Чехов снял со стены ружье


Чеховское ружьё — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2020; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 февраля 2020; проверки требует 1 правка.

Чеховское ружьё  — принцип драматургии, согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены; в истории не должно появляться элементов, обманывающих ожидания аудитории тем, что никогда не играют роль в дальнейших событиях. Этот принцип Антон Павлович Чехов часто повторял, начиная с 1889 года, с некоторыми вариациями[1][2][3].

Впервые он написал эту метафору Александру Лазареву-Грузинскому 1 ноября 1889: «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.»[4][5][6] Чехов подразумевал здесь монолог в первом водевиле Лазарева «Старый друг», посчитав его излишним и не имеющим отношения к остальной части пьесы[7]. Позже И. Я. Гурлянд указал, что записал подобные слова Чехова летом того года: «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его.»[8][9][7]

  • Красная сельдь (англ.)русск., привлечение внимания к определённому элементу, чтобы отвлечь от более важного
  • Макгаффин, предмет, вокруг обладания которым строится фабульная сторона произведения, и о котором по ходу действия зачастую забывают
  • Предзнаменование, сюжетный ход, предполагающий включение намёков на дальнейшее развитие событий
  • Бритва Оккама, принцип, который гласит, что «не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости»
  • Рояль в кустах — искусственный поворот сюжета, неуклюжая, явно заранее подготовленная «случайность», выдаваемая авторами за экспромт.
  1. Бицилли, Пётр Михайлович. Творчество Чехова (Опыт стилистического анализа) // Годишник на Софийския университет. Историко-филлогически факултет : журнал. — София, 1942. — Т. 38. — С. 1—138.
  2. ↑ Daniel S. Burt (2008), The Literature 100: A Ranking of the Most Influential Novelists, Playwrights, and Poets of All Time, Infobase Publishing 
  3. ↑ Valentine T. Bill (1987), Chekhov: The Silent Voice of Freedom, Philosophical Library 
  4. ↑ № 707 // Чехов А. П. ПСС в 30 т. Письма. Т. 3. Октябрь 1888 — декабрь 1889. — М.: Наука, 1976. — С. 273.
  5. ↑ Leah Goldberg (1976), Russian Literature in the Nineteenth Century: Essays, Magnes Press, Hebrew University, с. 163 
  6. ↑ Quotations by Berlin (неопр.). ox.ac.uk.
  7. 1 2 Гитович Н. И. Примечания к письму 1 ноября 1889 // Чехов А. П. ПСС в 30 т. Письма. Т. 3.
  8. ↑ Арс. Г. [И. Я. Гурлянд]. Из воспоминаний об А. П. Чехове // Театр и искусство. — 1904. — № 28, 11 июля. — С. 521.
  9. ↑ Ernest J. Simmons, Chekhov: A Biography, Chicago: University of Chicago Press, 1962, p. 190. ISBN 0-226-75805-2

ru.wikipedia.org

Слова песни Feduk - Культурный агрессор

слова песни Feduk - Культурный агрессор

В мире топовый тренд, русский народ - агрессивная нация.
Нам нужен весь мир, наш главные девиз - это пить и драться.
Не буду разубеждать, бить тревогу неуместно -
Мы и так давно захватили весь мир, мы - научный, культурный агрессор!

Чехов снял со стены ружье, сказав "Я театральный классик!"
Достоевский махнул топором и заставил весь мир читать себя.
Эйзенштейн на своем броненосце нагло въехал в кинематограф,
И на каждый оскароносный фильм он поставил свой личный автограф.

Банда русских сезонов Дягелева захватила весь старый свет.
Заставила всех аплодировать стоя, любить до трясучки русский балет.
Шаляпин, грозя большим кулаком, заставлял встречать себя с криками.
Бородин запугал черных реперов, так что они стали петь князя Игоря.

И бежит человек, уши заткнув, чтобы не слышать звуков,
Тут его догоняет русский ученый с криком "Стоять, сука!"
Менделеев нависнут испуганным химиком, чтоб учил он таблицу.
Мечников, с теорией иммунитета штурмом берет мировые больницы.

Можайский придумал свой самолет и заставил весь мир летать по небу.
Шухов придумал, как делать бензин и заставил машины есть только это.
Попов выбивает в квартире дверь, бросив радио в обывателя,
За ним из варик несет телевизор и ставит на стол у кровати.

Рядом Павлов спускает собаку, командует взять ей премию Нобеля;
Саундтреком к этому громко звучит уже всем знакомая опера:
Улетай Улетай

Если кто-то еще не вкурил - поздно брать детей и бежать в подвал;
В Антарктиде и то первым русским был Беллинсгаузен флаг втыкал.
Вам не скрыться, не убежать от нас - мы везде, куда бы вы не уехали!
Даже в космосе в тысячи световых лет вы услышите наше "Поехали!"

Feduk: слова других песен исполнителя

slovapesen.com

Копипаста:Если на стене висит ружье — Lurkmore

Если в фильме Леонида Гайдая на стене висит ружье, то каждый житель пост-советского пространства знает как минимум семь цитат про это ружье.

Если в фильме Девида Линча на стене висит ружье, то оно выстрелит в середине, что должно подразумевать, что оно выстрелило в начале, хотя мы об этом узнаем в самом конце. И еще оно убило Лору Палмер.

Если в фильме Альфреда Хичхока на стене висит ружье, то оно всем своим видом нагнетает саспенс.

Если в фильме Майкла Бэя на стене висит ружье, то оно обязательно взорвется.

Если в фильме Мартина Скорсезе на стене висит ружье, то из него будет стрелять Леонардо Ди Каприо или Роберт Де Ниро.

Если в фильме Сергея Эйзенштейна на стене висит ружье, то до Эйзенштейна НИКТО И НИКОГДА не снимал ружье висевшее на стене.

Если в фильме Такеши Китано на стене висит ружье, то знаток японской культуры сможет отметить, что оно висит по всем правилам театра Кабуки.

Если в фильме Терри Гиллиама на стене висит ружье, то оно висит там не одно, а впридачу с ней ещё два М16, семьдесят пять брикетов C-4, 5 пачек с патронами для этого ружья, и целое море гранат, сигнальных ракет, пустых магазинов...

Если в фильме Квентина Тарантино на стене висит ружье, то оно стреляет очередями и ядовитыми разрывными патронами.

Если в фильме Родригеса на стене висит ружье, то оно стреляет очередями, которые в два раза длиннее чем у Тарантино, яд в два раза ядовитее, а разрывы в два раза разрывнее.

Если в фильме братьев Вачовски на стене висит ружье, то ЕГО НЕТ. Как, впрочем, и стены.

Если в фильме Стенли Кубрика на стене висит ружье, то оно будет неспешно вплывать в кадр под музыку Рихарда Штрауса.

Если в фильме Вуди Алена на стене висит ружье, то в фильме обязательно будет какая-нибудь тонкая ироничная шутка про Чехова и евреев. А скорее всего только про евреев.

Если в фильме Джима Джармуша на стене висит ружье, то оно просто там висит. Оно ничего не символизирует, оно ничего не значит, оставьте это ружье в покое!

Если в фильме Гая Ричи на стене висит ружье, то за этим последует биографическая вставка, из которой мы узнаем, что это за парень такой и откуда у него взялась такая странная кличка — «Ружье».

Если в фильме Педро Альмадовара на стене висит ружье, то у него есть больной СПИДом отец-трансвестит-проститутка в коме. И это нормально.

Если в фильме Тима Бертона на стене висит ружье, то его играет Джонни Депп.

Если в фильме Джеймса Кэмерона на стене висит ружье, то на съемки этого ружья в разных ракурсах и на компьютерные спецэффекты сцены с ружьем на стене было потрачено около 50 миллионов долларов.

Если в фильме Никиты Михалкова (раннего) на стене висит ружье, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить, потому что это экранизация Чехова.

Если в фильме Андрея Тарковского на стене висит ружье, то оно будет сниматься 17 минут, одним планом и через сепию.

Если в фильме со Стивеном Сигалом на стене висит ружье, то плохие парни не успеют даже посмотреть в его сторону.

Если в фильме Федерико Феллини на стене висит ружье, то в конце карлик-клоун будет резать им торт для толстой бабы-виолончелистки.

Если в фильме Эмира Кустурицы на стене висит ружье, то в конце пьяные медведи будут танцевать под музыку Бреговича и палить из него в воздух.

Если в фильме Федора Бондарчука на стене висит ружье, то у Сергея Бондарчука оно висело на стене гораздо лучше.

Если в фильме Николаса Виндин Рефна на стене висит ружье, то оно снято в неоновой эстетике.

Если в фильме Кристофера Нолана на стене висит ружье, то это сон во сне.

Если в фильме Уве Болла на стене висит ружьё, то это худшее ружьё, которое вы когда-либо видели.

Если в «Санта-Барбаре» на стене висит ружье, то что с ним в конце концов произойдет, узнают только ваши внуки.

Если в фильме Яна Шванкшмайера на стене висит бесформенный кусок пластилина, бабушкины спицы и говорящий носок, то поначалу сложно будет понять, что это и есть то самое ружье.

Если в фильме Джорджа Лукаса на стене висит ружье, то оно не убивало твоего отца. ОНО И ЕСТЬ ТВОЙ ОТЕЦ!!!!!


Если в аниме на стене висит ружье, то это либо брутальный робот–трансформер, либо кавайная говорящая няка, либо вибратор озабоченной сисястой школьницы.

Если в фильме Павла Лунгина на стене висит ружье, то оно напоминает про загадочную русскую душу.

Если в фильме Валерии Гай Германики на стене висит ружье, то оно курит, пьет, ругается матом и делает аборты.

Если в сериале «Улицы разбитых фонарей» на стене висит ружье, то на нем висит два «глухаря».

Если в фильме Девида Финчера на стене висит ДВА ружья, то в конце окажется что это ДВУСТВОЛКА.

Если в фильме Ларса фон Триера на стене висит ружье, то оно не висит на стене, а нарисовано мелом на полу.

Если в фильме Питера Джексона на стене висит ружье, то оно из мифрила.

Если в фильме Тинто Брасса на стене висит ружье, то ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ В КАКОМ МЕСТЕ оно окажется в конце.

Если в индийском фильме на стене дворца Раджи висит ружье, то оно по особой родинке узнает своего брата, который все это время висел на стене бедняцкой лачуги и все будут танцевать и петь.

Если в фильме Френсиса Форда Копполы на стене висит ружье, то с его помощью кому–то сделают предложение, от которого тот не в силах будет отказаться.

Если в фильме с Арнольдом Шварцнегером на стене висит ружье, то его послали сюда из будущего, чтобы убить Сару Коннор.

Если в мексиканском сериале на стене висит ружье, то Хуан Педро захочет пристрелить из него Хосе Игнасиоса на зло Марии, но он потеряет память и забудет где оно собственно висит.

Если в негритянской комедии на стене висит ружье, то оно пердит и курит травку.

Если в фильме Киры Муратовой на стене висит ружье, то (томным и пафосным голосом) порох давно уже отсырел…

Если в фильме с музыкой Энио Морриконе на стене висит ружьё, то в конце фильма из этого ружья убьют главного героя и увертюра будет продолжаться 15 минут.

Если в фильме с Шоном Бином на стене висит ружьё, то Шона Бина из него застрелят на втором часу фильма.

lurkmore.to

Ружьё Чехова — Posmotre.li

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chekhov's Gun. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Нельзя ставить на сцене заряженное ружьё, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать. »
— Из письма Антона Павловича Чехова к литератору Александру Лазареву-Грузинскому от 1 ноября 1889 г.
« Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить. »
— Распространённый вариант
« Если на стене висит ружьё, в третьем акте оно должно выстрелить. »
— Более изящно
« Если в индийском кино на стене висит ружьё, в третьем акте оно станцует и споет. »
— Шутка
« Если в книге сказано, что герой положил в карман ключи, так и знайте: или сопрут, или потеряет. В жизни так бывает далеко не всегда. »
— Козьма Прутков-инженер (Владимир Савченко)
Динозавры зрят в корень

Чеховское ружьё — литературная техника, суть которой состоит в том, чтобы в начале истории вскользь упомянуть о чём-либо и не раскрывать его значения до самого конца. На самом деле Антон Павлович имел в виду совсем другое: не стоит включать в историю элементы, не являющиеся необходимыми. Но его слова были поняты неправильно.

Часто цитата о ружье Чехова всплывает в дискуссиях о сюжетных дырах.

Во многих ранних пьесах Чехова использовалась техника повторного указания. Она состоит в том, что в истории периодически упоминается персонаж или объект, кажущийся при первом упоминании незначительным, но в конце неожиданно оказывающий влияние и развязку.

Иногда зрителю могут специально тыкать под нос ружьём, намекая, что оно всплывёт в дальнейшем, однако делают это ради ломки ожиданий.

Литература[править]

  • «Вечный зов» — эксплуатация тропа. Когда домой возвращается сын, который сотрудничал с немцами, отец вешает на стену ружьё.
  • «Осколки Сампо» Дмитрия Овсянникова. Ножи в руках героев. И упомянутые вскользь в начале романа амулеты из медвежьих зубов, которые Тойво и Антеро получают перед уходом в путешествие:
« Да возьмите и это — ведун извлёк из-за пазухи два амулета — медвежьи клыки длиной с палец, надетые на тонкие шнурки из конского волоса, — от зверья хищного убережёт. У чудовища взял я их много лет назад, не у медведя — у хийси в медвежьей шкуре. »
  • М. и С. Дяченко, трилогия «Маг дороги»: в первом томе, когда Королевство отправляется в путь, Лена замечает одиноко стоящую женщину, которая смотрит вслед их процессии. Больше об этом речь не заходит до третьего тома, в котором эта женщина, пусть и не желая того, устраивает всему Королевству веселую жизнь.
    • Там же в начале книги Лена хочет задать старшему магу, Лансу, неудобный вопрос, но в последний момент, струсив, спрашивает про первое пришедшее в голову заклинание. Ланс отвечает, и в конце книги это знание спасает Лене жизнь.
    • Там же, когда Королевство обосновалось на новом месте, король Оберон предлагает Лене дать имя реке, и Лена называет её Лансом — в честь погибшего мага и воина. В третьем томе, когда Лене нужно обратиться к любому воину, оставившему этот мир, не используя некромантию, она обращается к Лансу через реку.
  • В. Каверин, «Два капитана» — размокшие письма, которые герой читает в детстве, «выстреливают» больше одного раза.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — во второй книге Тейзург дарит Полю Лагайму «клинок жизни», который позволяет убитому (или самоубившемуся) им человеку сохранить память и все способности в последующем рождении. Сам Тейзург ранее пользовался такими ножами много раз, чтобы оставить врагам свой хладный труп и вернуться для страшной мести через 15—20 лет, а куда «выстрелит» этот нож, пока один автор знает…
    • В третьей книге шутки ради присутствует прямая отсылка к тропу. Маг Гренто по прозвищу «Дурной глаз» видит на стене трактира старинный топор и говорит: «Как сказал один критик, если в первом акте пьесы на сцене висит топор, значит в последнем кому-то…» Тут его затыкают задолбанные такими сглазами спутники, однако на утро это чуть было не происходит.

Фанфики[править]

  • Фанфик по Soul Eater, Soul Eater:Broken Soul. Владение Келли Фазбер обеими руками и хороший интеллект, Пробивной Анализ души у Саманты Фазбер, приобретённый иммунитет к ядам у Нами Катаомои.

Кино[править]

  • «Смерть ей к лицу» — буквально: оружейный шкаф в доме Эрнеста и Мэдлин. Мы видим его несколько раз по ходу фильма, а потом Мэдлин достаёт дробовик из него и использует, чтобы пробить дыру в Хелен.

Телесериалы[править]

  • «Мандалорец» — Гриф Карга показывает Мандо спрятанные за пазухой слитки бескара, которыми с ним расплатились за услуги посредника имперцы. Этот бескар позже спас Грифу жизнь, когда Мандо выстрелил ему в грудь из бластера.
  • «Доктор Кто» — отрубленная в начале второго сезона рука Десятого (не волнуйтесь, он потом новую отрастил за счёт энергии регенерации), которая после эпичнейше «выстреливает» в финале четвёртого: Доктора подстреливает возникший из ниоткуда далек, что впоследствии заставило Доктора начать процесс регенерации (что подразумевает полное изменение внешности и личности). Но тут на помощь пришла именно эта самая рука: Доктор скопировал с неё ДНК, что позволило ему регенерировать, при этом сохранив свой облик и характер. После эта же рука, сохранив часть регенерационной энергии, дала Донне интеллект Повелителя Времени и породила Мета-Кризис Доктора, являющийся наполовину Повелителем Времени и наполовину человеком.
  • «Sex Education»:
    • 1 сезон — «свитер Чехова», в смысле, свитер Отиса.
    • 2 сезон — если психотерапевт ведет записи, то их должен кто-то прочитать.

Мультфильмы[править]

  • «Зверополис» — клубни ядовитого растения, украденные в первой части мультфильма лаской-жуликом. А ещё ягоды черники. И вообще, к огромному удовольствию взрослых зрителей, здесь хватает развешанных по стенам ружей, которые затем весьма метко стреляют, а ручка с диктофоном — так вообще палит очередями.

Мультсериалы[править]

  • «Вселенная Стивена» — во время первого разговора с Перидот Стивен говорит, что не является единственным землянином, и для примера перечисляет нескольких знакомых. Пару сезонов спустя Аквамарин и два Топаза прибывают на Землю для захвата этих людей.
    • Также Аквамарин спрашивала людей: «Это ты мой папа?» Просто Стивен упомянул и его, но имени не назвал.
  • «Харли Квинн» — во время попытки первого самостоятельного ограбления Харви сорвала бар-мицву племянника Пингвина. За это этот племянник 8 серий спустя «заказал» Харви.

Видеоигры[править]

  • Metro: Last Light: по ходу игры мы встречаем на станции бронепоезд красных. Во время обороны Д6 они разносят этим поездом баррикаду ордена.
  • Metro Exodus — как узнаёт игрок из медицинской карты в начале игры, у Артёма группа крови АВ(IV) Rh+, позволяющая ему быть универсальным реципиентом. Это очень пригодилось ему в конце игры, при переливании крови от всего экипажа «Авроры».

Производные тропы[править]

Штампы. Явления и идеи
Эффекты Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка
Законы Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Власть — это сила • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сортировки крутости в аниме • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Смерть от кармы • Уровень некомпетентности
Явления 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • Анималистическая символика • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный боезапас • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • В будущем одеваются в облипочку • В будущем одеваются как в прошлом • Вам террористы, нам партизаны • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Девочек бьют девочки/Стариков бьют старики • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джентльменское предупреждение • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка • Жанровая ошибка • Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Закадровый момент крутости • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • Злодейский аффект • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • Иммунитет протагониста vs Просто они не герои • Инопланетяне говорят по-русски • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Кнопка берсерка • Кнопка травмы • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Круто и практично • Круто, но непрактично • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мегатонный удар • Меня боялся сам Флинт • Месячных не бывает • Метафизическая броня • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неохраняемый пульт охраны • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Они опять убили Кенни • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь тихих • Осторожно, доброта! • Остров времени • Особая примета • Отомщено временем • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Педаль в пол • Передозировка милоты • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Праздник непослушания/Праздник Фуги • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Приехал не в тот город • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Простое обучение языку • Против биохимии не попрешь • Профессиональный риск ментора • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пустая оболочка • Путь наверх • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Плоская Земля • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Самоубийственная самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Сексуальное равноправие • Серийные образцы никуда не годятся • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком хорош для этого мира • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Старые раны • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Суд Линча • Сюжетная броня • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая непобедимость • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) • Фатальная слабость • Фирменный смех • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Характерный тик • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Эхо могущества • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Языковых барьеров не существует
Неволя

Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты) • КОТ • Мешок на голове/Связали и заткнули • Побег (Выгнан из плена) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Жестокий рабовладелец • Работорговец • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает
Темница сырая: Азкабан • Каземат • Персональная тюрьма • Планета-тюрьма • Тюремная зона

Добровольная неволя: В тюрьме — как на свободе • Защищать свою тюрьму • Не бедный раб • Раса слуг • Собачье послушание • Стокгольмский синдром • Шея мёрзнет без ошейника
Жанровые условности Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс – не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Анатомия свинки Пеппы • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца
Пытки

Безопасная пытка • В конечном счёте ломаются все • Заставили смотреть на пытки • Психологические пытки • Пытки — дело житейское • Пытки портят характер • Пытки ломают личность • Пытки — это серьёзно • Смехотворные пытки

Реакция: Партизанское молчание • Словесный понос от сыворотки правды • Такой психованный, что пытать бессмысленно
Вражда Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья
Двойники

Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон

Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Оборотень • Анимаг) • Мистер Хайд • Операция под фальшивым флагом/Под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец
Мета-явления

Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Национальное порно • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро
Художественный медсправочник: Синдром внезапной смерти в сиквеле • Синдром Дарта Вейдера • Синдром Кларка Кента • Синдром Лайки • Синдром Мэри Поппинс • Синдром хронического героизма • Синдром штурмовика • Синдром Элджернона
Чеховские приёмы: Арсенал Чехова • Вулкан Чехова • Навык Чехова • Предзнаменование • Ружьё Бондарчука • Ружьё всегда здесь висело • Ружьё не для стрельбы • Ружьё подлеца • Ружьё Чехова • Случайное попадание • Стрелок Чехова • Шутка-бумеранг

Басня (Басня без связи • Басня понята неправильно • зелёная басня • красная басня • неудачная басня • неудобная басня • увесистая басня • фантастическая басня) • Вывих мозга • Грызть реквизит (Доить гигантскую корову/Безумная мимика • ЭТО! СПАРТА!/Перейти на КРИК) vs Читать, как пономарь • Знают именно за это • Королева бреется • МТА/МТХ • Моральный закон природы • Никто не смотрит Шекспира • Ошибка позиционирования • Очучеливание • Подавление недоверия • Просочиться в канон • Украсть шоу • Фрейд был прав • Чудо одной сцены • Эффект альфы • Чудо одного трека • Шоковая терапия
Парадоксы Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея
Переборы Такой серьезный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия
Штамп • Основы

posmotre.li

Из чего сделано «чеховское ружье»

Чехов высказывался о своем ружье неоднократно – не только в письмах, но и прилюдно. Например, он обсуждал эту тему с литератором С.Н. Щукиным, которому оказывал покровительство. Уже после смерти Чехова Щукин описал в своих воспоминаниях услышанный от него полезный совет: «Не надо ничего лишнего. Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть».

Молодого писателя Илью Гурлянда Чехов в 1889 году наставлял аналогичным образом: «Если вы в первом акте повесили на сцену пистолет, то в последнем он должен выстрелить… Иначе – не вешайте его». В общем, смысл, казалось бы, ясен и не подразумевает двояких трактовок. Но недалекие литературные критики умудрились привязать «чеховское ружье» к смыслу другого литературного приема – «предзнаменования» (foreshadowing). Хотя концепция «предзнаменования» не является перефразировкой Чехова и, если присмотреться, заявляет о практически противоположной вещи: «Чтобы герой мог снять с крючка ружье и воспользоваться им, сначала его нужно туда повесить», – в том смысле, что автору следует заранее предупреждать зрителя или читателя, что у героя есть ружье. Иначе, если оружие появится словно из ниоткуда и сразу начнет палить, это будет выглядеть жульническим трюком, подобно вынутому из рукава тузу. Именно эту идею в итоге стали называть «чеховским ружьем», отчего классик, наверное, не устает переворачиваться в гробу (хотя насчет правильности самой идеи, надо полагать, он вряд ли стал бы спорить).

«Предзнаменование» существовало в западной литературной традиции и раньше. Но путаница привела к тому, что «чеховское ружье» стало теснить его и сегодня большинством людей считается чем-то вроде синонима – лишь самые настырные критики борются с этой подменой понятий, предлагая не выворачивать мысль русского классика наизнанку. Всем остальным яркий пример с ружьем настолько нравится, что в массовой культуре идею «предзнаменования» уже много лет принято объяснять именно через него. Исконный же смысл, который вкладывался в «ружье» самим Чеховым, сегодня подзабылся.

Кадр из фильма "Назад в будущее"

Профессиональные драматурги упирают на то, что «предзнаменование» – более правильный термин, поскольку он четко и ясно формулирует суть явления. В частности, под «знамением» подразумевается некая деталь, которой зритель первоначально не придает значения, но впоследствии она может стать важным элементом истории, сыграть ключевую роль в сюжете (иначе говоря – да, «выстрелить»). Предзнаменование может проскользнуть в виде фразы во вроде бы шутливом диалоге, который по ходу сюжета обретет для зрителя совершенно новое значение, в форме «случайной» песни по радио, в отрывке новостей по телевизору и, конечно, в виде какого-нибудь предмета, вроде бы ради украшения висящего на стене, тоже. Задача сценариста состоит в том, чтобы вставить «обещание» в кадр как можно незаметней. Например, когда в начале «Назад в будущее» по радио передают новости о террористах, укравших плутоний, мы еще не знаем, что дальше по ходу действия главные персонажи столкнутся и с плутонием, и с террористами. Но когда это происходит, у зрителя срабатывает необходимый эффект узнавания: «А, знаю, слышал про этих ребят, да». Когда сумасшедшие старики в хоррорах типа «Пятница, 13-е» начинают пугать приехавших на отдых подростков завываниями «Вы все умрете!» – можно не сомневаться, позже окажется, что дедушка был не такой уж и псих.

Специалистами выделяется три основных типа предзнаменования: а) когда нам демонстрируют некий объект, функции которого прояснятся позднее; б) когда намекают на особый навык или талант у кого-то из персонажей; в) когда упоминают нечто важное для понимания мотиваций и дальнейшего поведения героя.

Хорошим примером объектов, которые позже «выстрелят», являются гаджеты, вручаемые Джеймсу Бонду перед каждым заданием, – мы понятия не имеем, как он их будет использовать, но, конечно, в трудную минуту они ему пригодятся. Еще пример: в «Челюстях» никто не придает значения валяющемуся под ногами баллону с кислородом, о который спотыкается Броди, но зато когда он впоследствии использует баллон, чтобы убить гигантскую акулу, никто уже не задается вопросом, откуда этот баллон вообще взялся.

Особые навыки тоже не должны браться «ниоткуда». Если у персонажа есть скрытые таланты – хорошим тоном считается хотя бы намекнуть о них по ходу дела, иначе это будет «рояль в кустах», в который никто не поверит в нужный момент. Скажем, в прологе комедии «Маска» не просто так вставлен эпизод с собачкой: главный герой Стэнли просит своего любимца найти ключи от машины, и тот их приносит. Вроде бы ничего особенного, но этот отрепетированный трюк очень пригодится впоследствии, когда собака поможет Стэнли сбежать из камеры, притащив ключи.

Не менее важны и мотивации. Флешбэк-эпизод «Криминального чтива», являющийся отсылкой к прошлому боксера Бутча и рассказывающий историю часов его отца, помогает понять, почему он готов рискнуть ради них жизнью. Не будь этого эпизода, зритель бы нашел поведение Бутча неадекватным: да подумаешь, какие-то часы! Но «предзнаменование» ставит все на свои места. Предсказать поведение героя может даже брошенная походя фраза, которая сразу все про него объясняет. Бад Фокс в «Уолл-стрит», поговорив с могущественным бизнесменом по телефону, в двух словах объясняет приятелю свою жизненную программу: «Знаешь, о чем я мечтаю? Оказаться однажды на другом конце провода». Так что нам уже не приходится удивляться, что ради исполнения этой мечты он готов даже преступить закон.

Все это классические «ружья», которые стреляют без осечек, то есть работают на сюжет, делая его логичным и правдоподобным. Хотя бывают и такие намеки, без которых фильм ничего не потерял бы. Например, в «Людях в черном» в кадре появляется таракан – это сигнал о том, что вскоре на Землю пожалует таракан куда покрупней. Два таракана никак не связаны, и первый вполне может быть выброшен без ущерба для второго – просто с «предсказанием», конечно, получается красивей. Флешфорвард, помещаемый в пролог фильма или сериального эпизода, также часто является необязательным знамением, вставляемым чисто для сенсационности и разжигания зрительского любопытства (так, например, в начале «Титаника» мы видим затонувший корабль, а затем уже узнаем, что с ним случилось).

Кадр из фильма "Крестный отец"

Предзнаменование может быть закопано и гораздо глубже, находя выражение в неких предметах, в сюжете вовсе не участвующих. Например, в «Крестном отце» подсказкой работали апельсины – каждый раз, как они возникали в кадре, это был намек, что сейчас прольется чья-то кровь. В ремейке «Безумного Макса» таким маркером было изображение черепа (возможно, большинство зрителей этих подсказок не заметили, но, безусловно, они работали на подсознательном, эмоциональном уровне). В «Бешеных псах» намек на то, кто из гангстеров является полицейским стукачом, засунут прямо в кадр в виде оранжевого воздушного шарика (а персонажи, как мы помним, называют друг друга кодовыми «цветными» именами). Вы ведь видели этот шарик?

Типичным примером фильма, в котором первые полчаса состоят из одних сплошных предзнаменований, являются «Типа крутые легавые» Эдгара Райта – в DVD-здании даже есть специальная секция с фактами, подробно разбирающая, к чему было сказана та или иная фраза и какое отражение она позже нашла в сюжете. То же касается другой ленты Райта – «Зомби по имени Шон». Что и говорить, развешивать подсказки стало модно настолько, что без злоупотреблений не обходится.

Но предзнаменование – все же техника достаточно тонкая: если слишком явно тыкать зрителю в глаза каким-то предметом, даже дурак догадается, что это неспроста, и знамение превратится в грубый спойлер. Неудачный подбор актеров тоже может обернуться спойлером – ежу понятно, что если Джонни Депп в начале фильма пьет кофе за столиком на заднем плане, то он еще «выстрелит» впоследствии, ведь такой видный актер на роль серенького статиста никогда бы не согласился. С другой стороны, режиссеры, зная, что прием несколько поистрепался и зрители в последнее время склонны видеть подсказки даже там, где их нет, уже наловчились дурить аудиторию «фейковыми ружьями»: специально суют им под нос какую-то отвлекающую деталь, направляющую по ложному следу (такую обманку американцы зовут red herring – букв. «копченая селедка»), и в итоге, конечно, это ружье не стреляет, а стреляет совсем другое, на которое никто и внимания не обратил.

На тему ружей не устают шутить как писатели-юмористы, склоняющие чеховскую сентенцию на все лады (напр.: «Если в фильме Тинто Брасса на стене висит ружье, то ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, В КАКОМ МЕСТЕ оно окажется в конце»), так и кинематографисты: например, канадская драматическая комедия Стефана Лефлера «Континенталь – фильм, в котором нет ружья» прямо в названии декларирует отказ от «чеховского» принципа. Зачем предупреждать всех о том, чего нет? Надо понимать, таков тонкий канадский юмор. Внеся эту необязательную деталь, авторы убили сразу двух зайцев: подкололи классика и одновременно обезопасили себя от возможных претензий начитанных киноманов: мол, понимаете, друзья, про ружья мы в курсе, но решили обойтись без них. Вместе с тем в качестве специфического «знамения» название работает отлично – ведь всё правда, никаких ружей в фильме нет, и зритель получит именно то, о чем был предупрежден.

Кадр из фильма "Континенталь – фильм, в котором нет ружья"

Выражение о чеховском ружье стало крылатым, и это хорошо: знание законов драматургии зрителям еще никогда не вредило. Хуже то, что старательные режиссеры-середняки порой используют подсказки без всякой меры, развешивая «ружья-знамения» в каждом своем фильме, хотя далеко не всякий сюжет этого требует – в результате на экране появляются ненужные спойлеры, а сам прием потихоньку превращается в набор штампов. Но что уж поделать – в массовом искусстве без штампов никуда.

Возвращаясь к истинному значению советов Антона Палыча, заметим, что сам Чехов позволял себе время от времени использовать нестреляющие ружья (вписывал в произведения детали, не имевшие видимых последствий). Но Чехов был не просто хорошим писателем, он был гением. А гениям, как известно, можно все.

www.film.ru

комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.

длиннопост режиссеры ружье Чехов 
Подробнее
«Если в первом акте пьесы но стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить». А. П. Чехов Если в фильме Тима Бертона на стене висит ружье, то его играет Джонни Депп. Если в фильме Альфреда Хичхока на стене висит ружье, то оно всем своим видом нагнетает саспенс. Если в фильме Дэвида Линча на стене висит ружье, то оно выстрелит в середине, что должно подразумевать, что оно выстрелило в начале, хотя мы об этом узнаем в самом конце. Если в фильме брата и сетры Вачовски на стене висит ружье, то его нет. Как, впрочем, и стены. Если в фильме Квентина Тарантино на стене висит ружье, то оно стреляет очередями и ядовитыми разрывными патронами. Если в фильме Стенли Кубрика на стене висит ружье, то оно будет неспешно вплывать в кадр под музыку Рихарда Штрауса. Если в фильме Дэвида Финчера на стене висит два ружья, то в конце окажется что это двустволка. Если в фильме Гая Ричи на стене висит ружье, то за этим последует биографическая вставка, из которой мы узнаем, что это за парень такой и откуда у него взялась такая странная кличка — «Ружье». Если в фильме Джеймса Кэмерона на стене висит ружье, то на съемки этого ружья в разных ракурсах и на компьютерные спецэффекты сцены с ружьем на стене было потрачено около 50 миллионов долларов. Если в фильме Федерико Фелини на стене висит ружье, то в конце карлик-клоун будет резать им торт для толстой виолончелистки. Если в фильме Тинто Брасса на стене висит ружье, то вы не представляете, в каком месте оно окажется в конце. Если в фильме Фрэнсиса Форда Копполы на стене висит ружье, то с его помощью кому-то сделают предложение, от которого тот не в силах будет отказаться. Если в фильме Чарли Чаплина на стене висит ружье, то об него обязательно кто-то споткнется и упадет лицом в торт. Если в фильме Федора Бондарчука на стене висит ружье, то у Сергея Бондарчука оно висело на стене гораздо лучше. Спасибо за внимание. Мне пришлось выбрать только некоторые варианты судьбы ружья, потому что все бы не влезло:) P.S. Если в фильме Джорджа Лукаса на стене висит ружье, то оно не убивало твоего отца. Оно и есть твой отец!
длиннопост,режиссеры,ружье,Чехов,Антон Палыч

Еще на тему

Развернуть

Похожие темы

Похожие посты

joyreactor.cc

Чеховское ружье у разных писателей — Литературный клуб "Бумажный слон"

Всем нам хорошо известен принцип чеховского ружья в литературе. Если кто забыл, или не знал:

Чеховское ружьё — принцип драматургии, согласно которому каждый элемент повествования должен быть необходим, а несущественные элементы должны быть удалены; в истории не должно появляться элементов, обманывающих ожидания аудитории тем, что никогда не играют роль в дальнейших событиях. Этот принцип встречается в переписке Антона Павловича Чехова несколько раз, с некоторыми вариациями:

«Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть.»

«Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать.» — письмо Чехова Александру Лазареву-Грузинскому, 1 ноября 1889 года. Здесь «ружьё» — это монолог, который Чехов считает излишним и не имеющим отношения к остальной части пьесы.

«Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе — не вешайте его.» — И. Я. Гурлянд. Из воспоминаний об А. П. Чехове.(Wikipedia)

Итак, если бы ружье висело у разных писателей:

Если у Чехова на стене висит ружье, то оно точно выстрелит.

Если у Достоевского на стене висит ружье, то им изнасилуют хромую сиротку.

Если у Фета в начале стиха на стене висит ружье, то в конце с ним обязательно пойдут на охоту в свежий, весенний лесок, где звонким серебром играет водица в ручейке, а птицы! Ох! Ну что за птицы! Взять бы их пение, да заключить в янтарную слезу и унести с собой навсегда!

Если у Толстого на стене висит ружье, то оно никогда не выстрелит, потому что из-за ненужного описания ружья на 13 страниц весь порох отсырел.

Если у Лукьяненко на стене висит ружье, то за ним откроется вход в параллельный мир.

Если у Пелевина на стене висит винтовка, то он весь роман будет бл*дь доказывать, что это них*я не винтовка, а алинтовка, за*бали путать, долбо*бы, бл*дь.

Если у Стивена Кинга висит ружье, то через двадцать семь лет оно повиснет вновь.

Если у Паланика на стене висит ружьё, то герой пошебурит им у себя в жопе и слижет со ствола баребухи, крича, что в этом виновато общество потребления.

Если у Акунина висит ружье, то оно принадлежало Эрнсту фон Дорну, предку Эраста Петровича Фандорина, чиновника особых поручений при генерал-губернаторе. Из ружья была застрелена Агафья Петровна Смолжевникова, девица тридцати шести лет, вдова.

Если у Солженицына на стене висит ружьё, то оно непременно принадлежало лагерному узнику, жертве советского режима.


Если у Гомера на стене висит ружьё, то это потому, что боги его туда повесили. Не трогай.

Если в Игре Престолов на стене Далекого Севера висит ружье, то оно в итоге окажется наследником трона Семи Королевств.

Если в Гарри Поттере висит ружье, то в нее заключен кусок души Волан-де-Морта. А затем оно достанется Гарри. А через десять лет Роулинг напишет, что ружье было черным геем.

Если ружье висит у Г. Г. Маркеса, то оно принадлежит несомненно Хосе Аркадии Буэндии. А какому именно — предстоит разобраться.

(Часть материала взята из паблика ВК "развращенная интеллигенция")

litclubbs.ru

Что такое чеховское ружьё и как его правильно использовать?

Среди самых известных литературных законов так называемое правило чеховского ружья занимает первое место по распространённости. Необязательно быть профессиональным писателем, чтобы знать об этом законе, о нём рассказывают ещё в школе. Антон Павлович Чехов по праву пользуется авторитетом как классик русской литературы, его пьесы и рассказы имеют огромное значение для мировой культуры. Почему его драматургический дар стал своеобразным эталоном?

Литературный приём

Произведения Чехова являются противоположностью так любимого всеми экшена. Кажется, что ничего особенного не происходит, быт и рутина, его персонажи не заламывают поминутно руки, не побеждают драконов. Неумолимая притягательность его пьес и рассказов напоминает течение спокойной реки, но в глубине происходит нечто, глобально влияющее на судьбы персонажей.

В чём же заключается закон чеховского ружья? В частной переписке Чехов неоднократно упоминает про лишние детали, не влияющие на развитие фабулы произведения, и настаивает на их устранении из сюжета. Ружьё — это лишь метафора, а не буквальная двустволка, из которой непременно кто-то выстрелит. Это ёмкий образ, подразумевающий что угодно, от монолога до акцента на предмете интерьера.

Рояль в кустах

Классические чеховские ружья должны стрелять, иначе в их существовании нет никакого смысла. Этот приём позволяет избежать неожиданно материализовавшегося предмета или волшебным образом проснувшегося навыка. Например, в начале повествования мы узнаём о том, что герой был скаутом и умеет разжигать огонь без спичек, а ближе к концовке эти умения помогают ему победить в сложных обстоятельствах. Без упоминания об этих талантах неожиданно прорезавшиеся навыки выглядят фальшиво, классическим «роялем в кустах», который случайно оказался там, где его ожидали найти. Читатель справедливо чувствует себя обманутым, и впечатление от рассказа оказывается испорченным.

Пример фальшивого ружья

Литературные приёмы настолько разнообразны, что было бы ошибкой применять только один. Мы можем полагать, что перед нами типичное чеховское ружьё, автор время от времени акцентирует на нём внимание, и мы ожидаем, что оно вот-вот выстрелит. Но внезапно оказывается, что это классическая «копчёная селёдка». На английском это звучит как red herring.

Суть приёма заключается в том, чтобы отвлечь внимание от настоящего ружья. Читатель восклицает: «Вот это поворот!» — никто не ожидал, что этот скромный и еле замеченный момент окажется определяющим. Почему селёдка? Считается, что это из приёмов псовой охоты, когда собак сбивают со следа сильно пахнущей приманкой.

Виды чеховских ружей

В некоторых случаях под этим термином объединяют предзнаменование, а также включают сюда классический макгаффин. Здесь литературоведы могут спорить о допустимости такого объединения значений, но с точки зрения обычного читателя или зрителя действительно очень похоже. Чеховский закон о ружье на стене предполагает, что некий предмет или событие должны повлиять на судьбу персонажей. Предзнаменование действует примерно таким же образом, но в качестве предупреждения — читатель чувствует, что атмосфера сгущается. Классический пример - это зловещий знак, который обязательно встречается героям в фильме ужасов как раз перед тем, пока они ещё не открыли таинственную книгу или не свернули за мрачную дорогу, затянутую туманом.

Макгаффин же может быть только предметом. Он, так или иначе, становится центральным стержнем, на который наматывается сюжет. Классический макгаффин — таинственный светящийся объект в чемоданчике из фильма «Криминальное чтиво». Зрителю так и не объяснили, что это такое, зачем оно нужно и почему этот предмет настолько важен. Это не играет роли, существенным является только отношение персонажей к этому предмету.

Синдром синих занавесок

Что означает чеховский закон о ружье и чем оборачивается маниакальное стремление ему следовать? Дело в том, что литература не может опираться только на один художественный приём, это обедняет произведение. Лучшим вариантом будет использование совокупности приёмов, так верное сочетание ингредиентов в результате превращается в деликатесное сложное блюдо. Если же сделать «ружьё» иконой, то неизбежно срабатывает так называемый синдром синих занавесок или СПГС — синдром поиска глубинного смысла.

Согласно этому явлению, автор не может указать в своём произведении детали, в которые не вкладывалась бы какая-то таинственная суть. Любому предмету и явлению приписываются свойства чеховского ружья. Почему у героини в комнате висят синие занавески? Это наверняка символизирует трагедию её жизни, глубинную тоску, подкрадывающуюся депрессию, или на худой конец её задушат этими занавесками в конце рассказа. Иначе автор просто не имеет права упоминать и сами занавески, и их расцветку. Разумеется, это не так. Речь идёт просто о занавесках, это другой художественный приём — помощь визуализации, причём ценности чеховского правила про ружье он совершенно не противоречит.

fb.ru

ружье на стене / Мария Шурухина

Всем привет!  

Меня зовут Мария Шурухина и я понемногу раскрываю секреты "авторской кухни" для НАЧИНАЮЩИХ писателей

Наверное, каждый слышал, как про какую-нибудь книгу говорят: «Автор повесил ружье на стену, а оно так и не выстрелило». 

Какое ружье? И к чему оно автору, если он, к примеру, пишет дамский роман, а вовсе не детектив? 

Поговорим об этом огнестрельном оружии?

️ Этот литературный прием увидел свет из переписки Антона Павловича Чехова. Поэтому термин звучит полностью как «Чеховское ружье». Чехов писал: 

️ «Все, что не имеет прямого отношения к рассказу, все надо беспощадно выбрасывать. Если вы говорите в первой главе, что на стене висит ружье, во второй или третьей главе оно должно непременно выстрелить. А если не будет стрелять, не должно и висеть». 

️ «Нельзя ставить на сцене заряженное ружье, если никто не имеет в виду выстрелить из него. Нельзя обещать». 

️ «Если вы в первом акте повесили на стену пистолет, то в последнем он должен выстрелить. Иначе - не вешайте его». 

️ Чеховское ружье - принц

author.today

Ружьё на стене

«Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить». А. П. Чехов
Как бы этот знаменитый чеховский закон повел себя в фильмах легендарных режиссёров? Вполне можно предположить, что из этого получится.

Итак:

О ружье, висящем на стене в фильме Леонида Гайдая , каждый житель постсоветского пространства знает как минимум семь цитат.

Ружье на стене в аниме - это либо робот-трансформер, либо кавайная говорящая няшка, либо вибратор озабоченной школьницы с огромными сиськами.

В фильме Тима Бертона висящее на стене ружьё играет Джонни Депп.

В фильме Валерии Гай Германики ружьё, висящее на стене, курит, пьет, ругается матом и делает аборты.

В фильме Павла Лунгина ружье напоминает о загадочной русской душе.

В фильме Альфреда Хичхока висящее на стене ружье всем своим видом нагнетает страх и ужас.

В фильме Дэвида Линча висящее на стене ружье выстрелит в середине, что подразумевает, что оно выстрелило в начале, хотя мы об этом узнаем в самом конце. И да, еще оно убило Лору Палмер.

В фильме Такеши Китано ружье висит по всем правилам театра Кабуки.

В фильме брата и сестры Вачовски (они же "братья Вочовски") если на стене висит ружье, то его нет. Как и самой стены, кстати.

В фильме Квентина Тарантино висящее на стене ружье стреляет обязательно очередями из ядовитых разрывных патронов и страстно желает убить Билла.

В фильме Стенли Кубрика ружье неспешно вплывает в кадр под музыку Рихарда Штрауса. Или удивительного Людвига Вана.

В сериале «Улицы разбитых фонарей» на висящем на стене ружье висит два «глухаря».

В фильме Вуди Алена на стене висит ружье, то в фильме обязательно будет какая-нибудь тонкая ироничная шутка про Чехова и евреев. Или только про евреев.

В фильме Джима Джармуша ружье на стене просто висит. Оно ничего не символизирует. Оно ничего не значит. Отстаньте от него!!

В фильме Дэвида Финчера на стене висит обязательно два ружья, но в конце окажется, что это двустволка.

В фильме Ларса фон Триера ружье на стене будет меланхолично танцевать в темноте.

В фильме Гая Ричи после кадра с висящим не стене ружьем обязятельно последует биографическая вставка, из которой мы узнаем, что это за парень такой и откуда у него взялась странная кличка «Ружье».

В фильме Педро Альмадовара у висящего на стене ружья есть больной СПИДом отец-трансвестит-проститутка в коме. И это нормально.Вполне.

В фильме Джеймса Кэмерона на съемки висящего на стене ружья в разных ракурсах и на компьютерные спецэффекты сцены с этим самым ружьем было потрачено примерно 50 миллионов долларов.

В фильме Андрея Тарковского ружье будет сниматься 17 минут, одним планом.

В фильме со Стивеном Сигалом плохие парни не успеют даже посмотреть в сторону ружья, висящего на стене.

В фильме Тинто Брасса вы даже не представляете, в каком месте окажется в конце ружьё, которое преспокойно висело на стене в начале.

В конце фильма Эмира Кустурицы пьяные медведи будут танцевать под музыку Бреговича и палить в воздух из ружья, висевшего на стене в начале.

В фильме Федора Бондарчука висящее на стене ружье висело гораздо лучше у Сергея Бондарчука.

В индийском фильме висящее на стене дворца Раджи ружье по особенной родинке узнает своего брата, который все это время висел на стене бедняцкой лачуги, и все будут петь и танцевать.

В фильме Френсиса Форда Копполы с помощью ружья, висящего на стене, кому-нибудь сделают предложение, от которого тот не в силах будет отказаться.

В фильме с Арнольдом Шварцнегером ружье послали сюда из будущего, чтобы убить Сару Коннор.

О том, что произойдёт с висящим на стене ружьем в «Санта-Барбаре» узнают только ваши внуки.

В фильме Чарли Чаплина о ружье,висящее на стене, непременно кто-то споткнется и упадет лицом в торт.

В мексиканском сериале из ружья, висящего на стене, Хуан Педро захочет пристрелить Хосе Игнасиоса назло Марии, но он потеряет память и забудет где оно, собственно, висит , кто он, собственно, такой и что вообще вокруг происходит.

В фильме Джорджа Лукаса ружье на стене не убивало твоего отца. Оно и есть твой отец!

bugaga.ru

Ружье висит на стене | В России | ИноСМИ

Несмотря на праздничное затишье, в российских политических кругах нарастает напряженность. И она представляет собой естественный продукт той уникальной формы политического театра - имитационной демократии - в которую превратилась политическая система за последние восемь лет.

Официально нынешняя смена власти представляется как процесс, характеризующийся стабильностью, непрерывностью и - пользуясь словом русского самодержавия, которое необъяснимым образом вернулось в лексикон - преемственностью. На всем протяжении избирательной кампании накануне декабрьских выборов в Государственную Думу Кремль повторял как заклинание, что голос, отданный за 'Единую Россию', фактически отдается за курс, который, как считается, проложен президентом Владимиром Путиным.

После того, как Путин назначил своим преемником вице-премьера Дмитрия Медведева, СМИ бросились расписывать их многолетнее - да, некоторые из них использовали это слово - сотрудничество (collaboration). Медведева изображали 'Путиным-лайт', 'младшим братом Путина' и так далее. Некоторые наблюдатели отмечали, что путинские имиджмейкеры научили неловкого и бесцветного Медведева подражать президенту в речи и жестах. После нескольких месяцев спекуляций, когда обсуждались кандидатуры, по меньшей мере, дюжины потенциальных преемников, Кремлю сложно изображать Медведева 'неизбежным' преемником Путина, но администрация продолжает пытаться делать это. В декабре Леонид Поляков из Высшей школы экономики заявил Kreml.org, что тандем президента Медведева с премьер-министром Путиным - это 'фактически закладывание политической стабильности на многие годы вперед'.

Тем не менее, сомнения сохраняются и нарастают. Чем станет 2008-ой для России - годом преемственности или больших перемен?

Отчасти сомнения связаны с другим сюжетом кампании Кремля по передаче власти - нагнетанием страха перед переменами, которые якобы неминуемо приведут к насилию, нестабильности и, возможно, расчленению России. Хотя сценарий декабрьского 'референдума о доверии Путину' был составлен так, чтобы показать, что идея перемен отвергнута, в воздухе продолжает висеть ощущение того, что система Путина не так стабильна, как кажется. Широко распространенные разговоры о конфликте в рядах правящего класса - и существенные ощутимые свидетельства такого конфликта - усиливают впечатление приближающейся угрозы.

Еще одним элементом напряженности является сам путинский стиль политического руководства, стиль, создавший тот политический театр, которым стала Россия. В одном из недавних интервью неизменно колоритный аналитик Глеб Павловский назвал Путина 'автором неопределенности', следующим 'стратегии неопределенности'. Принято считать, что Путин, как правило, проводит политику, создающую ему максимум вариантов в будущем, и то, как он сегодня осуществляет передачу власти, может показаться ярким тому примером. Однако результатом является крайне персонализированная политическая система, лишенная институтов. Как написала в последнем номере журнала Foreign Policy политолог Лилия Шевцова, 'стремление Путина к стабильности через репрессии создало ситуацию, при которой ни он, ни кто-либо другой в России не знает, что произойдет после марта 2008 г.'

В среднесрочной перспективе Шевцова считает источником опасности российскую 'псевдодемократию'. 'Имитационные демократии... служат лишь дискредитации либеральных демократических институтов и принципов, и живущие при них граждане в какой-то момент могут действительно выбрать настоящую 'железную руку'. Эту опасность нельзя игнорировать в контексте возможного недовольства в так называемом клане чекистов и практически тотального господства государства в СМИ и институтах гражданского общества.

Опасения перед тем, что преемственность - не выбор, также разжигаются заявлениями о том, что у экономического благосостояния России слабое основание. Страна мало сделала для того, чтобы сбросить с себя зависимость от экспорта энергоресурсов, а высокие доходы от этого экспорта позволили чиновникам и компаниям избежать необходимых реформ и закамуфлировать неэффективность. Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин призвал бизнес к проведению 'фундаментальной модернизации технической базы' в ближайшие четыре года по мере поэтапного отказа от контроля за внутренними ценами на энергоносители.

Вскоре правительство начнет либерализацию политики использования части средств, помещенных в стабилизационный фонд. В связи с этим уже звучат предостережения о том, что любой неверный шаг может вызвать серьезное ускорение инфляции. Конфликт вокруг этих миллиардов мог бы усилить напряженность между имущими, которым будет выгоден контроль над деньгами, и неимущими, которые больше всех пострадают от нового витка инфляции.

А подрыв Путиным демократических принципов и легитимности властей может сделать страну еще более уязвимой перед такими ударами. 'Подлинное благосостояние основывается на демократии, на уверенности в том, что твои решения и твои права будут надежно защищены законом', - отмечает аналитик Денис Драгунский. Игорь Бунин из Центра политических технологий также подчеркивает уязвимость страны перед социальными волнениями и возлагает вину на имитационную демократию. При системе Путина 'нет институтов: ни политических, ни социальных, способных обеспечить стабильность и благосостояние'.

Одна из максим драмы, приписываемая Антону Чехову, заключается в том, что, если в начале пьесы на стене висит ружье, то до занавеса оно должно выстрелить. Павловский, описывая нынешнюю стадию российского политического театра, обращается именно к этому образу. 'Ружье повешено на стену, - заявил он Kreml.org. - В принципе, спектакль могут прервать на самом интересном месте. Может войти пожарник, снять ружье со стены и унести. Либо маньяк перестрелять самих зрителей'.

Роберт Коулсон - аналитик по России для радио 'Свободная Европа' / радио 'Свобода'.

_______________________________

Кто такой Дмитрий Медведев? Что будет с Россией, если он станет президентом? ("The Independent", Великобритания)

Россия Медведева в сравнении с Россией Путина ("The Washington Post", США)

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru


Смотрите также