Израиля. Несмотря на то, что место является священным для иудеев, сюда пускают людей любого вероисповедания. Туристы могут увидеть главное место молитв иудеев, увидеть их традиции и прогуляться по древнему туннелю.

Исторические факты о Стене Плача

Достопримечательность находится на «Храмовой горе», которая в настоящее время таковой не является, напоминая лишь плато. Но историческое название местности сохраняется до наших дней. Здесь царем Соломоном в 825 году был построен Первый храм, являвшийся главной святыней иудеев. Описание постройки до нас почти не дошло, однако картинки мастерски его воссоздают. В 422 году он был разрушен Вавилонским царем. В 368 году евреи возвращаются из рабства и строят на том же месте Второй Храм. В 70 году он был вновь снесен римским императором Веспасианом. Но римляне разрушили храм не полностью – стена, поддерживающая грунт с запада, сохранилась.

Римляне, разрушившие святыню еврейского народа, запретили иудеям молиться у западной стены. Лишь в 1517 году, когда власть над землями перешла к туркам, ситуация изменилась в лучшую сторону. Сулейман Великолепный разрешил евреям молитвы на «Храмовой горе».

С этого времени Стена Плача явилась «камнем преткновения» для мусульманской и иудейской общин. Евреи хотели приобрести окружающие местность здания, а мусульмане боялись посягательств на Иерусалим. Проблема обострилась после попадания Палестины во власть Великобритании в 1917 году.

Лишь в 60-х годах XX века евреи получают полный контроль над святыней. В  шестидневной войне израильтяне разгромили армию иорданцев, египтян и сирийцев. Солдаты, прорвавшиеся к стене – это образец веры и мужества. Фотографии плачущих и молящихся победителей облетели мир.

Почему так называется достопримечательность Иерусалима?

Название «Стена Плача» для многих иудеев является неприятным. Не зря евреи боролись за нее, и нации не хочется, чтоб ее считали слабой. Так как стена находится на западе (по отношению к древнему разрушенному римлянами храму), часто ее называют «западной». С иврита «ХаКотэл ХаМарави» переводится «Западная стена». А известное нам название место получило из-за того, что тут оплакивают разрушение двух великих храмов.

Как иудеи совершают молитву?

Посещая Стену Плача в Иерусалиме, турист будет удивлен стоящему вокруг гулу. Огромное количество плачущих и молящихся людей поражает неготового к этому человека. Иудеи энергично раскачиваются на пятках и быстро наклоняются вперед. При этом они читают священные тексты, некоторые – прислонившись лбом к камням стены. Стена поделена на женскую и мужскую части. Женщины молятся с правой стороны.

В настоящее время на площади перед Стеной совершаются торжества во время праздников в стране. Это место используется и для принятия присяги военнослужащими города.

Как отправить письмо Всевышнему?

Традиция помещать записочки в трещины стены возникла примерно три столетия назад. Как правильно написать записку?

  • Писать письмо можно на любом из языков мира.
  • Длина может быть любой, хотя рекомендуется не углубляться и писать только самое важное, кратко. Но некоторые туристы пишут и длинные послания.
  • Размер и цвет бумаги не имеет значения, но не выбирайте слишком плотную бумагу. Вам сложно будет найти для нее местечко, ведь в Стене Плача находится уже более миллиона посланий.
  • Лучше продумать текст записки заранее! Пишите искренне, от души. Обычно молящиеся просят здоровья, удачи, спасения.
  • Когда записка написана, просто сверните ее в трубочку и просуньте в расщелину. На вопрос: «Можно ли православным верующим писать здесь записки?» ответ будет утвердительным.
  • Ни в коем случае нельзя читать чужие письма! Это большой грех. Даже если вы хотите просто увидеть пример, не трогайте чужие послания.

Записки из Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Иудеи их собирают и сжигают на Масличной горе пару раз в год. Эта традиция нравится представителям всех религий, а помогает или нет это посещение, зависит от веры в чудо.

Для тех людей, у кого нет возможности приехать в Иерусалим, существуют специальные сайты, где работают волонтеры. Они помогут в отправке письма к Всевышнему совершенно бесплатно.

Правила посещения святыни

Стена Плача – это не просто туристический маршрут. В первую очередь она является священным местом, почитаемым огромным количеством людей. Чтоб не оскорбить иудеев, перед посещением достопримечательности нужно запомнить простые правила.

  1. Одежда должна закрывать тело, женщины надевают длинные юбки и кофточки с закрытыми плечами. Замужние дамы и мужчины прикрывают головы.
  2. Выключите мобильные телефоны, евреи относятся к молитве серьезно, не стоит их отвлекать.
  3. Несмотря на обилие на площади лотков с продовольствием, к Стене Плача вас не пропустят с едой в руках.
  4. При входе вы должны пройти контроль и, возможно, обыск. Да, процедура не совсем приятна, но отнеситесь к ней с пониманием. Это необходимые меры безопасности.
  5. По субботам и иудейским праздникам делать фото и снимать видео у стены нельзя! Посещение с домашними животными тоже запрещено.
  6. Покидая площадь, не поворачивайтесь к святыне спиной. Для христиан это тоже важно. Пройдите хотя бы десяток метров «задом наперед», отдайте дань традиции.

Как добраться до Стены Плача?

Стена Плача – главный объект притяжения туристов и паломников со всего мира, поэтому с транспортом тут проблем не возникнет. До остановки «Площадь Западной Стены» (это и является адресом) вас довезут три автобуса: №1, №2 и №38. Проезд обойдется в 5 шекелей. На личном автомобиле сюда доехать можно, но вряд ли вам удастся найти место на стоянке. Можно добраться и на такси, но это недешево (примерно 5 шекелей за километр).

Посетить достопримечательность Иерусалима можно бесплатно, однако пожертвования не возбраняются. Они уходят на содержание стены, благотворительность и зарплату смотрителей. Ночью погулять у стены не получится (разве что в религиозные праздники). В остальное время стена закрывается в урочное время – 22:00.

Советуем посмотреть на Великую Китайскую стену.

Место является священным для иудеев и мусульман. Считается, что на Храмовой горе происходили события из Ветхого Завета. Говорят, что в день разрушения храмов стена «плачет». Мусульмане чтят мечеть «Купол скалы», ведь именно отсюда вознесся пророк Мухаммед.

Экскурсия по туннелю

За дополнительную плату каждый желающий турист может спуститься в туннель, который пролегает вдоль Стены Плача рядом с ее центром и северной частью. Здесь можно увидеть почти полкилометра стены, недоступные взгляду

www.miroworld.ru

Ядин, Игаэль — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Ядин.

Игаэ́ль Яди́н (ивр. ‏יגאל ידין‏‎, урожд. Сукеник) (20 марта 1917 года — 28 июня 1984 года) — второй начальник Генерального штаба Армии Обороны Израиля, израильский археолог и политический деятель.

Военная карьера[править | править код]

Ядин родился в 1917 году в семье известного археолога Элеазара Сукеника и активистки женского движения Хаси Файнсод. В возрасте 15 лет он присоединился к Хагане, где занимал разные должности. В 1946 году Ядин покинул Хагану из-за споров со своим командиром, Ицхаком Саде. В 1947 году, незадолго до провозглашения независимости Израиля, Бен-Гурион вновь призвал Ядина на военную службу (в это время он учился в университете). Ядин руководил операциями во время Войны за Независимость из-за болезни первого начальника Генерального Штаба Яакова Дори.

9 ноября 1949 года Ядин был официально назначен начальником Генерального штаба после отставки Дори и занимал этот пост 3 года. Ядин вышел в отставку 7 декабря 1952 года из-за разногласий с Бен-Гурионом, занимавшим посты премьер-министра и министра обороны. Военную карьеру Ядин завершил в возрасте 35 лет.

Археология[править | править код]

После отставки Игаэль Ядин проводил многочисленные археологические исследования. В 1956 году он получил Государственную премию Израиля за докторскую диссертацию, посвящённой переводу свитков Мёртвого моря. Ядин участвовал в важных раскопках, таких как Кумран, Масада, Хацор и Мегиддо. Во время шестидневной войны 1967 г. Ядин был военным советником премьер-министра Леви Эшколя, а после войны Судного дня был членом комиссии Аграната. Профессор. Член-корреспондент Британской академии (1966).

Политическая деятельность[править | править код]

В 1976 году Ядин совместно с профессором Амноном Рубинштейном, Шмуэлем Тамиром, Меиром Амиом и Меиром Зореа сформировал партию «ДАШ» («Демократическое движение за перемены»). Новая центристская партия казалась перспективной в борьбе против коррупции в движении «Маарах» (нынешняя партия «Авода»). Во время выборов в Кнессет в 1977 г. партия получила 15 мест. Лидер «Ликуда» Бегин смог образовать коалиционное правительство с партией «ДАШ», оставив в оппозиции блок Маарах.

Игаэль Ядин получил пост заместителя премьер-министра и активно участвовал в заключении мирного договора с Египтом. Позднее партия раскололась и в 1981 году Ядин ушёл из политики.

Умер в июне 1984 года, похоронен на горе Герцля в Иерусалиме. В его честь названы множество улиц в городах Израиля.

ru.wikipedia.org

Самые известные стены в мире ❘ фото | Екабу.ру

С древних времён стены строились для защиты, они служили для того, чтобы не выпускать своих и не впускать чужих. Именно поэтому среди исторических архитектурных памятников так много крепостей, неприступных замков и стен длиной в тысячи километров. Именно о последних мы и поговорим. Ниже представлен список десяти самых известных стен в мире.

10. Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме

Мемориал ветеранов войны во Вьетнаме — национальный памятник США, расположенный в Вашингтоне недалеко от мемориала Линкольну. Посвящён американским солдатам, которые погибли или пропали без вести во время войны во Вьетнаме. Состоит из 3 частей — Стены Мемориала ветеранов Вьетнама, скульптуры «Три солдата» и Мемориала женщин Вьетнама.

Идея его создания принадлежит ветерану Вьетнамской войны Яну Скраггсу, после просмотра фильма «Охотник на оленей» (1978).

9. Саксайуаман


Саксайуаман — комплекс из каменных стен, возведённых между 900–1200 гг. недалеко от города Куско в Перу бывшей столицы империи инков. Состоит из трёх мегалитических стен в виде террас, протяжённостью около 400 м. Для их строительства использовались огромные камни, которые тщательно обрабатывались и плотно прилегали друг к другу без какого-либо раствора. Самый большой используемый камень имеет высоту 9 м, ширину 5 м и толщину 4 м. Его вес составляет около 350 тонн.

8. Большой Зимбабве


Большой Зимбабве — каменные развалины древнего южноафриканского города, расположенного в провинции Масвинго. Бывшая столица королевства Зимбабве. Город был основан ок. 1130 н. е. и просуществовал в течение двух-трех веков. Среди наиболее заметных его особенностей — стены, некоторые из которых высотой более пяти метров и построены без использования раствора.

7. Стены Вавилона


Вавилон — один из самых важных древних городов. Он расположен недалеко от Евфрата, примерно в 90 км к югу от Багдада в современном Ираке.

Основной прямоугольной стеной Вавилона являлась стена Имгур-Энлиль. Общая длина этого укрепления оценивается в 8015 м. Его происхождение восходит к 575 году до нашей эры, и благодаря своему величию и архитектуре считалась одним из чудес света древнего мира.

6. Городские стены Стона


Стон — городок в Хорватии, расположенный в южной части полуострова Пелешац. Главная достопримечательность — Стонская стена. Построенная в XV веке, она соединяла два города и простирались на 5,5 км. Возведена в качестве оборонительного сооружения для города Дубровник, насчитывала 40 башен и 5 крепостей. Это вторая по величине стена в Европе. Была значительно повреждена в результате землетрясений 1979 и 1996 годов. Сегодня большая её часть восстановлена.

5. Вал Адриана


Вал Адриана — мощное укрепление на территории Британии, построенное при императоре Адриане в 117–138 годах. Римские легионеры соорудили эту стену через всю Великобританию по линии Карлайл — Ньюкасл, в узком месте острова, по приказу императора Адриана для предотвращения набегов пиктов и бригантов. Общая длина стены Адриана — около 117 километров, ширина – 2,5-3 метра, высота — до 3 метров. Большая её часть сохранилась до нашего времени.

4. Стены Трои


Троя — древний город, находившийся на современной территории северо-западной Турции. Его стены считаются одними из старейших, которые сохранились до наших дней. Они были построены в XIII веке до нашей эры для защиты легендарного города. Высота стен достигала 5 м, ширина 4 м. Именно они противостояли известной 10-летней осаде Трои.

3. Берлинская стена


Берлинская стена — система укреплений длиной около 156 км, построенная по приказу руководства Советского Союза в период интенсивного противостояния и обострения отношений между СССР и США. С 13 августа 1961 года по 9 ноября 1989 года стена отделяла Западный Берлин от Восточного. Является одним из самых известных символов холодной войны и разделения Германии.

2. Стена Плача


Стена Плача — часть древней стены (длиной 485 м) Второго Храма в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году н. э., как следствие Большого иудейского восстания.

Стена Плача — единственное оставшееся сооружение. Это величайшая святыня иудаизма. В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв.

1. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена — ряд оборонительных укреплений в северной части Китая, возведённых для защиты границ Китайской империи от вторжений различных кочевых племён. Самая старая часть стены была построена ещё в VII веке до н. е. Позже, строительство новых секций продолжалось вплоть до XVI века включительно.

Общая её протяжённость — 21 196 км. До наших дней, сохранился преимущественно в виде каменного защитной стены династии Мин (XVII века). Считается одним из самых впечатляющих архитектурных достижений в истории человечества.

ekabu.ru

в Царском селе воссоздали интерьер Лионского зала с золотым шелком на стенах и картиной из Эрмитажа

Удивительный Лионский зал Екатерининского дворца с золотым шелком, лазуритом и шедеврами живописи был фактически уничтожен во время войны. Первый проект реставрации был подготовлен еще в 1980-х, но только сейчас были выполнены все работы по воссозданию интерьеров, возвращены все полотна и даже шелк на стенах соткан в соответствии со старинными образцами. «Собака.ru» рассказывает историю роскошной комнаты и показывает, какой она стала после реставрации.

Парадные апартаменты императрицы

К числу личных парадных апартаментов Екатерины II Большого Царскосельского (Екатерининского) дворца, великолепного образца барокко, принадлежит нарядный Лионский зал. Он получил свое название благодаря отделке стен шелком, изготовленным в Лионе на ткацкой мануфактуре «Lamy et Giraud» (сейчас мануфактура Prelle). Он создавался архитектором Чарльзом Камероном в 1781-1783 годах и пользовался славой соперника янтарной комнаты.

Как со временем менялся зал

Со времен Екатерины II шелковые обои неоднократно меняли. В середине XIX века Лионский зал стал парадной гостиной, золотистую ткань заменили малиновой с цветочными гирляндами. По воле Марии Александровны, супруги Александра II, архитектор Ипполит Монигетти внес кардинальные изменения в оформление помещения: ткань стала полностью покрывать стены, появились новые предметы мебели – гарнитур и люстра из лазурита с декором из золоченой бронзы и монограммой императрицы Марии Александровны.

В 1866 году, к 25-летию со дня бракосочетания Александра II и Марии Александровны, стены обили новым лионским шелком, теперь это была ткань цвета «золотой бутон», она покрывала стены от панелей до верхнего края карниза, использовалась в обивке мебели и в портьерах. Тогда готовились к приезду Марии Дагмар, будущей жены Александра III. Именно в Лионской гостиной у императрицы они пили кофе, а в Арабеском зале для свиты устраивался вечерний прием. Монигетти развернул фигуры на потолке, добавил орнаментальные композиции на лазуритовом и терракотовом фонах. Сочетание элементов отделки екатерининского времени и шелка и предметов XIX столетия сделали Лионскую гостиную одним из самых запоминающихся залов эпохи. 

В таком виде Лионский зал был запечатлен в 1878 году на акварели Луиджи Премацци. Именно по ней восстанавливали потолок, хотя на картине и видна только его часть. Остальное приходилось домысливать или повторять в зеркальном отражении.

Разрушение

Таким зал оставался до 1941 года, но во время Великой Отечественной войны он был фактически уничтожен. Были эвакуированы 25 предметов мебельного ансамбля, образцы шелка, а также дворцовые описи, архивные документы и фотографии. Паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, похищенный в годы оккупации, нашли в Берлине и в 1947 году вернули в Царское село. Кресла, которые когда-то поступили из зала Рембрандта Эрмитажа, не были эвакуированы – их обнаружили после войны в Александровском парке. 

Реставрация

В 1983 году был подготовлен проект реставрации зала. Однако лишь в 2005-м удалось сделать первый шаг к возрождению интерьера. Воссоздание всего убранства Лионского зала – дорогостоящая и трудоемкая задача, поэтому работы ведутся поэтапно. 

В 2018 году начался новый большой этап работ. Были воссозданы живопись на плафоне, наборные мозаичные панели из лазурита с золоченым бронзовым декором, произведен монтаж обивки стен и изготовлены портьеры из лионского шелка с кистями и тесьмой по историческим образцам. На помощь пришел архив ткацкой мануфактуры «Лами и Жиро», которая в 1860-х годах выполняла заказ русского императорского двора – у них сохранились книги заказов XIX века, в которые были внесены маленькие фрагменты сотканных образцов, то есть можно говорить об аутентичном воспроизведении тканей. На всю работу ушло около полутора лет. Было принято решение доверить восстановление шелковой отделки Лионского зала французским мастерам мануфактуры Prelle. В соответствии с разработанным музеем проектом специалисты изготовили 320 метров ткани «золотой бутон» (Lampas bouton d’or Louis XVI). Таким образом, шелк, созданный французскими мастерами, вновь стал главным декоративным элементом зала.

Работы с лазуритом и живописью выполняла Царскосельская янтарная мастерская, специалисты которой восстанавливали Янтарную и Агатовые комнаты, церковь Воскресения Христова Екатерининского дворца.

В Лионском зале располагаются три картины: «Смерть Рафаэля» Феличе Скьявоне, «Святая Агнесса» Джованни Баттиста Ванни и «Семья рыбака» Луи Галле. Последнюю до войны передали в Эрмитаж, а за день до открытия зала она была возвращена в Царское село.

 

Фото: Никита Мурузин

Записала Елизавета Кононенко

www.sobaka.ru

Рафаэль — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с именем или фамилией Рафаэль.

Рафаэ́ль Са́нти (итал. Raffaello Santi, Raffaello Sanzio, Rafael, Raffael da Urbino, Rafaelo; 26 или 28 марта, или 6 апреля[2]1483, Урбино — 6 апреля 1520, Рим) — итальянский живописец, график и архитектор умбрийской, а затем римской, школы. Один из ярчайших представителей искусства эпохи Высокого Возрождения, или римского классицизма начала XVI века. За свою недолгую жизнь он стал одним из самых прославленных и богатых художников Италии. В своих произведениях Рафаэль воплотил представление о возвышенных идеалах ренессансного гуманизма. Его картина «Сикстинская Мадонна» является одной из самых узнаваемых в истории, она являлась вдохновительницей и любимым полотном русского писателя Федора Достоевского.[3]

Урбино. Детство и юность[править | править код]

Рафаэль рано потерял родителей. Мать, Марджи Чарла, умерла в 1491, а отец, Джованни Санти, умер в 1494[4]. Отец был художником и поэтом при дворе герцога Урбинского[2], и первый опыт художника Рафаэль получил в мастерской отца. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.

К числу первых работ относятся «Хоругвь с изображением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтарный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.

Обучение[править | править код]

«Коронование Марии»

В 1501 году Рафаэль приходит в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже, поэтому ранние работы выполнены в стиле Перуджино.

В это время он часто уезжает из Перуджи домой в Урбино, в Читта-ди-Кастелло, совместно с Пинтуриккьо посещает Сиену, выполняет ряд работ по заказам из Читта ди Кастелло и Перуджи.

В 1502 году появляется первая рафаэлевская мадонна — «Мадонна Солли», мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Первые картины, написанные не на религиозную тематику — «Сон рыцаря» и «Три грации» (обе — около 1504).

Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль и создаёт первые шедевры — «Обручение Девы Марии Иосифу» (1504), «Коронование Марии» (около 1504) для алтаря Одди.

Помимо крупных алтарных полотен пишет небольшие картины: «Мадонна Конестабиле» (1502—1504), «Святой Георгий, поражающий дракона» (около 1504—1505) и портреты — «Портрет Пьетро Бембо» (1504—1506).

В 1504 году в Урбино знакомится с Бальдассаром Кастильоне.

Флорентийский период. Мадонны[править | править код]

«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)»

В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Тщательно изучает технику живописи Леонардо да Винчи, Микеланджело. Сохранился рисунок Рафаэля с утраченной картины Леонардо да Винчи «Леда и лебедь» и рисунок со «Св. Матфеем» Микеланджело. «…те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать ещё упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры.»[5]

Первый заказ во Флоренции поступает от Аньоло Дони на портреты его и жены, последний написан Рафаэлем под явным впечатлением от «Джоконды». Именно для Аньоло Дони Микела́нджело Буонарро́ти в это время создаёт тондо «Мадонна Дони».

Рафаэль пишет алтарные полотна «Мадонна на троне с Иоанном Крестителем и Николаем из Бари» (около 1505), «Положение во гроб» (1507) и портреты — «Дама с единорогом» (около 1506—1507).

В 1507 году знакомится с Браманте.

Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых — «Святое семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).

Флорентийские мадонны
«Мадонна с щеглёнком»

Во Флоренции Рафаэль создал около 20 Мадонн. Хотя сюжеты стандартны: Мадонна либо держит Младенца на руках, либо он играет рядом с Иоанном Крестителем, все мадонны индивидуальны и отличаются особой материнской прелестью (по-видимому, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе Рафаэля).

Растущая слава Рафаэля приводит к росту заказов на мадонн, он создаёт «Мадонну Грандука» (1505), «Мадонну с гвоздиками» (около 1506), «Мадонну под балдахином» (1506—1508). К лучшим произведениям этого периода относятся «Мадонна Террануова» (1504—1505), «Мадонна со щеглом» (1506), «Мадонна с Младенцем и Иоанном Крестителем („Прекрасная садовница“)» (1507—1508).

Ватикан[править | править код]

«Афинская школа»

Во второй половине 1508 года Рафаэль переезжает в Рим (там он проведёт всю оставшуюся жизнь) и становится при содействии Браманте официальным художником папского двора. Ему поручено расписать фресками Станцу делла Сеньятура. Для этой станцы Рафаэль пишет фрески, отражающие четыре вида интеллектуальной деятельности человека: богословие, юриспруденцию, поэзию и философию — «Диспута» (1508—1509), «Мудрость, Умеренность и Сила» (1511), и самые выдающиеся «Парнас» (1509—1510) и «Афинскую школу» (1510—1511).

На «Парнасе» изображён Аполлон с девятью музами в окружении восемнадцати знаменитых древнегреческих, древнеримских и итальянских поэтов. «Так, на стене, обращённой к Бельведеру, там, где Парнас и родник Геликона, он написал на вершине и склонах горы тенистую рощу лавровых деревьев, в зелени которых как бы чувствуется трепетание листьев, колеблемых под нежнейшим дуновением ветерков, в воздухе же — бесконечное множество обнажённых амуров, с прелестнейшим выражением на лицах, срывают лавровые ветви, заплетая их в венки, разбрасываемые ими по всему холму, где все овеяно поистине божественным дыханием — и красота фигур, и благородство самой живописи, глядя на которую всякий, кто внимательнейшим образом её рассматривает, диву даётся, как мог человеческий гений, при всем несовершенстве простой краски, добиться того, чтобы благодаря совершенству рисунка живописное изображение казалось живым.»[5]

«Афинская школа» — блестяще выполненная многофигурная (около 50 персонажей) композиция, на которой представлены древние философы, многим из которых Рафаэль придал черты своих современников, например, Платон написан в образе Леонардо да Винчи, Гераклит в образе Микеланджело, а стоящий у правого края Птолемей очень похож на автора фрески. «На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады… Среди них есть и Диоген со своей миской, возлежащий на ступенях, фигура — очень обдуманная в своей отрешённости и достойная похвалы за красоту и за столь подходящую для неё одежду… Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.»[5]

Папе Юлию II работа Рафаэля очень понравилась, даже когда она была ещё не закончена, и папа поручил живописцу расписать ещё три станцы, причём уже начавшие там росписи художники, включая Перуджино и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей работы, Рафаэль набрал учеников, которые по его эскизам выполнили большую часть заказа, четвёртая станца Константина — полностью расписана учениками.

«Портрет папы Юлия II»

В станце Элиодоро были созданы «Изгнание Элиодора из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене» (1512), «Аттила под стенами Рима» (1513—1514), но самой удачной стала фреска «Освобождение апостола Петра из темницы» (1513—1514). «Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. Петр, освобождённый от своих цепей, выходит из тюрьмы в сопровождении ангела … А так как история эта изображена Рафаэлем над окном, вся стена оказывается более тёмной, поскольку свет ослепляет зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий из окна, настолько удачно спорит с изображёнными ночными источниками света, что кажется, будто ты в самом деле видишь на фоне ночного мрака и дымящееся пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально и столь правдиво, что никогда не скажешь, что это просто живопись, — такова убедительность, с какой художник воплотил труднейший замысел. Ведь на доспехах можно различить и собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар пламени, выделяющиеся на фоне такой глубокой тени, что можно поистине считать Рафаэля учителем всех остальных художников, достигшим в изображении ночи такого сходства, которого живопись дотоле никогда не достигала.»[5]

Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля.

В 1513—1516 годах Рафаэль по заказу папы занимался изготовлением картонов с сюжетами из Библии для десяти шпалер, которые предназначались для Сикстинской капеллы. Наиболее удачен картон «Чудесный улов» (всего до нашего времени дошло семь картонов).

Ещё одним заказом от папы были лоджии, выходящие во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были возведены в 1513—1518 годах в виде 13 аркад, в которых по эскизам Рафаэля были расписаны учениками 52 фрески на библейские сюжеты.

В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра. В 1515 году он получает и должность главного хранителя древностей.

В 1515 году в Рим приезжает Дюрер и осматривает станцы. Рафаэль дарит ему свой рисунок, в ответ немецкий художник прислал Рафаэлю свой автопортрет, дальнейшая судьба которого неизвестна.

Алтарная живопись[править | править код]

Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов: «Святая Цецилия» (1514—1515), «Несение креста» (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около 1518).

Последним шедевром мастера является величественное «Преображение» (1516—1520), картина, в которой проглядывают черты барокко. В верхней части Рафаэлем в соответствии с Евангелием на горе Фавор изображено чудо преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть картины с апостолами и бесноватым отроком была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля.

Римские мадонны[править | править код]

«Сикстинская мадонна»

В Риме Рафаэль написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512—1514), «Мадонна в кресле» (около 1513—1514).

Самым совершенным творением Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину заказал Юлий II для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце. «„Сикстинская Мадонна“ поистине симфонична. Переплетение и встреча линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.»[6]

Портреты[править | править код]

Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты. В 1512 году Рафаэль пишет «Портрет папы Юлия II». «В это же время, пользуясь уже величайшей известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе.»[5] По заказам папского окружения были написаны «Портрет кардинала Алессандро Фарнезе» (около 1512), «Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси» (около 1517—1518).

Особо выделяется портрет Бальдассаре Кастильоне (1514—1515). Спустя много лет этот портрет будет копировать Рубенс, Рембрандт сначала зарисует его, а затем под впечатлением от этой картины создаст свой «Автопортрет». Отвлёкшись от работы в станцах, Рафаэль пишет «Портрет Биндо Альтовити» (около 1515).

Последний раз Рафаэль изобразил себя на «Автопортрете с другом» (1518—1520), хотя какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо, неизвестно, исследователи выдвинули множество малоубедительных версий.

Вилла Фарнезина[править | править код]

«Триумф Галатеи»

Банкир и покровитель искусств Агостино Киджи построил на берегу Тибра загородную виллу и пригласил Рафаэля для её украшения фресками на сюжеты из античной мифологии. Так в 1511 году появилась фреска «Триумф Галатеи» . «Рафаэль изобразил в этой фреске пророков и сивилл. Это по праву считается его лучшим произведением, прекраснейшим в числе стольких прекрасных. Действительно, женщины и дети, там изображённые, отличаются своей исключительной жизненностью и совершенством своего колорита. Эта вещь принесла ему широкое признание как при жизни, так и после смерти.»[5]

Остальные фрески по эскизам Рафаэля расписали его ученики. Сохранился выдающийся эскиз «Свадьба Александра Македонского и Роксаны» (около 1517) (сама фреска была расписана Содомой).

Архитектура[править | править код]

Исключительное значение имеет деятельность Рафаэля-архитектора, представляющая собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте в 1514 г. Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра (составив новый, базиликальный план). В 1515 г. папа Юлий II назначил Рафаэля главным археологом и «Хранителем памятников города Рима». Рафаэль составлял карту античного Рима, достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями (галереей второго этажа), названными впоследствии Лоджиями Рафаэля. Своды, стены и пилястры с мотивами гротеска в 1517—1519 гг. расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Удине, Франческо Пенни.

В Риме по проектам Рафаэля построены центрическая, крестово-купольная церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (Св. Элигия цеха ювелиров; 1509—1511) и изящная капелла Киджи церкви Санта-Мария-дель-Пополо (1512—1520). Рафаэль также проектировал фасады Палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (1520, здание не сохранилось) с богатой ордерной пластикой, а также Палаццо Пандольфини во Флоренции, законченное Джованни Франческо да Сангалло (1516—1520). В 1515 г. на северо-западной окраине Рима для кардинала Джулио Медичи (будущего Папы Климента VII) по проекту Рафаэля возводили виллу (заканчивал постройку Антонио да Сангалло Младший). Постройка получила название «Вилла Мадама» (по имени следующей владелицы Мадамы Маргериты Австрийской, супруги Алессандро Медичи). Главные мотивы архитектуры виллы всё те же — полуциркульные арки и купола. Вестибюль и лоджия декорированы стукковыми рельефами и росписями на темы гротеска.

Рафаэль неизменно связывал композицию и рельеф фасадного декора с особенностями участка и соседней застройки, размерами и назначением здания, стараясь придать каждому дворцу как можно более нарядный и индивидуализированный облик [»[7] . В основе его композиций - центрический план, симметрия и четкое членение фасадов пилястрами, купол. Существует мнение, что стиль классицизма в архитектуре и живописи фактически был создан и в формальном отношении завершен Рафаэлем. При созерцании его произведений, действительно, возникает ощущение формального предела: дальнейшее развитие кажется невозможным [8].

Рисунки и гравюры[править | править код]

Рафаэль. «Лукреция» Маркантонио Раймонди. «Лукреция» (1510—1515)

Сохранилось около 400 рисунков Рафаэля. Среди них - подготовительные рисунки и наброски к картинам, имеются и самостоятельные произведения.

Сам Рафаэль гравированием не занимался. Однако его ученики и помощники: Маркантонио Раймонди, Агостино Венециано, Марко Денте и Джованни Антонио Каральо использовали рисунки и незавершенные композиции Рафаэля, создавая реплики и композиционные вариации. Благодаря этому, в частности, до нас дошло несколько изображений утраченных картин Рафаэля. Гравюры по рисункам Рафаэля продавали в уличных лавках, их покупали мастера росписи итальянской майолики, картоньеры (создававшие картоны для производства шпалер), резчики по дереву, ювелиры и граверы по металлу. Так складывалась своеобразная творческая эстафета, типичная для эпохи Возрождения, когда все виды искусства развивались в целостной взаимосвязи: творчество выдающегося живописца - работа рисовальщика-гравера - труд ремесленника. В петербургском Эрмитаже хранится несколько майоликовых блюд с композициями А. Венециано и М. Раймонди. Причем росписи не копируют рисунки Рафаэля, а являются творческими вариациями, композиции которых, несмотря на слабый рисунок, даже выигрывают в сравнении с эскизами самого Рафаэля. Это объясняется формообразующей силой круглого формата и спецификой мазковой росписи [9].

Гравюра резцом на меди М. Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля (ок. 1510 г.), как и картина Джорджоне "Сельский концерт" (1508-1509), явилась по свидетельству самого художника - Э. Мане одним из источников знаменитой картины «Завтрак на траве» (1863) [10].

Стихи[править | править код]

«Портрет молодой женщины (Форнарина)» (около 1518—1519). Как полагает большинство исследователей, на картине изображена возлюбленная и модель Рафаэля, Форнарина. После смерти Рафаэля Джулио Романо подрисовал на плече женщины браслет с надписью Raphael Urbinas.

Как и многие художники его времени, как например, Микеланджело, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. Ниже в переводе А. Махова приведён сонет, посвящённый одной из возлюбленных живописца.

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.

Они сулят то хлад, то летний зной,

Но нет в них малой капли состраданья.

Едва познал я их очарованье,

Как потерял свободу и покой.

Ни ветер с гор и ни морской прибой

Не справятся с огнём мне в наказанье.

Готов безропотно сносить твой гнёт

И жить рабом, закованным цепями,

А их лишиться — равносильно смерти.

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями

И жертвой стал любовной круговерти.

Смерть[править | править код]

Саркофаг Рафаэля

Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения ещё более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть» (лат. Ille hic est Raffael, timuit quo sospite vinci, rerum magna parens et moriente mori).

У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.

«Голова молодого апостола»

5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519—1520) к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.[11]

  • 2017 — Рафаэль. Князь[12] искусства / Raffaello: Il Principe delle Arti (реж. Лука Виотто / Luca Viotto) — документально-игровой, в роли Рафаэля Санти — Флавио Паренти / Flavio Parenti, в роли Джованни Манти — Энрико Ло Версо / Enrico Lo Verso
  1. ↑ Miscellaneous Notes (англ.) // The phrenological journal and miscellany. — 1836. — Vol. 9, no. 41. — P. 91—96.
  2. 1 2 Рафаэль / О. А. Назарова // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 264—266. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  3. ↑ «Сикстинская мадонна» в русской литературе ХХ века (неопр.). www.mirfilologa.ru. Дата обращения 30 июля 2019.
  4. Srinivasan, A. World Famous Artists. — P. 21. — ISBN 81-7478-522-1.
  5. 1 2 3 4 5 6 Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.
  6. Долгополов И. В. Мастера и шедевры. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — Т. I.
  7. Алпатов М. В. "Рафаэль" // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Советская энциклопедия, 1965.
  8. ↑ Бартенев И. А. Рафаэль и архитектура // Рафаэль и его время: Сборник статей. - М.: Наука, 1986. - С. 74-88
  9. ↑ Михайлова О. Э. Использование композиций произведений Рафаэля и его школы в росписи итальянской майолики // Рафаэль и его время: Сборник статей. - М.: Наука, 1986. - С.142-154
  10. ↑ Прокофьев В. Н. Живопись Эдуарда Мане между прошлым и будущим (некоторые вопросы поэтики и стилистики) // Прокофьев В. Н. Об искусстве и искусствознании. - М.: Советский художник,1985.- С. 128 (письмо Ш. Бодлера Надару от 14 мая 1859 г.)
  11. ↑ Сайт Sotheby’s
  12. ↑ В некоторых русских источниках — «Принц», в англоязычном прокате — The Lord (of the arts)
Ранние работы
Флорентийский
период
Римский период

ru.wikipedia.org

Станцы Рафаэля — Википедия

Ста́нцы Рафаэля (итал. Stanze di Raffaello, букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza — комната) — помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам[1]. В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509—1511 гг. Тема росписи — духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) — главные гуманистические и христианские добродетели.

«Афинская школа»

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа» — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции — фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу — в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз — в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу — Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой — живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) — у ворота его одеяния.

Фреска «Диспута» — это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже — голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико.

Фреска «Парнас». В центре — Аполлон, играющий на лире да браччо. Вокруг него девять муз и литераторы — античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо и другие, справа — Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций, Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура
  • «Афинская школа» (философия)

  • «Парнас» (великие поэты и музыканты)

  • «Добродетели и закон»

«Пожар в Борго»
(Станца дель Инчендио ди Борго)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) — последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514—1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно — эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, — «Пожар в Борго».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 гг. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Фреска «Изгнание Элиодора», по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

В «Мессе в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

С большим мастерством написана фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой — проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Немецко-итальянский гравёр Иоганн (Джованни) Пихлер[en] (1734—1791), придворный мастер императора Иосифа II, воспроизводил в гравюрах на меди ватиканские станцы Рафаэля, но успел издать только первую часть сборника этих гравюр (40 листов)[2].

Ранние работы
Флорентийский
период
Римский период

ru.wikipedia.org

Будни европейского искусства: "Великая стена вагин" Джейми Маккартни

Пять лет назад англичанин впервые представил обществу свое эпическое произведение, другими словами здесь и не изъясниться – в брайтонской галерее он выставил более 400 слепков вагин, которые были сделанным им собственноручно у различных женщин в возрасте от 18 до 76 лет.

С тех пор со своей выставкой он объездил всю Европу и значительно пополнил свою "стену". Давайте познакомимся с ней поближе, коли мы тоже теперь Европа :)

"Ничего особенного, эпатаж, да и только…", станут разглагольствовать некие скептики, однако на то что бы создать эти пресловутые 400 слепков у художника ушло более пяти лет и постоянные, умопомрачительные поиски добровольцев.

"Когда я собрал первую группу, состоящую из 40-ка слепков летом 2008 года, я был очень разочарован, так как понял, что скульптура должна быть намного больше, чтобы иметь то влияние, которое я хотел. Я знаю, что многие женщины беспокоятся по поводу того, как выглядят их внешние половые органы. Наше общество создало еще один способ сделать так, чтобы женщины чувствовали себя плохо. Я решил, что обладаю уникальными возможностями что-то с этим сделать. Если моя работа поможет хотя бы одной женщине отказаться от совершенно не нужной пластической операции на ее гениталиях, я буду считать свое дело сделанным"

Модели скульптора, это абсолютно разнообразные женщины, в числе которых была пара идентичных близнецов, матерей и дочерей, ну и не обошлось и без транссексуалов. Также Джейми сделал заявление о благотворительности: "Я буду создавать еще одну панель из 40 вагин, чтобы продать ее на благотворительном аукционе. Если вы хотите принять в этом участие, то пожалуйста, свяжитесь с нами", — говорит Джейми Маккартни. Связаться с организаторами кастинга можно по электронному адресу [email protected] Не стесняйтесь, ведь мы теперь европейцы.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee


Смотрите также