Устройство прохода шин через стену


Как монтировать держатели шин заземления на разные поверхности?

Система заземления — важнейший элемент любой электрической цепи, обеспечивающий защиту и безопасность последней. Заземление цепи обеспечивается при помощи шин заземления — специальных полос проводящего металла различной формы. Для многих типов жилых помещений шина заземления изолируется и прокладывается внутри стен, что гарантирует безопасность и целостность линии заземления. Однако в некоторых случаях (в частности, на промышленных объектах или для заземления различных распределительных щитов и ящиков) шина заземления может прокладываться по внешней части стены. Для прикрепления шины к различным поверхностям используют особые металлические крепления — держатели шин заземления.


Правила монтажа держателей


Монтаж системы заземления — процесс, требующий соблюдения особых правил. В сухих помещениях, где отсутствует агрессивная среда (влажность, подтеки, кислоты и любые факторы, способные вызвать разрушение и/или коррозию материала шины) шину заземления можно крепить непосредственно к стене — это делает процедуру монтажа весьма простой. Однако при наличии агрессивных условий среды шина заземления должна находиться на расстоянии минимум 10 мм от субстрата. Для реализации данного требования и используются упомянутые держатели. Установка заземления выполняется в шесть этапов:

  • Разметка прокладки проводника, определение и расчет точек прохода и обхода
  • Сверление специальных отверстий в местах прохода шины через стены и перекрытия
  • Установка держателей шин на поверхности
  • Прокладка защитных проводников
  • Соединение концов проводников при помощи сварки
  • Обработка шины заземления, покраска защитной нитрокраской (чередование желтых и зеленых полос)

Фактически, способ крепления держателей шин заземления зависит от типа поверхности, которая используется для прокладки шины. Так, для крепления держателей к металлическим элементам, расположенным в бетонных основаниях, используется сварка; монтаж держателей на бетонную или кирпичную поверхность осуществляется при помощи дюбелей (с использованием строительного пистолета).


Правила расположения держателей


При монтаже держателей важно строго соблюдать требования касательно их расположения относительно различных конструкционных объектов поверхности и помещения, как то:

  • Запрещено устанавливать держатели ближе чем на расстояние в 100 мм от точки ветвления шины
  • Держатели необходимо монтировать на высоте не менее 400—600 мм от пола помещения
  • Расстояние между точкой крепления держателя и поверхностью съемных перекрытий каналов должно составлять минимум 50 мм
  • При наличии поворотов шины заземления держатели нельзя монтировать ближе чем за 100 мм от вершины угла поворота

Московский завод электромонтажных изделий готов в свою очередь предоставить не только данные правила и рекомендации, но и сами шины заземления, а также держатели для них.

www.mzemi.ru

Огнезащитные барьеры шинопроводов

Тема пожарной безопасности актуальна всегда, во всех отраслях и практически для всего спектра электротехнического оборудования. Почти в любом здании можно найти проблемные зоны по которым возможно распространения огня, дыма между этажами и комнатами внутри одного здания. При возникновении очага возгорания, скорость распространения огня можно значительно сократить путем правильной организации противопожарной защиты.

Конструкция шинопроводов обладает одними из лучших противопожарных характеристик. Монтаж шинопроводов часто осуществляется между стенками помещений и этажных перекрытий, и важно обеспечить изоляцию потенциальных путей для распространения огня. Для обеспечения защиты от огня в различных проходах между перекрытиями используют огнезащитные барьеры шинопроводов.

В данном обзоре мы рассмотрим основные понятия огнезащиты зданий в местах прокладки шинопроводов, а также примеры огнезащитных барьеров для проходок шинопроводов от некоторых производителей.

Современная система шинопровода представляет собой пожарозащищенную конструкцию, в которой материалы, поддерживающие воспламенение и горение, составляют не более 15%.

В случае возникновения пожара проходка шинопровода способна сдерживать раскаленные газы и пламя, но только определенный промежуток времени. Как правило, максимальное время, указанное в сертификате жесткого токопровода, составляет не более 180 минут. Данный параметр не должен использоваться, как определяющий фактор, чтобы игнорировать требования пожарной безопасности к проходам шинопроводов при их размещении или замене. Температура в зоне пожара может достигать до +1000С и более (в зависимости от материалов, которые участвуют в процессе горения), тогда как температура плавления и горения изоляции шинопровода достигает всего лишь +150…+220 градусов. Поэтому в реальности сдерживать огонь шинопровод может меньший промежуток времени.

В процессе прокладки шинопроводов в зданиях с нормируемым пределом огнестойкости, необходимо соблюдать меры противопожарной защиты объекта:

· Для предупреждения распространения огня между помещениями зоны прокладки жесткого токопровода следует обеспечить перекрытиями с защитными функциями.

· Соблюсти регламент испытательных мероприятий, указанный ГОСТе Р 53310-2009. Также необходимо выдержать регламент, обозначенный в другой спецификации - ГОСТе Р 51321.2-2009 (МЭК 60439-2:2005).

· Значения граничной огнестойкости шинопровода не должны быть меньше предельной огнеустойчивости перекрытий.

Проблемы распространения огня по всему зданию вдоль шинопроводов

В случае возникновения пожара, шинопровод не должен быть той дорожкой, по которой огонь распространяется по всему зданию. В настоящее время сертификация на наличие огнестойкой конструкции не является обязательной, поэтому не все производители кабельной продукции обеспечивают проходы шинопроводов специальным защитным барьером. Отсутствие такого барьера может повлечь за собой распространение огня между комнатами внутри одного здания.

Что представляет собой огнезащитный барьер шинопровода?

Огнезащитный барьер – огнестойкая конструкция, сдерживающая распространение огня и газов в зонах прохождения шинопровода между помещениями. Противопожарная преграда обладает регламентированным пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности.

В качестве такой защиты могут использовать минеральные или силикатные плиты, скрепленные термостойким клеем, минеральная вата, фольга, другие негорючие материалы. Огнестойкая защита шинопровода способна выдерживать температуру +1200С. Время сохранения огнестойких параметров: до 4-часов.

Понятия огнестойкости шинопроводов

Огнестойкость шинопровода – способность изделия в условиях пожара удерживать первоначальные характеристики. Параметры каждого шинопровода производители указывают в соответствующих документах (сертификатах).

Максимальное время устойчивости к высоким температурам, на которое рассчитана проходка жесткого токопровода – 180 минут (3 часа).

Предел огнестойкости – временной отрезок от момента воздействия повышенных температур (открытого огня) до наступления одного из граничных условий, регламентированных к данному объекту

Согласно требованиям, изложенным в ГОСТ 53310-2009, в момент проверки огнеустойчивости мест пролегания шинопровода определяются следующие граничные состояния:

· Критическая температура нагревания защитного короба в неотапливаемом участке - (Т)

· Потеря теплоизолирующих характеристик в результате повышения температуры на необогреваемой поверхности заделочного материала выше, чем на 140 градусов - (I)

· Полная или частичная потеря целостности заделочного материала из-за возникновения в конструкции прохода пробоин, сквозь которые попадают дым и огонь – (Е).

Также, устойчивость коридоров прохождения шинопровода сквозь стеновые перегородки и перекрытия регламентируется ДСТУ Б В.1.1-8:2003 «Защита от пожара. Кабельные проходки. Метод испытания на огнестойкость».

Характеристики различных шинопроводов, с точки зрения огнестойкости:

Шинопровод

Характеристики

материала

Температура плавления, tС

Предел текучести

Удельное сопротивление материала, Ом*мм2/м

Примечание

Алюминиевый

Мягкий, непрочный

+600

низкий

0,028

Алюминиевые корпуса шинопроводов хорошо отводят тепло и работают как радиаторы, не позволяя токопроводящим частям сильно нагреваться

Медный

Пластичный с высокой теплопроводностью

+1085С

средний

0,017

Используются для построения электросетей в зданиях с большой плотностью распределения электроэнергии на этажах или между ними. Они применяются в условиях повышенных требований к электробезопасности.

Стальной

Свойства зависят от объема примесей

+1300..+1500

высокий

0,1

Используются редко.

Виды огнезащитных барьеров для шинопроводов

Огнезащита шинопроводов обеспечивается двумя способами:

1. Огнезащитные проходки от производителей шинопровода

2. Строительный вариант – во время прокладки шинопровода производятся работы по обеспечению огнезащиты шинопроводов. Такие работы включают следующие мероприятия:

· Зазоры в местах прохода шинопровода через стены и перекрытия заделываются изолирующим негорючим материалом;

· Большие проемы дополнительно изолируются минеральной ватой, базальтными материалами или фольгой;

· Конструкцию шинопроводов располагают на высоте не менее 3,5 метров.

Недостатки строительного варианта:

Данный способ обеспечения огнезащиты шинопровода в местах прохождения через стены экономически более затратный, так как требует дополнительных расходов на приобретение защитных плит и других материалов. Кроме того, заделка мест прохода шинопровода паклей с последующим оштукатуриванием стен или использование компаунда - не соответствуют противопожарным нормам.

Особое внимание стоит уделить случаям, когда для обеспечения огнезащиты шинопровода строительная организация предлагает заделку зазоров и проходок огнеупорной монтажной пеной. Подобный продукт, даже если на упаковке он обозначен, как «противопожарный» или «огнеупорный», все равно является горючим материалом.

Монтажную пену запрещено использовать, если в рабочей документации по проекту или нормативных актах обозначено требование заделывания зон инженерных коммуникаций термоустойчивым (негорючим) составом. Еще одним важным доказательством того, что огнеупорную монтажную пену нельзя использовать в качестве огнезащитного барьера при прокладке шинопровода, является добровольная сертификация данного продукта на соответствие противопожарным нормам. Тогда как, конструкции заполнения зон прохождения инженерных коммуникаций, в том числе жесткого токопровода и кабельных каналов, должны иметь обязательное и регламентированное подтверждение соответствию противопожарным нормам.

Конструкция огнезащитного барьера на примере бренда Metaenergy

С целью предотвращения распространения огня и продуктов горения через стены и коридоры пролегания шинопровода, производитель использует специальную защиту из минеральных блоков. Такие блоки изготавливаются с учетом конструктивных особенностей шинопровода, что значительно ускоряет и упрощает монтаж. В качестве соединения плит применяется термостойкий клей. Данная огнезащита противостоит высокой температуре до +1200С до трех часов.

Соединительные блоки барьера Metaenergy состоят из защитных крышек, уплотнителя, элементов соединения шин, крепежа (шайба, болт). Места соединения блоков не нуждаются в обслуживании и служат на протяжении всего срока эксплуатации шинопровода.

Преимущества огнезащитного барьера Metaenergy:

· Полная защита от пыли

· Защита от внутренних повреждений

· Защита от контакта с внешними факторами

· Защита от водяных струй с любых направлений.

Какие требования производителей шинопроводов нужно соблюсти для правильного применения и обеспечения нужной огнестойкости.

Для обеспечения нужной огнестойкости защитного барьера производители рекомендуют соблюдать правила монтажа и техники безопасности. Прежде, чем приступить к работе, необходимо ознакомиться с инструкцией по установке огнезащитного барьера, рассчитать место установки прохода и наметить место сборки шинопровода. Центр прохода должен обязательно совпадать с центром проема стены или перекрытия и соответствовать его толщине.

Обзор противопожарных барьеров производителей шинопровода

Противопожарные барьеры шинопроводов Siemens

Система шинопроводов SIVACON 8PS. Противопожарный барьер устанавливается заказчиком с плитами противопожарного барьера, минеральной ватой, фольгой Майлар и крепежными винтами.

Доступно только для одинарных систем от LX.01... до LX.07 …

Характеристики барьера:

· Длина [ìì] - L = 700

· Для системы - LX.01... -LX.07...

· Тип1) - LX....-S120-MOS.

Противопожарный барьер должен размещаться таким образом, чтобы всегда находиться в противопожарной стене/перекрытии или перед противопожарной стеной/перекрытием. Следует соблюдать указанные максимальные расстояния крепления. Недопустимо, чтобы противопожарный барьер был не полностью утоплен в противопожарную стену/перекрытие.

Противопожарные барьеры шинопроводов НТЦ Энерго-Ресурс

Для предотвращения распространения огня и продуктов горения компания предлагает использовать специальную защиту – минеральные огнестойкие плиты с конфигурацией шинопровода, скрепляемые термоустойчивым клеем в местах соединения. Испытания показали, что используемая огнезащита является экологически чистым продуктом, не выделяет вредных веществ в случае возникновения пожара. Дополнительно: огнезащитный барьер может комплектоваться металлическими фланцами для закрытия стенного проема. Устойчивость к температуре в диапазоне от -270С до +1200С. Предел огнестойкости: до 240 минут.

Варианты огнезащиты НТЦ Энерго-Ресурс:

Артикул

Наименование

Тип шинопровода

8720 01 00

Огнезащитный барьер ОЗБ-1

одинарный

8720 02 00

Огнезащитный барьер ОЗБ-2

двойной

8720 03 00

Огнезащитный барьер ОЗБ-3

тройной

Противопожарные барьеры шинопроводов C&S Electric

Шинопровод воздушный Metobar C&S Electric. В качестве огнезащиты компания предлагает специальные секции с огнезащитным барьером для установки в проходах через стены и перекрытия.

Характеристики:

Длина 1 секции: L1=240 мм.

Стандартная длина L секции с огнезащитным барьером: 1000 мм.

Предел огнестойкости: 120 минут.

Противопожарные барьеры шинопроводов POGLIANO BUSBAR

Шинопровод POGLIANO BS BLINDO SBARRA® 250А - 1000А. Компания предлагает огнезащитный барьер FIREBARRIERS, который может устанавливаться в вертикальном или горизонтальном положении. Секции с огнезащитными барьерами разработаны в соответствии с DIN 4102-9. Данные конструкции применяются с целью разделения двух частей секции, проходящей через стену или плиту пола. Толщина барьера может быть от 180 до 320мм.

Противопожарные барьеры шинопроводов Legrand

Противопожарные барьеры EZ-Path® позволяют быстро прокладывать кабели и шинопровод без ухудшения противопожарных характеристик. Данная система обладает полной герметичной и не требует дополнительного обслуживания в течение срока эксплуатации шинопроводов. Обладает специальной защитой от проникновения газов из систем автоматического газового пожаротушения. В серию Cablofil EZ-Path® входят модули трех типоразмеров и многочисленные аксессуары для быстрой и простой установки, не требующей специальных инструментов и квалификации.

Противопожарные барьеры шинопроводов Eaton

Шинопроводы Power Xpert® серии MP оснащаются огнезащитными барьерами, которые препятствуют распространению огня и продуктов горения при проходе сквозь стены или потолки. Внутренние огнезащитные барьеры изготовлены в виде уплотнений, разбухающих под воздействием пламени. Для дополнительной безопасности кожух шинопроводов средней мощности оборудован блокируемыми крышками категории воспламеняемости UL-94 V-O, которые выделяют мало дыма при горении и не содержат галогенов, что исключает образование токсичного дыма. Предел огнестойкости огнезащитных барьеров – 240 мин.

Противопожарные барьеры шинопроводов Русский Шинопровод

Шинопровод серии BBR. Огнезащитный барьер используется для защиты от проникновения пламени сквозь стенки и перекрытия по пути шинопровода. Данная защита может монтироваться с шинопроводами следующих сечений: 800, 1000, 1250, 1600, 2000, 2500, 3200, 4000 А, напряжением до 1000 В. Длина одной стандартной секции барьера: 1500 мм. Дополнительная защита: минвата и термостойкая мастика.

Противопожарные барьеры шинопроводов СОЭМИ

Шинопровод распределительный ШМА 5-250-630 А. Сегмент с огнезащитным барьером представляет прямой элемент, внутренняя полость которого наполнена термоустойчивой смесью. Данные отрезки монтируются в непосредственно в местах пролегания коммуникаций сквозь перегородки и перекрытия в помещениях любого предназначения (промышленное здание, склады, офисы и др). Такие барьеры препятствуют распространению дыма, горячих газов и пламени в прилегающие комнаты.

Предел огнестойкости: 60-180 минут (не более) при заделывании коридоров защитной смесью (согласно КП ТУ 5767-005-20942052-04). Предлагаемые размеры отрезков (L): 1, 2 и 3 м.

В заключение

Риск возникновения и распространения пламени и продуктов горения по проходкам шинопровода должен быть минимизирован или исключен полностью. Для этих целей целесообразно использовать специальный огнезащитный барьер шинопровода, который предлагают производители твердого токопровода.

Главное преимущество защитного барьера заключается в его полном соответствии действующим противопожарным нормам и правилам. Кроме того, специальная конфигурация защитных плит, созданная в соответствии с конструктивными особенностями шинопровода, позволяет производить монтаж барьера в минимальные сроки и полностью безотходным способом.

Статья подготовлена коллективом Шинопровод.РУ

02.04.2018

shinoprovod.ru

Кабельная проходка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 января 2018; проверки требуют 6 правок.

Ка́бельная прохо́дка  — изделие или сборная конструкция, предназначенные для прохода электрических кабелей (кабельных линий) через стены, перегородки и перекрытия и включающие в себя заделочные материалы и (или) сборные элементы, закладные детали (трубы, короба, лотки и т. п.) и кабельные изделия.[1]

Рис. 1. Герметичные проходки:
1 — труба или кабель; 2 — гильза; 3 — строительная конструкция; 4 — облицовка; 5 — шайба; 6 — обойма; 7 — диафрагма

Проходки предназначены для заделки мест прохода технологических трубопроводов, трубопроводов инженерных систем, кабелей и кабельных систем через стены, перекрытия и другие строительные конструкции. В случае пожара проходки препятствуют распространения огня и дыма в смежные помещения. Нормируемый предел огнестойкости проходки не должен быть ниже предела огнестойкости основной конструкции. Устройство проходки не должно снижать пропускную способность кабеля (по нагреву) более, чем на 2 процента[2]

Особые требования предъявляются к проходкам в конструкциях и защитных оболочках атомных электростанций. Такие проходки должны обеспечивать герметичность и радиационную стойкость, противостоять избыточному давлению и сейсмическим воздействиям[3].

При строительстве Останкинской башни кабели и фидеры были размещены в вертикальной шахте без разделения на герметичные отсеки и без устройства проходок. Во время пожара 27 августа 2000 года это привело к быстрому распространению огня по вертикали[4].

Рис. 2. Ввод кабелей через оболочку АЭС:
1 — изолятор; 2 — керамическая труба; 3 — стержень; 4 — металлическая труба; 5 — фланец; 6 — обойма; 7 — плита; 8 — колпак; 9 — гайка; 10 — гибкий провод; 11 — прокладка; 12 — термоусадочная трубка; 13 — усилительный фланец

Простейшая проходка (сальник) представляет собой металлическую гильзу, заделанную в стену (перекрытие). Внутренний диаметр гильзы несколько больше наружного диаметра проходящего через него кабеля (или трубопровода). Пространство между ними забивается пропитанной жиром паклей (отсюда название), резиновым кольцом, асбестовым шнуром, специальными сальниковыми набивками. Такая конструкция широко используется в трубопроводной арматуре, насосах, судовых и автомобильных механизмах под названием сальниковое устройство.

Проходки в конструкциях промышленных предприятий и электростанций устраивают в виде двух закладных металлических полос, соединяемых гильзами (рис. 1). Каждая проходка может обеспечивать прокладку нескольких кабелей или трубопроводов. Высоковольтные кабели прокладывают через проходные изоляторы (рис. 2), шинопроводы — через специальные проходы. Для герметизации гильзы закрывают шайбами или диафрагмами.

В современном строительстве применяются модульные системы проходок, состоящие из стальных или пластмассовых рамок и набора глухих модулей и модулей с отверстиями. Для них применяется негорючая пластмасса (эластомер). Для обеспечения герметичности модули сжимаются натяжными болтами. Для обеспечения защиты от электромагнитных полей модули и рамки могут быть дополнительно снабжены медными прокладками.

При устройстве проходок через железобетонные конструкции проходки изготавливают заранее и устанавливают вместе с опалубкой до заливки бетоном. В сборно-монолитных конструкциях (например, на АЭС) трубные и кабельные проходки устанавливают на заводе при сборке блок-ячеек. Проходки небольшого диаметра устраивают также в готовой железобетонной конструкции с помощью алмазного кольцевого сверла. В кирпичных стенах для больших проходок оставляется штроба, при небольшом размере сверлится отверстие.

Кабель прокладывается после твердения бетона и проведения облицовочных или отделочных работ. Проходки и проходные изоляторы испытывают на нагрев, а также на силовое воздействие (изгиб), образцы проходок — на огнестойкость.

Для защиты помещений и кабелей от огня при строительстве или временной эксплуатации устраивают временные кабельные проходки из огнезащитных подушек.

  1. ↑ [1] НПБ 237-97 КОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫЕ. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ НА ОГНЕСТОЙКОСТЬ КАБЕЛЬНЫХ ПРОХОДОК И ГЕРМЕТИЧНЫХ КАБЕЛЬНЫХ ВВОДОВ
  2. ↑ ГОСТ Р 53310-2009. Проходки кабельные, вводы герметичные и проходы шинопроводов. Требования к пожарной безопасности. Методы испытаний на огнестойкость. М.: Стандартинформ, 2009. — 7 с.
  3. ↑ Строительство тепловых и атомных электростанций. В 2-х тт. — 3-е изд. — М.: Стройиздат, 1985. — (Справочник строителя).
  4. ↑ Отчет МВД и МЧС по пожару в Останкинской телебашне

ru.wikipedia.org

Особенности прохождения трубопроводов сквозь строительные конструкции | Инженеришка.Ру | enginerishka.ru

Очень часто приходится проектировать, а затем монтировать трубопроводы, которые проходят через стены, потолки и пол. И, как правило, возникает множество вопросов такого вида: Стоит ли применять гильзы при проходе труб через стены? Какого размера ее применять? Как заделывать гильзы? Какого материала применять гильзы? На какое расстояние должна выходить гильза из стены, пола или потолка. Надеюсь, в этой статье я дам полные ответы на все возникающие вопросы.

При устройстве внутренних трубопроводов систем водоснабжения и канализации часть из них оказывается в толще перекрытий, стен, перегородок и фундаментов. Например, сквозь строительные конструкции может проходить до 10 % длины стояка (расстояние между полами смежных этажей — 3,0 м и толщина перекрытия — 0,3 м). Причем через одни и те же конструкции могут проходить трубы из различных по прочности и поверхностной твердости материалов. В свою очередь строительные конструкции общественных зданий в зависимости от их этажности и способа возведения выполняют как из твердых (железобетон, кирпич и т. п.), так и из относительно мягких (дерево, гипсолит, сухая штукатурка и т. п.) материалов.

В этой связи перед монтажниками часто встает вопрос: как будет сказываться на долговременном прочностном поведении трубопроводов из того или иного материала их непосредственный контакт со строительным элементом из материала другой твердости?

В нормативных документах и технической литературе содержатся определенные рекомендации по обустройству пересечений трубопроводов со строительными конструкциями. Так, места прохода стояков через перекрытия должны быть заделаны цементным раствором на всю толщину перекрытия. Участок стояка выше перекрытия на 8—10 см (до горизонтального отводного трубопровода) следует защищать цементным раствором толщиной 2—3 см и перед заделкой канализационного стояка раствором трубы необходимо обертывать рулонным гидроизолирующим материалом без зазора.

При проходе полипропиленовых труб через строительные конструкции необходимо предусматривать гильзы. Внутренний диаметр гильзы должен быть на 5—10 мм больше наружного диаметра прокладываемой трубы. Длина гильзы должна на 20 мм превышать толщину строительной конструкции. Межтрубное пространство следует за­делывать мягким негорючим материалом с таким расчетом, чтобы не препятствовать осевому перемещению трубопровода при его линейных температурных деформациях.

Рекоменуемое пересечение трубопроводом строительной конструкции

а — стена

б — перекрытие

1 — гильза

2 — набивка

3 — труба

4 — стена

5 — пол

6 — перекрытие

С целью

enginerishka.ru


Смотрите также