Западная стена храма


Тоннель Западной Стены — Википедия

Узкий проход в тоннеле Западной Стены

Тоннель Западной Стены (ивр. ‏מנהרת הכותל‏‎, Минхерет ха-Котель) — подземный тоннель, открывающий доступ к Западной Стене по всей её длине. Большая часть первоначальной длины Западной Стены скрыта под землёй; при том что её открытая часть составляет примерно 60 метров в длину, тоннель предоставляет доступ к ещё 485 метрам Стены.

Тоннель примыкает к Западной Стене и расположен под зданиями Мусульманского квартала Старого города Иерусалима. Он расположен вдоль линии — начинаясь от площади Западной Стены, проходит по современным тоннелям, затем через античную систему водоснабжения, и завершается бассейном Струтион.

В I в. до н. э. царь Ирод предпринял проект по удвоению площади Храмовой горы в Иерусалиме, посредством присоединения части холма на северо-западе. Дабы реализовать его, были построены четыре поддерживающие стены, поверх которых была расширена Храмовая гора. Эти поддерживающие стены остались стоять — наряду с самой платформой — после разрушения Храма римлянами в 70 году н. э.

С тех пор большая часть территории рядом со стенами была занесена и застроена[1]. После разрушения Храма часть Западной Стены осталась открытой. Поскольку это был ближайший к Святая Святых Храма участок, оставшийся доступным, он стал местом молитвы для евреев на протяжении тысячелетий[2].

Схема тоннеля Западной Стены

Британские исследователи начали раскапывать Западную Стену в середине XIX века. Чарльз Уилсон начал раскопки в 1864 году, за ним в 1867-70 годах последовал Чарльз Уоррен. Уилсон открыл арку, ныне названную в его честь — «арка Уилсона» — которая составляет 12,8 метров в ширину и расположена выше нынешнего уровня грунта. Считается, что арка поддерживала мост, соединявший Храмовую гору с городом в период Второго Храма[1]. Уоррен пробил шахты в арке Уилсона, которые видны до сих пор[3].

После Шестидневной войны Министерство по делам религии Израиля начало раскопки с целью открыть продолжение Западной Стены. Раскопки продолжались почти двадцать лет и выявили множество неизвестных ранее фактов об истории и географии Храмовой горы. Проводить раскопки было трудно, поскольку тоннели проходили под жилыми кварталами, построенными поверх древних сооружений периода Второго Храма. Раскопки проводились под присмотром научных и раввинических консультантов, дабы как гарантировать стабильность вышерасположенных построек, так и предотвратить повреждение исторических артефактов[3]. В 1988 году был сформирован Фонд наследия Западной Стены[4], который принял ответственность за раскопки[3], обслуживание и обновление Западной Стены и площади Западной Стены[4].

Женщины, молящиеся в тоннеле в точке, физически ближайшей к Святая святых

Тоннель открывает доступ к 485 метрам стены, выявляя методы строительства и разнообразные виды деятельности на территории, прилегающей к Храмовой горе[1]. По мере осуществления раскопок было сделано множество археологических находок — включая открытия иродианского периода (улицы, монументальное строительство), участки реконструкции Западной Стены, датируемые омейядским периодом, и разнообразные постройки, относящиеся к айюбидскому, мамлюкскому и хасмонейскому периодам, возведённые для поддержки зданий на прилегающей территории Храмовой горы.

На расстоянии примерно 46 метров от входа в тоннель находятся «Ворота Уоррена». Этот запечатанный вход в течение сотен лет был маленькой синагогой под названием «Пещера», где ранние мусульмане разрешали евреям молиться в непосредственной близости от руин Храма. Рабби Иехуда Гец построил синагогу непосредственно за воротами, поскольку ныне это ближайшая к Святая святых точка, в которой может молиться еврей — предполагая, что Святая Святых находилась на традиционном месте под Куполом Скалы.

Внутри тоннеля также обнаружен самый большой камень Западной Стены, часто называемый Западный камень, который входит в число самых тяжёлых объектов, когда-либо поднятых человеческими существами без помощи оборудования, питаемого каким-либо видом энергии. Камень имеет 13,6 метров длины, 3 метра высоты и, согласно оценкам, между 3,5 и 4,5 метрами ширины; расчёт определяют его вес в 520 тонн.

Рядом с тоннелем находится Центр «Цепь поколений» — еврейский исторический музей, спроектированный Элиавом Нахлиэли, в котором размещается аудиовизуальное шоу и девять стеклянных скульптур, созданных художником по стеклу Джереми Лэнгфордом.

В 2007 году Управление древностей Израиля обнаружило древнюю римскую улицу, датируемую предположительно вторым-четвёртым веками. Это была боковая улица, которая, вероятно, соединяла две крупные дороги и вела вверх на Храмовую гору. Открытие дороги предоставило новое подтверждение тому, что римляне продолжали использовать Храмовую гору после разрушения Храма в 70 году н. э.[5].

Бассейн Струтион — это большая кубовидная цистерна, собиравшая дождевую воду с водосточных желобов построек Форума. До Адриана эта цистерна была открытым бассейном, но Адриан добавил арочные перекрытия, дабы поверх них можно было расположить мостовую.

Бетонные опоры, применявшиеся для укрепления проходящих над ними древних улиц Мусульманского квартала Иерусалима. В конце этого тоннеля находится северный выход

Существование бассейна в первом веке подтверждается Иосифом, который сообщает, что он назывался Струтиус (буквально воробей)[6]. Изначально этот бассейн Струтион был построен Хасмонеями, как часть открытого водовода, который за прошедшее с той поры время был помещён под перекрытия. Остатки этого водного канала, снабжавшего водой Храмовую гору, были обнаружены в северной части Западной Стены; источник воды для него не определён до настоящего времени.

Изначально посетителям приходилось, дойдя до конца тоннеля, возвращаться назад ко входу, следуя уже пройденным путём. В результате выполненных в 1971 году продолжений первоначального тоннеля Западной Стены, конец тоннеля был соединён с вышеупомнутой хасмонейской водной системой; тем не менее, туристам по-прежнему приходилось, достигнув бассейна Струтион, выполнять разворот и узкими ходами возвращаться к своей исходной точке, что порождало логистические сложности. Было предложено прорыть альтернативный выход из тоннеля; однако поначалу предложение было отвергнуто на том основании, что каким бы ни был этот выход, он будет воспринят, как попытка еврейских властей заявить права на владение близлежащими участками земли, относящимися к Мусульманскому кварталу города. Кроме того, Сёстры Сиона не желали позволить туристам выходить из тоннеля через бассейн на территории монастыря Сестёр Сиона.

Тем не менее, в 1996 году Биньямин Нтаньяху распорядился о создании выхода, ведущего на Виа Долороза, под медресе Уммария. На протяжении последовавших нескольких недель в ходе протестов против сооружения выхода было убито 80 человек[7]. Бассейн Струтион был разделён на две части стеной, преграждающей сообщение между ними; одна часть видна из тоннеля Западной Стены, другая представляет собой участок, доступный со стороны монастыря Сестёр Сиона. После этого туристы получили возможность заходить в тоннель через южный вход возле Западной Стены, проходить в сопровождении гида всю длину тоннеля и выходить через его северный конец. Этот выход, однако открыт только в дневное время, в связи с по-прежнему актуальными соображениями безопасности.

ru.wikipedia.org

Стена Плача - id77 — LiveJournal

Здравствуйте, уважаемые!
Многие из Вас наверняка слышали о знаменитой Стене плача в Иерусалиме, которую связывают с выполнением заветных желаний, про которую ходит огромное количество различных историй, и не меньшее количество анекдотов. Парадоксально, но немало людей даже не подозревают о том, что у этого самого артефакта имеется очень богатая история, а некоторые даже не задумываются над тем, почему, собственно говоря, это «стена плача», кто плачет и почему. Возможно, этим людям будет интересно прочитать этот текст. Давайте разбираться

Стена Плача сегодня.


Итак, что мы знаем о «стене плача»? Не очень много, но и немало. Официально считается, что это единственное, что осталось от Второго Храма Иерусалимского. Что это за Храм такой и почему он Второй? Если верить Ветхому завету, то знаменитый царь Соломон (он же Шломо, он же Сулейман, он же Экклезиаст) увенчал свое блестящее правление возведением прекрасного и величественного здания, которое должно было напоминать предкам о единстве еврейского народа и о богатстве, силе, а главное мудрости его правителя. Этот архитектурный шедевр был назван Первым Храмом Иерусалимским или Храмом Соломона. О его наличии в принципе мы можем судить нынче только исходя из устных преданий и Священных книг. Система строительства Храма Соломонова лежит в основе учения вольных каменщиков (старофранцузский - franc-maçon), а также часто упоминается в связи с историей тамплиеров, одним из официальных названий которых было «Бедные Рыцари Христа и Храма Соломона» о чем я и писал в своей книге. Так что будем считать, что наличие Первого Храма в большей степени было явью, нежели легендой.

Первый Храм Соломона (вариант реконструкции)

Храм был полностью построен за 15 лет. В нем хранились такие небезынтересные артефакты как Ковчег Завета со Скрижалями Завета, Жертвенник Всесожжения, Краеугольный камень и 6 золотых Менор, 10 золотых Столов Хлебов Предложения, Жертвенник воскурения и 2 покрытых золотом 5-метровых Херувимов. Первый Храм был разрушен царем Нововавилонского царства Навуходоносором II в 562 году до н.э. Таким образом, если верить имеющимся источникам Первый Храм простоял где-то около 388 лет. Примерно в 538 году персидским наместником Иудеи Зоровавелем, при активной поддержке и разрешении Кира II Великого разрушенный Храм начал восстанавливаться. Полностью восстановлен он был в 516 году до н.э. уже при Дарии I Гидаспе. При этом, из всех артефактов во втором Храме присутствовала 1 Золотая Менора, возможно чудом сохранившаяся из первого Храма, а также восстановленные 1 стол Хлебов Предложения, Жертвенник воскурения и Жертвенник Всесожжения.

Гравюра с изображением Второго Храма

В результате различных политических и военных событий этот самый Второй Храм был несколько раз ограблен и достаточно сильно пострадал. Пострадал настолько, что в 22 году до н.э. царь Иудеи Ирод I Великий начал новое восстановление Храма, которое закончилось 3 годами позднее. Надо отметить, что Храм претерпел некоторую реконструкцию, а сама территория вокруг оного была значительно расширена. Об этом самом втором Храме мы можем судить однозначно, потому что имеется реальный и признаваемый всеми исторический документ – работа Иосифа Флавия «Иудейская Война».

Иосиф Флавий

Йосеф бен Матитьяху (Иосиф, сын Маттафии), а именно таково было имя знаменитого историка данное ему при рождении, посвятил в своей работе Храму целую главу, некоторые выдержки из которой я думаю, будет уместным привести тут. Книгу же целиком, кстати, я советую прочесть всем интересующимся историей. Иосиф Флавий (при наличии правильного перевода) пишет смачно, интересно, не занудно. Стоит только «закрыть глаза» на странное желание автора говорить о себе в третьем лице, а также постоянных хитрых увертках оправдать свое ренегатство. Но интересно, подтверждаю!

жертвенник всесожжения

Ну, так вот, что говорит Флавий о Втором Храме:
«Храм, как выше было замечено, был построен на хребте сильно укрепленного холма. Вначале вершины его еле хватало для самого храма и алтаря, так как холм со всех сторон был покат и обрывист. Но после того как царь Соломон, первый основатель храма, укрепил стеной восточную часть холма, на земляной насыпи была построена еще колоннада; на других сторонах храм стоял еще открытым. В последующие же века народ все больше расширял путем постоянных насыпей поверхность холма; тогда разломали и северную сторону и прирезали еще столько места, сколько впоследствии составлял весь объем храма. После того как иудеи подкрепили холм от самой его подошвы тройной террасообразной стеной и окончили превзошедшее всякие ожидания сооружение, на что были употреблены долгие века и все священные сокровища, стекавшиеся со всего мира, они обустроили верхнее пространство и нижнее храмовое место. Самая низкая часть храма покоилась на фундаменте в триста локтей (локоть равнялся около 45 см по тем временам, плюс-минус 3 сантиметра) высоты, а местами и больше.

коринфская колона

…. Достойны такого основания были также воздвигнутые на нем здания. Все галереи были двойные, двадцатипятилоктевые столбы, на которых они покоились, состояли каждый из одного куска самого белого мрамора; покрыты же они были потолками из кедрового дерева. Высокая ценность этого материала, красивая отделка и гармоничное сочетание его представляли величественный вид, хотя ни кисть художника, ни резец ваятеля не украшали здания снаружи. Ширина каждой галереи достигала тридцати локтей, и весь объем их, включая также и замок Антонию, исчислялся шестью стадиями (1 римская стадия около 185 метров). Непокрытые дворовые места были вымощены везде разноцветной мозаикой.

Стол Хлебов (современная реконструкция) с Хлебом

Между первым и вторым освященным местом тянулась каменная, очень изящно отделанная ограда вышиной в три локтя. На ней через одинаковые промежутки стояли столбы, на которых на греческом и римском языках был написан закон очищения, гласивший, что чужой не должен вступать в святилище, ибо это второе священное место называлось именно святилищем. Оно находилось на четырнадцать ступеней выше первого места. Святилище представляло собой четырехугольник, обнесенный особой стеной. Внешняя вышина последней, хотя достигала сорока локтей, не была видна из-за прикрывавших ее ступеней; внутри же стена имела только двадцать пять локтей; ибо, так как стена была построена на высоком месте, на которое взбиралась по ступеням, то не вся внутренняя часть ее была видна, потому что холм ее закрывал. Лестница оканчивалась наверху площадкой, имевшей до стены десять локтей. Отсюда другие лестницы, в пять ступеней каждая, вели к воротам, которых на севере и юге было восемь (по четыре на каждой стороне), а на востоке двое.

Менора

….Девять из этих ворот были от верха и до конца сплошь покрыты золотом и серебром, равно как косяки и притолоки; одни из них, находившиеся вне храма, были даже из коринфской меди и далеко превосходили в стоимости посеребренные и позолоченные. Каждые ворота состояли из двух половин, имевших по тридцать локтей высоты и пятнадцать ширины. Внутри ворот с обеих сторон находились просторные помещения наподобие башен, имевшие тридцать локтей в ширину и более сорока в вышину. Каждую из этих башен поддерживали две колонны по двенадцать локтей в объеме. Все ворота были одинаковой величины; только те, которые находились поверх коринфских, на восточной стороне женского притвора, против храмовых ворот, были значительно больше; они имели пятьдесят локтей вышины и двери сорок локтей ширины; были покрыты более толстыми серебряными и золотыми листами и украшения на них были еще более великолепны, чем на других.

Вариант расположения Второго Храма

…..К самому зданию храма, возвышавшемуся посередине, т. е. к святилищу, вели двенадцать ступеней. Фронтон здания имел, как в высоту, так и в ширину, сто локтей; задняя же часть была на сорок локтей уже; ибо с обеих сторон фронтона выступали два крыла, каждое на двадцать локтей Передние ворота храма, семидесяти локтей вышины и двадцати пяти ширины, не имели дверей – это была эмблема бесконечного открытого неба. Лицевая сторона этих ворот была вся покрыта золотом, и через них виднелась вся внутренность первого и большого отделения храма. Внутри ворот все кругом блистало золотом. Внутреннее помещение храма распадалось, таким образом, на два отделения; но открытым оставалось только переднее, которое имело девяносто локтей в вышину, пятьдесят в длину и двадцать в ширину. Ворота, которые вели в это отделение, были, как сказано выше, сплошь позолочены, равно как и вся стена, окаймлявшая их. Над ними находились золотые виноградные лозы, от которых свешивались кисти в человеческий рост. Из двух отделений храмового здания внутреннее было ниже внешнего. В него вели золотые двери пятидесяти пяти локтей вышины и шестнадцати ширины.

Ковчег Завета (вариант)

Через этот вход входили в низшую часть храмового здания. Последняя имела шестьдесят локтей вышины, столько же длины и двадцать локтей ширины; в свою длину она опять разделялась на два отделения: первое из них, перегороженное от второго на расстоянии сорока локтей, заключало в себе три достопримечательных, всемирно известных произведения искусства: светильник, стол и жертвенник для курений. Семь лампад, на которые разветвлялся светильник, обозначали семь планет, двенадцать хлебов на столе – зодиак и год; курильница, наполненная тринадцати родов курильными веществами, взятыми из моря, необитаемых пустынь и обитаемой земли, указывала на то, что все исходит от Бога и Богу же принадлежит.

Схема Второго Храма

Самая внутренняя часть храма имела двадцать локтей и была отделена от внешней также занавесом. Здесь, собственно, ничего не находилось. Она оставалась запретной, неприкосновенной и незримой для всех. Она называлась Святая Святых. По бокам низшего отделения храма находились многие сообщавшиеся между собой трехэтажные жилища, которые с обеих сторон были доступны через особые входы. Верхнее отделение храма не имело никаких подобных пристроек, так как оно было уже и выше почти на сорок локтей. Вместе с тем оно было и проще отделано, чем низшее. Если прибавить к шестидесяти локтям от земли упомянутые сорок, то получится в общем высота в сто локтей.

модель Храма в иерусалимском музее

…. Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел. Вершина его была снабжена золотыми заостренными спицами для того, чтобы птица не могла садиться на храм и загрязнять его. Каменные глыбы, из которых он был построен, имели до сорока пяти локтей длины, пяти – толщины и шести – ширины. Перед ним стоял жертвенник вышиной в пятнадцать локтей, тогда как ширина и длина его были одинакового размера в пятьдесят локтей. Он представлял собой четырехугольник и имел на своих углах рогообразные выступы, с юга к нему вела слегка подымавшаяся терраса. Он был сооружен без железного инструмента, и никогда железо его не коснулось. Храм вместе с жертвенником были обведены изящной, сделанной из красивых камней решеткой около локтя вышины, которая отделяла священников от мирян».
Продолжение следует...

id77.livejournal.com

Израиль, Иерусалим, Стена Плача - «Стена плача или Западная стена - одна из самых древних достопримечательностей Иерусалима. Особенности посещения стены. Что такое бар-мицва? Нужно ли писать записку? »

Всем привет.

Сегодня отзыв об еще одном уникальном месте в Израиле, которое нам с мужем довелось посетить. Это Стена плача в Иерусалиме или, как ее называют сами евреи, Западная стена. Она находится на территории так называемого старого Иерусалима, за толстыми стенами и высокими старинными воротами, через которые пропускают туристов после прохода через металлоискатель.

Чем уникальна эта достопримечательность, почему ее называют именно Западной стеной, что там делать и много других интересных фактов - обо всем этом речь пойдет в данном отзыве.

 

Немного истории.

Храмовая гора, вокруг которой была построена Стена Плача, издревле служила местом поклонения для верующих. Сначала на ней был возведен Первый Храм или Храм Соломона, уничтоженный еще задолго до наступления новой эры и служивший единственным разрешенным для евреев местом для молитв. Через 70 лет храм решили восстановить. Силами нескольких правителей, в большой степени царя Ирода, Храм реконструировали, и он получил название Второго. Стена Плача или Западная Стена как раз и есть сохранившаяся часть Второго Храма, также разрушенного в 70 г. н. э. во время Первой Иудейской войны римскими войсками императора Тита. Стена служила опорой для всей конструкции, существенно увеличенной и расширенной во время строительства. В тот период, пока Стена Плача находилась под контролем Иордании, с 1948 по 1967, верующих к ней не подпускали.

 

Таким образом, Стена Плача или Западная стена считается одной из самых древних достопримечательностей Израиля. Что интересно: евреи, как сообщил нам гид, не называют эту стену Стеной плача, а только Западной стеной. У них даже есть организации и общества Западной стены, занимающиеся историей и сохранностью этого объекта.

Почему «Стена Плача»?

Официальное название на иврите звучит как Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена».

Откуда произошло название Стена Плача? Прежде всего к этому священному месту приходят верующие иудеи, которые оплакивают разрушенный Храм. Также есть другая версия: время от времени на Стене проступают капли воды, напоминающие слезы. Последний раз «слезоточение» на плачущей Стене в Иерусалиме произошло в 1940 году.

 

Особенности посещения Стены Плача.

Есть ряд правил, которые обязательны к выполнению, когда вы планируете посетить Западную стену. Очень рекомендую ознакомиться.

Свод правил и советов перед посещением Плачущей Стены

  • Можно ли посещать Стену Плача в Иерусалиме православным? Побывать здесь и помолиться может каждый, независимо от вероисповедания.
  • Здесь есть свои правила в плане одежды: если у вас будут оголены плечи и не прикрыты колени, то скорее всего к святыне вас не пустят. За этим следят представительницы хасидской общины, так что с собой лучше иметь накидки или платки. У мужчин обязательно должна быть прикрыта голова, а у кого нет головного убора – в корзине при входе можно взять маленькую шапочку – кипу.
  • Перед тем, как приблизиться к Стене Плача, нужно помыть руки. На территории есть бюветы с ковшами – слейте воду сначала на одну руку, затем помойте другую.
  • Возьмите с собой ручку и бумагу или же заранее напишите записку, ведь на входе ничего подобного не продают и чаще всего неподготовленные туристы используют то, что есть под рукой.
  • Чужие записки трогать нельзя. Постарайтесь разместить свой листочек бумаги в щель между каменными блоками, не зацепив при этом других записок.
  • После молитвы, поворачиваться к Стене спиной не желательно. Покидать святое место нужно лицом к нему, то есть пятясь назад несколько метров.
  • Официально посещение Стены Плача бесплатно, но на территории приветствуются пожертвования для нуждающихся.
  • Фотографировать и снимать видео у Стены Плача не запрещено, но только если это не суббота и не иудейский религиозный праздник.

Когда я подбирала одежду для этой поездки, то учитывала и эти правила, и 30-градусную жару в Иерусалиме в октябре. Поэтому выбор пал на длинную белую юбку из легчайшего ситца и футболочку с небольшим рукавом, буквально только-только прикрывающим плечи (ну, чтоб по правилам!), а также взяла с собой покрытие на голову. Муж сделал пару фото меня со спины, когда мы шли по узеньким улочкам старого Иерусалима. Просто оставлю их здесь, может кому-то из милых дам пригодятся при выборе одеяний, приличествующих посещению Стены плача и других религиозно-исторических достопримечательностей.

Длина юбки и рукава, которая позволительна при посещении Стены плача и других религиозных достопримечательностей.. Пардон за ракурс. :-)

 

А вот что не додумалась взять, так это запасные солнцезащитные очки. На свои умудрилась сесть в автобусе (по закону максимальной подлости, конечно же, сломала дужку!), пришлось выбросить и ходить, прищурившись.

 

Что интересного можно увидеть у Стены плача? Бар-мицва.

Помимо того, что ее, стены этой, посещение само по себе интересно, можно попасть на довольно таки необычные действа, происходящие возле нее. Так, мы, например, попали на бар-мицва - "инициацию" еврейских юношей, когда их объявляют уже молодыми мужчинами и им можно участвовать в Песах и посещать храм вместе со взрослыми. Мужская и женская часть пространства у стены для посещений разделены, подходить можно только к своей части. На фото мальчик в окружении родственников-мужчин идет к Западной стене праздновать бар-мицву.

Бар-мицва́ (ивр. ‏בַּר מִצְוָה‏‎, буквально — «сын заповеди»), бат-мицва́(ивр. ‏בת מצוה‏‎ — «дочь заповеди», в ашкеназском произношении бас-ми́цва) — термины, применяющиеся в иудаизме для описания достижения еврейским мальчиком или девочкой религиозного совершеннолетия.

 

Согласно законам иудаизма, когда еврейский ребёнок достигает совершеннолетия (13 лет и 1 день для мальчиков и 12 лет и 1 день для девочек), он становится ответственным за свои поступки и становится, соответственно, бар- или бат-мицва. Во многих консервативных или реформистских синагогах девочки празднуют бат-мицву вместе с мальчиками в 13 лет и 1 день. До этого момента ответственность за соблюдение ребёнком законов и традиций иудаизма несут родители. После достижения этого возраста дети берут всю ответственность за соблюдение этических, ритуальных и других норм иудаизма на себя и получают право участвовать во всех сферах жизни еврейской общины.

Сам Иисус Христос также прошел бар-мицва. Прочитать об этом можно в Евангелии от Луки, 2 главе, 41-52 стихи.

 

О записках. Нужно ли писать записку?

Знаю, что многие люди считают обязательным написать записку с пожеланием или молитвенной нуждой и привезти ее в Израиль, подойти к Стене плача и постараться вставить в нее свою записочку. Я этого не делала по некоторым соображениям. Во-первых, верю, что Бог и без этого видит и знает, в чем я нуждаюсь. Во-вторых, у стены и без моей записки не так уж легко вставить даже маленький кусочек бумаги, а для кого-то это мечта, кто-то только за этим и приехал к Стене плача. Поэтому, подойдя к самой Стене плача, я просто прикоснулась к одному из камней и поблагодарила Бога за все то доброе, что есть в моей жизни: семью, близких, замечательный отдых и возможность побывать в таких исторических местах.

Нужно ли писать записку? Если это ваша мечта, то пишите, конечно! Если так, для проформы, то, пожалуй, не стоит.

 

Вместо эпилога.

Если вы ни разу не были в старой части Иерусалима, у Стены плача, то я очень рекомендую к посещению эту религиозно-историческую достопримечательность. Вообще, когда идешь по этим узким улочкам, не покидает ощущение, что здесь сплелись в одно история и современность.

Старинные стены и брусчатка, восточный базар в лучших его традициях... А теперь представьте, что на этих стенах висят современные кондиционеры, в домах живут люди, а по узеньким улочкам даже иногда проезжают автомобили местных жителей. Это потрясающе! Надеюсь, мне когда-то выпадет возможность посетить эти места еще раз.

 

Хорошего всем отдыха и до новых встреч в моих отзывах!

P. S. Возможно, вас также заинтересуют отзывы на туристическую тематику:

Вифлеем

♥ Египет, Шарм Эль Шейх ♡

♥ Израиль, Мертвое море

♥ Турция 2017 ♡

♥ Турция 2016 ♡

Спасибо всем заглянувшим, с вами была Mrs.LLL, specialy for Irecommend.

irecommend.ru

Стена Плача: marinakotl — LiveJournal

Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‎, hа-Котель hа-Маарави) — часть подпорной стены (порядка 485 м) вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, которая уцелела после разрушения Второго Храма


Перед Стеной плача находится большая площадь - если стоять лицом к Стене, то слева можно выйти к Яффским воротам через торговые ряды (на нижнем снимке - слева поднимается вверх лестница, а справа находится Стена Плача)

Если стоять лицом к Стене Плача, то справа находится выход к Мусорным воротам

Эти здания "смотрят" на Стену Плача и видят спины молящихся

Стена Плача была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была предназначена для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма (на снимке - Стена Плача на заднем плане)

Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне. Для большей эффективности, каждый новый ряд камней устанавливался уступом внутрь и поэтому стена немного наклонена

Свое название она получила потому, что евреи оплакивают здесь Первый и Второй Храмы, разрушенные в один день (9 ава), но в различные годы. Согласно легенде, на Девятое ава, в годовщину разрушения Храма, на камнях блестели капли росы, словно Стена сама испускала слезы

Стена Плача является самым святым для иудеев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране

Евреи всего мира молятся в сторону Израиля, евреи Израиля молятся в сторону Иерусалима, а евреи Иерусалима молятся в сторону Стены Плача

Не евреи тоже могут подойти к Стене Плача, если будут соответствующе одеты - мужчины в головных уборах (кипах), женщины в скромной одежде и с покрытыми плечами. Замужние женщины подходят к Стене с покрытой головой.
У Стены Плача мужчины молятся с левой стороны, а женщины - с правой

Мужская часть Стены почти в два раза больше женской

Женская часть отгорожена от мужской

Здесь можно присесть, подумать, написать записку

Между камней Стены Плача люди вкладывают записочки с просьбами к Богу, а потом молятся или просто молчат... у многих текут слезы

Люди обращаются к Богу письменно в самые трудные моменты своей жизни, когда помощи больше просить не у кого. Просьбы в записках самые разные - от простых житейских до просьб о мире всем народам Земли

Со временем, между камнями Стены Плача собирается огромное количество записок, и для того, чтобы позволить всем желающим обратиться с просьбой ко Всевышнему, приходится время от времени их убирать

Но записки не выбрасываются, а собираются, и их переносят на древнее еврейское кладбище на Масличной горе, где проводится церемония захоронения в специальных емкостях. Эта церемония проводится два раза в году – в преддверии праздников Рош-А-Шана и Песах.
То ли от слез, пролитых возле Стены Плача, по другой ли причине, но эта стена ЖИВАЯ -  на ней растут кусты, похожие на каперсник, живут голуби

Со Стеной Плача связано очень много современных традиций. Здесь приносят присягу солдаты отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, в День Независимости Израиля и в День Освобождения Иерусалима у Стены проводятся торжественные мероприятия

Многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (бар-мицва), впервые вызываются здесь к чтению Торы. Женщины наблюдают со своей территории через перегородку

Авраам был первым, кто объединил еврейский народ с Иерусалимом, потому что именно он решил принести в жертву Исаака на Храмовой горе, которая теперь возвышается позади Стены плача. Эта гора, над которой в конце 17 столетия был построен Купол Скалы (на фото - золотой купол), считается в еврейском мире Камнем основания мира

Завершить свое описание хочу фразой из Талмуда: "Это Западная стена Храма, которая никогда не будет разрушена, потому что Шехина (Божественное присутствие) находится на западе" (Тора Бамидбар 11:63).

P.S. Благодаря замечанию oldbrother, случайно нашла в сети мнение igor_torick о Стене Плача. Рекомендую

P.P.S. Большое спасибо за предоставленные фотографии 18 и 23 Татьяне, которая была в Израиле в октябре

marinakotl.livejournal.com

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма — читать онлайн | Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

Законы разрывания одежды в знак траура о городах Иудеи, о Иерусалиме и о Храме

1. Видящий разрушенные города Иудеи, над которыми властвуют неевреи (даже если населены они евреями), обязан разорвать одежду. Но если над городом властвуют евреи, разрывать одежду не нужно, даже если он населен неевреями. Но видящий разрушенный Иерусалим и место, где стоял Храм, даже в наше время, когда над ними властвуют евреи, должен разорвать одежды. (С этим согласились раби Пинхас Эпштейн ЗЦ"Л и раби Шломо Залман Ойербах ЗЦ"Л)

2. «Города Иудеи» — это города Иудейского царства, и сюда входят также города, бывшие в наделе Биньямина. Их важность — в том, что они были основой царства Израиля. В знак траура об остальных городах Земли Израиля не разрывают одежду. Есть также обычай не разрывать одежду в знак траура о городе Хеврон, хотя он и из иудейских городов. Это объясняется тем, что этот город был убежищем для совершивших непреднамеренное убийство и одним из городов, отданных колену Леви.

3. Обязанность разрывать одежду в знак траура об Иерусалиме распространяется только на освященный Древний город. Стена Старого города в наше время не совпадает с границами освященного Иерусалима. Гора Сион, еврейский и армянский кварталы — вне его границ, но южный склон Храмовой горы и нижние края Ар Азейтим (Масличной горы) — часть территории освященного Иерусалима, и при виде их разрывают одежду. И даже тот, кто видит северо-восточный отрезок стены, окружающей Иерусалим , от Шаар Арайот (Львиных ворот) на востоке до Шаар Шхем (Шхемских ворот) на севере, разрывает одежду.

4. Обязанность разорвать одежду в знак траура о Храме существует не только тогда, когда человек видит пол азары(внутреннего двора Храма). Достаточно увидеть мечеть (Эль-Акса) на Храмовой горе или Западную стену ( Котель Маарави).

5. Еврей должен разорвать одежду сразу же как только дойдет до места, с которого можно полностью видеть Иерусалим и место Храма, то есть когда до них останется полчаса ходьбы. Когда он приблизился на это расстояние, должен сразу же разорвать одежды, и не следует ждать, пока подойдет ближе. Такой же закон и по поводу городов Иудеи.

Постфактум, если разорвал одежды с большего расстояния, когда увидел Иерусалим и место Храма частично, или увидел только дома, стоящие возле них — выполнил свою обязанность, и не нужно разрывать второй раз.

6. Если не разорвал одежды сразу же после того, как увидел эти места, может разорвать их весь этот день.

7. Разорвать необходимо на тефах.

8. Если разорвал на один из городов Иудеи и в течение 30 дней увидел другие города — не делает на них полный надрыв, а добавляет немного к первому. Но если увидел Иерусалим — делает еще раз полный надрыв, и когда потом увидит место Храма — разрывает на расстоянии трех пальцев от первого надрыва, в честь Святилища.

9. Если разорвал сначала при виде Храма, например если въехал в Иерусалим в закрытом автобусе и увидел сначала место Храма, а потом уже Иерусалим — добавляет что-либо к первому надрыву. А на города Иудеи совсем не нужно разрывать после того, как разорвал на Иерусалим и на Храм.

10. Если увидел место Храма и Иерусалим вместе, например с вершины Ар Ацофим или Ар Азейтим, разрывает один надрыв в размере тефах на них обоих.

11. Каждый, кто не видел города Иудеи, Иерусалим или Храмовую гору тридцать дней, должен при виде их разорвать одежду. И даже житель Иерусалима, не видевший место Храма тридцать дней, обязан разорвать одежду, когда увидит его. Существует, однако, обычай, что жители Иерусалима не разрывают одежду, но полагаться на этот обычай могут только те, кто живут на расстоянии не большем, чем полчаса ходьбы от Храмовой горы, или те, кто посещали эту область (получаса ходьбы от Храмовой горы) в течение последних 30 дней. Поэтому жителям Иерусалима правильно было бы остерегаться, чтобы не прошло 30 дней с тех пор, как они видели место Храма в последний раз. Раби Йеошуа Лейб Дискин каждый месяц ходил к месту, откуда была видна Храмовая гора, чтобы посмотреть на место Храма, находящееся в запустении, и скорбил о его разрушении.

12. Тот, кто родился в Иерусалиме и достиг совершеннолетия (13 лет), не должен разрывать одежды, кроме того случая, когда после совершеннолетия выехал из Иерусалима и не видел его 30 дней.

13. Житель Иерусалима, даже если он никогда не разрывал на него (например, если родился в нем), не обязан разрывать одежды при виде городов Иудеи, кроме того случая, когда выехал из Иерусалима и через 30 дней приехал в один из городов Иудеи.

14. Нужно чтобы было заметно, из-за чего он разрывает одежды, и поэтому когда видит города Иудеи, Иерусалим и место Храма, произносит, прежде чем разрывать, соответствующий стих. На города Иудеи говорит: «Твои святые города стали пустыней» ( Ишайя 64:9), на Иерусалим — «Цион стал пустыней, Иерусалим — заброшенным местом» (там же), «Исчерпал Г-сподь гнев Свой, излил ярость гнева Его и зажег огонь на Сионе, (который) пожрал его основания» ( Эйха 4:11).

15. Когда видит с востока стену Иерусалима, которая в то же время является стеной Храмовой горы, и в ней — двое больших ворот с аркой наверху, которые сегодня замурованы (? — П.З.)и называются Золотые ворота или Ворота Милосердия ( Шаар Арахамим), а также когда видит Западную стену ( Котель Амаарави) или другие стены Храмовой горы, говорит: «Ушли в землю ее ворота, уничтожил и сломал (Он) ее затворы, ее царь и сановники — среди (других) народов, нет Торы, также и пророки ее не нашли видение от Г-спода». ( Эйха 2:9)

16. Прежде чем разрывает на Храм, говорит: «Дом нашей святыни и нашего великолепия, где славили Тебя отцы наши, был сожжен огнем, и все, что было нам дорого, предано разрушению» (Йешайя 64:10), поклоняется напротив места Храма и разрывает. При поклонении не нужно отворачиваться от мечети Эль-Акса, стоящей на Храмовой горе, поскольку он имеет в виду поклониться Б-гу, а арабы — не идолопоклонники (и поэтому мечеть не является идолопоклонническим капищем). Следует оплакать Храм, прочесть «Мизмор леАсаф» ( Теилим 79) и горячо помолиться за то, чтобы он был отстроен.

17. Разрывающий одежды в знак траура о Храме, Иерусалиме или городах Иудеи, благословляет «Даян Аэмэт» («Благословен Праведный Судия») без упоминания Имени Всевышнего и Его царства (без слов А-до-най Э-ло-эйну мелех аолам). Вот формула благословения: «Благословен Праведный Судия, ибо все Его суды — справедливость и истина. Твердыня, совершенно деяние Его, ибо все пути Его — суд, Б-г верный и нет беззакония, праведен и прям Он. Ты прав во всем, что случилось с нами, ибо Ты сделал истину, а мы грешили.» После этого говорит: «Порадуй нас…» ( Теилим 90), и есть добавляющие: «Дом гордых…» ( Мишлей 15:25). «И так же, как я видел его (храм) разрушенным, так удостоюсь увидеть его отстроенным, когда восстанет Дворец на своем месте, и да будет воля Твоя, Б-г наш и Б-г наших отцов, чтобы был постоен Храм вскорости, в наши дни, и дай нам долю в Твоей Торе».

19. Все эти надрывы должен разорвать руками, а не каким-либо инструментом или ножом. Нужно сделать это стоя и в длину одежды; если же разорвал сидя или в ширину одежды, не выполнил своей обязанности и должен надорвать еще раз. Надо разорвать все одежды, которые на нем, с левой стороны, пока не обнажит сердце. Талит катан рвать не нужно. Обычай, однако, разрывать только верхнюю одежду на тефах , даже инструментом, и с любой стороны.

20. Тот, кто жалеет одежду, в которую он одет, может заменить ее или надеть на нее другую, менее дорогую, чтобы порвать ее. Можно несколько раз разрывать одежду, которую уже разрывал раньше, пока она вся не будет полна разрывов.

21. Тому, кто может разорвать сам, не должен разрывать кто-либо другой.

22. Если кто-то разорвал другому больше, чем нужно, обязан заплатить ему за причиненный ущерб, так как он должен был разорвать точно. И даже тот, кто разрывает сам, не может разорвать больше, чем обязан по закону, поскольку в противном случае он нарушает запрет баль ташхит («не уничтожай»).

23. Эти разрывы никогда не сшиваются прямым швом, но назавтра их можно сшить «на живую нитку», то есть большими стежками, а также собрать их или сшить их «лесенкой», то есть делать два стежка , сделать перерыв, продолжить ниже и т.д., оставляя место между стежками.

24. Женщины также обязаны разрывать одежду в знак траура о городах Иудеи, Храме и Иерусалиме. Однако дети до 13 лет {девочки — до 12} не обязаны.

25. Не следует приходить к Храмовой горе в первый раз (или после перерыва в 30 дней) в субботу или праздник, чтобы снять с себя обязанность разрывать одежду, поскольку неясно, переносится ли эта обязанность на исход субботы. Так учил раби Давид Юнграйз в соответствии с постановлением раби Давида Бэарана ЗЦ"Л.

26. Есть которые облегчают в этом вопросе в канун субботы или праздника после полудня, но от имени Хазон Иша ЗЦ"Л написано, что не следует облегчать в этом. Однако после плаг минха, если уже принял на себя субботу, можно облегчить. Также можно облегчить в ночь субботы или праздника, в холь амоэд, в первый день Рош Ашана, в праздник, выпавший перед субботой, в субботу, выпавшую перед праздником, и в первый день праздника для тех, кто живет вне Земли Израиля и собирается возвратиться туда, поскольку в эти дни невозможно разорвать одежду также и в последующую ночь.

27. Человеку, в первый раз видящему разрушенный Иерусалим,следовало бы воздержаться весь этот день от мяса и вина, а в следующие годы сделать этот день праздником — и отмечать его молитвой, радостью и трапезой в честь того, что он удостоился молиться в Иерусалиме, и молиться Б-гу, что также как удостоил его молиться в разрушенном Иерусалиме, так удостоит его вместе со всем Израилем увидеть вскорости его утешение.

Святость Храма и страх перед ним — запрет заходить на Храмовую гору

1. Первая святость Храма и Иерусалима не прекратилась, поскольку их святость «из-за Шхины (Б-жественного присутствия), а Шхина не прекратилась». (РАМБАМ, Илхот Бейт Абхира 6:16). Мнения законоучителей последних поколений ( ахроним) по поводу жертвоприношений в наше время разделились, и это невозможно по многим причинам.

2. Поскольку святость не аннулировалась, входящему в наше время на территорию азары (внутреннего двора Храма) — а точное ее место неизвестно — полагается наказание карет (отсечение души), поскольку все мы осквернены нечистотой мертвого. Также запрещено заходить на территорию Храмовой горы тому, кто осквернен нечистотой зав, зава, нида, йоледети бааль кери.В противном случае он нарушает запрет «И не осквернят cвой стан» (Бамидбар 5:3). И даже тот, кто окунулся в микве, чтобы очиститься от нечистоты, не может в наше время зайти на территорию Храмовой горы.

3. Запрещено пролетать над азарой (территорией внутреннего двора Храма) и Храмовой горой на самолете, даже на большой высоте и с большой скоростью, поскольку их святость распространяется ввысь. Пролетающему над азарой и задержавшемуся над ней время, достаточное для поклонения, полагается наказание карет,несмотря на то, что зашел не как обычно заходят. И даже если человек ритуально чист, Тора запрещает пролетать над Храмовой горой, поскольку тем самым он «делает ее проходным двором». Сегодня, когда междугородние воздушные трассы проходят над Иерусалимом, следует остерегаться и не пролетать над воздушным пространством Храмовой горы, чтобы не нарушить этот строгий запрет. Ведь нарушение святости Храма — наитягчайший грех.

4. Даже тому, кто нечист нечистотой зав и бааль кери, можно заходить в подземные туннели, расположенные под Храмовой горой, поскольку эти туннели не освящены, и земля Храмовой горы не освятилась вглубь. Вышесказанное относится только к тем туннелям, которые не проходят под азарой, поскольку в таком случае есть подозрение, что это один из сквозных туннелей, выходящих на азаруи имеющих подобный ей статус, и ритуально нечистым запрещено в них заходить. Поэтому следует остерегаться и не заходить в туннели, проходящие сегодня под Храмовой горой — из-за опасения, что это один из туннелей, выходивших на азару.

5. Неевреям даже в наше время запрещено заходить на Храмовую гору от стены и далее, и мы обязаны, насколько это в наших силах, удерживать их от этого. Поэтому следует остерегаться и не посылать нееврея на Храмовую гору с каким-либо поручением, и посылающий преступает запрет «Не ставь преграды перед слепым». Тем не менее, можно покупать у неевреев виноград и маслины, растущие там, но есть и более строгое, запрещающее мнение.

6. Хотя по мнению большинства ахроним в наше время нет заповеди охранять Храм, было бы правильно поставить людей возле входных ворот на Храмовую гору — не в качестве заповеди охраны Храма, а чтобы информировать о строгости запрета заходить туда, и предостерегать евреев об этом, чтобы те отстранились от запрета. Эта обязанность возложена на бейт-дин (еврейский суд) Иерусалима.

7. Несмотря на то, что за наши великие грехи Храм был разрушен, необходимо бояться его так же как в то время когда он существовал. И не Храма нужно бояться, а Того, Кто предостерег о Храме.

Один из законов страха перед Храмом — заходить только в те места, куда разрешено заходить, и все те, кому запрещено заходить на Храмовую гору из-за нечистоты (см. выше эту главу параграф 2), не могут также и пролетать над ней на самолете.

8. Тот, кто вынужден, с разрешения авторитетного раввина, зайти на Храмовую гору из-за опасности для жизни, должен окунуться в микву, подходящую для окунания женщин, в соответствии с законом, и чтобы на нем не было никакой хацицы (преграды, препятствующей прохождению воды), и если он справил после окунания малую нужду — должен окунуться еще раз. Необходимо также очень остерегаться, чтобы нарушить как можно меньше запретов, связанных с ритуальной чистотой и страхом перед Храмом. Насколько возможно, нужно идти только по краям, рядом со стенами Храмовой горы, чтобы не зайти на территорию азары, что запрещено под страхом наказания карет. Нельзя заносить туда одежду, вещи, еду и напитки, поскольку они ритуально нечисты и нельзя заносить в Храм нечистоту (а одежду, которая на нем, необходимо предварительно окунуть в микве — прим. перев.). Нельзя также заходить в обуви; в носках же, возможно, можно, если наденет на них еще одну пару, чтобы покрыть пот, выступающий на ступнях, поскольку запрещено заходить на Храмовую гору в одежде, служащей для пота, к примеру в майке, если не надеть поверх нее другую одежду.

Возможно, разрешено заходить на Храмовую гору в некожаной обуви, которую можно носить в Йом-Кипур. Нужно только остерегаться, чтобы на ней не было дорожной пыли и, тем более, глины и грязи, поскольку запрещено заходить на Храмовую гору с пылью на ногах.

Нельзя также заходить с палкой, служащей не для солидности (почета), или с кошельком, если его держат открыто и не прячут в карман. Нельзя также делать Храмовую гору проходным двором, или назначать там место для свидания, нельзя также плевать там; если же ему нужно сплюнуть, можно воспользоваться носовым платком. Запрещено также вести там будничные разговоры.

9. Запрещено вести себя легкомысленно напротив Восточных ворот азары( Шаар Аниканор). В наше время это запрещено только на территории Храмовой горы, однако правильно было бы устрожить также и в наше ремя вне Храмовой горы, даже на большом расстоянии — напротив ворот или когда видны остатки стен Храма или пола азары. Не проявлять легкомыслие — это значит не умножать смех и забавы, стрижку головы и бритье.

10. В понятие «страх перед Храмом» входит запрет сооружать его модель в соответствии с его размерами (т.е. в масштабе 1:1) — ни модель Второго, ни Первого Храма и ни модель Скинии. Если же немного изменил размеры — можно. Есть мнение, что запрет в основном касается длины и ширины. Нельзя также делать вестибюль, подобный залу Храма, двор, подобный азаре, стол в форме Стола в храме и светильник — модель Меноры. Детали этих законов см. в Шулхан Арухе, Йоре Деа пар. 141.

11. Даже в наше время запрещено справлять малую нужду, если его лицо обращено к месту Храма и он находится на расстоянии не более получаса ходьбы. И даже если Храмовая гора не видна, так как человек стоит на низком месте, — запрещено, так как это зависит не от видимости, а от близости к месту Храма. Не только по направлению к восточной части Храма, но и с любой стороны, если человек стоит напротив места Храма — запрещено, а есть и более строгое мнение, что и если он стоит к Храму спиной. Если же он немного повернулся в другую сторону, или если перед ним есть хотя бы одна перегородка, высокая настолько, что его нагота не видна, и расположенная от него не далее чем на четыре амы (примерно 2 метра) — можно. Следует остерегаться этого нарушения на всей территории Старого Иерусалима, горы Зейтим и горы Цофим, а в Новом Иерусалиме — на всей территории, расположенной в радиусе получаса ходьбы от Храмовой горы.

12. Справлять же большую нужду на открытом месте, обратившись при этом на восток или на запад, запрещено везде, а на расстоянии получаса ходьбы от Храмовой горы — также и обратившись на север или на юг, если при этом его лицо или спина направлены к месту Храма.

13. Даже в наше время есть обычай приходить в праздники в Иерусалим , чтобы увидеть место Храма, и так делали евреи с времен разрушения Храма и до сего дня. Есть мнение, что даже в наше время есть заповедь посещать Иерусалим в праздники.

На того, кто смотрит на место Храма, даже когда он разрушен, сразу же снисходит дух чистоты и святости.

Законы и обычаи Западной стены

1. Храмовая гора занимает площадь пятьсот на пятьсот локтей и окружена стенами. Стены, окружающие ее в наше время — стены Храмовой горы.

2. Поэтому даже человеку ритуально нечистому можно приближаться ко всем стенам, окружающим Храмовую гору. Заходить же за них с любой стороны запрещено даже тому, кто окунулся в микву. Следует также остерегаться и не заходить в проем ворот, ведущих на Храмовую гору.

3. Есть те, кто устрожают и не подходят к восточной стене из опасения, что эта стена не стоит на своем месте, и есть сомневающиеся по поводу подхода к южной стене. Были также такие, кто опасался подходить к Западной стене из опасения, что это — стена азары. Сегодня, однако, все согласны с тем, что Западная стена — это стена Храмовой горы, и таков обычай — подходить к самой стене.

4. Есть остерегающиеся проходить по торговой улице, называющейся на арабском «Сук эль-катанин» — «рынок продавцов хлопка» на основании имеющейся у них традиции.

5. Не следует запрещать засовывать пальцы в щели Западной стены, но есть и более строгое, запрещающее мнение.

6. Есть женщины, которые придерживаются обычая не подходить к Западной стене во время менструации. Площадь перед Западной стеной имеет применительно к этому вопросу статус синагоги, и каждая женщина поступает по своему обычаю (см. Шулхан Арух гл. 88 и Мишна Брура там).

7. Правильно поступает тот, кто остерегается и не использует Западную стену и другие стены Храмовой горы для своих нужд — например, не кладет книги и другие вещи в щели Стены, и не опирает на нее палку или зонтик. Не следует также опираться на Стену — это возможно только с целью мицвы, например для нефилат апаим и т.п.

8. Нельзя разбивать или разрушать камни Западной стены — ведь они ничем не хуже синагоги, разрушать которую запрещено. Есть те, кто опасается, что есть запрет разбивать и другие стены Храмовой горы даже в наше время, и поэтому предупредили, чтобы при раскопках вокруг Храмовой горы не причинять ущерба стенам и даже не делать отметок на камнях. В туннелях под Храмовой горой можно копать, и к ним не относиться запрет разрушения — если это не один из туннелей, выходивших на азару (см. выше гл. 2 п.4).

9. Запрет разрушения включает в себя всякое действие, после которого остается какая-либо отметина.

10. Следует относиться к Западной стене с максимальным уважением и чрезвычайно в этом остерегаться.

11. Поэтому нельзя ничего писать на Стене, к примеру свое имя, поскольку пачкать Стену — значит проявлять неуважение, и тем более нельзя забивать в нее гвозди.

12. Те, кто зажигают свечи возле Стены Плача, не должны ставить их на Стену, так как этим они коптят и загрязняют ее, и также преступают запрет тем, что пользуются ей. Следует поставить свечу на некотором расстоянии от Стены.

13. Когда приходят к Стене или прощаются с ней — обнимают и целуют ее камни. Раньше был обычай, что каждый, приближающийся к Стене, снимал обувь.

14. Следует остерегаться, чтобы не стоять к Стене спиной, разве что для молитвы, например при произнесении куплета «Бои бэшалом» в Кабалат Шабатили коаним при благословении. Когда человек уходит от Стены, он должен сделать это, повернувшись к ней боком, а не спиной.

15. Молитва в этом месте принимается лучше всего, ведь там — Врата Небес, и молитва у Котеля — из глубины сердца. Всякий, у кого тяжело на душе, идет к Западной Стене, молится там и изливает душу. Существует традиция, что молитва у Котеля не бывает впустую.

17. Есть такие, кто придерживается обычая молиться у Западной Стены минху в пятницу, кабалат шабат,молитвы мусаф субботы и праздников, маарив, Эйху и Кинот Девятого Ава. Раньше был обычай молиться в дни постов и говорить Кинот Девятого Ава у могилы пророка Захарии в долине Йеошафата, у подножия Масляничной горы, и затем подниматься на гору, чтобы увидеть оттуда место Храма и оплакивать его разрушение. Рав Ай Гаон каждый год, в праздник Суккот поднимался из Вавилона в Иерусалим, и вместе со спутниками семь раз обходил в Ошана Раба Масличную горуи говорил определенные главы из Теилим.

18. Жители старого Иерусалима должны выполнять заповедь Видуй маасер (исповедь десятины) во последний день праздника Песах в четвертый и седьмой год Шмиты (семилетнего цикла) возле Западной стены — остатка Храма. Тот же, кто не может сделать это у Западной стены, должен постараться по крайней мере выполнить заповедь внутри Старого Иерусалима, который свят больше, чем вся другая Земля Израиля. И да будет воля Всевышнего, чтобы Храм был отстроен вскорости, в наши дни, амен.

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Одноклассники

 

toldot.ru

Западный камень — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Западный камень

За́падный ка́мень — монолитный каменный блок, образующий часть нижнего уровня Западной стены в Иерусалиме.

Западный Камень представляет собой монолитный каменный блок, образующий часть нижнего уровня иерусалимской Западной стены, называемой также Стеной Плача, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Камень виден в тоннеле этой стены, к северу от арки Уилсона. Наряду со своим предположительным ровесником, трилитоном Баальбека, он является одним из самых крупных монолитов, созданных и перемещённых людьми в древности[1].

Масса Западного камня оценивается в 517 тонн. Его длина составляет 13,6 метров, высота 3 метра, расчётная ширина 3,3 метра[2].

Достоверной, однозначно признанной научным сообществом точки зрения на место происхождения, технологию заготовки и доставки Западного камня в настоящий момент не имеется. Однако известно, что он расположен в тех рядах кладки Стены Плача, которые традиционно относятся к временам Ирода Великого[3]. Необходимый тогда строительный материал — блоки известняка — предположительно добывался в расположенном неподалёку карьере[4]. Вместе с тем существует гипотеза, согласно которой нижние, самые массивные блоки, существовали и находились на своём месте ещё до начала строительных работ Ирода. То есть их происхождение и время установки неизвестны[2].

  1. ↑ The Stones of the Western Wall // Website Thekotel.org Архивировано 9 декабря 2007 года.
  2. 1 2 Jol H.M., Bauman P., and Bahat D. Looking into the Western Wall, Jerusalem, Israel. // Proceedings of the Eleventh International Conference on Ground Penetrating Radar (GPR 2006), June 19 — 22, The Ohio State University, Columbus, Ohio, USA
  3. ↑ Стена Плача // Сайт Guide-israel.ru
  4. Lefkovits Etgar Archeologists find 2nd Temple quarry // Jerusalem Post, 12 сентября 2007

ru.wikipedia.org

Встретимся у Стены плача… 2000 лет спустя

С. Путилов. Просите мира Иерусалиму. М., Благо, 2006

Знаменитая «Стена плача», протянувшаяся на двести метров — все, что осталось от величественного иерусалимского храма, разрушенного в 70 году н.э. римским императором Титом в наказание за мятеж евреев. Свое необычное название она получила поскольку, здесь иудеи уже две тысячи лет оплакивали гибель своей главной святыни. Причем даже плакать-то на этих руинах им и то разрешалось не всегда. Пол века спустя после гибели Иерусалима и храма, город был обращена в римскую колонию и переименован в «Colonia Aelia Capitolina». Вход иудеям сюда был строго запрещен. На месте иудейской святыни были воздвигнуты языческие капища. Что и вызвало новый взрыв негодования в народе.

Едва император Адриан, направлявшийся в Афины, покинул город, в нем вспыхнуло восстание под предводительством Бар-Кохбы («сына звезды»), почитаемого среди восставших как Мессия. Поначалу восставшим сопутствовала удача, и им даже удалось одержать победу в нескольких столкновениях с римлянами. Однако после убийства Бар-Кохбы их дух сломался, и восстание было подавлено. В наказание иудеи были изгнаны из Иерусалима полностью и навсегда, а разрушенный до основания город римляне вспахали плугом, стирая его, таким образом, с лица земли. С тех пор у евреев при прощании друг с другом вошла в поговорку фраза: «в следующем году в Иерусалиме!». Ждать этой встречи пришлось долго – две тысячи лет.

Гибель храма и Святого Города предсказал еще задолго до этих событий Господь. Как пишет евангелист: «и вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Пророчествовал Христос и о грядущей гибели Иерусалима от руки римлян. Вот что говорится об этом в Евангелии о Луки: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем. И сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих; Ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя ото всюду, И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19:41-44). Так и получилось в наказание за отвержение Сына Божия, Иерусалим был разрушен, а евреи рассеялись по свету.

Затем на протяжении веков, на этом месте находился мусульманский квартал, что также сильно затрудняло иудеям доступ к своей святыне. Только в 1967 году, после присоединения всего Иерусалима к Израилю арабские постройки перед Стеной были снесены и сейчас на этом месте расположена довольно обширная площадь, по которой гуляют многочисленные туристы и верующие. Придя сюда в пятницу вечером, понимаешь каково значение этого места для религиозных евреев: после захода солнца на площади перед Стеной Плача собираются массы празднично одетых людей, пришедших сюда из расположенного поблизости еврейского квартала и пением встречают наступление «шаббата» – «священной субботы». К ним присоединяются одетые во все черное ортодоксы из Меа Шеарим. Все поют песни и молятся, прося у Бога мира Иерусалиму и благ своим родным.

Эта радость вполне объяснима — процесс собирания евреев не был легким и уже тем более быстрым. Принятие христианства Римской империей в IV веке мало, что изменило в судьбе евреев. На сей раз, народу — «христоубийце» было запрещено посещать Иерусалим по причинам религиозного характера. Только девятого числа месяца ав им дозволялось подниматься на Храмовую гору (превращенную в городскую свалку), чтобы оплакивать гибель своей святыни и города.

Впрочем, однажды иудеи все же добились права от властей на восстановление храма, но закончилось все полным провалом, причем в буквальном смысле слова. Дело было так. Жестокий гонитель христиан император Юлиан Отступник (IVв.) способствовал возрождению не только язычества, но и иудейства. Щедро одаривая последних, он даже повелел возвести вновь храм Соломона, дабы опровергнуть Иисусово пророчество о разрушении последнего. Однако успешно начавшееся предприятие вскоре было остановлено из-за сильного землетрясения. Рухнувшие стены заживо погребли множество рабочих, а оставшиеся в живых все до одного приняли христианство. Этим Бог показал, что время для восстановления храма, а значит окончания рассеяния, постигшего евреев за распятие Его Сына — еще не пришло.

В пятом веке, благодаря заступничеству императрицы Евдокии, иудеям было вновь разрешено проживать в Иерусалиме. Но затем гонения на них со стороны властей возобновились. Поэтому, когда в 614 году персидские войска под руководством Хосрова II взяли Иерусалим, вырезали все христианское население и разрушили их святыни, а патриарха увели в плен, евреи увидели в персах избавителей от христианского гнета и поддерживали их. За помощь при взятии города завоеватели вернули Иерусалим сынам Израилевым. Все бы так и было, пока у евреев не появился вождь, известный по имени — Нехемия (буквально «утешил Бог»), возводивший свой род к патриарху Иосифу и возомнивший себя Мессией. Когда обман раскрылся, персы передали власть в городе христианскому большинству, а Нехемию и его приближенных казнили. Тем не менее, когда вскоре византийцы во главе с императором Ираклием вновь овладели Иерусалимом, они учинили беспощадную расправу над евреями и изгнали их из города.

Ничто не ново под солнцем. Нынешняя религиозная вражда в Иерусалиме уходят корнями вглубь веков и соблазн «решать» проблемы путем кровавых столкновений в городе, где пересеклись три мировые религии, всегда был особенно силен. Так, в 938 г. мусульмане, а двадцать лет спустя совместно мусульмане и евреи учинили антихристианские погромы, разграбили и сожгли Церковь Гроба Господня, другие христианские святыни. Во время погрома был убит иерусалимский патриарх, а труп его сожжен. Так зарождалась взаимная ненависть, которая переживет века и через крестовые походы, попытки насильственного крещения, Холокост доживет до наших дней, приобретя с появлением еврейского государства в 1948 году новую форму – антисионизм. При СССР борьба с «империализмом и сионизмом» была даже возведена в ранг государственной политики, Москва слала арабам горы оружия, но те так и не смогли сбросить «народ Божий» в море. Дипломатические отношения между Россией и Израилем были восстановлены только в 1991 году. Сейчас, столкнувшись с угрозой воинственного исламизма, наши страны экстренно наводят мосты в области сотрудничества спецслужб и военно-технического сотрудничества. Но процесс идет тяжело – слишком сильны еще стереотипы десятилетиями отравлявшие отношения между двумя народами.

Стремление евреев припасть к этим древним камням, воткнуть между ними адресованную Господу записочку с сокровенным желанием вполне — не прихоть, а выковавшееся за века стремление. Сначала иудеев хотели лишить святыни вавилоняне, разрушившие первый храм, затем – римляне и крестоносцы. Последняя попытка удалить иудеев от стены – единственного уцелевшего фрагмента храма была предпринята уже в наше время. Как только 14 мая 1948 года была провозглашена Декларация независимости государства Израиль, на территорию страны вторглись армии пяти арабских государств: Сирии, Ливана, Ирака, Трансиордании и Египта. Арабский легион — иорданское воинское формирование под командованием английских офицеров — блокировал Иерусалим с востока, севера и северо-запада. Его солдаты захватили еврейские населенные пункты Атарот и Неве-Яаков и осадили Еврейский квартал Старого города. Подразделения вооруженных сил Египта и иракские федаины подошли к юго-западным окраинам города. Западная, еврейская часть Иерусалима, а также гора Скопус подверглись интенсивному артиллерийскому обстрелу. Несмотря на то, что в ночь с 17 на 18 мая 1948 года еврейским частям удалось прорваться в Старый город, немногочисленные защитники Еврейского квартала, которые несли тяжелые потери в уличных боях с бойцами Арабского легиона, более не могли удерживать позиции. 28 мая Еврейский квартал капитулировал; раненые, женщины, дети и старики были эвакуированы в западную часть города, а защитники квартала взяты в плен.

По условиям первого соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве ООН 11 июня 1948 года, Восточный Иерусалим, включая весь Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а Западный Иерусалим — под контролем государства Израиль.

Но евреи не имели права приближаться к Стене Плача, синагоги в древнем еврейском квартале — некоторым из них много веков — были осквернены и уничтожены. Часть из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников. Иорданский Арабский Легион осквернил еврейское кладбище на близлежащей Оливковой Горе, насчитывающее 2500 лет. Через кладбище была проложена дорога от гостиницы Интерконтиненталь к шоссе. Надгробные камни с могил раввинов были использованы для строительства мостовых и уборных. Несмотря на условие, оговоренное в мирном договоре между Израилем и Иорданией, гарантировавшее евреям допуск к их священным местам, фактически иорданцы запретили евреям посещать Стену Плача в Старом Городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе. Так продолжалось до 1967 года, когда в течение недели евреи стремительным ударом нанесли сокрушительное поражение арабским государствам.

При входе в еврейский квартал через Сионские ворота до сих можно видеть следы пуль и осколков на древних камнях, это следы Семидневной войны. Через них-то, преодолевая отчаянное сопротивление арабских войск, и ворвались в Старый город подразделения израильской армии. Завязался бой у Стены плача – последнего остатка Соломонова храма. Наконец 18 мая 1967 генерал Моше Даян ликующе провозгласил: «Храмовая гора взята!» С тех пор этот день празднуется в Израиле как День Иерусалима. Устраивается салют, радостные иерусалимцы с семьями идут через весь город к Котелю (Стене Плача), где собирается многотысячная пляшущая толпа.

Захватив город, евреи не стали мстить арабам. Они просто аннексировали весь Иерусалим, провозгласив его своей столицей. Этот шаг до сих пор не признан большинством государств, включая Россию, поскольку идет вразрез с резолюцией ООН от 1947 города, провозглашающей Иерусалим «открытым городам». Арабы же были потеснены до нынешних границ мусульманского квартала, который все равно продолжает занимать большую часть Старого города. Им даровали израильское гражданство. Но именно с тех пор численное преимущество в Иерусалиме перешло к сынам Израилевым. Сейчас они составляют две трети населения города. Так по данным последней переписи в Иерусалиме проживает 500 тысяч евреев и только 150 тысяч мусульман. Но относительная немного численность палестинцев компенсируется высокой рождаемостью у них, что позволяет делать прогнозы о том, что скоро их будет здесь столько же, сколько и евреев.

Вопрос о статусе Иерусалима остается самой сложной проблемой в арабо-израильских отношениях. Евреи провозгласили его своей «единой и неделимой» столицей, а палестинцы претендуют на придание суверенитета всей «своей» восточной части города. То есть той, где расположены: Гефсиманский сад — место Тайной вечери, древнее еврейское кладбище на Масличной горе, гора Сион, цитадель султана Сулеймана Великолепного и Храмовая гора. Мнения христиан, которых в Старом Городе всего 15 000 и чьи святыни также сосредоточены там, при этом никто даже не спрашивает.

А пока суд да дело Иерусалим, обросший снаружи древних стен современными жилыми кварталами, банками, дискотеками, стал центром притяжения для еврейских репатриантов из различных стран мира. На сегодняшний день наиболее крупными этническими группами среди репатриантов и их потомков являются выходцы из Марокко, Ирака, Ирана, Польши, Румынии, стран Южной и Северной Америки. Много «русских» — выходцев из России и СНГ. Но этот процесс начался не сейчас. Вопреки утверждениям исламских радикалов, отказывающим Израилю в праве на существование, еврейский народ появился в Земле Обетованной не в 1948 году.

В двух тысячелетнюю эпоху рассеяния (галута), последовавшую за распятие Христа, евреи всегда стремились в Иерусалим. И не только стремились, но постоянно жили там. В 438 году, через триста лет после того, как римляне сравняли город с землей, Императрица Евдокия сняла запрет на моление евреев на месте разрушенного Храма. Это событие было воспринято евреями, как важное знамение. Лидеры еврейских общин в Галилее, куда народ бежал после разрушения своей столицы, обратились с призывом к соплеменникам: «Знайте же, что конец нашего изгнания настал!». Они вновь устремились в Иерусалим, и, когда в VII веке персы вторглись в Палестину, евреи в союзе с ними победили византийцев, и в течение последующих трех лет сами правили городом. Но когда в 1267 году знаменитый иудейский богослов Мозес бен Нахман (Рамбан) — приехал жить в Иерусалим, в городе уже оставалось всего два еврея, переживших кошмар монгольского нашествия. Он с учениками вновь возродили еврейскую общину в городе. После этого и до наших дней, еврейское присутствие в Старом Городе Иерусалима не прерывалось ни на один день.

Евреи старались связать свою судьбу с Иерусалимом, несмотря на выпадавшие на их долю неимоверные тяготы и унижения. Отец-иезуит Мишель Науд написал в 1674 году: «Евреи Иерусалима платили большие деньги туркам за свое право находиться там. Они предпочитали быть пленниками в Иерусалиме, возможности наслаждаться свободой, которую могли приобрести где-либо еще. Любовь евреев к своей земле просто неправдоподобна». Только всепоглощающая любовь, которую этот народ испытывал к Иерусалиму, может объяснить их тягу к городу, где само существование их было ужасающим. Английский дипломат Вильям Янг писал в марте 1839 года в своем репортаже, посланном в Лондон: «Еврей в Иерусалиме ценится немногим более собаки — я почти ежедневно слышу о каких либо актах насилия и варварства по отношению к евреям. Дабы продемонстрировать свое полное превосходство над евреями, мусульмане разместили городскую скотобойню на окраине еврейского квартала, тем самым подчеркивая еврейскую неполноценность».
Рассказывают, что Наполеон, на время отбивший Палестину у турок, однажды проходя мимо местной синагоги, услышал доносящиеся оттуда горькие рыдания. Французский император поинтересовался тем, какая беда обрушилась на молящихся. Ему ответили, что те причитают в связи с разрушением в Иерусалиме храма. Удивленный Наполеон заметил, что ему еще не сообщили эту новость. Тогда кто-то сказал, что эта трагедия произошла 1800 лет назад. Потрясенный император произнес в ответ: «Если народ, может так долго скорбеть по поводу разрушения здания, которое никто из его представителей никогда не видел, то без сомнения вскоре настанет день, когда еврейский народ станет свидетелем его восстановления». Это пророчество начало сбываться в 1948 году, когда было провозглашено государство Израиль. Что это произойдет, впрочем предсказывал не только великий завоеватель, но и за тысячи лет до него – ветхозаветные пророки.

Читайте также:

Просите мира Иерусалиму

Когда наша паломническая группа через испещренные пулями и осколками Сионские ворота входила в еврейский квартал Старого Иерусалима, то гид откровенно предупредил: «если в вас плюнут – не удивляйтесь, и не реагируйте». Недавно такой «атаке» подвергся армянский священник. Полиция задержала хулигана, но вскоре отпустила восвояси. Казалось бы пустяк, однако, это лишь один из многих фактов, делающих жизнь христиан в Святой Земле отнюдь не сладкой.

Лучшее вложение на случай конца света

В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается.

Спаситель и бульдозер

Христиане всегда хотели молиться здесь, поскольку Спаситель не только вознесся отсюда, но и, согласно преданию, в этом же месте спустится с неба в следующий раз. Служить в восьмигранной часовне неподалеку, которую византийский император Юстиниан построил над реликвией – отпечатком стопы Христа на камне, православные христиане могут лишь раз в год.

Иерусалим между прошлым и будущим

Если ты не иудей, израильтяне относятся как к врагу. Но я решил, что это мой путь, христианство — моя вера. Я не могу принять иудаизм. Поэтому в мои планы входит покинуть Израиль. Я надеюсь, что рано или поздно все же смогу уехать из этой страны. Здесь я никогда не смогу чувствовать себя свободным.

Между войной и рэкетом

Как же живется здешним христианам? Судите сами — последние пол века библейские места, не переставая, лихорадит от жестокого арабо-израильского конфликта. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшихся между двух огней. Едва в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же схватились друг с другом.

Виа Долороза

Здесь начинается знаменитая Виа Долороза, Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи.

 

«Чернопиджачники» против Иешуа

Вопреки репрессиям все больше людей обращаются ко Христу и в самом Израиле. Миссионеры организации читают проповеди, раздают на улицах христианскую литературу, несмотря на чинимые препятствия, сопряженные порой с риском.

 

www.pravmir.ru


Смотрите также